↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Кельтский цикл о короле Артуре, волшебнике Мерлине, Рыцарях Круглого Стола, Граале, чести и благородстве, верности и предательстве в литературе был популярен всегда. Каждый читатель находил для себя то, что заставляло окунуться в мир Артура и Гвиневеры, Тристана и Изольды, Ланцелота и Галаада, Морганы и Мордреда... В мир, полный коварства и любви, чудес Мерлина, от которых захватывает дух и воображение.
Интерес читателей никогда не иссякнет и именно поэтому все новые и новые авторы устремляются в этот чудесный мир. Одним из таких авторов, не оставшимся в стороне от захватывающих событий, произошедших давным-давно, когда еще было возможно сразиться с драконом, а волшебство внушало уважение, стал Гийом Аполлинер. Выдающийся французский поэт и прозаик начала ХХ века, вошедший в сознание читателей прежде всего как поэт-новатор.
Именно Гийом Аполлинер одним из первых во Франции начал осваивать жанр фэнтези, пытаясь привнести в осмысление современности художественный опыт Средневековья. Он написал множество новелл авантюрно-фантастического характера, став наследником Эдгара По и Эрнста Гофмана и предшественником Марселя Эме и Пьера Буля. Аполлинер развил классическую традицию атеистической литературы, доведя атеизм до абсурда, а религию до чернокнижия. Он был исследователем фривольной и «потаенной» литературы прошлого и публикатором маркиза де Сада. При этом он сам написал несколько порнографических произведений.
«Тучный, но не крупный, бледный, с лицом римлянина, с усами над верхней губой, он цедил слова с несколько надменным изяществом, отрывисто и чуть задыхаясь. Глаза его посмеивались над серьезным выражением лица. А холеными пасторскими руками он, стоило ему заговорить, размахивал, как забулдыга матрос» — именно так описывал поэта и прозаика его друг поэт Жан Кокто.
Главные силы Аполлинера, его время, эрудиция и фантазия, помимо творчества, уходили на работу журналиста и критика искусства. Он вел многочисленные хроники в газетах и журналах, не упуская ни единой мелочи, как в художественной жизни, так и в повседневности. В короткий срок он стал признанным авторитетом в области искусства и литературы.
Его воспринимали по-разному: впечатлительный, наивный и суеверный; тиран и самодур; блестящий собеседник, готовый к шутке; певец меланхолии. Все эти характеристики, смешиваясь, рождали человека, лирику и прозу которого питали два источника: любовь и мистификация.
Мистификации преследовали будущего поэта с самого его рождения: 26 августа 1880 года в римской мэрии был зарегистрирован мальчик под фамилией Дульчини — как ребенок от неназвавшихся родителей.
На самом деле родителями Вильгельма Альберта Владимира Александра Аполлинария Вонж-Костровицкого, а именно так звучало его настоящее имя, были полячка 22 лет Анжелика Костровицкая и итальянский офицер Франческо д’Эспермон. Юный Вильгельм учился в коллежах Монако и Канн, пока его мать испытывала удачу в казино. После коллежа Вильгельм продолжает обучение в лицее в Ницце. И именно там была придумана первая мистификация: Гийом Макабр (Мрачный) — именно на этом варианте остановился Вильгельм — вместе со своим другом Анжем Туссеном-Люка выпускает журнал, в котором помимо стихов публикуются политические статьи.
В 1899 году Вильгельм и его брат Альбер оказываются в пансионате бельгийского городка Ставло, где на свет появился первый серьезный поэтический цикл Вильгельма. Эти стихи, посвященные Марии Дюбуа, увидели свет лишь в 1952 году. Неразделенная любовь к Марии прервалась уже осенью 1899 года, когда Анжелика, оставшаяся в очередной раз без денег, велела сыновьям бежать из пансиона.
На чувства будущего поэта позже не ответили и Линда Молина да Сильва, и Анни Плейден, которая практически бежала от страстного поэта в Америку. После этих событий неразделенная любовь становится лейтмотивом, проходящим через все его творчество.
Между тем первое десятилетие ХХ века становится началом новой эпохи во французской литературе. Во французском обществе создается новый и непохожий на прежний интеллектуальный климат. В искусстве рождаются новые мифы: скорость, механика и осознание в искусстве одновременности самых разных процессов. Начинается эпоха Монмартра, что на долгие годы соединит судьбы «Триумвирата»: художника Пабло Пикассо, поэта Макса Жакоба и Гийома Аполлинера, как отныне зовется Вильгельм.
В 1909 году происходит очередная мистификация Аполлинера: цикл стихов некоей Луизы Лаллан будоражит и восхищает публику почти год, пока обман не надоедает самому мистификатору.
В том же 1909 году тиражом в сто экземпляров выходит первая книга Гийома Аполлинера «Гниющий чародей». В этом, как и последующем произведении «Бестиарий», автор формулирует основной закон своего творчества: он пишет только про себя. В этих двух книгах с особенной силой выразились его страсть к забытым и редким словам, к повседневной жизни, философии и литературным жанрам Средневековья. Но его Средневековье — отчасти карнавальная маска, скрывающая жажду любви и жажду мистификации.
В «Гниющем чародее» Аполлинер вводит в литературный оборот основные образы своей «лирической эстетики»: пропасть между мужчиной и женщиной, одержимость временем, грезы о вечном, одержимость творчеством.
В основу «Гниющего чародея» легла легенда о заточении великого волшебника Мерлина озерной девой Вивианой. В обмен на ложное обещание любви Мерлин делится с девой секретами своей магии, но она, получив знание, заточила волшебника в могиле, где его тело разлагается после смерти физической оболочки Мерлина. Но бессмертная душа волшебника, сына смертной женщины и дьявола, не может умереть и продолжает жить привязанной к гниющему в могиле телу.
При написании этого произведения Аполлинер использовал жанр средневековых споров и диалогов, которые не обладали напряженной интригой и не отвлекали читателя от размышлений благодаря тому, что практически были лишены действия. Привнеся к средневековому жанру поэтику Артуровского цикла и собственные воспоминания о неразделенной любви, Аполлинер создает произведение на стыке прозы и поэзии. Сам автор высоко ценил «Чародея», отмечая, что оно одновременно вписывается «кельтские глубины нашей традиции» и является прообразом будущей новой эстетики.
Перед внимательным читателем проходят образы ищущих Мерлина и не верящих в его смерть. А голос живой души волшебника раздается ночью в темном лесу. В лес приходят персонажи из истории человечества, олицетворяющие мифы, религию, литературу: друиды, которые больше не слышат арфы Мерлина; Моргана, чье сердце по-прежнему принадлежит волшебнику; мяукающее Чудище Шапалю, желающее еды и некоторых знаний; змеи, жабы и совы; призраки трех волхвов с дарами в виде ртути, соли и серы. Колдуны, эльфы, сфинксы с вопросами, на которые лишь Мерлин знает ответы. Друг за другом являются Елена, Медея, Далила — каждая со своей правдой и ложью. И над всеми возвышается сидящая на могильном камне Мерлина Вивиана. Озерная дева, изменившая Мерлину и так и не понявшая, что любовь побеждает смерть. А поэт занимает место волшебника, чтобы восторжествовать над временем. И где-то вдали звучит рог Гавейна...
После «Гниющего чародея» и «Бестиария» был издан «Ересиарх и Ко» — 23 рассказа, объединенных единой идеей: идеей отступления от канонов. В 1913 году выходит самая значительная книга Аполлинера — цикл стихотворений «Алкоголи».
В 1914 году происходит окончательный разрыв между Гийомом Аполлинером и Мари Лорансен, женщиной, с которой поэт прожил пять лет. Разрыву, помимо сложных отношений и несхожести характеров, поспособствовало одно из громких преступлений начала ХХ века: похищение картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» из Лувра 21 августа 1911 года. Уже 7 сентября Гийом Аполлинер, из-за знакомства с основным подозреваемым, был арестован по подозрению в причастности к похищению полотна итальянского местера. Несмотря на доказательства его непричастности и великолепную защиту Гийома его старым лицейским другом Анжем Туссен-Люка, дело было закрыто только в феврале 1912 года. Весь этот период Аполлинер подвергался националистическим нападкам и все сильнее чувствовал свою гражданскую незащищенность, поскольку не имел французского гражданства.
После начала I Мировой войны Гийом Аполлинер поступает на военную службу. Он был зачислен в 38-й артиллерийский полк, с апреля 1915 года находится на театре военных действий, воюет на передовой, повышен в чине и в 1916 году получает французское гражданство. А 17 марта 1916 года, через неделю после этого события, Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда.
Хроника войны и жизни на войне легли в основу книги «Каллиграммы. Стихи Мира и Войны», вышедшей в 1918 году.
Вернувшись из госпиталя Гийом Аполлинер погружается в культурную жизнь Парижа. В 1916 году выходит в свет книга «Убиенный поэт». В июне 1917 года поставлена его сюрреалистическая драма «Груди Тиресия». А через некоторое время со сцены театра «Старая голубятня» Гийом Аполлинер прочел текст «Новое сознание и поэты», ставший, как оказалось позже, его поэтическим завещанием.
9 ноября 1918 года, через шесть месяцев после женитьбы на Жаклин Кольб, Гийом Аполлинер скончался от «испанки» в возрасте 38 лет.
Поэт-новатор, прозаик и журналист, он придумал термин «сюрреализм» и остался в памяти знавших его людей великим мистификатором и чародеем, победившим время. Ведь именно он писал: «Мертвые не исчезают. Та одинокая нетленная тень, что бродила по улицам городка, не менее реальна, чем образы ушедших от нас, запечатленные в нашей памяти, — голубоватые призраки, не покидающие нас никогда».
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|