↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Smaragd
21 января 2019
Aa Aa
ГП. Британские маги не имеют отношения к религии. А российские из мира ГП? Понятно, что для православного христианства любое колдовство однозначно от лукавого и грех. Вопрос о другом. Современные колдуны из нашего реала (позиционирующие себя таковыми. не будем рассуждать, шарлатаны ли они) очень часто используют христианскую атрибутику, молитвы. Не важно, кому они в итоге служат, богу или дьяволу (или только своему кошельку), отстранимся от православных доктрин. Интересно, юных магов в Колдовстворце учат пользоваться православными молитвами, церковными свечами, святой водой, иконами? Или для них всё это лишено силы и является пустышкой?
21 января 2019
7 комментариев из 54 (показать все)
В контексте всего разговора вспомнилась третья часть Космической трилогии К.С.Льюиса, "Мерзейшая мощь". Там и христианская община, и Мерлин. И как раз интересная трактовка того, каким видел мир раннесредневековый маг-христианин.
InCome
Можно вкратце?
Читатель 1111
Поняла, что изложить вкратце бессильна (детали в сюжете), нацапала цитат.
— Это Мерлин Амвросий. Он с нами.
— Он… он верит в Бога? — спросил Димбл.
— Да, — отвечал Рэнсом.
Мерлин обратился к Димблу.
— Пендрагон сказал мне, что ты считаешь меня жестоким. Это меня удивляет. Третью часть имения я отдал нищим и вдовам. Я никого не убивал, кроме негодяев и язычников. Что же до этой женщины, то пускай живет. Не я господин в этом доме. Но так ли важно, слетит ли с плеч ее голова, когда королевы и дамы, которые погнушались бы взять ее в служанки, гибли за меньшее?


Насколько понимаю, там идея о своеобразной эволюции, разделении духа и материи:

— Да, ты замечала, что в мире абсолютно все утончается, сужается, заостряется? Понимаешь, — продолжал он, — в любом университете, городе, приходе, в любой семье, где угодно, можно увидеть, что раньше было… ну, смутнее, контрасты не так четко выделялись. А потом все станет еще четче, еще точнее. Добро становится лучше, зло — хуже; все труднее оставаться нейтральным даже с виду… Быть может, «течение времени» означает только это. Речь не об одном нравственном выборе, все разделяется резче. Эволюция в том и состоит, что виды все меньше и меньше похожи друг на друга. Разум становится все духовней, плоть — все материальней… Но я о Мерлине. Понимаешь, в его время человек мог то, чего он сейчас не может. Сама Земля была ближе к животному. Тогда еще жили на Земле нейтральные существа…
— Нейтральные?
— Конечно, разумное сознание или повинуется Богу, или нет. Но по отношению к нам, людям, они были нейтральны... Тогда на Земле были твари… как бы это сказать?.. занятые своим делом. Они не помогали человеку и не вредили... У Павла об этом говорится. А еще раньше… все эти боги, феи, эльфы…
— Ты думаешь, они есть?
— Я думаю, они были. Теперь для них нет места, мир сузился. Наверное, не все они обладали разумом. Одни из них были наделены очень смутным сознанием, вроде животных. Другие… да я не знаю! Во всяком случае, среди них жил такой вот Мерлин.
— Даже страшно становится…
— Это и было страшно. Даже в его время, а тогда это уже кончалось, общение с ними могло быть невинным, но небезопасным. Они как бы сортировали тех, кто вступал с ними в контакт. Не нарочно, они иначе просто не могли.
Мерлин — последний носитель старого порядка, при котором, с нашей точки зрения, дух и материя были едины. Он обращается с природой, словно с живым существом, словно улещивает ребенка или понукает коня. Для современных людей природа — машина, которую можно разобрать, если она плохо работает. Мерлин воплощает то, что мир давно утратил.


Он все время пророчествует, кстати и некстати. Как будто это зависит не от него… Как будто он и сам больше не знает… просто поднялась в голове заслонка, он что-то увидел, и она опустилась. Довольно жутко.


— Сэр, — мягче и глуше произнес Мерлин, — я могу снять боль с твоей пяты, словно смыть ее губкой. Дай мне семь дней, чтобы я осмотрелся в этом краю, обновил старую дружбу. И с лесами этими, и с полями мы побеседуем о многом.
Говоря это, он подался вперед, и лицо его было вровень с мордой медведя, словно и они беседовали о многом. Взгляд у него стал, как у зверя — не хищный и не хитрый, но исполненный терпеливого, безответного лукавства.
— Я могу, — продолжал Мерлин, — освободить тебя от мучений.
Хотя он и вымылся и умаслился, от него все сильнее пахло мокрым листом, стоячей водой, илом, камнями. Лицо его становилось все отрешенней, словно он вслушивался в едва уловимые звуки — шорох мышей, шлепанье лягушек, журчанье струй, похрустывание сучьев, мягкие удары лесных орехов о землю, шелест травы. Медведь закрыл глаза, комната как бы засыпала под наркозом.
— Нет, — проговорил Рэнсом и поднял голову, склонившуюся было на грудь. Выпрямился и волшебник. Медведь открыл глаза.
— Я повинуюсь тебе, сэр, — произнес друид, — но зла я не мыслил. Былая дружба поможет мне исцелить королевство.
И снова послышался густой, сладкий запах.
— Нет, — еще громче проговорил Рэнсом. — Теперь этого делать нельзя, вода и лес утратили душу. Конечно, ты можешь разбудить их, но королевству это не поможет. Ни буре, ни наводнению не одолеть нашего врага. Оружие сломается в твоей руке, ибо мерзейшая мощь стоит перед нами, как в дни, когда царь Нимрод хотел достигнуть небес.
— Господин мой, — промолвил Мерлин, — разреши мне пробудить скрытые силы…
— Я запрещаю тебе, — ответил Рэнсом. — Это против закона. Быть может, скрытые силы еще и дремлют в земле, но будить их ты не станешь. Даже и в твои дни это было не совсем законно. Вспомни, мы думали, что ты встанешь на сторону врагов.


— Мерлин?.. Он — не злодей, но колдун. Помните: «нездешних много сил, средь них есть добрые и злые». Я размышляю о том, не был ли Мерлин последним представителем чего-то забытого, чего-то такого, что стало невозможным, когда люди, связанные с нездешними силами, разделились на черных и белых, на колдунов и священников.


Рэнсом полагал, что ведовство, или точнее, ведение Мерлина — остаток чего-то очень древнего, попавшего в Западную Европу после того, как пал Нуминор, и хранившего следы тех времен, когда отношения духа и материи были на Земле иными. Ведение это по самой сути своей отличалось от ренессансной магии. Вероятно (хотя и не наверное), оно было гораздо невиннее; и уж во всяком случае, пользы от него было гораздо больше. Ведь Парацельс и Агриппа почти ничего не достигли, и сам Бэкон — возражавший против магии только по этой причине — признал, что маги «не преуспели в величии и верности трудов». Поистине, могло показаться, что магия, столь бурно расцветшая в эти времена, вела лишь к тому, что человек губил душу, не получая ничего взамен.


Мерлин. Они не могли уже считать сказкой предания о его силе, или отнести эту силу к тому, что люди Возрождения звали магией. «Что общего, — говорил Димбл, — между таинственными оккультистами вроде Фауста или Просперо, с их ночными бдениями, черными книгами, пособниками-бесами — и Мерлином, который творит невозможное просто потому, что он Мерлин?»
Показать полностью
InCome
Интересно...
Три рубля
Перечитала и поняла, что днем в запарке ответила с пропуском логических звеньев
(а про "христианство высокое и низовое" вообще ляпнула)).

>Да-да, и "ворожеи не оставляй в живых" из Левита. Эти люди обычно интерпретировались, как языческие жрецы и вообще справляющие всякие языческие обряды, а их магия — как иллюзии для слабоверных.
Следует разделять христианство, гм, высокое, и христианство низовое. Последнее приобретало тягу к охоте на ведьм вследствие смешения с язычеством, и с веками всё более пронизывало Церковь вообще. Охоте на ведьм в Европе положил начало Иоанн XXII, человек суеверный и простолюдин по происхождению, и вообще она приобрела характер полуязыческой истерии.

Получается, что в разное время ведовство порицалось либо как обман (иллюзии для слабоверных), либо как связь с нечистой силой и причинение вреда.
Но если магия объективно в наличии, появляется с рождения, безотносительно желания человека, просто как расовая особенность, то и отношение к ней исторически складывалось бы иначе, не?
InCome
не уверена. именно исторически первые маги (или приравняем к нашему реалу - люди, реально наделённые некими сверхспособностями) были вполне так успешны и выгодны обществу. травля и разделение на богово и дьявольское началась потом. вспомните, как относились к людям с физическими особенностями - всё нестандартное пугало и объявлялось злом
>в разное время ведовство порицалось либо как обман (иллюзии для слабоверных), либо как связь с нечистой силой и причинение вреда

Большую часть времени порицалось лишь колдовство, причиняющее какой-то ущерб, то есть, колдовство мыслилось, как средство для совершения преступления, а если ты никому не мешаешь, то колдуй себе, сколько вздумается. Колдовство, как преступление само по себе, как преступный союз с дьяволом — это поздняя вещь. И, как я уже говорил, был период в раннем христианстве, когда существование реального колдовства, не в виде иллюзий, отрицалось.

>Но если магия объективно в наличии, появляется с рождения, безотносительно желания человека, просто как расовая особенность, то и отношение к ней исторически складывалось бы иначе, не?

У нас данность, что сложилось именно так, как сложилось. Я думаю, что маги древности просто не были так круты.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть