↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Было
К 1891 году, 50-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова готовилось иллюстрированное собрание его сочинений. Среди художников был И.И. Шишкин, оформлявший в числе прочих стихотворение «На севере диком стоит одиноко…». Так в 1890 году была написана картина «На севере диком…», получившая свое название по первой строчке стихотворения. Рассмотрим ее подробнее.
На переднем плане картины мы видим немолодую заснеженную сосну, растущую на неприступном скалистом утесе. Падающий справа-сверху, из-за края картины, лунный свет придает сосне некую таинственность и загадочность. И в то же время она выглядит очень одинокой — эту иллюзию усиливает «простор» на заднем плане и затененная долина неизвестных размера и глубины. Дополняет общую атмосферу картины и предрассветное небо на ней. Оно не однотонно, на нем есть редкие облака, однако они словно не имеют никакого отношения к сосне, не разрушают ее одиночество.
При взгляде на картину я словно ощущаю царящий на ней мороз — вероятно, этому способствует то, что она написана в холодных тонах. Также я ощущаю простор, как тот, что открывается за утесом, и это только усиливает основное чувство — одиночество. Чувствую я и некоторую гордость за сосну, за то, что она смогла вырасти на этом утесе, не сломавшись под ветром.
Стало
Спустя время t=50 лет с момента смерти единицы углеродной формы жизни М.Ю. Лермонтова были объединены в одно произведение x сочинений данного индивида и N < x иллюстраций. k-я иллюстрация, название которой — «На севере диком» — тождественно первой строчке соответствующего стихотворения, была создана единицей углеродной формы жизни И.И. Шишкиным. Проанализируем данную иллюстрацию.
На переднем плане находится дерево (обозначим его «сосна») высотой h и среднего возраста t1. Оно располагается на состоящем из камня утесе. Из-за края картины под углом 45 градусов к горизонту падает лунный свет, из-за которого сосна выглядит на 60% таинственно и загадочно. В то же время сосна на 40% выглядит одинокой, поскольку процент ее одиночества усиливает большая площадь, приходящаяся на задний план иллюстрации, и преимущественно находящаяся в тени долина некой глубины H и ширины L (при этом H >> h и L >> h). Также общая атмосферность иллюстрации прямо пропорциональна предрассветному небу (при этом цвет неба непостоянен). На небе находится некоторое малое количество облаков n, которое не уменьшает процент одиночества сосны.
При визуальном контакте с иллюстрацией у меня возникает субъективное ощущение низкой температуры T на ней, так как на иллюстрации присутствуют исключительно холодные тона спектра. Коэффициент ощущаемого мной одиночества b прямо пропорционален площади простора S в пространстве за утесом (т.е., поскольку S велико, b также велико). Также я ощущаю гордость за сосну, т.к. она успешно развилась, но при этом не произошла неупругая деформация под воздействием силы ветра F.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|