↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Адаптация «Отверженных». Проблемы (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 27 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Передача идей автора, адекватное восприятие персонажей и отношений между ними — со всем этим адаптации «Отверженных» не справляются. Каким образом? Этим.
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Козетта и Жан Вальжан. Глубина характеров

КОЗЕТТА

Козетта должна быть храброй, сперва забитой, потом избалованной, легкомысленной, доброй и апатичной девушкой, которая настолько привыкла к странностям, что совершенно не удивляется и не задает вопросы.

«Козетты было воплощением наивности, простодушия, ясности, невинности, чистоты, света».

«Но, право, эта маленькая монастырка прямо со школьной скамьи, беседовала с тончайшей проницательностью и порой говорила словами истины и красоты».

В книге. В фильме у нее две-три реплики, которые и не предполагают какого-либо характера.

И даже в этой капле они умудрились переврать ее персонаж. Козетта не задумывалась о своем прошлом, не расспрашивала Жан Вальжана о его прошлом, она была вполне довольна и счастлива их затворнической жизнью. Ее одиночество и грусть в мюзикле — плевок в лицо Фантине и зрителям, которые так ожидали, что она спасена от Тенардье для лучшей жизни. И то, что Козетта была не любопытна вплоть до апатии, это отличительная черта характера.

Что касается ее отношений с Жаном Вальжаном, то они должны быть теплее и менее серьезными.

ЖАН ВАЛЬЖАН

You're such a lonely child

How pensive, how sad you seem to me

Believe me, were it within my power

I'd fill each passing hour

How quiet it must be, I can see

With only me for company.

Ты такое одинокое дитя,

Какой задумчивой, какой грустной ты мне кажешься,

Поверь мне, если бы это было в моей власти

Я бы заполнил каждый прошедший час

Как тихо должно быть, я понимаю,

Только в моей компании.

Жан Вальжан, конечно, ушел из монастыря, чтобы у Козетты был выбор, но на такую проницательность и самокритику, какая показана в мюзикле, оказался не способен. (Во многом, опять-таки, потому что Козетта не была грустна, пока ее не разлучили с Мариусом, а потом и Жан Вальжан, и Козетта оба скрывали друг от друга принесенные друг другу несчастья).

Он ненавидел Мариуса за то, что тот собирался отобрать у него Козетту. Это важно. Весь путь Жана Вальжана направлен на борьбу с внутренними демонами. Делать не то, что хорошо для него, но то, что твердила совесть. Это никогда не было легко, но спасать человека, которому симпатизируешь, когда хотел уже давно избавить дочь от одиночества, это вовсе не то же самое, что спасать ненавистное существо, чтобы потом отдать ему самое дорогое, оторвав от себя.

Неизвестно откуда появившиеся отцовские чувства к Мариуса преуменьшают его жертву и лишают финал значимости. Они взяли самую великую жертву Жана Вальжана и превратили ее в ничто. Удачное совпадение, что вот нашёлся кто-то, кому можно отдать Козетту.

Еще одним отступлением от характера является то, что Жан Вальжан постоянно подчёркивает тот факт, что на галерах он был всего лишь за кражу хлеба. Даже признаваясь Мариусу. Настоящий Жан Вальжан никогда не оправдывал себя.

И теперь самое главное. Смерть Жана Вальжана.

Жан Вальжан погиб из-за предрассудков Мариуса и равнодушия Козетты. Это важно, это важно в чрезвычайной степени, потому что Мариус и Козетта — это мы. Они stand-in for the audience. Их отношение к отверженным — это наше отношение к отверженным. Козетта смотрит в окно на другую часть города и даже не замечает восстания. Она уходит от бедности и нужды и больше никогда об этом не вспоминает. Она переходит от Жан Вальжана к Мариусу и легкомысленно, во власти своего счастья почти забывает о своем предыдущем доме. Да, она добра, она даёт деньги бедным. Мы не говорим, что она плохой человек, а лишь пытаемся предположить, что значит ее персонаж. Козетта не относит себя к ним и особо не раздумывает о тех, кто страдает так же, как она страдала. Многие, сделав поворот «из грязи в князи», открещиваются от тех, кто еще или никогда этого не сделает.

Мариус же сражается за социальную справедливость, но когда видит жертв социальной несправедливости, он впадает во власть предрассудков. Эпонина тяготит его, Жан Вальжан внушает ему ужас. Да, узнав, что Тенардье погрязли в страшной нищете, он дает им деньги, он возгорается порывом самобичевания и желания помочь им, но и Жан Вальжана он сперва обещал оправдать. Это не помешало Мариусу в дальнейшем выдворить его из их с Козеттой дома. Его стремление забыть и больше ничего не узнавать о Жане Вальжана, чтобы эта информация не затемнила их счастья с Козеттой, тоже весьма метафорично.

Мы не жестоки к отверженным, о нет, иногда мы добры и снисходительны, но это не значит, что мы не ожидаем от них худшего, что мы не видим в них людей «ниже общества», от которых лучше поскорее избавиться и отправить с глаз долой.

Это важно, потому что именно такие чувства мы испытываем к Отверженным, равнодушие, настороженность, презрение, и показать это в самом финале книги, когда ты ждешь справедливости для страдальца. Но не получаешь, это сильно и это важно.

Предубеждения Мариуса против людей из социального дна строятся на вере в закон, представителем которого он в некоторой степени является. Но если Жавер — та часть системы, что не сможет измениться, а может только уйти, демонтироваться, то Мариус адаптируется.

«Он еще не умел отличить то, что начертано человеком, от того, что начертано богом, отличить закон от права. Он еще не обдумал и не взвесил присвоенного себе человеком права распоряжаться тем, что невозвратимо и непоправимо.»

Использованное Гюго насколько раз слово «еще» говорит о том, что Мариус после смерти Вальжана предоставит отверженным от своего имени большую компенсацию, и его ждет очередная модернизация принципов.

В фильме/мюзикле Жан Вальжан умирает от старости. Более того он самоустраняется из жизней Козетты и Мариуса без всякого понукания со стороны последнего, очевидно, потому что авторы боялись сделать персонажей слишком непривлекательными и пожертвовали ради этого смысловым содержанием финала.

Теперь смерть Жан Вальжана — это не последняя несправедливость в череде несправедливостей, обрушившихся на эту благородную душу, а просто смерть. Конец у Гюго возмущает, а стыд за поведение Мариуса и Козетты заставляет и на себя посмотреть в зеркало, пытаться быть лучше, чем они, в особенности потому что они и были героями вполне себе высокоморальными. Финал мюзикла не оставляет и половины таких чувств после себя.

Глава опубликована: 17.04.2021
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх