↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
WMR
14 июня 2022
Aa Aa
#шахматы #искусство


«Натюрморт с шахматной доской» (Nature morte á l’échiquier, ок. 1630) — картина масляными красками по дереву, приписываемая французскому художнику Любену Божену (1611-1663). На ней мы можем видеть нотную тетрадь, лютню струнами вниз, колоду карт, кошель, хлеб, частично полный восьмигранный бокал с вином, закрытую шахматную доску, стоящую на ней вазу с тремя гвоздиками и темное восьмигранное зеркало над доской.
Трактовки смысла данной картины очень различались. Бытовая трактовка гласит, что всё изображенное так или иначе отражает круг интересов автора, тогда ещё молодого человека. Существует также религиозная трактовка, согласно которой на картине противопоставлены символы земных соблазнов (ноты и лютня, кошель, карты и шахматы, зеркало) и символика христианская (хлеб и вино как символы евхаристии, гвоздики как символ Страстей Христовых или Троицы). Кроме того, некоторые специалисты видят в натюрморте аллегорию пяти чувств: слуха (ноты и лютня), вкус (хлеб и вино), осязание (кошель, карты, шахматы), обоняние (гвоздики) и зрение (зеркало). Также исследователи обращают внимание на символику восьмигранника (бокал, зеркало).
14 июня 2022
6 комментариев
Что хотел сказать автор? Ничего— нарисовал то, что было на столе.
Pitaici
Мой преподаватель психосемантики, двинутый на голландских натюрмортах, прежде всего в стиле vanitas ("суета" или "тщетность") - всегда утверждал, что каждый такой натюрморт - аллегория и символ. В обязательном порядке.
Но, конечно, это всё как минимум на полтора века позже.
flamarina
Очень интересно! Как раз символически-религиозная трактовка данного натюрморта и предполагает мотив противопоставления "тщетного" (мирского) и божественного. И специалисты в этой работе находят следы фламандского влияния. Фландрия, конечно, не Голландия, но те мотивы, которые через полтора века прорастут у голландцев, могли в каком-то виде встречаться ранее у фламандцев и от них быть усвоенными Боженом.
И ещё. Сам Божен (вероятный автор картины) в момент, когда создавалась картина, жил и работал в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. А церковное искусство - это всегда символ. Выражение трансцендентного.
flamarina
Думать можно, что угодно, но не факт, что оно так и есть.)
Pitaici
Да вроде как свидетельства остались... переписки, заказы, споры...
flamarina
А! Тогда, конечно, факт)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть