↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
#матчасть #средневековье #история

В «Средневековом мире» А.Я. Гуревича целая глава посвящена так называемым exempla – «примерам», которые средневековый священник включал в свою проповедь. «Пример» представлял собой короткую назидательную историю, которая должна была пояснить суть проповеди и надежно наставить прихожан на путь истинный.

Сложные и скучные рассуждения о грехе и спасении нагоняли на паству сон, и «пример» призван был увлечь прихожан, дать священнику возможность целиком и полностью завладеть их вниманием – а значит, коллизия в «примере» должна быть динамичной, в высшей степени драматической и, конечно же, понятной слушателям. Героями историй становились обычные люди, а кроме них – Христос, Богоматерь, святые и апостолы, бесы и черти всех мастей. Действие разворачивалось в замке или деревенском доме, церкви и монастырской келье – местах, понятных и знакомых по повседневной жизни. Да и «небожители» как правило вели себя очень даже «по-земному»: они могли быть мстительны, злопамятны, подвержены вспышкам гнева. Какому-нибудь обиженному святому ничего не стоило явиться к нерадивому христианину и от души дать в пятак, и даже сам Христос мог сойти с креста, чтобы пристукнуть, скажем, ленивого звонаря или зевающего на службе монаха. Правильно: идея о милосердии, всепрощении и прочем «возлюби врага своего» в среднестатистической голове укладывалась с трудом и скрипом, а вот то, что можно было схлопотать по морде за малейшую провинность, было суровой реальностью. Святые из «примеров» вели себя точно так же, как и грешники, которые эти «примеры» слушали – и поэтому в таких святых и Господа, близких по духу и понятных, люди верили особенно охотно. Хотя, конечно, были истории о и том, как Господь и Богоматерь проявляли милосердие.

Но самым замечательным в «примерах» я нахожу даже не их содержание, а то, что все они были истинной правдой. По крайней мере, в это свято верили и слушатели-прихожане, и рассказчик-священник, и авторы, составлявшие сборники «примеров». Все происходило на самом деле, причем где-то неподалеку, и, может статься, еще живы свидетели удивительного происшествия, которые охотно подтвердят, что все было именно так и только так. Христос сошел с креста. Волк, послушавшись Деву Марию, вернул матери украденного ребенка. Бес, вселившись в монаха, проповедовал в церкви не хуже епископа. К приходскому священнику явился покойник и просил читать молитвы за упокой его души. «Примеры» поражали и изумляли слушателей – но не как фантастическая сказка, а как реальность, которая могла нагрянуть к ним в любой момент. Думаю, современный человек испытывает примерно те же чувства, когда читает, скажем, о вреде прививок и о казуистических случаях в медицине, или смотрит передачи о продуктах из супермаркета и громких преступлениях XX века. Подумать только, она купила квашеную капусту в гипермаркете – и отравилась так, что попала в больницу! А он просто шел домой и стал жертвой маньяка!

В Средние века Ад, Рай и их обитатели постоянно находились где-то совсем рядом с миром живых. Каждый день человек мог столкнуться или с нечистью, или со святым духом. Бесы, покойники, святые – всем им ничего не стоило в любой момент завалиться к вам в дом и перевернуть вашу жизнь. Высшие силы всех мастей постоянно вмешивались в повседневные дела людей, и это практически норма. Увлекательная жизнь, правда?
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 13 комментариев
#матчасть #рыцари #средневековье #история

Если верить С.В. Жаркову – а не верить ему, в общем-то, оснований нет, - пайки в духовно-рыцарских орденах распределялись следующим образом: два рыцаря получали еды столько же, сколько три туркопола (наемные конные лучники), а два туркопола столько же, сколько три брата-сержанта.

Иными словами, у рыцаря было в 1,5 раза больше еды, чем у туркопола, и в 2,25 раз больше, чем у сержанта. Оно, конечно, объяснимо: как известно, кто работает – тот ест, а рыцарь был самым ценным и тяжело вооруженным кадром во всем средневековом войске. Но при этом, что интересно, никто не ждал, что брат-рыцарь стрескает весь свой паек подчистую. Предполагалось, что он съест только часть, а оставшуюся еду раздаст бедным.

В этом – обязанности раздать голодным остатки своей, очевидно, слишком большой порции – находит отражение одна из особенностей того времени, о которой пишет А.Я. Гуревич в «Средневековом мире». Бедность не воспринималась как социальная проблема, более того, она была своего рода социальной необходимостью.

В христианском средневековом мире, где было «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное», в нищих видели не обездоленных и несчастных людей, а проводников, которые захватят с собой богатых на небеса. Чего проще? Подавай милостыню, корми голодных – и тебе, конечно, Господь дарует спасение. Ты же не просто был власть имущим – а богобоязненным и милосердным человеком. Не будь нищих, кому бы братья-рыцари отдавали еду, спасаясь тем самым от мук Ада?

И упаси Господь, чтобы кому-то пришло в голову изменить существующий порядок вещей.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 9 комментариев
#матчасть #рыцари #средневековье #история

Читаю «Рыцарские ордена в бою» Жаркова С. В. Первая глава написана, прямо скажем, не блестяще, но начиная со второй, тем не менее, попадаются интересные места.
Жарков пишет об устройстве и военных порядках рыцарских орденов ан масс, даже не пытаясь разделить их и дистанцировать один от другого. Чем госпитальеры отличались от тамплиеров? А от тевтонцев? А Бог его знает. Вероятно, подразумевается, что уставы и тактика боя были во много схожи, так что обойдемся без дьявола в деталях.

Дальнейший текст – это по сути конспект книги. Если вдруг найдутся ошибки или неточности – это не я, это все Жарков.

Главным во время похода была жесточайшая дисциплина. Рыцари должны были собирать вещи и садиться на коней, только получив соответствующий приказ. Во время перехода рыцари строились в колонну, во главе которой ехал знаменосец. Конные воины ехали шагом или иноходью. Каждый рыцарь гнал перед собой вьючную лошадь со своей экипировкой: из вещей рыцари было дозволено иметь одну седельную сумку для фляги, столового прибора и личных вещей, а также кожаную сетку для кольчуги. Оруженосцы следовали за рыцарями. Строй нельзя было ломать даже на водопое во избежание разделения войска при нападении противника. Ночью в строю соблюдалась тишина, днем были разрешены негромкие разговоры.

С наступлением темноты знаменосец выбирал место для лагеря и командовал остальным рыцарям: «Ставим лагерь, братья, с Божьей помощью». В центре лагеря ставилась палатка с походной часовней, рядом – палатки маршала и других командиров и палатка-трапезная. Вокруг располагались палатки остальных братьев. После того, как лагерь был разбит, слуг отправляли за фуражом для коней, дровами или водой, но удаляться от лагеря можно было только на расстояние, с которого слышен звуковой сигнал. Рыцари-монахи не могли покидать периметр или отправляться на фуражировку и разведку без разрешения.

Объявления в лагере делал глашатай, «чья палатка находилась рядом с палаткой гонфаньера» – тут, вероятно, Жарков имеет в виду знаменосца. Что, впрочем, не особо помогает определить местоположение палатки глашатая в пространстве, поскольку где располагался знаменосец, не указано. Вероятно, достаточно близко к центру лагеря.

В случае нападения на лагерь объявлялась тревога. Братья, чьи палатки находились рядом с атакованным участком, должны были защищать периметр, все остальные собирались в центре, у палатки-часовни, для дальнейших указаний.

Лагерь рыцарей-монахов разбивался, судя по всему, отдельно от лагеря остальных крестоносцев, поскольку Жарков уточняет, что рыцари-монахи могли посещать лагерь крестоносцев, а крестоносцы – лагерь ордена. Правда, осада Дамьетты в книге описывается так, словно лагерь был общим.
Свернуть сообщение
Показать полностью
#матчасть #рыцари #средневековье #история

Очень интересное видео от мужика, который практикует сам и
учит других историческому фехтованию.

https://youtu.be/w4PmKeMYLlA

Основные мысли:
1. Самые мощные удары получаются, если наносить их той частью лезвия, которую он называет "центром перкуссии". Этот "центр перкуссии" располагается примерно в двух третях или трех четвертях от рукояти, и его можно найти путем нехитрых математических вычислений или просто постукивая мечом обо что-то. Как почувствуете, что энергия удара лучше передается от руки к клинку - значит, вы нашли "центр перкуссии".
Кроме того, что это место, куда лучше все передается энергия удара, "центр перкуссии" примечателен тем, что угол между гранями лезвия тут наиболее острый - по сравнению с остальными частями клинка.
Разумеется, есть исключения типа фальшионов.

2. При ударе нужно следить за тем, чтобы угол между лезвием и мишенью был непрямой. Это важно по нескольким соображениям.
Первое: при ударе под прямым углом запястье выгибается так, что можно получить нехилую травму.
Второе: лезвие, расположенное под непрямым углом, лучше режет. Почему - я так и не поняла, честно, но принимаю на веру. Чуваку виднее.
Третье: удар под прямым углом заканчивается тем, что меч при соприкосновении с мишенью полностью останавливается, таким образом теряется подвижность и мобильность в бою. Если же наносить удар под непрямым углом, то лезвие проскальзывает по мишени, позволяя быстро наносить следующие удары. Лезвие не просто рубит, но нарезает мишень. Шинкует противника, как капусту.

3. При ударе, который наносится сверху вниз, запястье находится ниже точки удара, и наоборот: при ударе снизу вверх запястье находится выше точки удара.

(Вообще без понятия, как и куда мне приложить эти новые бесценные знания, учитывая, что сама я фехтовать не собираюсь никогда в жизни, особенно на средневековых мечах, а описывать "центр перкуссии" в художественной литературе - это финский стыд, но пусть будут. Всегда лучше представлять, как что-то происходит, чем не представлять.)
Свернуть сообщение
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть