Примечание
К сожалению, формулы приходится записывать в весьма неудобочитаемом виде — дробь в виде косой черты, sqrt вместо знака квадратного корня, стрелочка (→) означает вектор и т. д.
Сэру Исааку Ньютону и герру Альберту Эйнштейну посвящается
Время. Всем знакомое с детства понятие. Однако далеко не каждый может дать строгое определение: что же такое время? Согласно стандартам официальной науки, время — это мера длительности протекания физических процессов. В классической физике, создателем которой считается великий английский ученый, сэр Исаак Ньютон, время абсолютно: оно во всех инерциальных системах отсчета течет равномерно, с одинаковой скоростью, и притом в одном направлении — от прошлого к будущему. Это означает, что вне зависимости от характера нашего движения (будем ли мы двигаться быстро или медленно, на север или на юг, подниматься в гору или опускаться в подземелье, идти по земной поверхности или лететь по космическому пространству), время будет течь с естественной скоростью и в естественном направлении — от прошлого к будущему. Нет никакой возможности ни повернуть время вспять и вернуться в прошлое, ни обогнать естественный ход времени и забраться в далекое будущее. Классическая механика Ньютона не позволяет в принципе построить машину времени. Путешествовать можно только в пространстве, а о путешествиях во времени остается лишь мечтать...
В одном из таких мечтаний перенесемся в 1887 год, в американский штат Огайо, в город Кливленд. Здесь физики Альберт Абрахам Майкельсон и Эдвард Уильямс Морли провели эксперимент, целью которого была попытка обнаружения существования светоносного эфира — гипотетической среды, заполняющей пространство, которая считалась носителем световых волн. В соответствии с классической механикой Ньютона и преобразованиями Галилея, светоносный эфир должен был увлекаться Землей в направлении ее вращения вокруг Солнца, так что скорость света в вакууме, измеренная относительно неподвижной точки пространства и равная 299792458 метрам в секунду, при направлении движения светового луча по ходу вращения Земли должна равняться 299762678 метрам в секунду относительно Земли, а при направлении движения луча в обратную сторону — 299822238 метрам в секунду (опять-таки относительно Земли). Такие результаты должны были получиться в связи с тем, что в первом случае скорость света относительно Земли должна быть меньше той же скорости, измеренной относительно неподвижной точки, а во втором — больше на величину скорости вращения Земли вокруг Солнца, равную 29780 метрам в секунду. Однако результат эксперимента оказался отрицательным: и в том, и в другом случае скорость света относительно Земли не изменилась ни на один сантиметр в секунду и осталась равной 299792458 метрам в секунду.
Сами авторы не смогли объяснить столь необычный результат эксперимента. В последующие семнадцать лет многие ученые пытались дать различные объяснения этим результатам, но ни одно из них не было признано удовлетворительным. Наконец, в 1904 г. нидерландский физик Хендрик Антон Лоренц предложил преобразования пространства-времени, согласующиеся с результатами эксперимента Майкельсона — Морли и заключающиеся в том, что если одна инерциальная система отсчета движется относительно другой со скоростью v, то время t' во второй системе отсчета связано со временем t в первой формулой t'=t/sqrt(1-v^2/c^2). Это означает, что при движении тела с достаточно большой скоростью, близкой к скорости света, время в системе отсчета, связанной с телом, будет сильно замедляться по сравнению со временем, протекающем в неподвижной системе отсчета. В частности, можно подобрать такую скорость, что "с точки зрения тела" пройдет только пять минут, а в неподвижной системе отсчета — целых сто лет. Блин! Так это же путь, позволяющий построить машину времени и забраться в будущее: едешь в машине в течение пяти минут с околосветовой скоростью, останавливаешься, выходишь из машины и — ура! — приехал на сто лет вперед. Правда, такая машина времени будет обладать существенным недостатком: на ней никак не вернуться обратно в свое время: как нетрудно доказать, преобразования Лоренца не позволяют повернуть время вспять и путешествовать из будущего в прошлое. Итак, в будущее забраться можно, но обратной дороги нет...
В следующем, 1905, году известный немецкий физик Альберт Эйнштейн на основании преобразований Лоренца создал специальную теорию относительности. Из данной теории следовало, что скорость света является максимально возможной скоростью, и движение быстрее света невозможно. Однако математики оспаривали данный вывод: из того, что при v > c знаменатель формулы Лоренца для преобразования времени имеет комплéксное значение, с точки зрения математики не следует, что движение со сверхсветовой скоростью невозможно. Из данного обстоятельства следует лишь, что область применимости преобразований Лоренца ограничена условием v <= c.
Долгое время не удавалось ни обнаружить движение со сверхсветовой скоростью, ни доказать, что такое движение невозможно. Наконец, в 2030 году известный российский астроном, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Пулковской обсерватории в Санкт-Петербурге, профессор Пётр Иванович Сидоров, в результате анализа многлетних наблюдений в шестиметровый телескоп-рефрактор, установил, что туманность Андромеды удаляется от нашей Галактики со скоростью, значительно превышающей скорость света. При этом земному наблюдателю представляется, что указанная туманность, наоборот, приближается к нам со скоростью, меньшей скорости света. Сопоставляя значения истинной и видимой скоростей туманности Андромеды, профессор Сидоров установил, что преобразование вектора скорости при переходе от системы отсчета, связанной с туманностью Андромеды к системе отсчета, связанной с Землей, должно выполняться по формуле v→=-v→/sqrt(v^2/c^2-1), где знак минус при векторе скорости в правой части означает, что вектор скорости туманности в системе отсчета, связанной с Землей, направлен в обратную сторону по отношению к тому же вектору в системе отсчета, связанной с туманностью. Из этого следует, что преобразование времени для той же пары систем отсчета должно выполняться по формуле t'=-t/sqrt(v^2/c^2-1), т. е. при движении туманности Андромеды со сверхсветовой скоростью относительно Земли время в системе отсчета, связанной с туманностью, должно течь в обратную сторону по сравнению со временем, идущим в системе отсчета, связанной с Землей. Поскольку на Земле время идет, как обычно, вперед (от прошлого к будущему), то в туманности Андромеды оно должно поворачивать вспять и идти от будущего к прошлому. А земной наблюдатель видит сначала последующие, а затем предшествующие положения туманности Андромеды в космическом пространстве.
Итак, профессор Сидоров доказал, что движение со сверхсветовой скоростью вполне возможно, и при этом время поворачивает вспять. Три года спустя, в 2033 г., другой российский ученый — доктор физико-математических наук, профессор Волгоградского государственного университета, Василий Карпович Филимонов, смог найти ошибку в работах Лоренца (данная ошибка связана с потерей знака абсолютной величины при извлечении квадратного корня, использованного в процессе доказательства истинности преобразований скорости, расстояний и времени) и уточнить формулы преобразований Лоренца. В частности, формула преобразований Филимонова для времени имеет вид: t'=±t/sqrt(abs(1-v^2/c^2)), причем перед дробью в правой части следует брать знак "плюс" при v <= c и знак "минус" при v > c. При этом в случае v <= c формулы преобразований Филимонова полностью совпадают с соттветствующими формулами преобразований Лоренца, и последние можно трактовать как частный случай первых, с областью применения, ограниченной условием v <= c. Однако при v > c формулы преобразований Филимонова (в отличие от формул преобразований Лоренца) дают не комплексные, а отрицательные действительные значения. Данный факт полностью согласуется с результатами наблюдений Сидорова.
Преобразования Филимонова позволяют построить машину времени, способную перевозить пассажиров как из прошлого в будущее, так и из будущего в прошлое. Как нетрудно доказать, в первом случае машина должна двигаться со скоростью, немногим меньшей скорости света, а во втором — со скоростью, немногим бóльшей скорости света. Причем для любой желаемой величины перемещения во времени (как положительной, так и отрицательной) можно подобрать такую скорость, чтобы в кабине машины времени всегда проходило ровно пять минут. В частности, для того, чтобы за пять минут передвинуться на сто лет вперед, машина времени должна лететь со скоростью 299792457,99999864535 метра в секунду, а чтобы за тот же промежуток передвинуться на сто лет назад — со скоростью 299792458,00000135465 метра в секунду.
Вскоре Государственная Дума Российской Федерации утвердила проект строительства машины времени, предложенный инженером Николаем Владимировичем Садовским. Начиная с 2034 г. в секретной лаборатории, расположенной в труднодоступной части Нижегородской области, которую возглавил инженер Садовский (в целях конспирации должность, которую он занимал, официально называлась: Самый Обыкновенный Инженер, или, кратко, СОИ) начались работы по реализации данного проекта, продолжавшиеся около пяти лет. В результате в 2039 г. была построена СОМВ, или Самая Обыкновенная Машина Времени (следует отметить, что еще в 1973 г. другой российский инженер — Александр Сергеевич Тимофеев, более известный как Шурик, создал в своей квартире в Москве СНМВ, или Самую Необыкновенную Машину Времени, но она обладала малюсеньким недостатком — данной машиной можно было пользоваться только во сне). После завершения строительства кабина СОМВ была перевезена в Москву на специальном трейлере и установлена на третьем этаже Московского института времени, открытого в 2006 г. и расположенного по адресу: Москва, 2-й Волхонский пер., д. 8, к. 1, литер А.
Кабина СОМВ представляет собой комнату, залитую ярким белоснежным светом, создаваемым 65536 светодиодных ламп. Стены кабины также окрашены в белый цвет. Дверь тоже белая, и снаружи, и изнутри облицованная квадратной плиткой. Для того, чтобы войти в кабину, необходимо нажать на темно-красную круглую кнопочку, расположенную слева от двери (похожую на те, которые были в наших лифтах в 1984 г.). Кнопочка при этом краснела, а дверь с музыкальным звуком отходила в сторону — направо. В центре кабины — красный круг на белом постаменте. Над дальней частью круга возвышается бело-красный столбик, в верхней части которого с передней стороны имеется выступ, окрашенный в красный цвет. На передней стороне выступа был установлен пульт управления в виде наклонной панели с кнопками. В левом верхнем углу пульта расположен большой оранжевый индикатор с надписью "Пуск". Под этой надписью на индикаторе по-английски написано "One System" (нижняя часть индикатора, в которой располагалась английская надпись, выделена более светлым тоном желтого цвета). Над индикатором "Пуск" находится табло, в первой строке которого зелеными цифрами показываются текущие дата и время, а вторая строка зарезервирована для набора даты и времени, в которые пассажир желает отправится (сразу после входа в кабину данная строка пуста). Под индикатором "Пуск" расположилась металлическая панель с тридцатью пятью круглыми отверстиями разного радиуса, расположенными матрицей пять на семь. Это — рация. Справа от индикатора "Пуск" — прямоугольная белая кнопка, на которой черным цветом напечатана формула, состоящая из пяти символов: W◦∫∙S. Под ней — маленькая квадратная белая кнопка с цифрой 0. Справа от этих двух кнопок — блок из девяти разноцветных кнопок с цифрами от 1 до 9, расположенных матрицей три на три. В нижней части пульта — три больших прямоугольных белых индикатора с надписями "Исходная станция", "Конечная станция" и "Переброска закончена". Под индикаторами расположился ряд из десяти кнопок — семи белых, между которыми были три красные с желтыми цифрами 1, 2 и 3 (белые кнопки — без надписей). Первой кнопкой в этом ряду была белая, затем красная с цифрой 1 — она расположилась точно под центром индикатора "Исходная станция". Далее идут три белых кнопки, затем красная с цифрой 2 (она расположена под индикатором "Конечная станция" — не под центром индикатора, но под его правой частью), затем две белых, далее — красная с цифрой 3 (под центром индикатора "Переброска закончена") и, наконец, одна белая. В стороне от пульта, справа, в кабине был установлен шкаф цвета "чёрный махагон". Снаружи он выглядел, как обыкновенный шкаф. Ближняя к пульту сторона шкафа служила ему задней стенкой, а на дальней стороне шкафа было две двери. Обе двери на всякий пожарный были снабжены замками, запирающимися на ключ, но изначально они не были заперты. В отделении, расположенном за правой дверью, на вешалках повесили разные костюмы — от костюма первобытного человека до костюма Наполеона Бонапарта. Это было связано с тем, что СОМВ предполагалось использовать прежде всего для нужд исторической науки — специалисты в области истории, отправляясь в ту или иную эпоху прошлого, должны были облачаться в соответствующие костюмы, чтобы в них не заподозрили "шпионов из будущего". Отделение, расположенное за левой дверью, пока оставили пустым.
СОМВ — устройство чрезвычайно сложное и опасное. Доверить управление данным устройством автоматике было чрезвычайно рискованно. Малейшее отклонение траектории и скорости кабины от требуемых значений вполне может привести к катастрофе. При неправильной скорости кабины вместо 2084 года вы вполне можете попасть в восьмитысячный или вместо 1984 года — в эпоху Иоанна Грозного или даже к динозаврам, а при неправильной траектории — не вернуться на Землю, а упасть на Солнце или улететь куда-нибудь на задворки Вселенной. Поэтому было решено, что машиной будет управлять опытный пилот, сидящий внутри пульта управления. Поместиться там мог только человек небольшого роста, и на данную должность — должность Машинного — был утвержден Фома Остапович Брыль, ранее работавший Домовым, Лешим и Вагонным. Он же должен был давать указания пассажирам во время путешествия.
После того, как пассажир СОМВ нажмет на маленькую квадратную белую кнопку с цифрой 0, раздадутся пять коротких отрывистых звуковых сигналов, загорится индикатор "Пуск", кнопки с цифрами от 1 до 9 перельются всеми цветами радуги, а дверь кабины с музыкальным звуком закроется. В это время еще не поздно отказаться от путешествия и вновь нажать на маленькую квадратную белую кнопку с цифрой 0 — индикатор "Пуск" при этом выключится, переливание кнопок с цифрами от 1 до 9 прекратится, дверь с музыкальным звуком откроется, и, отделавшись легким испугом, вы можете стрелой драпануть к выходу и выскочить из этой страшной машинки... Но можно, набравшись храбрости, не делать этого и нажать на красную кнопку с цифрой 1, расположенную в нижней части пульта управления. Загорится индикатор "Исходная станция", кнопки с цифрами от 1 до 9 вновь перельются всеми цветами радуги, но больше ничего не произойдет (и дверь, увы, (а может быть, наоборот — ура!) не откроется). Далее с помощью белых кнопок с цифрами от 0 до 9 необходимо набрать дату и время, в которые вы желаете отправиться — она зажжется во второй строке индикатора красными цифрами. После этого следует нажать на красную кнопку с цифрой 2. Загорится индикатор "Конечная станция", кнопки с цифрами от 1 до 9 в третий раз перельются всеми цветами радуги и СОМВ, наконец, заработает (точнее, Машинный, наконец, запустит ее). По рации раздастся грозный голос Фомы Остаповича:
— Встаньте в круг!
Убедившись в том, что уже стоите в круге, вы должны ответить:
— Уже стою!
Фома Остапович отдаст вам новый приказ:
— Возьмитесь за поручни!
Осмотревшись по сторонам и не увидев никаких поручней, вы с удивлением спросите:
— Где?
В этот момент из боковых сторон столбика выскочат два металлических поручня, и вам нужно крепко взяться за них своими руками. Фома Остапович прикажет вам:
— Закройте глаза!
С удивлением осмотревшись по сторонам и пожав плечами, вам придется смириться и, повернувшись лицом к столбику, закрыть глаза.
— Дышите глубоко! — таков будет следующий приказ Фомы Остаповича.
Вам придется сделать серию глубоких вдохов. Если в это время вами снова одолеет любопытство, и вы откроеете правый (или, не дай Бог, левый) глаз и посмотрите вперед, то никаких изменений в кабине пока не произойдет, но Фома Остапович рявкнет на вас:
— Не подглядывайте!
— Ничего не поделаешь, придется повиноваться и немножко потерпеть — подумаете при этом вы и покорно закроете глаза, опять пожав при этом плечами.
В это время свет в кабине погаснет, и она погрузится в кромешную тьму. Только рядом с кругом, на котором вы стоите, останется белый блик света, освещающий вас, круг, столбик и его ближайшую окрестность. Вы почувствуете, что кабина вместе с вами куда-то опускается — по-видимому, глубоко под Землю. Действительно, кабина под управлением Фомы Остаповича опустится на глубину триста метров, после чего на мгновение остановится, а затем начнет разгоняться в горизонтальном направлении с головокружительным ускорением и, под мудрым управлением Фомы Остаповича разгонится в точности до такой скорости, чтобы, благодаря релятивистскому эффекту, за пять минут машинного времени на Земле в точности прошла разность между конечным и исходным временем. При этом и пилот, и пассажир должны подвергнуться колоссальным перегрузкам, однако поручни, за которые вы держитесь, а также кресло Фомы Остаповича, в котором он сидит, оборудованы амортизационным устройством, позволяющим человеку перенести упомянутые перегрузки, не подвергаясь опасности для здоровья и жизни. Величину перегрузки сократит и то обстоятельство, что стремительный разгон кабины в начале путешествия во времени (равно как и торможение в его конце) осуществляется на горизонтальном участке, тогда как взлет и приземление кабины происходят при равномерном ее движении. Кроме того, при такой огромной скорости кабина не может просто вращаться вокруг Земли в ее недрах — центробежная сила выбросит кабину сначала на земную поверхность (где-то в необитаемой части Тихого океана), затем в атмосферу Земли, и, наконец, в космос. Вы понесетесь по просторам Солнечной системы.
По правилам техники безопасности, в это время вам нельзя открывать глаза, т. к. в противном случае вы рискуете ослепнуть. Но если вам космос по колено, и вы всё-таки их откроете (тем более, что Фома Остапович занят управлением машиной, и ему не до того, чтобы рявкать на вас), то вашему взору предстанет картина неописуемой красоты — кабина вместе с вами несется по бескрайним космическим просторам, усеянным миллиардами звезд, а от вас самих исходят яркие разноцветные лучи, представляющие собой спектральные линии (надеюсь, что вы увлекаетесь физикой и знаете, что представляет из себя световой спектр).
Спектральные линии, исходящие от вас, будут то прямоугольной, то веерообразной, то круглой, то молниеобразной формы. Вскоре линии примут вид ваших силуэтов, которые, если вы летите в будущее, будут уходить от вас вперед. А кабина вместе с вами будет мчаться в противоположную сторону — назад. Вы будете спиной лететь сквозь космос с околосветовой скоростью (если же, наоборот, вы летите в прошлое, то силуэты будут уходить от вас назад, а вы будете лицом вперед лететь сквозь космос со сверхсветовой скоростью).
Продолжая свой стремительный полет, примерно через полторы минуты машина времени пересечет орбиты Венеры и Меркурия, и слева сзади от вас (а если вы летите в прошлое — то слева спереди) вдали появится нечто похожее на огромное огненное облако желтого цвета. Это — Солнце, ближайшая к Земле звезда. Кабина пролетит примерно в шестидесяти миллионах километров от Солнца, которое будет оставаться в поле вашего зрения в течение десяти секунд. После этого вашему взору предстанет картина, не менее красочная, чем предыдущие — кабина влетит в космический коридор, очерченный огненно-красными и белыми лучами и имеющий форму гиперболического параболоида (надеюсь, что вы не забыли, что данная трехмерная поверхность второго порядка по форме похожа на седло лошади). Кабина по гиперболе обогнет Солнце, чтобы вновь вернуться к Земле, но уже в иное время.
Для того, чтобы при такой огромной скорости машина времени смогла удержаться на своей орбите и не улетела куда-нибудь на задворки Вселенной, она была оснащена мощным реактивным двигателем, который должен быть включен в течение почти всего полета, за исключением периода начального спуска кабины в недра Земли и конечного подъема ее оттуда.
После того, как машина времени покинет коридор, вы вновь сможете увидеть Солнце. На этот раз светило будет располагаться справа сзади от вас (если вы летите в прошлое — то справа спереди), а расстояние до него составит только сорок пять миллионов километров, поэтому Солнце останется в поле видимости значительно дольше — целых тридцать три секунды.
После этого машина времени полетит обратно к Земле. Вскоре она вновь пересечет орбиты Меркурия и Венеры, и вы будете лететь по космическим просторам лицом вперед, так что спектральные силуэты будут приближаться к вам спереди и соединяться с вами (если вы отправились в прошлое, то вы будете лететь спиной, а спектральные силуэты будут приближаться к вам сзади). Чтобы не подвергнуться риску повредить зрение, вам лучше, не дожидаясь грозного окрика Фомы Остаповича, закрыть глаза.
Космическое путешествие продлится ровно пять минут. Машина времени вернется из необъятных космических просторов на грешную Землю, приводнится где-то в необитаемой части Тихого океана, нырнет в глубину, остановит свой стремительный бег и поднимется из недр Земли на ее поверхность. В кабине включится ослепительно-яркий белый свет, кнопки с цифрами от 1 до 9 перельются всеми цветами радуги, раздастся пять прерывистых звуковых сигналов, и Фома Остапович по рации объявит:
— Переброска завершена! Счастливого пути!
Дверь кабины с музыкальным звуком откроется. Открыв глаза, вы увидите, что на пульте горит индикатор "Переброска закончена", а на табло текущие дата и время (указанные зелеными цифрами) совпадает с датой и временем назначения (указанными красными цифрами). Вам останется только снять руки с поручней (они сразу же задвинутся внутрь столбика), сойти с круга, направиться к выходу и выйти из кабины. Ее дверь вскоре закроется, и кнопка рядом с ней погаснет — теперь машина времени свободна.
Испытания СОМВ, которые провел Фома Остапович сначала без пассажиров, а затем с пассажирами, оказались успешными — машина всегда прибывала в точности в дату и время назначения, и при этом не произошло не то что ни одной катастрофы, но даже ни одной самой незначительной внештатной ситуации. В других эпохах (как прошлых, так и будущих) кабину СОМВ в целях защиты от непрошеных гостей пришлось надежно спрятать в труднодоступных местах (в частности, с 1983 по 2005 год она располагалась в подвале заброшенного дома по адресу: Москва, 2-й Волхонский пер., д. 8). 21 июня 2039 г. СОМВ была торжественно введена в эксплуатацию.
Пользоваться СОМВ дозволялось лишь в строго научных целях. К путешествиям в прошлое после длительной подготовки допускались лишь сотрудники Исторической секции Московского института времени, а путешествия в будущее были категорически запрещены. Нарушители данного запрета несли ответственность вплоть до пожизненной ссылки на Сатурн.
Ответственным за допуск людей к СОМВ (и по совместительству уборщиком Московского института времени) был назначен биологический робот Вертер, созданный в 2036 г. по проекту известного инженера Игоря Сергеевича Покровского. В обязанности робота Вертера, кроме всего прочего, входили регистрация документов, привезенных сотрудниками Исторической секции Московского института времени, и инвентаризация неопознанных объектов и субъектов, самовольно проникших в Институт времени извне, а также из прошлого и из будущего. За период с 2039 по 2082 гг. не было зафиксировано ни одной попытки несанкционированного доступа к СОМВ и ни одного неопознанного объекта или субъекта, самовольно проникшего в Московский институт времени.
В восьмидесятых годах XXI века в Исторической секции Московского института времени работали: Мария, специалист по каменному веку, Гоги, специалист по восемнадцатому веку, и Полина, специалист по двадцатому веку. Они часто совершали путешествия на СОМВ в соответствующие эпохи, и наблюдая за бытом людей собственными глазами, пополняли сокровищницу исторических знаний. В свободное от работы время им разрешалось ездить на Московский космодром и совершать путешествия по Солнечной системе.
Поздним вечером 1 апреля 2082 г., обманув бдительность робота Вертера (который сильно устал после тяжелого рабочего дня и прилег отдохнуть), в Институт времени ворвались два в стельку пьяных типа. Это были бандиты, совершившие побег из Московского централа и известные по кличкам Весельчак У и Крыс. Они смогли пробраться к СОМВ, вошли в кабину и, угрожая бластерами, заставили бедного Фому Остаповича отправить их на пятьдесят лет в будущее. Однако Фома Остапович не растерялся и разогнал машину до такой скорости, которая отправила ее только на пятьдесят минут вперед, и при этом, нажав тревожную кнопку (благо, ее установили внутри столбика с пультом управления), вызвал полицию. Когда переброска была завершена, и дверь СОМВ открылась, преступники были арестованы и отданы под суд. Они были приговорены к десяти годам каторги на Сатурне каждый, и этапированы к месту отбывания наказания на космолете "Специальный".
К глубокому сожалению, на Сатурне Весельчак У и Крыс и не думали исправляться. Там они освоили ремесло космических пиратов и приобрели способность перевоплощаться и принимать любой облик — как облик других людей, так и облик животных, растений или неодушевленных предметов. 13 января 2084 г. Весельчаку и Крысу удалось завладеть бластерами и, убив десять человек охраны, бежать с каторги на космолете "Земля". Ровно через три месяца, 13 апреля, пираты вернулись на нашу планету — как раз в тот день, когда на космодроме оказался ученик 6 "В" класса школы № 20 г. Москвы Коля Герасимов. Что за этим последовало, вы уже знаете из фильма "Гостья из будущего".
В тот же день, 13 апреля 2084 г. с сотрудницей Исторической секции Полиной случился неприятный казус — во время ее поездки в 13 апреля 1984 г. ее выследили ученики 6 "В" класса школы № 20 г. Москвы Коля Герасимов и Фима Королёв. Второй так и не смог установить, куда же девалась Полина из забошенного дома на Втором Волхонском, а первый обнаружил СОМВ в подвале этого дома и приехал в 13 апреля 2084 г. (Фома Остапович после потрясения, пережитого 1 апреля 2082 г., страдал неврозами и не воспрепятствовал данному путешествию). Что за этим последовало, вы также знаете из фильма "Гостья из будущего".
После окончания приключений, показанных в "Гостье из будущего", в течение лета 1984 г. инженеры-реставраторы усовершенствовали СОМВ и превратили ее в многофункциональное устройство, способное работать не только в режиме машины времени, но и в режимах лифта и метро. Переключатель режимов был установлен в левой секции шкафа "Черный махагон". Поскольку лифт безопаснее метро и машины времени, то после каждого использования устройство автоматически переключалось в режим лифта.
В 1573 г. в результате экспериментов Шурика с СНМВ, о СОМВ узнал российский царь Иоанн Васильевич Грозный. Он быстро освоил правила пользования данным МФУ и часто совершал путешествия в XX и в XXI века. Вскоре Иоанн Грозный был принят внештатным сотрудником на киностудию "Мосфильм" и в Историческую секцию Московского института времени. О поездке Грозного на "Мосфильм" 10 сентября 1984 г. вы уже знаете из четвертой главы данного произведения. Он же предложил не блокировать полностью СОМВ после несанционированного катания мальчиков в кабине поезда Московского метрополитена вечером 11 сентября того же года.
Однако доступ к СОМВ по распоряжению Московской милиции всё же был ограничен. Фома Остапович выполнил все распоряжения по ограничению доступа, но Коля и Фима смогли угадать имя Домового-Лифтового-Метрошного-Машинного, и этот добрый дядя бросил им из окна второго этажа связку ключей. "Таблетка" позволила мальчикам открыть замок домофона и войти в дом на Втором Волхонском, медный ключ — открыть будку и попасть в СОМВ, серебряный — открыть правую дверь "Махагона" и нарядиться в костюмы Наполеона Бонапарта (Коля) и неандертальца (Фима). Вы уже знаете, что в кармане костюма Наполеона был маленький золотой ключик, а в кармане костюма неандертальца — большой конверт.
Дрожащей рукой Коля вставил маленький золотой ключик в замочную скважину левой двери "Махагона".
Ключ подошел.
Конец седьмой главы
Примечание
Прошу прощения у читателей за столь долгое ожидание. Материал седьмой части достаточно сложный, и на ее написание у меня ушло четыре с половиной месяца.