↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Заяц
2 июля 2017
Aa Aa
Я стою у стены. Мое тело, конечности и голова прижаты стальными обручами к холодному пластику. В зависимости от инъекции, которую мне делают перед допросом, я чувствую себя то скованным Прометеем, то приколотым к обоям насекомым.

Я удовлетворяю свои телесные надобности подобно космонавту — в пристегнутую к телу посудину. Меня кормят, как парализованного. Когда приходит время спать, стена поворачивается и становится жестким ложем. Лишь самые страшные враги нового мирового порядка удостаиваются подобного обращения.

Человеку в моем положении нет смысла врать. Я, разумеется, не собираюсь и оправдываться. Мне всего лишь хочется высказать некоторые мысли, которые я раньше не давал себе труда ясно сформулировать, хотя они смутно присутствовали в моем уме всю жизнь. Теперь, наконец, я могу это сделать, потому что других забот у меня нет.

У меня нет возможности писать на бумаге. Я способен только водить согнутым указательным пальцем по стене, словно я мелом рисую букву за буквой на одном и том же месте. Палец не оставляет на пластике никаких следов, но глядящие на меня телекамеры — их не меньше пяти — фиксируют каждое мое движение.

Я знаю, что аль-америки, если захотят, расшифруют все содрогания моей кисти, затем соединят буквы в слова и получат полный текст этого послания. Их компьютеры вполне на такое способны. Но даже если они это сделают, вряд ли многие прочтут мое письмо. Скорей всего, файл с ним просто канет в небытие в архивах Пентагона.

Несколько слов о себе. Меня зовут Савелий Скотенков; афганские моджахеды, среди которых прошла лучшая часть моей жизни, называли меня Саул Аль-Эфесби. Это имя я склонен считать своим настоящим.

Мои предки были волосатыми низколобыми трупоедами, которые продалбливали черепа и кости гниющей по берегам рек падали, чтобы высосать разлагающийся мозг. Они делали это миллионы лет, пользуясь одинаковыми кремниевыми рубилами, без малейшего понимания, почему и зачем с ними происходит такое — просто по велению инстинкта, примерно как птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины. Они не брезговали есть и друг друга.

Потом в них вселился сошедший на Землю демон ума и научил их магии слов. Стадо обезьян стало человечеством и начало свое головокружительное восхождение по лестнице языка. И вот я стою на гребне истории и вижу, что пройдена ее высшая точка.

Я родился уже после того, как последняя битва за душу человечества была проиграна. Но я слышал ее эхо и видел ее прощальные зарницы. Я листал пыльные советские учебники, возвещавшие, что Советский Союз сделал человека свободным и позволил ему шагнуть в космос. Конечно, даже в детстве мне было понятно, что это вранье — но в нем присутствовала и правда, которую было так же трудно отделить от лжи, как раковые метастазы от здоровой плоти.

Если не ошибаюсь, впервые я задумался об этом, когда мне было всего десять лет.

На школьные каникулы меня отправляли к бабке — в деревню недалеко от Орла. Бабка жила в старой избе, отличавшейся от жилищ пятнадцатого века только тем, что под ее потолком сверкала стоваттная колба, которую бабка ехидно называла «лампочкой Ильича». Вероятно, она имела в виду не Ленина, а Брежнева — но для меня большой разницы между двумя этими покойниками не было. Зато я хорошо понимал, чем была «лампочка Ильича» в русской деревне двадцатых годов, потому что ни лампа, ни деревня с тех пор принципиально не изменились.

Надо знать, что такое русская зимняя деревня, чтобы понять, каким космическим чудом выглядит в ней сочащийся сквозь наледь на стекле электрический свет.

Я вовсе не иронизирую — это искусственное сияние действительно казалось лучом, приходящим из неведомого, и было понятно без объяснений, как русский человек променял на него и своего царя, и своего Бога, и свой кабак, и всю древнюю тьму вокруг. Этот желто-белый свет был заветом новой веры, миражом будущего, загадочно переливавшимся в замерзшем окне, когда я брел по вечернему двору в холодный нужник — и, точно так же, как мои поэтичные прадеды, я видел в узорах льда волшебные сады новой эры.

Кроме лампы, в бабкином доме было еще одно чудо.

Это был стоявший в сенях сундук со старыми советскими журналами. Бабка не разрешала в него лазить. Я делал это с ощущением греха и надвигающейся расплаты — чувствами, сопровождавшими каждый шаг моего детства.

Сундук был заперт, но, приподняв угол крышки, можно было просунуть руку в пахнущую сыростью щель и вытаскивать журналы по нескольку штук. Они были в основном шестидесятых годов — времен младенчества моих родителей. Их имена звучали романтично и гордо: «Техника — Молодежи», «Знание — Сила», «Юный Техник». От них исходил странный свет, такой же загадочный и зыбкий, как сияние ленинского электричества в заледенелых окнах.


Виктор Пелевин, Советский реквием

#цитаты
2 июля 2017
7 комментариев из 18
> Так это можно сформулировать в слове или это просто более утонченный эквивалент "кг/ам" для выражения личной антипатии?

Нет, это не антипатия.
Просто Пелевин никогда и не был кем-то особенно прорывным, он всего лишь хорошо формулировал реалии вчерашнего часа сегодняшнего дня. "Чудовищно скучные производственные романы"(с)

Ну и вот как раз недавно перечитал "Зенитные кодексы Аль-Эфесби", и вспомнил контекст - "Советский реквием", в принципе, является "текстом в тексте" и моя претензия к нему снимается, потому что примерно такое впечатление он и должен производить.
Это как говорить, что "Вождь под свастикой" - трэш и пиздец (и это действительно он), вот только в контексте непосредственно основного произведения "Стальная мечта" он и должен быть кристаллизированным трэшем.
Интересно, как в Снаффе и Трех цукербринах он раскрывает дальше тему, которой здесь лишь коснулся в первый раз: "Мои потомки — не мои лично, а моего биологического вида, — будут волосатыми низколобыми трейдерами, которые с одинаковых клавишных досок сотнями лет будут продалбливать кредитно-дефолтные свопы по берегам мелеющих экономических рек. Они будут делать это без малейшего понимания, почему и зачем это с ними происходит — просто по велению инстинкта, примерно как пауки едят мух. А когда они сожрут всех мух, они снова начнут жрать друг друга. С этого, собственно, началась история — этим она и кончится.
Нас ждет новый темный век, в котором не будет даже двусмысленного христианского Бога — а только скрытые в черных водах транснациональные ковчеги, ежедневно расчесывающие своими медиащупальцами всю скверну в людях, чтобы обезопасить свою власть. Они доведут человека до такого градуса мерзости, что божественное сострадание к нему станет технически невозможным — и земле придется вновь гореть в огне, который будет куда ярче и страшнее всего виденного прежде."
А вот к Снаффу я точно могу процитировать свой пост. Он скучен и довольно уныл, а его сатира слишком нацелена на тогдашний день (уже _сейчас_ приходится восстанавливать контекст). Мелкие детали хороши, и качество у Пелевина всегда неплохое, а так - ну бога ради.

Ну и конкретно эта максима вне контекста (истории аль-Эфесби, его нежных отношений с трейдингом и того, что весь "Советский реквием" является лишь снарядом информационной войны в сеттинге таймпанка нулевых) не имеет совершенно никакого смысла, и вызвать интереса не может. Потомки станут трейдерами, надо же, как любопытно. Аморальные ТНК, как страшно.
Facensearo
Если ты помнишь, вся религия и идеология Биг Биза строилась вокруг снаффов. Чтобы обеспечить себя кровью и кишками, раз в год они затевали войну. Этот мир отвратителен, а, если представить себя на месте одного из тех солдат, еще и страшен.

Тема прокси-войн как была, так и осталась актуальной.
> Если ты помнишь, вся религия и идеология Биг Биза строилась вокруг снаффов. Чтобы обеспечить себя кровью и кишками, раз в год они затевали войну. Этот мир отвратителен, а, если представить себя на месте одного из тех солдат, еще и страшен.

Дак, собственно, а что нового сказал Пелевин?
После не то что Оруэлла, а даже и "Wag the Dog". Добавил аллюзий на реалии нулевых? Ну дак это скорее минус, потому что снижает абстрактность.

> Этот мир отвратителен, а, если представить себя на месте одного из тех солдат, еще и страшен.

Дак не страшен он, хотя бы потому, что он не реалистичен. А без опоры на реальность получается как с Лавкрафтом, если читать его сейчас. Заставить себя бояться можно, а вот вызвать непроизвольный ужас у автора уже не получается.
Facensearo
На Украине прямо сейчас идет прокси-война. Там убивают. Вполне реалистично.

Ужас это уже не вызывает - люди привыкли. Или успешно вытеснили в подсознание эту инфу, чтобы не раздражало. Неприятно жить в воюющей стране.

Что касается нового... очевидно, для тебя это важно. Для меня не настолько важно.
> На Украине прямо сейчас идет прокси-война. Там убивают. Вполне реалистично.

Ну да, и?
Снафф-то тут причем. Те его части, которые намекают на реалии сегодняшнего дня, бьют мимо, а те, которые не намекают - не новы.

> Что касается нового... очевидно, для тебя это важно. Для меня не настолько важно.

Это важно, чтобы говорить "Ах, ах, Пелевин!", а не "А, тот Пелевин?".
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть