Видеозапись 2
Файловый архив клана Амакава — Видеозапись публичной лекции Гилберта О’Лоферта "Я, магия и Вселенная", прочитанной в Британской Магической Академии 15 мая 2008 года. Запись прислана Куэс Джингуджи 18 июня 2008 года и приводится "как есть". Рекомендовано к ознакомлению всему составу клана.
Примечание 1
Ссылка на запись была приложена к письму следующего содержания:
“Ю-тян, привет!
Вот та лекция, которую я записала для тебя! Прости, выложить смогла только сейчас — раньше были проблемы с нормальным быстрым Интернетом: в Англии с этим до сих пор проблемы, а из дома — сам знаешь. Вот, закачала на тот ресурс, ссылку на который ты мне пересылал. Посмотри обязательно — уверена, тебе понравится. О’Лоферт, конечно, сначала кажется напрочь двинутым чудиком, но это — просто имидж такой. Зато он умеет совсем просто рассказывать о сложных вещах. Я сама туда шла с мыслью, что ничего нового не узнаю — Теория Магии преподаётся все восемь лет обучения в БМА, но самые основы преподают ещё на первом-втором курсах. Однако оказалось, что я и половины вопросов даже не то что не знала — задать себе не догадалась. Правда, должна предупредить — в теормаге половина гипотез живёт не более 2-3 лет, потом придумывают ещё что-нибудь ещё более заумное, О’Лоферт пишет новые лекции и опять ездит с ними по всему миру. Единственное, не знаю, стоит ли принимать всерьёз его собственные выкладки? Уж больно они... неортодоксальные. Впрочем, некоторые их находят чуть ли не пророческими... В общем, смотри, для тебя старалась!”
Видеофайл:
На экране большая аудитория амфитеатром — камера несколько раз поворачивается в руке оператора, выхватывая далёкий потолок, восходящие к потолку ряды узких парт из тёмного дерева, за которыми рассаживаются студенты в форме Академии, в "цивильном". Кое-где видны мантии бакалавров и преподавательского состава. Потом камера поворачивается вдоль ряда: рядом с оператором усаживается парень, платиновый блондин со слегка вьющимися волосами, дальше — чуть смугловатая девушка в очках, с выраженным "греческим профилем" носа и волосами пронзительно-рыжего цвета.
Парень, удивлённо:
— Ку, это у тебя что, видеокамера?
Оператор, женским голосом, гордо:
— А то! Специально заказала, чтобы О’Лоферта записать! Даже штатив взяла!
Камера нацеливается на пустую пока что кафедру у циклопической "ленточной" доски для записей и перестаёт дёргаться.
Другой женский голос, насмешливо:
— Только не говори, что пополнила армию его поклонниц!
Оператор, подчеркнуто-гордо:
— Вот еще! Просто, в отличие от некоторых, я пришла не развлекаться, а получить знания. Лекции положено записывать — надеюсь, вы в курсе зачем?
Парень:
— Вообще-то лекции записывают в тетрадь...
Девушка:
— ...если на них нет О’Лоферта, конечно!
Оператор, беззлобно:
— Два сапога — пара! О, кажется, начинается!
За кафедру поднимается молодо выглядящий мужчина — светловолосый кучерявый блондин, одетый в мантию-плащ с рукавами светло-бежевого колера и снабжённую глубоким капюшоном. Разговоры в зале очень быстро затихают, и к моменту, когда О’Лоферт берёт микрофон, тишина абсолютная.
— Так, а теперь проверим микрофон. Ух ты, работает. Ну что ж, тогда — всем привет!
Аплодисменты, свист, неразборчивые выкрики с мест, преимущественно женские.
— Приятно, когда тебя любят слушатели! Особенно если среди них столько красивых девчонок! Прямо чувствую себя собой!
Громкий дружный смех, аплодисменты, крики "Лоф, мы тоже чувствуем тебя тобой".
— Ну ладно, ладно! Признаю, я не такой тщеславный, как может показаться, если смотреть на мою журнальную рожу.
Смех.
— Но, раз уж я действительно выгляжу шикарно и действительно люблю поговорить о себе, грех было не использовать пиар, что сделала для меня моя бывшая ученица. Шикарный подарок, вообще-то! Надо сказать, что с той, кого-в-этих-стенах-сейчас-называть-нельзя, мне выпало пересечься во втором семестре её восьмого курса — я как раз готовился к защите своей диссертации, и мне в нагрузку упихали ведение дипломных работ для пяти студентов-выпускников: для большинства из вас этот светлый день ещё не настал. Так что я придумал пять тем попроще и раздал своим подопы... подопечным! Уважаемой же мисс, нашедшей впоследствии себя в мировой литературе, я с ходу выдал самое простое, что смог тогда придумать: "Дихотомия спорадических котр-энропийных процессов энергогенных организмов в условиях развитой биосферы"...
Из зала доносится невнятный шум — что-то среднее между фырканьем, иканием, и "мать вашу".
— Собственно, как и положено в таких случаях, студенты повторяли опыты на уже собранный мною материал — для этого дипломники и закрепляются за конкретным магистром. И я думал, что всё идёт именно так, как надо — опыты повторялись со стабильным результатом, я прочёл теорию, которую не найти в учебниках базового курса, адаптировав её для понимания студентов, и был совершенно уверен в успехе. И вот, за пять дней до того, как мне нужно было собрать для проверки черновики дипломной работы, моя ученица (та самая) подходит ко мне и спрашивает: “уважаемый магистр, можете мне объяснить пару терминов, а то я сама не смогла разобраться”. Я, конечно, отвечаю: “Без проблем, моя дорогая, что тебя интересует?” “Ну, во-первых, что такое "дихотомия"?..” И тут я понял, что попал...
Нарастающий смех в зале.
— Ни до, ни после мне не приходилось столько писать и говорить, как за эти пять дней! И, честно, я был уверен, что мне всё-таки удалось донести отдельные тезисы дипломного проекта до сознания этой особы... пока не вышла вторая книга небезызвестной вам серии. И судя по тому, как я там изображён (а я легко узнаюсь там, я такой!), это был мой самый феерический провал! Увы! Осознав своё поражение, я понял, что не могу смириться с тем, что кто-то ещё может меня не понимать, и с тех пор читаю свои публичные лекции. Спасибо, что пришли и слушаете меня, дамы и господа!
Гилберт церемонно кланяется залу, зал отвечает бешеными аплодисментами.
— Это было небольшое вступление, а теперь, перейдём к нашей сегодняшней теме. Итак, есть нечто, с чем все наши предки сталкивались каждый день и сталкиваемся мы: это наш мир и наша магия. Любой ученик старших курсов меня сейчас же поправит — "но позвольте, магия и есть часть нашего мира". И будет прав... но не совсем. Недаром мы все с полным на то правом носим самоназвание "маги" — то есть те, кто "профессионально общается" со Вселенной через одну её грань — через магию. Вот если бы мы общались с миром посредством выращивания биомассы для питания себя и других людей — мы назывались бы фермерами, а управляя воздушным транспортом — пилотами. Логично, правда? Наша основная профессия, то, чем мы "зарабатываем на жизнь", накладывает неодолимый отпечаток на сознание и восприятие человека — любого человека, заметьте, даже меня!
Короткие смешки в зале.
— Можно сказать, что мы выбираем кусочек вселенной и говорим ему: ты мой! И через тебя я буду смотреть на всё остальное. И кусочек покорно соглашается — а куда деваться? Вот почему между "Я" и "Вселенная" у нас всегда будет магия. Вот через эту своеобразную призму мы и будем сегодня учиться смотреть, коллеги!
Опять поклон и короткие аплодисменты.
— Итак, чтобы научиться смотреть и видеть что-то, для начала, наверное, стоит определить: зачем мы это делаем? Что ж, если отложить в сторону такие причины, как банальное любопытство исследователей нового и желание быть профессионалом в своём деле, можно выделить всего одну важную причину. И это — улучшение качества жизни. Конкретно своей и всего человечества в целом. Быть живым, здоровым, жить в комфорте и побеждать любые неприятности — вот та "приманка", что вывела вид слабосильных бесхвостых обезьян в признанные лидеры среди зверей на нашей старушке-Земле. Причём если для людей "обычных" профессий вопрос качества выполняемых действий имеет значение в сумме с возможностью социального обмена результата этих действий на результаты других людей, то для нас наш "инструмент" позволяет часто получить это качество жизни сразу, минуя посредников. Не на все 100%, конечно, есть и пить магу нужно не хуже (а желательно и получше), чем простому человеку, но намного. Посмотрите на себя: почти любой из вас может двигаться куда быстрее не-мага, обладает лучшим здоровьем, с гарантией переживёт такие условия внешней среды, в которых не-манаюзер умрёт за пять-десять минут. Переохлаждение, перегрев, физические воздействия, возможность приготовить (в том числе — "поймать") пищу вообще без внешних приспособлений — магия щедрой рукой делится с нами своими возможностями. В этом наша сила. В этом — наша слабость. И это нужно знать и помнить. Всегда.
Лоферт "давит" зал неожиданно-серьёзным взглядом, слушатели молчат.
— Итак, магия — это универсальный инструмент взаимодействия со Вселенной. По крайне мере, наиболее универсальный из известных человечеству на сегодняшний день. Эта ваша персональная сила. Слабость же инструмента в его универсальности — чтобы что-то делать, нужно не только иметь инструмент, нужно суметь его применить. Чем инструмент универсальнее, тем сложнее это сделать. Вот вам пример — лопата. Да-да, обычная такая лопата. Ею можно капать, а можно — не копать...
Некоторых в зале пробивает на хи-хи.
...но даже этот выбор даёт безграничные варианты действия. Можно строить дом или делать посуду (глина добывается лопатой, кто не знал), можно сажать овощи и рыть могилы (в моём случае это одно и то же... аминь, семена укропа!), можно метать лопату, как копьё, или жарить на ней яичницу (сам пробовал! Не хуже сковороды!). Однако без умения обращаться с лопатой вы вместо всего этого получите лишь мозоли на руках и близкий к нулевому результат. Магия — это большая и хорошая лопата, но без ручки...
Истерический смех с задних рядов зала, переходящий во всеобщие аплодисменты. Видно, что особенно стараются молодые преподаватели, сидящие на переднем ряду.
Гилберт продолжает невозмутимо:
— ...и потому пользоваться ею ещё сложнее. Как же научиться пользоваться лопатой? Есть два пути. Первый — вас должен научить тот, кто умеет пользоваться лопатой. Для строительства, для охоты или для жарки яичницы. И вы будете очень хорошо уметь это делать. Многие семьи магов учат своих отпрысков семейной технике работы с ло... магией. Обычно это набор затверженных, веками выработанных операций — качественное, хорошее... и оторванное от других знание. Таким образом можно овладеть большим количеством техник лопаты, чтобы в критически важный момент у вас в руках... оказались грабли!
Смех.
— Или тяпка.
Громкий смех.
— А если — топор?
Выкрик из зала: “Топор — это тоже такая лопата!”
— Верно! Топор, грабли, тяпка, просто палка, меч, просто длинный и продолговатый предмет — это всё "лопата", только неудобная и плохая. Это реально работает — особенно в "универсальной" магии. Заклятием "физический щит" можно ловить летящие предметы, можно его использовать в качестве парашюта, можно растянуть между деревьями и сделать гамак... даже копать можно.
Смешки в зале.
— Между прочим, я серьёзно. Пять лет назад, в Амазонской сельве, мне пришлось выкапывать цель моего туда визита прямо на пути у колонны красных бродячих муравьёв... поверьте, я сделал это быстро... а то бы не стоял сейчас перед вами.
Поклон и короткие аплодисменты.
— Но вернёмся к нашим баранам, то есть лопатам!
Смешки.
— Второй способ является более универсальным, чем первый: можно сразу изучить все способы (даже потенциально неизвестные) взаимодействия лопаты и Вселенной, и это не так уж сложно. Более того, если вы попадёте в ситуацию с граблями, вам не придётся учить отдельно "технику граблей" для восполнения недостатка эффективности — достаточно будет просто подставить в известную часть правила взаимодействия "продолговатого предмета" и "мира" другие параметры и немного подумать, прежде чем начинать действие. Выведение общих законов взаимодействия, которые в каждом конкретном случае будут давать хорошее решение задачи, называется "научным подходом". Узнать общее и применить в частности — лейтмотив современного подхода цивилизации людей к решению проблем... и он, чёрт возьми, работает! Двигатель внутреннего сгорания и полёт самолёта — частные случаи газодинамики. Строительство высотных здания и кораблей — частные случаи сопромата. Телефоны, телевизоры, компьютеры и фонари — частные случаи электродинамики... И так во всём! К слову сказать, общей теории всего у науки нет... и, наверное, долго ещё не будет, но даже известные обобщения за последние сто пятьдесят лет буквально перевернули жизнь людей! И что ещё нас ждёт в будущем... но ладно. Лопата!
Смех.
Итак, чтобы лопата стала универсальным инструментом в наших руках, нужно знать физику. По крайне мере, разделы механики и чуть сопромата — этого будет достаточно. Закон рычага, распределение давления, знание, каким образом ведёт себя лопата в земле или в полёте за оленем — это физика. Несколько простых законов — и мир лопаты у ваших ног!
Смех, аплодисменты.
— Но если с лопатой всё кристально ясно, то что же с магией? Она более универсальна, имеет более широкий спектр применения, сложна в обращении... как быть? Внимание, дамы и господа, сейчас я открою вам самый страшный секрет магии. Готовы?
О’Лоферт отступает на шаг от кафедры, двумя руками накидывает капюшон мантии так, что видна только нижняя часть лица, и, подняв руку, характерным "джедайским" манером сгибает пальцы и ведёт рукой на аудиторию.
О’Лоферт, глубоким и звучным голосом, на весь зал:
— Магии нет, есть физика!
Из зала доносится изумлённый полувсхлип — и раздаётся оглушительным смех, перерастающий в длительные овации, которые не утихают больше минуты.
Гилберт, самодовольно:
— Да, это мой самый любимый момент во всей лекции: признаться, мантию мне шили на спецзаказ, специально, для большего сходства. Вы наверняка читали на моём сайте — и я часто говорю это в интервью: Джорж Лукас каким-то неведомым образом довольно точно предвосхитил то будущее, что ждёт Человечество на пути в космической экспансии. Которая рано или поздно начнётся. Текущий статус "магов", прижатых "Статусом Секретности" ООН является по сути квинтэссенцией средневекового представления о магах: даже шаманы древних времён были ближе к "цивилам", чем мы сейчас. Ведь что такое по средневековым представлениям маг? Некая неведомая фигура в капюшоне...
Смешки в зале
— ...что может в любой момент свернуть обывателя в бараний рог, отрастить хвост, заставить отдать последние гроши из кубышки и даже... "заклясть" от желания пить пиво в компании друзей по вечерам! Ужас!
Громкий смех и хлопки, перерастающие в овацию.
— Да-да, недаром женщин, особенно замужних, часто обвиняли в близости к колдовству — ну кто ещё сможет "заколдовать" милягу Джона из соседнего дома не прийти сегодня в паб? Не иначе как Берта и её Волшебная Скалка...
Смех.
— Вот-вот, вам смешно. Но обычный "цивил", политик или полицейский не разбирается в магии и не знает, чего ждать он меня или от вас. Потому нам запрещают в открытую пользоваться своим даром на улицах и в других общественных местах, кроме ситуаций непосредственной опасности для нас или для спасения жизни множества людей — но всё равно просят по возможности скрывать факт воздействия. Стоит вам нарушить этот пункт международных правил, и в любой стране, кроме какого-нибудь Лаоса, вас ждёт расследование и часто судебное разбирательство. Магу — штраф, людям — изменение воспоминаний... и всё только потому, что мы "маги". Заметьте, не маги. "Маги". А теперь давайте глянем на джедаев из Саги Лукаса. Уважаемые люди! В открытую пользуются своими способностями. Хранители мира! Почти специальная полиция, а набор умений — такой же, в принципе, как у среднего мага-тройки. А всё почему? А тому, что джедаи маги, но не "маги". Их "сила" имеет "научное объяснение", и хотя какую особенную "фишечку" имеет вот этот данный форс-юзер — никто не может сказать, джедаев всё равно воспринимают как обычных людей, только более "вооружённых".
Задумайтесь вот над чем. В современной литературе магия часто противопоставляется науке: мол, путь познания и путь "неведомой... фигни". Фигняюзеры — плохие ребята и делают всё на эмоциях, а потому часто злые и нехорошие. А кто действует по науке — те "наши пацаны". Даже если человек не может сам понять, но имеет представление о том, что при желании он сможет понять лично — это меняет всё дело. И знаете что? Они, эти "обыватели", правы. Ведь до чего дошло — древняя дисциплина, умеющая горы двигать и раздвигать воды рек, оказалась слабее — СЛАБЕЕ! — чем возможности сделанного руками обычных людей оборудования. А всё потому, что мы до сих пор движемся по линии прогресса "методом малонаучного тыка". Есть теория магии, но нет теории, связывающей магию и физический мир. Мы знаем, как создать огненный шар, как поток "фи" обернуть вокруг манифестации вектора движения... но не знаем, что в этот момент делается в месте каста. В двадцатом веке уже были попытки "декомпилировать" магию со стороны "научной истины" — и наблюдения, и измерения... и вивисекция. СССР, Нацистская Германия, США, а потом — Коммунистический Китай, или вот сейчас Северная Корея. Кроме огромного багажа наблюдений, практических результатов не было. А почему? Да потому, что к событию "магия" подошли как к... как к магии. "Чёрный ящик абсолютный" — так напишет позже один фантаст из СССР. Желания выполняет... по указанию Партии, а вот как — да хрен его знает. И что с ним делать? Только разве что "рационализировать" — то бишь подобрать место, где он будет... максимально мало мозолить глаза. И я скажу — так будет продолжаться, пока магия и маги будут проходить по статье "неведомой фигни": их будут вытаскивать всякий раз, как только будет возникать нерешаемая "обычными" методами проблема — и всякий раз "задвигать", едва проблема уйдёт с горизонта. А барьер — всего лишь у нас в голове. И сейчас — давайте попробуем его снять!
По залу проходит волна тихого шороха — завороженные слушатели будто стряхивают оцепенение.
— Сначала то, что все знают — это то, что для колдовства нужно тело. Именно тело является источником маны, именно тело генерирует ауру, и если тело повредить — с аурой будут проблемы, по крайне мере, временные. Всем известно, что заклятия формируются внутри ауры и внутри тела — направленные на себя, — или вне тела, но внутри ауры — направленные "вовне". Причём сложное заклятие обладает своей собственной "аурой" — на этом основан принцип "заклятия" предмета. Энергия маны в заклятии при "запуске" тратится на переход из маны в физическое проявление эффекта. То есть, если это огненный шар — то получается метастабильный среднеживущий плазмоид. А теперь — внимание, вопрос: что же такое эта самая загадочная "аура"? И тут учебник внезапно отвечает — проявление силы мага. Каково, а? А теперь то, как на этот вопрос отвечаю я: аура — "голографическое" наложение прохождения маны через нервную и кровеносную системы организма мага. И у моей гипотезы уже есть доказательства. Тогда — сотворение заклятий и работа "инструмента магия" — больше не "неведомая фигня". Это — кибернетика и квантово-волновой процесс. Одновременно. Вот так-то! Правда, думаю, для большинства из вас это звучит ещё хуже, чем "магия" для "цивила", хе-хе. Ну что ж, для того я и здесь! После перерыва мы продолжим скручивать мозги в трубочки над темой "Я и магия". А после большого перерыва перейдём к самому интересному — "магия и Вселенная". Спасибо вам!
Поклон и длительные аплодисменты. Слышится женский голос "у меня мозги уже в трубочке" и мужской "да, под конец он совсем загнул". Оператор молчит.
Воспроизведение файла прервано пользователем.