↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Отзывы... Самая желанная вещь на Фикбуке. Самая разнородная, самая спорная и самая редкая даже в сравнении с фемслешем или «годными работами».
Они бывают огромными и крохотными, полными обожания и ненависти, долгожданными и не очень, по делу и флуд с троллингом...
Какие-то работы так и пестрят ими буквально в день своего появления, а какие-то, чуть ли не размещённые в день рождения сайта так и не сыскали пользовательских эмоций...
Многие авторы часто жалуются, что отзывов у них или нет совсем или очень мало. Часть из них, не обделённая читательским вниманием, возмущена качеством этих самых отзывов: то слишком маленькие, то чересчур большие, то чересчур добрые, то излишне критичные, а то и вовсе флуд с троллингом — забыв, что у кого-то даже таких комментариев нет вообще или они на вес антивещества. Просто же надо поныть, как читатели обленились и не пишут под работами того, что нужно.
У читателей же есть другая проблема, особенно обострившаяся с появлением возможности у авторов удалить неугодный отзыв. Зачем они будут что-то писать, если они понятия не имеют, что нужно автору, и не удалит ли тот в один щелчок труд двух часов (отзывы на пять страниц при всём желании и быстром наборе за пять минут не пишутся), который просто жалко? Поэтому часть читателей, не зная, чего ожидать от авторов просто их не пишет, хотя сказать под работой им есть что.
А авторы вновь начинают песню про отсутствие отзывов.
Такое вот сумбурное введение. А теперь...
...Несмотря на возможность удаления комментария и неизвестную авторскую реакцию пользователь всё же решился хоть что-то написать под работой, но что это? Пальцы застывают над кнопками, а мозг судорожно ищет подходящие слова.
Во-первых, читатель должен помнить, что как автор не обязан писать и выкладывать на сайт свой труд, так и он имеет право читать и не читать работу, писать и не писать отзывы под ней. То есть, если нет желания писать отзыв и читателю просто нечего сказать — так его писать не стоит. Читатель автору ничем не обязан.
Во-вторых, придётся опровергнуть один из современных фикбучных мифов про отзывы. Отзыв и критика — понятия не равнозначные. Читатель имеет право как откритиковать работу рецензией на страниц десять с различными примерами, ссылками и прочее, так и написать буквально на пару предложений или даже слов, что текст ему понравился или нет. Так называемые критические отзывы — это только разновидность комментариев и как ни странно это звучит, уместны они не всегда и даже их не обязательно писать по какой-то определённой схеме с рассмотром всех аспектов работы и обязательной подбадривающей ноткой.
Авторам обычно очень приятно увидеть ободряющий детальный комментарий, но и небольшое предложение про то, что работа понравилась — тоже ценно. И нет ничего плохого даже в том, что отзыв к работе немного отойдёт от неё. Нет, флуд, конечно, зло, но ведь ничто не запрещает обсуждать поднятые работой проблемы?
В-третьих, отзыв не обязательно должен быть положительным. Не стоит вымучивать из себя добрые улыбки и ободрения, если хочется от работы плеваться. Тут немного поможет выставленное отношение к критике: если автор не приемлет никаких критических замечаний, то можно не мучить себя и отзыв не писать; если автор любит только мягкую критику — читатель должен подумать, а сможет ли он высказать своё негативное мнение достаточно мягко, способен ли он найти в той работе плюсы помимо того, что «автор же старался» и «тема оригинальна», если нет — то тут тоже лучше промолчать и не мучать себя с написанием отзыва; если автор терпим к любой критике или не указано отношение к ней (приравниваю эти два варианта к одному, так как сомневаюсь, что «кто-то нежный и трепетный» забудет воспользоваться указанием, куда критикам идти), то здесь читатель волен высказать всё, что он думает о работе, без переходов на личность автора и откровенной брани с чувством собственного превосходства.
Кратко данные пункты успешного написания отзыва можно описать так:
— читатель имеет право отзыв и не писать;
— писать отзыв действительно нужно только при желании его написать и если есть что сказать;
— отзыв не обязательно должен быть километровым и разбирать произведение по всем аспектам критики;
— отзыв не обязательно должен быть положительным.
Если помнить, что стандарта на написание эталонных отзывов не существует, и что авторы в большинстве своём будут рады даже «Нравится. Продочку», то, возможно, психологический барьер на написание отзывов исчезнет. Не стоит гоняться ни за количеством, ни за объёмом, ни даже за информативностью отзывов. Каждый читатель обладает своим индивидуальным мнением, определёнными навыками в письме и равняться на кого-то не стоит. Мир не рухнет, если читатель не сможет от восторга или негодования выдавить из себя даже двух слов, или сможет, но только их. И боготворить огромные отзывы то ли критики, то ли просто личного мнения других пользователей не стоит. Порой комментарий на две строчки может действительно оказаться нужнее и лучше пятистраничного полного воды и цитирования из текста полотна.
Наверное, заметно, что автор этого сумбурного текста считает ценными практически все виды отзывов. Да, это почти так, однако есть те виды комментариев, без которых вполне можно обойтись и на написание которые читателей хотелось бы попросить не утруждаться:
— личные переписки с авторами — не забываем, что это отзывом сложно назвать и часто является оффтопом. Данный вид эпистолярного жанра всё же лучше использовать в личных сообщениях, а не под работами;
— троллинг и флуд — вряд ли эти разновидности отзывов хоть как-то утруждают мозг написавшего их, но они не несут ни для автора произведения, ни для других читателей ровным счётом никакой информации и подлежат даже правилами сайта к удалению. Не стоит утруждаться и писать подобные комментарии;
— спам — замечательно, что читатель хочет популярности, но он не должен забывать, что автору больше интересно мнение читателя о его работе. А не то, какое замечательное произведение написано этим читателем. В отношении комментариев к заявкам — да, автору может и интересно будет посмотреть работы по схожей с его идее, но ни автора заявки, ни подписавшихся на неё людей не интересует левый текст, совсем не близкий к заявке;
— хамство и жутко безграмотные отзывы. Мнение каждого конкретного читателя важно, но он должен не забывать всё-таки о рамках приличия и том, что если его мысль будет невозможно понять из-за множества различных ошибок (конечно, если ошибок не по пять в каждом слове, отзыв всё-таки имеет право на существование). Если читатель не желает это учитывать, то ценность его мнения значительно нивелируется;
Однако также есть ситуации, где всё же стоит, несмотря на необязательность написания комментариев, потрудиться и хоть что-то написать. Автор данного эссе выделяет два таких случая:
— ответы автора текста на комментарии.
— отзыв автора заявки на работу по его идее.
Почему только и именно эти случаи? Потому что захотелось, а если всерьёз: читатели могут ожидать ответы на определённые вопросы, автор текста по заявке интересуется мнением заявителя, от которого может зависеть судьба работы.
Автор текста на комментарии к нему совсем не обязан расстилаться огромными благодарственными ответными отзывами (рекомендация выше), хотя пара слов о том, что автор заметил, прочитал и принял к вниманию слова читателей — приятны комментаторам.
Если сложно ответить на комментарии, достаточно посмотреть, есть ли вопросы, критика или просто благодарности. Можно не писать отдельные отзывы на каждый комментарий. Сборный ответ не через пять минут — это не стыдно. Это просто экономия времени и сил, особенно если учитывать, что не все читатели оставляют отзыв с целью получить хоть какую-то авторскую реакцию.
Нет ничего плохого, чтобы скопом отблагодарить всех людей, написавших, что им нравится работа, ответить одним сообщением на все вопросы (особенно, если они повторяются у комментаторов) и даже не страшно, если вы напишете на критику буквально пару слов, что вы попытаетесь учесть замечания (уж если автор с описанным в критическом отзыве не будет согласен, то гневные слова в отношении критика и фразы в защиту своего творения найдутся сами по себе).
В случае с автором заявки он не обязан комментировать буквально каждую главу каждой работы или восхвалять их — ведь кто-то же написал по заявке! Нет. Если работа не очень понравилась, почему бы не сказать прямо? Если для автора текста заявка всего лишь одна из, и он решил просто нахватать лайков и подписчиков, совсем не утруждаясь над произведением, можно вежливо попросить такого автора заняться чем-то другим или не мучить себя и, высказав единожды отношение к тому тексту, не возвращаться к нему. Примерно то же самое и с заявками с многими исполнениями. Авторы текстов должны помнить как то, что их труды могут не понравиться автору заявки, так и то, что тот просто не в силах прочесть с полтысячи текстов и что-то он может просто упустить или устало отметить лишь одним словом: «нравится» или «нет», что прочитал работу и своё отношение к ней. Даже такой отзыв может быть важен.
После стольких слов об отзывах и том, что не стоит стремиться к некому эфемерному идеалу, попробую всё же составить небольшую и вряд ли полезную инструкцию по тому, как же всё-таки написать отзыв.
Когда вообще лучше отказаться от комментирования:
— Не пишите отзывы только потому, что их надо написать. Ничего путного из этого не получится.
— Не стоит писать отзывы, если вы дрожите над ними и боитесь, что злые авторы не оценят ваших трудов и удалят их. Если вам это так важно — то какой смысл в написании отзывов?
— Не утруждайте себя флудом, троллингом, саморекламой под чужими работами. Просто не надо.
— Не стоит писать полотна критики, если вы не уверены в своих силах защитить свою точку зрения от авторского негатива и его последователей. Тем более не стоит этого делать, если ваш длиннокомментарий призван не помочь автору, а втоптать его в грязь.
Скромные и банальные рекомендации:
— Не стоит читать фанфики и ориджи на бегу. Лучше прочесть произведение в спокойной обстановке. Когда некуда торопиться у вас есть время подумать, понять, что же вы хотите написать, и два слова, которые могли бы быть написаны в спешке, вполне могут превратиться в несколько предложений.
— Не стоит писать отзывы, не выспавшись или глубокой ночью, когда вы устали — мысли путаются, вы упускаете, что хотели написать, опечатываетесь и стремитесь быстрее покончить с этим.
— Не пишите отзывы под наплывом эмоций. Нет, можете написать, но отложите, успокойтесь и чуть позже перечитайте. Эмоции могут как помочь в написании, так и помешать, что слов не найдётся, а на свежую голову лучше думается.
— Не пишите отзывы сразу на сайт. Браузер может закрыться. Может возникнуть ошибка сервера. Может много что произойти, а написать снова комментарий (особенно, если он действительно большой) не так-то просто.
— Грамотность никогда не бывает лишней, как и сами фанфики и ориджи, отзывы к ним стоит пропускать хотя бы через ворд. Маленький грамотный отзыв приятнее большого, но безграмотного.
Идеальных отзывов не бывает:
— Отзыв не обязательно должен быть положительным, но по мере возможностей — вежливым.
— Не стоит стремиться к длинным «критическим» комментариям. Пишите такие отзывы, какие получаются.
И напоследок.
Если действительно будет что сказать, то слова найдутся, даже если их не много и звучать они станут наивно и эмоционально. Главное, что это именно ваши слова, ваше отношение к произведению. Не стоит бояться того, что отзыв будет не таким как надо, главное, чтобы он был, просто был и мог показать отношение читателя к работе, что читатель ждёт продолжения, понравилась ли работа или нет просто так, пусть и без многих предложений аргументации.
Отзыв — это всего лишь (но и это на самом деле не мало) личное мнение читателя о произведении. И нет нужды затаскивать его в какие-то строгие рамки. Пусть он будет таким, каким получается, главное, чтобы от читательского сердца.
Всем авторам, пусть даже и не больших, но тёплых, настоящих отзывов, а читателям работ, от прочтения которых будут зудеть пальцы и слова комментария сами собой будут возникать на экране.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|