↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Давайте представим линейку...
Давайте представим линейку. Обычную деревянную, или же логометрическую. Желающие могут нарисовать данный измерительный прибор на стене цветным баллончиком. Разницы нет. Главное, чтобы она имела два конца-полюса и деления.
Отметим один полюс нашей линейки. Отметим второй. Первый подпишем как канон. Его антагонист — ориджинал. Нетрудно догадаться, что деления линейки — это разновидности фанфиков: от практически каноничных, до таких, которые лишь по ошибке, совершенно случайно имеют строку фэндома, являясь оригинальными произведениями.
Продолжим наш мысленный эксперимент. Попробуем свернуть нашу линейку в кольцо как сантиметр — ведь она придумана нами и мы можем в своей фантазии сделать что угодно.
Итак, начало координат совпало с их окончанием. Канон, послуживший основой для фэндома, соприкасается с ориджиналом.
Да, основа для фэндома в большинстве случаев — оригинальная история. Хоть так бывает и не всегда. Есть оригинальные произведения, которые не имеют своих последователей и не обрастают фанфиками. Есть произведения, которые являясь фанфиком одной истории, становятся каноном для фендома для других.
Потому сама напрашивающаяся мысль «канон = ориджинал, ориджинал = канон» не совсем верна, хоть и действенна в значительном числе случаев.
Вернёмся к линейке. Ведь что такое она? Некая система координат, имеющая один или два конца и минимальный отрезок между точками, по которому проводится счисление. Сколько у нас этих штрихов-градаций от канона к оригинальному произведению? Автор предлагает двенадцать, при этом в их число входят и граничные значения.
Канон.
Оригинальное или не совсем произведение, по которому пишутся фанфики, рисуется фанарт и т. д.
Каноном может являться книга, фильм, анимация, сериал, мюзикл, игра, комикс, серия графических изображений, так как всё это — произведения. Так что фэндомы из категорий другое и известные люди — довольно специфический тип фанфиков, ведь у них просто нет этого самого канона.
Однако, как же так? Эти безканонные сюжеты основываются на несколько другом явлении — фаноне, который в данном случае и выступает каноном, ведь коллективное сознательное или бессознательное отчасти можно считать произведением человечества.
Тем более сам канон имеет два типа: мироцентрический и героецентрический.
Мироцентрический канон — канон, представляющий собой целый мир, который спокойно мог бы существовать и с другими главными героями, и с иными сюжетными перепетиями. Примеры: Гарри Поттер, Властелин Колец, Звёздные войны, Сталкер, и т. д.
Героецентрический канон — канон, который может существовать и узнаваться только при своих героях и активных отсылках на оригинальный сюжет, без чего он рассыпается. К нему можно отнести (как это не прискорбно) большую часть мировой реалистичной и романтической классики, ведь без героев и их историй это всего лишь описание современного классикам мира; огромное число фильмов и сериалов (что такое «Солдаты», «Глухарь», «Друзья», «Элен и ребята» и т. д. без своих героев?) и т. д.
Расширенный верс (не путать с омегаверсом).
По сути, следующая чёрточка нашей линейки очень близко расположилась к канону. Да и как могло быть иначе, если это и есть официально приравненная к исходному канону реальность, которая расширяет его границы.
К примеру, каноном будут являться все книги о Конане-варваре, написанные Говардом, а расширенным версумом — книги-официальные продолжения, написанные его последователями. Или же: канон — шесть фильмов звёздных войн Лукаса. Версум — Расширенная вселенная, являющаяся серией книг (плюс добавим мультсериал «Войны клонов» и множественные игры, если фанфик не по ним в отдельности, где они являются каноном).
Сложно определить будет ли относиться к расширенному версуму или канону группа вселенных марвел, где персонажи разных комиксов спокойно могут оказаться в одном. И в зависимости от ситуации подобные случаи можно рассматривать и как канон, и как расширенную вселенную, и как кроссовер.
Фанон.
Несколько отстранённое деление от стартовой точки, именуемой каноном. Фанон значительно ближе к фанфикам, так как это фанатская реальность, сформированная сознанием множества фанатов, и заключающаяся в фразе «вот так должно быть в каноне, в каноне упустили то, то и это». Представляет собой определённые домыслы и попытки заполнить лакуны в оригинале или исправить те моменты оригинального произведения, которые не удовлетворяют значительное число фанатов.
Примерами проявлений фанона могут служить: Анна Морозова из Тани Гроттер (Кто-то из фанатов придумал фамилию Гробыне, так и пошло гулять по множеству фанфиков), теория индокринации из серии игр Mass Effect (фанатам не угодили концовки третьей части) и из неё же добрые экземпляры Жнецов и три Цитадели (откуда это пошло, автор так и не поняла). К фанону также можно отнести и многочисленные неканонные пары, повторяющиеся из фанфика в фанфик.
Фанон по сути — заплатка поверх канона, и отличается масштабностью. Часто может восприниматься новичками в фэндоме как часть канона, если они не проштудировали сплошь и поперёк оригинал, и может вызвать искреннее недоумение у знатоков канона, какие могут судорожно начать искать подтверждения или опровержения фанона в каноне — вдруг что-то упустили.
Фанфик обыкновенный.
Следующее деление нашей линейки собственно фанфик, как он есть. С миром, героями, сюжетами из канона, расширенного верса и фанона. При хорошем исполнении может потянуть на тот же источник фанона (ведь откуда-то эти заплатки берутся) и расширенную вселенную.
Оригинальных героев нет (разве что случайные мимокродильные статисты), герои в характере, нет никаких перемещений вовне — всё в пределах родной для них вселенной.
Эти истории при хорошем исполнении выглядят как вырезанные части оригинала, им хочется верить, что такое могло быть во вселенной канона. При плохом — авторы крутятся на одном месте, буквально иссушивая данный материал (Попробуйте посмотрите первые десять серий второго сезона "Меланхолии Харуки Судзуми", вот на что это похоже). Те же эмоции, те же слова, те же персонажи, те же места, те же проблемы, те же сюжеты снова и снова... Что канон практически исчерпывает себя и писать просто не о чем (даже само каноничное произведение вполне может потерять в качестве после многочисленного самоповторения во множестве книг цикла, серий фильма и т. д., что говорить о фанфикшне только на основе канона, хоть использование расширенных вселенных и фанона несколько расширяет возможности).
Фанфик с ОС (гамма-тип).
Следующее деление отправляет нас в фанфики с оригинальными персонажами. Почему такими, если есть ещё ООС и АУ? Потому что тут есть оригинальные персонажи. Но они не играют прямо-таки ведущей роли, вполне в духе канона и лишь слегка оживляют картину, позволяя использовать несколько большее число ходов сюжета, чем в истории с полностью каноничным набором действующих лиц.
Пример: в фанфике по Гарри Поттеру появляются студенты по обмену из другой магической школы. К примеру из Америки. Они не главные, они вполне эпизодичны, но та же Гермиона может заинтересоваться учебным процессом за океаном. У Гарри, который остаётся ГГ истории появляется соперник, который может заменить его на месте ловца Гриффиндора... Но и только. Мир, созданный Роулинг не зацикливается на чуждом элементе, а гармонично его использует, чтобы ещё раз показать Хогвардс и его Героев.
Фанфик с умеренным ООС.
Данный тип может сочетать в себе черты предыдуших видов фанфиков: все канонные, или часть неканноных, но суть его не в том. Просто события ещё в пределах канона и ЛОР, а вот характеры героев претерпевают некоторые изменения, но в которые при хорошем обосновании всё-таки можно поверить.
Фанфик с ОС (бета-тип)
Это и попаданцы в мир фандома, и новые персонажи, и вписки, и даже Мери Сью. Важно то, что они действуют практически наравне или даже затмевая героев канона, но мир фанфика соответствует каноническим построениям (собственно канону, расширенному версу, фанону, ЛОР) и персонажи из оригинала всё же встречаются и достаточно активно взаимодействуют с миром и новичками.
Фанфик с АУ и кроссоверы.
Главные герои фендома оказываются в другом мире. Могут быть как в мире придуманном автором фанфика, или же в другом фендоме (кроссовер). При том выделяется отдельная подкатегория текстов, где как вроде бы те же персонажи, но в другом сюжете: невообразимой магией Каноха превращается в Общество душ, где Сакура — Рукия, Наруто — Ичиго, Саске — Исида, Хината — Иноэ, и т. д. Тут важно, что сохраняются характеры, или же изменяются не очень значительно.
Фанфик с адским ООС.
Это более жёсткий вариант. От характеров героев ничего не осталось. Да, внешне это те же персонажи, имена те же и даже тот же мир, но такое чувство, что в шкурах любимых персонажей куча попаданцев.
Фанфик с ОС (альфа-тип).
Тот же мир, тот же ЛОР, но вместо полюбившихся канонов — какие-то посторонние. Но они хоть указаны честно. Да и каноны вполне могут промимокрокодилить. Да и ведь канон же не ограничивается только главными героями? (мироцентрический по крайней мере точно). Можно поставить персонажей в те же условия, как и оригиналов, и сравнить их действия в зависимости с характером, знанием истории, способностями и т. д.
Данный тип может неслабо критиковаться, ведь всегда найдётся кто-то, кто посчитает это «дневниковой фантазией» и Мерисьюизмом, забывая, что не всегда герои имеют первостепенное значение, которое переходит к самому миру.
Она звалась Татьяна, но с Пушкиным ничего общего.
Тут и АУ, и ОС (который вовсе не обязателен в этом случае, и без него жарко) и чудовищный ООС. По сути от канона, оригинального сюжета, ЛОРа и персонажей ничего не остаётся кроме внешности (и то не всегда) и имён героев. Могут, конечно, наличествовать известные по канону романтические и антипатические отношения между носителями знакомых имён, но и это не спасает положение. Порой даже и не понятно, почему явный оридж имеет графу фэндом. Причём тут канон, если какие-то незнакомцы случайно имеют знакомые имена?
Традиционный пример подобного явления «Пятьдесят оттенков серого», которые изначально были фанфиком такого типа по «Сумеркам» Майер, но автор сообразила, что после небольшой переработки (наверно всего лишь изменив автозаменой в ворде Беллу и Эдварда на другие имена), можно получить готовую оригинальную историю, что и проделала, и даже издалась.
Ориджинал.
Наконец мы добрались до другого конца нашей линейки. Итак, ориджинал — оригинальное произведение автора, основанное на его знаниях и фантазии, использующее архетипы, отсылки и штампы. В нём могут мельком упоминаются какие-то фэндомы, их герои, события и особенности, но не более того, ведь это лишь аллюзия, отсылка, пасхалка, а мир, герои и сюжет — уникальная переработка известных автору характеров, историй и реальности. Он вполне при должной проработке может стать каноном для какого-нибудь фандома.
Собственно авторское ИМХО.
Вот наша линейка о двух концах, которую так легко замкнуть в кольцо с односторонним движением. Вот разновидности фанфиков как на ладони. Закончилось наше путешествие.
Однако автор берёт на себя смелость немного покрякать ещё.
Как несложно понять, наиболее спорными разновидностями фанфиков являются «альфа-тип ОС» и «Татьяна...».
И если против грамотно и интересно написанного первого, автор не может сказать ни слова против, только за, то второй тип вызывает чистосердечное недоумение. Зачем связывать оридж по сути с каким-либо фэндомом и давать персонажам чужие имена? Ради просмотров? Ах да, герои же любимые? А смысл, если от канона и любимых героев ничего не осталось кроме имён? Давайте честно — это не фанфики, это ориджи. Я не утверждаю, что им место в дневнике, это просто не фанфики по сути и зачем их насильно ими делать?
Дневников заслуживают собственно дневниковые записи и «автор удовлетворяет похоть с любимчиком из канона». И только. Всё прочее имеет право на существование на ресурсе. Особенно когда на книге фанфиков есть фэндомы основанные на фаноне, и не сказать что без существующего канона истории в них хуже.
Так что всем добра и вдохновения, пусть каждый автор и читатель найдёт для себя интересующую разновидность фанфиков в этой небольшой градации.
-
ЛОР — [?] (дорогие, извините за введение не растолкованного термина, однако своими словами описать сложновато, а поисковики ничего внятного не дают. Это то ли логика канона, то ли предыстория канона, различные упоминаемые параллельно с сюжетом события. Если не сложно дайте определение точнее, а ещё лучше ссылку на оное).
Автор очень старалась разделить существующие фанфики на категории, однако не по всем она могла рассказать много, да и привести примеры, чтобы не обидеть или же не восхититься авторами фикбуковских текстов. Я очень надеюсь, что эта статья была хоть кому-то интересна и полезна, и авторское ИМХО не торчало изо всех щелей.
Если у кого-нибудь есть дополнения — милости просим в комментарии, как и просто что-нибудь спросить или даже откритиковать.
Всем спасибо за внимание.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|