↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Японская мифология

По мифологической системе Японии

Японская мифология

По мифологической системе Японии

Юрэй

幽霊
4    0    3

Япония не слишком большая страна. Но несмотря на свой размер, она буквально набита всякими сверхъестественными существами (каждый любитель японского фольклора это подтвердит). И немалое место среди этих разнообразнейших существ занимают призраки.

Формально, призраки — это разновидность ёкаев, однако их выделяют в обособленную группу. Это связано с рядом особенностей духов, которые позволяют отличить их от других существ. И самая очевидная из этих особенностей: все призраки — души умерших людей, не нашедшие покоя.

Призраков в Японии очень много — должно быть это самый многочисленный вид ёкаев — и названий у них тоже немало. Некоторые из этих названий обозначают каких-то конкретных духов, некоторые носят общий характер. Однако, самым распространенным словом для обозначения призрака является — юрэй. Обычно его переводят как «неясный, сумрачный дух» и это довольно очевидное объяснение, так как призраки обычно прозрачные. Однако, основное значение иероглифа 幽 — "потусторонний". Поэтому юрэй еще и «потусторонний дух».

Синонимом слова «юрэй» является «борэй» или «ушедший дух». Слово это встречается значительно реже и носит скорее литературный характер, придавая повествованию готическую атмосферу. В частности, в японских переводах Шекспира призрак отца Гамлета назван — Гамлет-но Борэй. Кроме этого, есть еще слово «модзя», попросту — «некто умерший». Этот термин употреблялся в японском буддизме для обозначения неупокоенных духов и сейчас считается устаревшим.

Уже упоминалось, что юрэй — души умерших людей, не нашедшие покоя. Почему же они не могут обрести покой? Потому что еще будучи людьми, они были лишены его в момент смерти. Умиротворение в момент смерти — одно из двух главных условий для беспрепятственного ухода в иной мир. Вторым условием является соблюдение похоронных ритуалов.

Согласно верованиям синто, все люди имеют дух или душу, которая называется — рэйкон. Когда человек умирает, то его рэйкон покидает тело и отправляется в своеобразное чистилище, где дожидается надлежащих похоронных обрядов, которые позволят ему пройти в царство мертвых и соединиться со своими предками. Если все было выполнено правильно, то рэйкон становится покровителем живых членов семьи и ежегодно возвращается на землю во время августовского праздника О-бон, чтобы поблагодарить своих родных.

Однако, если человек умирает неожиданно, например его убивают, или он совершает спонтанное самоубийство; если погребальные обряды были неправильно проведены или вообще не проводились; если человек перед смертью находился во власти сильных чувств, таких как любовь, ревность, ненависть или печаль, то рэйкон превращается в юрэя, который может возвращаться в мир живых.

Пропуском для возвращения юрэю служит страстное желание добиться чего-либо. Это желание снова делает их отчасти людьми, у которых сохраняется первоначальный разум и прежний облик. Однако, юрэй — воплощенная цель, которая переполняет их существо и лишает многогранности чувств и желаний живого человека. Юрэй существует только ради достижения своей цели, и он «застревает» на земле до тех пор, пока не достигнет ее. Эта цель может быть различной: покарать убийцу, дать знать людям, где лежит непогребенное тело или просто передать какое‑то послание другу или любимому. А некоторые юрэи просто не желают мириться с фактом собственной кончины и преследуют своих живых родственников, сжигаемые злобой и завистью. Такие призраки будут насылать на свою семью болезни и несчастья, пока не изведут всех.

Большинство японских призраков, как правило, женщины. Это породило мнение, будто бы все юрэи предстают как женщины, независимо от своего прижизненного пола. Но это неверно. Просто призраки-мужчины встречаются значительно реже призраков-женщин и почти не ищут мести. Дело в том, что мужчины обычно более сдержаны в своих чувствах, чем женщины, и у них было меньше возможностей стать призраком. Ведь для возвращения с того света необходимо действительно страстное желание.

Выглядят юрэи по-разному в зависимости от обстоятельств своей смерти. Но считалось, что большинство призраков появляются такими, какими были при жизни, одетые либо в погребальные одежды, либо в то, в чем умерли. Таким образом, они мало чем отличались от живых людей. Однако, к концу XVII века рассказы о сверхъестественном и необычайном (кайдан) стали набирать все большую популярность и становились основой для театральных пьес, литературных произведений и других искусств. Это вызвало потребность более четко обозначить облик юрэев, чтобы их можно было без труда отличить от живых людей на сцене или в живописи.

Считается, что классический облик юрэев, дошедший до наших дней, сложился в эпоху Эдо (1603-1868) и выглядит следующим образом:

1) белое кимоно, запахнутое наоборот (правой полой на левую) и белый треугольный наголовник;

2) длинные черные растрепанные волосы;

3) согнутые в локтях руки и безжизненно свисающие в запястьях кисти;

4) отсутствие ног;

5) призрачные огоньки-хитодама, которые витают вокруг фигуры юрэя.

На самом деле большинство этих признаков уходит корнями еще в эпоху Хэйан (794‑1185), а вот отсутствие ног — сравнительно недавняя особенность. В более ранее время у всех призраков были ноги. Образ безногого призрака, которого называют «аси га най юрэй», утвердился в эпоху Эдо, под влиянием таких популярных кайданов как «Токайдо Ёцуя Кайдан» («История О-ивы») или «Бантё Сара Ясики» («История О-кику»). Но еще до появления этих кайданов образ призрака без ног приобрел широкую известность благодаря художнику Маруяме Окё. Его работы были так популярны, что повлияли на инсценировки театра Кабуки, пока образ придуманный Маруямой не стал общепринятой формой для призрака.

Но почему он рисовал своих юрэев без ног? Существует несколько объяснений на этот счет. Одно из них говорит, что его изображения передавали тусклый свет, который освещал только верхнюю часть туловища, оставляя ноги в темноте. Профессор Икэда Ясабуро из Университета Кэйо высказал в своей книге «Призраки Японии» следующую теорию: Окё вдохновился дымком благовоний или огня и представил своих призраков, как если бы они были наполовину сделаны из дыма. Другая теория восходит к одеждам из кукольного театра Бунраку, где длинные подолы скрывают ноги женщин-кукол. Театр Кабуки частенько черпал вдохновение из Бунраку и не исключено, что они позаимствовали образ скрытых ног. Еще одна версия гласит, что ноги — это связь с землей и физическим миром, а юрэй лишены такой связи. Вероятно, в одной или нескольких из этих теорий и скрыто возникновение всем известного образа.

И все-таки нельзя сказать, что все юрэи безноги. В традиционных кайданах герои частенько могут услышать звук призрачных шагов. В популярном кайдане «Ботан-доро» («Пионовый фонарь»), о появлении О-цую предупреждает звук: «каран, корон» — это стучат ее деревянные сандалии-гэта. Да и в театре Но многие призрачные персонажи щеголяют в великолепной обуви.


Любимый персонаж для 4 человек


Фанарт с этим персонажем

Одноименные персонажи и родственники

Фуна-юрэй
Разновидность призраков в японской мифологии, утонувшие в море люди, жаждущие присоединить к себе как можно больше товарищей.



ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть