↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Фантастические женщины и их нефантастическая репрезентация (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Миди | 134 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Стереотипное и откровенно безалаберное прописывание женских персонажей, прибегание к штампам, сведение героинь к «любовному интересу» мужчин и успешное оставление в тени независимых и ярких волшебниц — очевидная и гиперболизированная проблема фильма «Фантастические звери и места их обитания», да и в целом творчества Джоан Роулинг. Об этих проблемах в статье и поговорим.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава

Куинни Голдштейн

Если Тина персонаж слабый и толком не раскрытый, то Куинни — жертва стереотипов, штампов и лютого неуважения мадам Роулинг к собственному полу. Мне настолько обидно за эту героиню, и я настолько сильно жажду справедливости, что не успокоюсь, пока Джоан не объяснит, какого чёрта она принизила одну из самых крутых ведьм поттерианы, и не исправит ситуацию. В отличие от сестры, Куинни представляет собой стереотипный феминный образ. В первую очередь это привлекательная, кокетливая и утончённая ведьмочка. Всегда на каблуках, при параде, накрашенная и наманикюренная, преимущественно в розовых одеяниях (не открою Америку, если скажу, что этот цвет стереотипно считается «женственным», и отсюда любовь Куинни именно к розовым оттенкам). Героиня выглядит привлекательно, находясь в домашней обстановке, когда ей, казалось бы, не для кого прихорашиваться. И растрёпанной вы её не увидите даже после насыщенного приключения. И на каблуках для неё бегать не в тягость. Неудивительно, что при взгляде на Куинни все мужчины теряют дар речи (подобных женщин нам не показали), тем более что феминным является ещё и характер героини. Абсолютно все черты Куинни можно назвать стереотипно «женскими»: приветливость, доброту, эмоциональность, чувствительность, мечтательность, наивность, а также не всегда уместную восторженность. Какой же мужчина пройдёт мимо такого ангелочка? Разве что человек, для которого внутреннее содержание важнее внешней оболочки.

Завершает образ очень стереотипной и идеальной для патриархального общества девушки пассивность Куинни и её любовь к чисто «женским» занятиям: готовке, заботе о других, болтовне и оказанию эмоциональной поддержки мимо проходящим крокодилам. Интересно, что суперспособность героини, которой в поттериане обладают только самые сильные и могущественные маги, Куинни даётся в качестве дара. Мы не знаем, является ли легилеменция Куинни приобретённой или врождённой, но эмпатия, доброжелательность и хорошее понимание людей в любом случае способствовали развитию способностей ведьмы. Здесь я хочу напомнить вам, что легилементами были такие волшебники, как Салазар Слизерин, Альбус Дамблдор, Том Риддл и Северус Снейп. При этом всем вышеназванным героям пришлось хорошенько постараться для того, чтобы научиться управлять своими способностями, трое из них были признаны одними из самых сильных и могущественных магов всех времён, а ещё одного Роулинг сделала двойным агентом. Куинни не нужно прилагать особых усилий, чтобы прочитать чужие мысли. Делает она это против воли, на автомате, считывая информацию, даже когда общается со скованными и закрытыми людьми, а свою сестру и вовсе слышит на огромном расстоянии. И эта ведьма, за которую должны активно бороться аврорат и правительство, учитывая, насколько Куинни полезный кадр, прозябает на дурацкой работе? Эта ведьма занимается деятельностью, на которую у МАКУСА, по всей видимости, не хватило домовика (по-моему, в данном случае нам стоит говорить об элементарной сюжетной дыре, поскольку в волшебном мире и речи не должно заходить о такой должности, как разносчица кофе)? Эта невероятно сильная и способная колдунья растрачивает свой дар на то, чтобы шантажировать коллег их интрижками?

Поразительно, но никто не пытается завербовать Куинни на свою сторону. Никто не интересуется её сверхспособностями. По сути, дар Куинни используется ей в мелочах и личных пустячных целях (до встречи с Ньютом и Джейкобом, разумеется), в то время как героиня с таким талантом должна быть не менее крутым персонажем, чем Снейп или Дамблдор. Не просто очередной помощницей главного героя. Не просто девочкой на побегушках с ограниченными для такого потенциального персонажа функциями. Не просто глупенькой домохозяйкой, которая не стремится к чему-то большему, чем замужество. Прописыванием героини Роулинг удивила многих поттероманов, и вылилось удивление фанатами столь странным и нелогичным прописыванием персонажа в то, что талантливые фикрайтеры решили найти оправдание поведению и незавидной деятельности Куинни, сделав её тайным агентом МАКУСА. Такой роли эта героиня, безусловно, заслуживает. Жаль только, что речь идёт о фаноне. Если Роулинг не готовит нам подобных сюрпризов и не собирается исправлять столь ужасный прокол, то Куинни Голдштейн можно будет с уверенностью называть одним из слитых женских персонажей поттерианы. Она и сейчас персонаж не иначе как слитый, а всему виной странная любовь Роулинг к тому, чтобы создавать потрясающих героинь и обязательно задвигать их на второй план. Представьте на месте Куинни мужского персонажа, и тогда вам станет ясно, насколько нелепым выглядит такое бледное прописывание волшебника-легилемента. Представьте себе Снейпа или Дамблдора, способности которых автором игнорируются только потому, что они мужчины, а Куинни, я полагаю, является той, кто она есть, исключительно из-за её пола. Стоит ли нам вообще говорить о равноправном мире с открытыми возможностями для всех магов и колдуний, если Роулинг грешит стереотипным и сексистским прописыванием женских персонажей?

Как полагают довольные всем зрители, Куинни не стремится к большему, чем быть макусовской «секретаршей», потому что она девочка, которая не хочет ничего решать, а хочет красивое платье, мужика и простого «женского счастья». И я была бы рада сказать, что всего лишь иронизирую, но, к сожалению, сейчас я цитирую прочитанные мною мнения ярых поттероманов, которые принимают абсолютно всё, что даёт им Роулинг, на ура и не видят в прописывании Куинни Голдштейн ничего плохого и оскорбительного. И ведь мало того, что героиню оставили в тени, а её могущественный дар отправили в мусорку, так Куинни, как и Тине, ещё и не повезло стать любовным интересом более важного и интересного, чем она, мужского персонажа. При этом бедной девушке не повезло больше, чем её сестре, потому что её превратили в приз. Награду. Трофей. И прежде, чем кто-то подумает обо мне всё самое плохое, спешу сказать, что я люблю Джейкоба. Я люблю его как персонажа, как человека и как друга. Я борюсь со своей фэтфобией и стараюсь не проявлять лукизма ни по отношению к женщинам, ни по отношению к мужчинам. Загвоздка состоит в том, что зачастую люди транслируют двойные стандарты, объективируя женских персонажей и репрезентируя положительным образом исключительно героев-мужчин. Мы все видели не один фильм, в котором невзрачному, смешному и не особо привлекательному мужчине доставалась самая красивая женщина, потому что он мужчина, а в мужчине прежде всего важен его внутренний мир. Потому что в патриархальном мире от мужчины никогда не потребуют соответствия тем стандартам, которым обязательно должна соответствовать женщина. Потому что лукизм наше общество направляет преимущественно в сторону женщин, и приводит это к тому, что конвенционально «непривлекательные» женщины сталкиваются с презрением и оскорблениями, а конвенционально привлекательные — с объективацией и сексуализированием.

Вспомните хотя бы один фильм с обратной ситуацией: крутой, накачанный и смазливый парень влюбляется в серую мышку (желательно полненькую) и достаётся ей в качестве награды, чтобы фильм при этом не являлся комедией, а героине не пришлось в финале «преображаться». Едва ли вы вспомните много таких фильмов, в отличие от тех, в которых толстячку-неудачнику, а по совместительству комедийному персонажу, достаётся своя горячая красотка. Вот и Роулинг не могла придумать ничего оригинального, а потому решила использовать приевшийся штамп. Подумаешь, что он сексистский. Зато Джоан больше никто не обвинит в фэтфобии (на самом деле, одним Джейкобом Роулинг проблему не решила, тем более что его полноту пару раз показали как повод для шуток). Ухудшает ситуацию то, что Куинни влюбилась в Джейкоба с первого взгляда. Влюбилась в этого посредственного магла, который при первой встрече с ней находился в не очень хорошем состоянии после укуса горегубки. После того, как он подумал о ней то, что «многие думают при виде Куинни». Фанаты пейринга любят объяснять влюблённость Куинни в Джейкоба её даром: якобы она увидела в нём хорошего человека, уважающего её мужчину и «не такого, как все». У меня после просмотра фильма создалось впечатление, что Куинни годами сидела в закрытой башне, ни с кем не встречалась и была готова влюбиться в первого встречного, что она, собственно, и сделала. Куинни не влюбилась, пообщавшись с Джейкобом и узнав его поближе, а по непонятным причинам очаровалась им если не с первого взгляда, то после одного несчастного разговора. Кроме того, Куинни не увидела в Джейкобе мужчину, сильно отличающегося от других. Пожалуйста, не отрицайте фразы героини, которую Роулинг прописала как не самую удачную шутку и по которой мы можем судить о том, что при виде младшей Голдштейн Джейкобу автоматически пришла в голову пошлая мысль.

Очередная любовная линия фильма была прописана Роулинг очень слабо, а потому можно только поражаться тому, что Куинни в финале по неоправданным причинам была готова сбежать из страны с едва знакомым мужчиной, который, может быть, и прекрасен как человек, но совершенно не подходит героине как мужчина. Это ненормально, когда женщин сексуализируют и ставят в пару с мужчинами, которым далеко до их уровня (в поттериане та же беда коснулась Гермиону, которую, слава богу, не сексуализировали, но зато выдали замуж за Рональда Уизли). Дело не в том, что Джейкоб не заслуживает любви или не подходит Куинни из-за своего магловского происхождения. Дело в штампах и клише, и пока я не увижу, что сценаристы и режиссёры начнут активно продвигать обратные ситуации, я не буду считать подобные любовные линии нестереотипными. Неужели никто не думает, что борьба с классизмом и лукизмом ничего не стоит, если в то же время никто не борется с сексизмом? Мне жаль Куинни по многим причинам, и самой важной из них для меня является смирение девушки с тем, что её воспринимают как сексуальный объект. Принятие Куинни того, что это нормально, когда мужчины думают о ней подобным образом. Её жертвенность, неуважение себя как личности и отсутствие в этой девушке каких бы то ни было амбиций. Конечно, кому-то и впрямь нравится варить борщи (или наколдовывать штрудели), и в нашем мире много людей без амбиций и желания учиться и строить карьеру. Женщины, подобные Куинни, имеют право на существование, и они не должны меняться, чтобы кому-то угодить. Вот только речь сейчас идёт о вымышленном персонаже, а в литературе и кинематографе и так полно подобных образов. Мы не должны и в двадцать первом веке предлагать девочкам в качестве ролевых моделей стереотипных героинь, выполняющих традиционные функции. Нам давно пора начать переосмысливать место женщины в мире и прописывать женских персонажей с большим уважением.

Учитывая прописывание Роулинг героев, изначально выделяющихся в хорошую сторону и обладающих своими достоинствами и глубиной, и героинь, имеющих кучу недостатков, созданных с помощью прибегания Роулинг к клише и штампам, кои я отмечала и в случае с женскими персонажами «Гарри Поттера», и так до самого конца и теряющихся за партнёрами, можно сделать неутешительные выводы. Госпожа Роулинг продолжает создавать для своих книг и фильмов разных, нестереотипных, интересных и непохожих друг на друга мужчин, и у писательницы в принципе нет проблем с мужскими персонажами, даже если сама она в упомянутом мной документальном фильме говорила о том, что работать с женщинами ей всегда было намного проще, чем с мужчинами, и даже если поттероманы отмечают не самые приятные особенности, касающиеся мужских образов Роулинг. Почему же для Джоан является таким проблематичным адекватное прописывание женских образов, героинь писательница непременно создаёт через обращение к устаревшим шаблонам, а проблема сексизма в творчестве Роулинг с годами только ухудшается, и это при том, что сама Джоан, повторюсь, считает себя феминисткой? Неужели Джоан, несмотря на все её заверения о том, как прекрасно прописаны её женские персонажи, и заявления о том, что она разделяет феминистские взгляды, всё-таки стереотипно мыслит? Остаётся надеяться, что в следующих фильмах Куинни подарят свой звёздный час, и хоть я совсем этого не жду, но в глубине души хочу надеяться ещё и на получение этой прекрасной героиней той должности, которой она заслуживает, и большей сюжетной роли, а иначе нам так и придётся довольствоваться фаноном, раз уж канон столь примитивен и скучен.

Глава опубликована: 16.11.2019
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
Автор ограничил возможность писать комментарии

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх