↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
9 апреля 2019
Aa Aa
Хиппи в ГП
Или что общего у Ксенофилиуса Лавгуда и Тимоти Лири

Начну издалека. Намедни довелось мне читать чудесную книгу Jitterbug Perfume от Тома Роббинса. Книга, само собой, на русский язык не переведена, хотя старая, ещё 80-х. Том Роббинс - один из столпов американской контркультуры, человек знакомый буквально со всеми, кто приходит в голову, когда думаешь о конце 60-х, всех 70-х и даже немного 80-х. А ещё он с Гасом ван Сентом знаком, что не для всех плюс, но всё же.
В книге есть персонаж по имени Вигс Дэннибой, в котором все англоязычные прочитавшие однозначно признали Тимоти Лири (может быть, с лёгким налётом Хаксли). И вроде бы я и до этого читала (например, в книге "Штурмуя небеса", люто рекомендую) про психоделическое ранчо Лири, где стены изнутри были раскрашены фантастическими картинами, в огороде росло что попало, а на чердаке работала типография, издававшая один из журналов, бесповоротно ударившихся в эру Водолея и непринуждённо мешавших интервью с музыкантами и писателями, тексты мантр и медитаций, исследования вроде "можно ли вызвать смерч силой мысли", способы плетения дримкетчеров, кислотные пьесы - и многое, многое другое в том же духе...
Вроде бы читала. Но только когда к этому добавилось описание Вигса Дэннибоя: белые волосы, пронзительно голубые глаза, привычка говорить с жутким акцентом и перепрыгивать с темы на тему, делая странные умозаключения обо всём сразу... Только потому, что в книге у него была дочь: лет 10-11, рождённая и воспитанная в психоделическом бедламе вокруг и воспринимающая его как единственную нормальную жизнь - только тут до меня дошло, кого ещё он мне напоминает.

Ксенофилиуса Лавгуда.

Вы скажете, что это сова на глобусе, что Лири всё же был иконой своего времени и академическим исследователем, пусть и сожранным подчистую необычным "хобби", политикой и преследованиями... А Ксенофилиус - просто городской сумасшедший с хитринкой, подвязавшийся на самом дне жёлтой прессы.

Но так мы воспринимаем это сейчас. Понять, что такое конец 60-х с точки зрения нашего циничного, секулярного и рационального времени - сложно. Это было время, когда вполне вменяемые люди могли собраться помедитировать, чтобы Пентагон улетел с Земли, например.
Парапсихологическое не было просто модным задвигом, как в начале века, или глупостью - как порой сейчас. Оно было протестом. США, воспитанные на пуританстве, срастившие его с властью, экономикой и политикой, встроившие его в структуру каждой семьи - именно в этом моменте и просчитались.
Как говорил Фрейд и подтвердит почти каждый психолог (и не только), нет ничего естественнее подросткового бунта. Бунта против семейных запретов и традиций. Зацепившись за не менее естественное и не менее фрейдовское желание "свободной любви", этот протест обрушился сначала на пуританство, а потом и на систему в целом.
На институт семьи и брака. На стыд ("что скажут другие"). На Бога (имперсонацию отца).На государство (тоже имперсонацию отца). На стремление завоевать место под солнцем - в экономике и в быту. Ведь это были "навязанные" ценности пуритан, а значит - давайте сбросим их с парохода современности.

Результатом стал мир, где возможно всё. Релятивизм и всемогущество, калейдоскоп возможностей. И те, кто остались по другую сторону баррикад, воспринимали хиппи не как безобидных сумасшедших - а как в каком-то смысле "еретиков". Людей, совершивших преступление против реальности.
Они относились к ним серьёзно. От них не отмахивались. Их пытались изолировать, обезвредить, посадить, а в некоторых случаях даже убить. И не только из-за их симпатий к социализму. А просто потому что... а вдруг у них получится? Вдруг - просто вдруг! - их путь даст свои плоды, вдруг чудеса и правда случаются?

Биографии Лири, Рональда Лэнга, Вильгельма Райха раз за разом ставят вопрос - а где в их исследованиях заканчивалась наука и начиналось безумие? И заканчивалась ли она вообще?
Что из их прозрений было бредом, а что просто опередило своё время?

Для нас типаж Лири и других вышеназванных товарищей сейчас кажется гротескным, но в культуре 70-80х они оставались приметой времени. Мимо юности Роулинг они точно пройти не могли.
Поэтому версия о том, что образ Ксенофилиуса Лавгуда списан именно с "икон" культуры хиппи, не выглядит такой уж странной...

#статьи #размышления #про_литературу #про_фанфики
9 апреля 2019
1 комментарий
А вот это очень хорошее наблюдение.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть