Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
"чувства Аканэ к Когами — это не любовь, это что-то другое, куда более глубокое и значимое", — neereya.
— Я не люблю Когами, — с порога заявляет Аканэ.
Сайга Джоджи поднимает взгляд от книжных страниц, закрывает «Преступного человека» Ломброзо и с интересом подаётся вперёд. Жестом предлагает следователю сесть напротив, и когда та, перестав, наконец, теребить край юбки, смотрит ему в глаза, спрашивает:
— Слышали о феномене горькой конфеты, инспектор Цунэмори?
Аканэ крутит головой из стороны в сторону, и непослушные тёмные пряди падают на глаза.
— Он же первый пример рождения личности, — поясняет профессор. — Ребёнку предлагается достать со стола некий предмет и получить за это в награду вкусную конфету, не вставая со стула. Стул стоит довольно далеко. Пока экспериментатор находится в комнате, ребёнок не встаёт, хотя дотянуться до стола возможным не представляется. Но когда взрослый выходит, продолжая наблюдать за ребёнком из соседнего помещения, тот шустро вскакивает со стула и берёт искомый предмет. Экспериментатор возвращается, видит, что задача выполнена, спрашивает у ребёнка, вставал ли тот со стула и получает, разумеется, отрицательный ответ. Вручает испытуемому конфету и тут, в большинстве случаев, наблюдает любопытный феномен…
— Ребёнок отказывается от конфеты и плачет, — догадывается Аканэ.
— Верно, — кивает Сайга. — Конфета — награда незаслуженная. Прямое нарушение социокультурной договорённости, «горькая по личностному опыту» [1]. В ребёнке происходит борьба мотивов: отвергая одно и принимая другое, он растёт, развивается и учится искать компромисс с самим собой. Договариваться с совестью, если угодно. Этот эксперимент демонстрирует зависимость интеллектуальных процессов от мотивации, от желания доказать собственную эффективность теми методами, которые приемлемы самим собой или же, — намеренно делает паузу и склоняет голову к плечу, — без которых самоэффективность в принципе не возможна.
Цунэмори откидывается на спинку дивана, тонет в подушках и цепляется взглядом за кружащего вокруг лампочки жука. Тот бьётся о светильник, падает на глянцевую поверхность стола, стучит крыльями и заходит на новый круг.
— Я в данном случае ребёнок или экспериментатор?
— Вы в данном случае исключение из правил, — исправляет её Джоджи, включая кофеварку. — Скажите, Аканэ, сколько сигарет вы сжигаете за день?
Цунэмори вздрагивает, смотрит сквозь профессора и нехотя признаётся:
— Около пачки.
Сайга Джоджи удовлетворённо улыбается и протягивает ей чашку горячего кофе.
— Экспериментатор и ребёнок в этом опыте вы. Искомый предмет — раскрытое дело, конфета — самоудовлетворение. А сигареты — способ до искомого предмета дотянуться. Так вы встаёте со стула, — профессор размешивает два кусочка сахара, делает крохотный глоток и снова садится в кресло. — Нарушая социокультурную договорённость, вы раскрываете дело, соотношение вреда и пользы меняется — компромисс достигнут. Вы живёте в постоянном согласии с собой — в этом ваш секрет. Оттого ваш психопаспорт не темнеет.
Жук падает на стол в третий раз, Аканэ выключает лампочку и несчастное создание, мужественно нарисовав по камере ещё один круг, скрывается в вентиляционной шахте.
— Кому-то для достижения компромисса нужны препараты, — продолжает профессор, — кому-то, чтобы успокоиться, нужно разозлиться — исполнитель Гиноза тому пример. Кто-то, как Шинья, кипит постоянно. Что до вас, то… любите вы его или нет, но без Когами вы не мыслите продуктивно. Cogito, ergo sum [2], дорогой инспектор, — Джоджи пожимает плечами. — Когами — это цвет вашего психопаспорта.
— Когами — это мои двести девяносто девять единиц интегральной характеристики, — с намёком на улыбку перебивает его Аканэ.
Сайга кивает и салютует ей чашкой.
— Заметьте, это не я сказал.
Цунэмори крутит в руках кружку с ароматным напитком, чувствует в кармане мятую пачку сигарет и думает, что она Когами не любит.
Она с его помощью встаёт со стула, мыслит, существует и живёт.
Она с ним светлее на тон.
Она его не любит.
Она без него не может.
Потому что без него — одной единицей выше. И летальный режим.
_______________________
[1] — А.Н.Леонтьев.
[2] — "Мыслю, следовательно, существую", Рене Декарт.
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |