↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
В знаменитой «гугенотской» трилогии Александра Дюма одним из «двигателей» сюжета, который появляется редко, но крайне метко, можно смело называть дуэль. Все, кто перечитывал книги, наверняка представлял себе дуэли в красках. А кто смотрел экранизации, то и вовсе видел все воочию. Но иногда, наверное, все же возникал вопрос о том, насколько картинка в голове или на экране соответствует действительности? Так что же представляло собой фехтование во Франции? Какова его история в XVI веке?
Как и в других странах Европы во Франции фехтованию учили в фехтовальных школах. Для начала стоит сказать, что регулярных фехтовальных школ на территории Франции до XVI века по всей вероятности не существовало. Первые школы (или их подобие) появились в стране благодаря итальянцам. Разделение Италии на государства, которые были не в самых дружественных отношениях между собой, в свою очередь способствовало тому, что мастера фехтования также были между собой на клинках. Некоторые из мастеров, несмотря на то, что в Болонье существовала ассоциация фехтовальщиков во главе с мастером Акилле Мароццо, уезжали из страны, создавая свои школы по всей Европе. Во Франции, даже во второй половине XVI века большая часть школ держалась именно итальянцами.
В первой половине XVI века наставниками и учителями фехтования обычно были немецкие наемники, которые служили французским королям. Именно эта категория военных была наиболее «подкована» в вопросах владения большим видом холодного оружия, а среди офицеров могли быть и члены «Братства Святого Марка» — старейшей профессиональной корпорации фехтовальщиков, возникшей в XIV веке во Франкфурте-на-Майне. Первая книга по фехтованию, изданная во Франции под названием «Благородная наука фехтования на мечах», была очень похожа на старинные книги школ германских земель. Некоторые ее главы были посвящены приемам, которые любили применять члены «Братства Святого Марка». Подобно другим книгам по фехтованию той эпохи, «Благородная наука» является по сути сборником фехтовальных приемов.
Первой истинно французской книгой об искусстве фехтования считается трактат об искусстве боем рапирой дворянина по имени Анри де Сен-Дидье из Прованса. Но несмотря на то, что трактат появился во Франции, он представляет собой собрание иллюстраций с пояснениями приемов и системы, которых придерживались мастера школы Мароццо. Но вне зависимости от того, что из себя представляла книга, встречена она была на ура, поскольку в и в Париже, и во Франции в целом, начинается самый настоящий бум фехтования.
Сен-Дидье в своем трактате, изданном в 1573 году, впервые использовал иллюстративную систему двух персонажей, которые совершенствуются в своих приемах. Бой был представлен как последовательный акт. Любители фехтования с удовольствием погружались в книгу, стараясь постичь науку фехтования. Всего в книге было 64 гравюры, на которых персонажи были вооружены условным оружием, напоминающим меч. Любимым оружием французов того времени был эсток. Также еще в почете был жесткий удар, а укол еще не занял подобающего ему места в техниках фехтовальщиков. Тем не менее в трактате Сен-Дидье имеются явные отсылки к технике Джакомо ди Грасси, который первым описал свойства разных частей клинка в атаке и обороне, а также бою с мечом и кинжалом.
Однако не все последствия были только в положительном ключе. Во второй половине XVI века французы словно сошли с ума. Вскоре после выхода трактата Сен-Дидье обострилась политическая ситуация, но дворяне убивали друг друга не только во имя религиозных принципов и вассальной преданности, но и по совершенно пустяковым поводам. Даже красота женщины стала оцениваться по количеству дуэлей и смертей на них. При дворах Карла IX и Генриха III в большой почет входит система Фабриса и Кавалькабо, итальянских мастеров фехтования, благодаря которым укол все сильнее входит в техники дворян-фехтовальщиков.
Фехтование оказалось востребовано до такой степени, что при Карле IX в Париже появилась «Академия фехтования», получившая позже от Генриха III привилегии. Сам Генрих III был одним из самых искусных фехтовальщиков своего времени. Его учителем по фехтованию был итальянец Сильви, который приступил к своим обязанностям, когда Генрих был еще герцогом Анжуйским.
Но несмотря на то, что французы переняли итальянские техники фехтования, следует упомянуть и о «испанском» влиянии. В первой четверти XVI века было довольно модным у французских дворян имитировать испанский стиль от одежды до владения холодным оружием на испанский манер.
Между 1560 и 1570 годами во Франции начала развиваться собственная школа фехтования, уже отличная и от итальянской. Французы стремятся ни в чем не подражать итальянцам, поэтому изменяется даже форма рапиры. В конце XVI века появляется рапира с коротким и квадратным эфесом и и гардой, состоящей из перекладины, концы которой были загнуты в виде петли непосредственно над крестовиной по обе стороны клинка.
В XVI веке наука фехтования переживала бурное развитие во многих странах, в том числе и во Франции. Благодаря анализу человеческого тела рождаются новые приемы и техники начали усложняться В середине века меч был окончательно вытеснен рапирой, которая будет царствовать почти до середины XVII века. Именно тогда французский стиль фехтования полностью вытеснит итальянский даже на его родной территории, и уже в Париж, а не в Италию при Людовике XIII приезжали учиться фехтованию. Кстати, знаменитый «салют», который мы часто видим в фильмах, скорее всего придумали тоже французы: о фехтовальном reverence в своей книге «Теория и практика боевой и тренировочной рапиры» пишет французский мастер фехтования Бенар Ренне в 1633 году.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|