↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Блог » Поиск

До даты
#нулевое_измерение #длиннопост #осторожно_эмоции (сопли, слезы и все остальное)
Мое двадцать третье сообщение с этим хэштегом. Последнее, кажется, потому что конкурс почти закончился. Осталось дождаться, пока все снимут маски. И до сих пор кажется, что слова не сказаны, хотя, пытаясь их высказать, чувствуешь, что их нет.
Я шла с этим конкурсом с самого начала, и начиная еженедельные обзоры, я не думала, что их закончу. Что хватит терпения на это все, что хватит сил. А теперь понимаю, что заканчивать это не хочу, что прощаться с конкурсом - как оторвать часть себя. Не могу его отпустить.
Всех, как могла, обласкала и доброобзором поняшила, хотя порой и сама понимала, что говорила не те слова, что не додала, что эмоций внутри явно больше, чем сказанных слов. И даже сейчас эти слова изнутри не идут.
Показать полностью
Показать 20 комментариев из 24
Это не совсем #рецензия, это просто
Взгляд изнутри, или О вреде иллюзий
Осторожно, #длиннопост и #фонтан_эмоций
Мне всегда очень сложно начать что-то новое. Хожу вокруг, хожу, думаю, подбираю первые слова, но все не то. С чего начать свою первую рецензию? Как описать словами свое впечатление? И стоит ли с впечатления начинать? Или начать с истории?
… А еще труднее чем-то таким выстраданным поделиться. Это писалось еще в ноябре, на своеобразную круглую дату, но, написав, я подумала «а кому оно надо» и убрала в ящик. А сегодня в честь сами-знаете-какого праздника появилось настроение. Так что пусть тут будет.
17 ноября 17 года моя жизнь перестала быть прежней. Сразу я этого, конечно, не поняла, но сейчас, когда прошел год (целый год? Смотрю на календарь и не верю), я понимаю, во что я вляпалась. Завязла. Влипла. Называйте как хотите. Так вот, год назад я участвовала в ОтзывФесте, и многоуважаемая На шпильке прислала мне ссылку на текст. Буквально за несколько дней до этого я сказала, что не хочу его читать - жанры, видите ли, "не мои". Но фест есть фест, я текст прочитала - и началось. Целый час я бегала по дому в истерике и пила воду. Я не понимала, что я могу сказать в отзыве. Потом я писала комментарий, и впервые узнала, что существует в природе ограничение на длину этого самого комментария. А потом... потом я месяц не могла нормально спать, настолько сильно впечатлили меня некоторые моменты сюжета. Со временем эмоции улеглись, но не улегся зуд. Мне хотелось распотрошить этот текст, докопаться до всех его глубин, вытащить на свет все возможные варианты. Честное слово, со мной такое впервые случилось именно с этим текстом. Я бралась за него, вчитывалась, в отчаянии рвала на себе волосы от невозможности охватить все, бросала, возвращалась... Нет, сказала я себе, надо это сделать.
М-да... Такое длинное вступление, а текст я так и не представила. Участник конкурса "С чистого листа", текст с моей личной золотой полки, текст, о котором я могу говорить с придыханием и восторгом в голосе (да, так настоящие рецензии не пишутся, но я не могу иначе) Кое-что очень задорого. Вот смотрю на название, а внутри все переворачивается. Нет, не утихли еще эмоции, не утихли. Приглушились только немного.
Да, здесь спойлеры. Много. Поэтому если вы не читали текст, начните лучше с него, чтобы не испортить моими словоизвержениями первое впечатление.
***
Всякий текст начинается с названия. Здесь название - отсылка к рассказу Роберта Шекли "Кое-что задаром". Если вы еще не знакомы с творчеством этого автора, рекомендую. Авторский (танковый) дуэт явно часто им вдохновляется, многие принципы их текстов похожи на то, что есть у Шекли. Как видно, название слегка изменено. У Шекли был расчет на внезапность, на контраст названия и финала, здесь контраста нет, как кажется. Здесь многослойность понятия "цены". Что же стало этой "ценой"? Читавшие текст, наверное, дали ответ, вспомнили, о какой цене речь. Не торопитесь, не все так просто.
Раз начали про отсылки, давайте о них. Кроме Шекли (всего творчества, а не одного рассказа, пожалуй) замечены линии сходства с Лукьяненко, с кучей книг и фильмов, большинство из которых мне неизвестны. Ничего удивительного, ведь в произведении авторы в свойственной им манере задают каверзные вопросы морали и нравственности, осознанности выбора, последствий человеческих поступков и влияния высоких технологий на личность. Вопросы эти не уникальны, думаю, ряд "похожих" произведений можно продолжить и принадлежащим перу тех же авторов текстом "Добро пожаловать в Солнечное Логово".
Теперь я начинаю медленное погружение. Читаю текст маленькими кусочками, делаю выводы и наброски на будущее.
Надо бы саммари прокомментировать, но оно такое... странное, ироническое. Уже в нем видно авторское отношение к героине, но об этом отношении пока рано, так что мы его пропустим.
Шесть глав, пять ступеней и полет в бездну с самого края. Боль, сказка, жизнь, счастье, устремление и мечта. Это если одним словом описать каждую главу. Но одним не получится. Сначала я хотела пройтись по главам, а потом передумала. Я пройдусь по персонажам, выскажу свое их видение и гипотезы, тем более, что персонажей совсем немного.

Отец[i]
Респектабельная машина, работа, дом в престижном районе. По утрам — свежие газеты с биржевыми сводками, черный кофе, белые сорочки и безупречные галстуки. В его жизни не было места каким-то воздушным замкам, все было рассчитано и запланировано, каждая цель была четко обозначена и путь к ней — расписан по пунктам.


Едва ли не единственное место, где информация о нем объективна, за исключением редких мелочей и деталей. Весь образ отца в остальном тексте показан через призму взгляда Элизы. Очень кривую призму, поэтому извлечь правду просто невозможно.
Отец воплощает собою понятие "глава семьи".
Деловой, успешный, жесткий, властный.

Элиза боялась его, хотела ему нравиться, но считала это невозможным. Она признавала, что он любил ее, но при этом
Где-то в глубине его глаз Элиза всегда видела хорошо упрятанную досаду и горечь.


Элиза. Видела. В глубине. А было ли там то, что она видела? Или она лишь хотела это видеть?
Отец рвал и метал; он платил немалые деньги за все эти процедуры и длительные реабилитации после операций, он мечтал, чтобы его ребенок рос здоровым, но даже передовые технологии были не в силах все исправить.

Он полагал, что общение с креативной молодежью исправит хотя бы застенчивость и тихую, безжизненную скромность Элизы.


Надо признать, что отец делал для нее все, чтобы она стала нормальной, обыкновенной, правильной. такой, какой она должна была быть. Идеалом, как младшая дочь. Он поступил правильно, но...Но никто не застрахован от ошибок, и нельзя детей воспитывать одинаково. Особенно если хочешь из разных исходных данных получить одинаковый результат. Он для Элизы делал то же, что и для Венеры - по максимуму давал возможность развиваться. Только одна пошла по предложенному пути и стала такой, какой хотел ее видеть отец, а другая не стала. Сломалась. И отец в этом тоже несколько виноват.
Отец не терпел неудач и неловкостей, робких слов и стыдливо высказанных пожеланий.


А какой смысл идти просить к тому, у кого не сможешь попросить? Зачем в очередной раз разочаровывать? Зачем пытаться, если ничего не получается? Ей не хватало одобрения и поддержки. А ей было нужно именно это. Чтобы вытащить Элизу из той ямы, в которую она себя загнала, надо было не за руки ее вверх тянуть, а табуреточку под ноги поставить. Чтобы она перестала ощущать пустоту бездны под собой и могла опереться хоть на что-то. А опереться было не на что, вот она и висела.
Всего лишь ошибка в методах, случайность, а в итоге он потерял ее.
Он бессильно опустился прямо на пол и заплакал как ребенок, глядя, как за стеклянной толстой стеной капсула с телом Элизы погружается в питательный раствор и вязкая жидкость обволакивает ее, сохраняя тепло и влагу в клетках кожи.


Весь текст он делает правильные вещи, говорит правильные слова, которые хоть на стенку вешай
...глупо — думать, что кто-то придет и сделает тебя счастливой! Глупо полагать, что все твое счастье заключено в одном человеке! Глупо сидеть и ждать чего-то, глядя, как проходит жизнь! Да, к чертям собачьим! Кто тебя полюбит, если ты сама себя не любишь?!


Но все это разбивается о ту стену боли и страха, которой отгородилась Элиза. Слишком поздно он взялся исправлять ее.
В отношении Элизы к отцу много странностей. Да, боялась, да, не принимала того, что он давал ей, не могла идти по тому пути, который он предлагал ей. И при этом...
позволяла себе повышать на него голос
— Но разве не ты научил меня так думать?! — выпалила Элиза. Первые злые слезы уже ползли по ее щекам. — Разве не ты возил меня по всем этим больницам?! Разве не ты относился ко мне всегда как… как к ущербной?


использовать его для шантажа
— Я скажу отцу, — мстительно произнесла Элиза, усмехаясь и торжествуя победу, — что это ты мне дала Сеть! Это из-за тебя! Все из-за тебя! И он тебе!.. Он со свету тебя тогда сживет! Только посмей меня тронуть!


Что в итоге? Кто он такой, отец Элизы? Заботливый, любящий, стремящийся сделать для дочери все, дать ей счастье и радость жизни? Или властный, идущий только путем своих желаний, признающий лишь один верный путь - свой собственный? Для Элизы верен только второй вариант, она в упор не видит первого, а мне кажется, истина где-то посредине. Есть в нем и авторитарность, и любовь, и искренность, и расчетливость. Действительно неоднозначная личность, но настоящие Личности - она всегда такие.

[i]Мать

А вот о матери в тексте совсем немного, она появляется в третьей главе и немного в пятой. О ней можно сказать две вещи: она сильно любит Элизу...
— Сегодня твой день, — произнесла мать торжественно, чуть поцеловав Элизу в висок. Ее глаза наполнились слезами, она смахнули с ресниц влагу, чуть улыбнувшись. В ее голосе Элиза услышала тепло и тихую радость. — С днем рождения, ангел мой!


... и очень тихая и молчаливая.
Мать слушала эту истерику молча, опустив глаза. Губы ее вздрагивали, плечи печально поникли.
— Она такая же упрямая, — тихо произнесла она, — как и ты!


Она не может никак повлиять на дочь. Ни раньше, ни в самом конце, где она могла лишь смотреть и плакать.
Вывода и теорий не будет, информации не хватает.

Венера
Венера была любимицей отца, его гордостью, его сбывшейся мечтой об успехе. Родившись тремя годами позже Элизы, она сразу завоевала его сердце, раз и навсегда. Она росла сильной, красивой, активной, смелой — как раз такой, какой хотел бы видеть отец Элизу, свою старшую дочь, такой, какими он хотел видеть обеих своих дочерей. Занявшись спортом, Венера сразу же оправдала все ожидания, возложенные на нее, и идеально вписалась в представления отца о правильной жизни.


Венера была всем тем, чем не была Элиза. В ней воплотились все те достоинства, о которых Элиза могла лишь мечтать, она получила от природы и родителей то, что было нужно Элизе. Она Идеал. Идеал девушки, сестры, дочери. Спортсменка, комсомолка, красавица.

Она заботится о сестре, понимает и терпит ее странности, помогает. Каждый раз, когда Венера появляется возле сестры, она поступает правильно.
Аккуратно поддерживая сестру под локоток, она усадила Элизу на заднее сидение, бережно поправила полы ее пальто, чтобы те не защемило дверцей, и подала палку.


…Позже, когда Элиза уже успокоилась и мать уложила ее спать в гостевой комнате, заботливо подоткнув одеяло, как маленькому ребенку, в комнату сестры пробралась Венера и положила на подушку спящей свои киберочки — словно поддерживая этим подарком сестренку, желающую летать в облаках…


Последнее появление Венеры в тексте, в момент отчаянный, в момент осознания совершенной ошибки. И снова она поступает правильно, снова. Мы не видим ее в тот момент, мы лишь знаем результат, но за этим результатом может скрываться бездна эмоций.
Осмелится ли сказать, что из-за ее подарка семья Элизу... потеряет?
Осмелится ли?..

Венера была смелой девочкой. Она призналась; она не смогла бы умолчать о таком


...небрежность, с какой она пролистывала предлагаемые Сетью увеселения, говорила о том, что весь этот рекламный глянец ей не интересен.


Сеть Венере не нужна, у нее все в жизни и так есть. Она там не жила, только забегала.
— Ничего такого тайного там нет, — перебила ее Венера и практически сунула игрушку в ладони сестры. — Просто посмотри, а я вздремну.


Интересный момент, кстати. Почему там нет ничего тайного? Потому что в принципе нет ничего серьезного или потому что она доверяет сестре? Отбрасывать совсем второй вариант не хочется, но первый более верен. Не успела Венера в Сети натворить чего-то такого, что следовало бы скрывать, не подпала под чары Алекса.
Венера - единственный прописанный персонаж без второго дна. У нее нет неоднозначных поступков, спрятанных мотивов. Искренняя, открытая, смелая девочка. Кажется, Элиза должна ненавидеть ее за это. Но ненависти нет, нигде и никогда, одна лишь вспышка ярости в тот момент, когда Венера пытается забрать Сеть. Вспышка наркомана, которого лишают последней дозы. Все остальное время это не зависть, это горечь.
Венера поднимется на пьедестал, на свою вершину, чтобы оттуда посмотреть на мир, лежащий у ее ног. Элиза так никогда не сможет...


Теории? Не будет теорий, нет у меня оснований видеть в Венере что-то помимо того, что в ней уже есть. Все на поверхности. Кажется, (но это не точно, не помню) при первом чтении Венера мне не понравилась, своей почти неправдоподобной идеальностью, особенно на фоне сестры. Ну не бывает таких, как она! А сейчас скажу - бывают. И еще как бывают и в больших количествах. Таких детей создают внимательные заботливые родители.

Алекс
Он смотрелся чужеродно и странно на экзотическом космическом фиолетово-синем пейзаже. Обычный молодой человек, каких на Земле миллионы. Полосатая футболка, темные джинсы, яркие кроссовки. Черты его лица были мягкими, незапоминающимися, самыми простыми. Темные волосы зачесаны набок, карие глаза, чуть смущенная улыбка. Но Элизе он почему-то понравился. Молодой человек выглядел очень дружелюбно и как-то беззащитно среди распускающихся вокруг него инопланетных папоротников и улыбался ей…


Пожалуй, я с теорий начну. Кто такой Алекс? Точнее, кто он в отношении Элизы?
Агент, который должен заманить ее на вечный контракт? Почему именно ее? И почему тогда он так яростно ее отговаривает? Тогда все его действия - рекламный ход, маска, ложь. Если так, то есть одна странность.
Кроме обязанностей консультанта он исполнял еще и работу рекламного агента, всячески пиаря свою игрушку и привлекая новых клиентов. О Сети он говорил много и с охотой, обучая Элизу пользоваться мультяшными персонажами, а вот Нейросеть…


Или он действительно влюбился, был искренен с ней. Но почему тогда не доверял? Боялся еще больше, чем она, что она отвергнет его? Почему не предупредил, не подготовил? Счел, что она поймет? Думал о ней лучше, чем она была на самом деле? Так и не знаю, что выбрать. У обеих теорий свои основания, хочется верить, что он был искренен, но жизнь подсказывает, что такое бывает редко и Элизе вряд ли повезло.

Их общение в Сети - сплошное мимими.
Алекс не скупился на комплименты и говорил ей, что на фотографиях она выходит хорошенькая, только напуганная. Он не один раз намекал, что Элиза понравилась ему.


Он вел себя так, словно Элиза была самой обычной девушкой, одной из толпы, которая вдруг понравилась ему просто так. И он захотел с нею встретиться.
И Элиза тоже хотела этого.


Он дал ей попробовать Нейросеть - как подарок, чтобы впечатлить и порадовать. Позволю себе предположить, что он подготовил это заранее - ни за что не поверю, что можно просто так взять и подключить человека к такой дорогой игрушке. Он либо ОЧЕНЬ большая шишка, либо просто подготовился. Она ему очень понравилась, вот и решил сделать такой подарок, какой ей никто больше не сделает, чтобы у нее была возможность считать себя особенной вообще и особенной для него. Но никак не ожидал, что она воспримет это так серьезно. Для него это - обыденность и скука, для нее - предел мечтаний. Почему же, так хорошо разбираясь в людях, Алекс не увидел в ней этой уязвимости? Любовь ослепила его, или все он увидел и воспользовался?

В конце он ведет себя по-мужски и полностью прячет эмоции.
— Я — лицо фирмы, — сухо объяснил он. — Я не имею права выглядеть отталкивающе.


Только один раз, когда Элиза заявила, что хочет в Нейросеть, он проявил подобие эмоций.
Лицо Алекса дрогнуло, губы изогнулись в каком-то брезгливом оскале.
— А ведь ты мне нравилась, — протянул он насмешливо, словно сам себе улыбаясь.


Алекс не пришел проводить ее.
Как только сделка была совершена и его работа как агента была завершена, он исчез, замолк и больше не появлялся и о себе не напоминал.


Опять я ничего не поняла. Текст говорит прямо, что он - агент, что он только завлекал ее, но он же не завлекал, наоборот, отговаривал, вызывал отвращение и ужас, только чтобы она отказалась.
— Тебя обреют наголо, чтобы вживить разъемы для подключения, — зловеще заметил Алекс. — Раздробят кости, вскроют черепную коробку. Проведут провода прямо в мозг. Обратного пути не будет, ты понимаешь это? Даже если твои родные захотят тебя вернуть — ничего не выйдет. Ты никогда не увидишь их, ты это понимаешь?


Зачем это? Усиливал ее негатив? Но так она могла и сорваться с крючка. Любил? Но почему тогда ни слова не сказал об этом, почему, как и отец, пытался тащить ее, а не подставить плечо? Не сказал ни слова о том, что она нужна здесь - родным, ему самому?

Алекс - это идеально выверенный персонаж. Так, чтобы никто и никогда не определился с отношением к нему. Туда намек - сюда намек. Туда намек - сюда намек. И думайте, читатели, что хотите.

Элиза
Элизу я оставила напоследок, говорить о ней очень тяжело. И как персонаж она местами невыносима, и ведет себя просто до отвращения мерзко. Я уже говорила год назад, Элиза словно списана с меня. Я словно в зеркало смотрела, и хотелось это зеркало разбить.
Небольшое отступление. Кто-то когда-то меня спрашивал о том, как узнать автора текста. Вот, например, по привычке начинать текст с чего-то броского, с прямой речи или фразы из середины эпизода, например
«Нейросеть — это мир вашей мечты! Самые потаенные фантазии, самые смелые желания, самые невероятные приключения осуществимы! Твоя Нейросеть ждет тебя!»


или
Не знаю, что привело меня сюда, и почему я отстал от шумной группы, почему не пошел дальше со всеми, фотографируясь время от времени в обнимку с замершими на своих пьедесталах богами.

(Пленники сфинкса).

Еще более яркая особенность - послойное открытие образа персонажа. Понятно, характер, особенно главных героев, раскрывается и изменяется по ходу сюжета, и биографию всю от сотворения Адама пихают в самое начало текста только неопытные авторы. Но обычно, представляя персонажа, авторы показывают его самые яркие особенности, от самых существенных к неважным. Я не говорю, что так делают все, но многие хотят, чтобы у читателей с самых первых строк сложилось такое представление о персонаже, какое нужно автору. НеЦиолковский - исключение. Образ Элизы строится в обратном порядке.
Элиза, водя тонким пальчиком по экрану планшета, перелистывала статейки

Элиза улыбнулась, на ее щеках заиграли ямочки, она ниже склонила лицо, чтобы никто не заметил, как она тихонько смеется
[q]у Элизы в ее двадцать пять лет еще никого не было и она просто не знала, как это бывает.

Элиза знала это, и все равно каждый раз, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, начинала путаться в словах, заикаться и неловко прятаться в свой свитер, как черепашка

такая дочь — нескладная, неуклюжая и жалкая.

зябко кутаясь в свитер, немного растянувшийся и оттого висящий на ее худеньком тельце мешком.

У нее была дурная привычка — во время чтения натягивать рукава на кисти рук, оставляя открытыми только кончики вечно мерзнущих пальчиков, а на поджатые коленки натягивать сам свитер, прячась под ним, как черепашка в своем панцире.

Голос сестры и громкий шипящий звук, с которым коньки разрезали лед, вернули ее в реальность, и Элиза тряхнула головой, прогоняя остатки мыслей и сладких тайных грез.

небрежным почерком исписанная и скомканная страничка, давно закрытая и забытая.

Серенькая, слабенькая, еле теплящаяся жизнь где-то далеко, в скромной маленькой квартирке едва ли не на окраине города.

Элиза родилась такая — с искалеченной ножкой. Маленький слабенький ребенок с увечьем.


Я специально не дала между цитатами никаких комментариев. Это описание Элизы из начала текста, растянутое страниц на пять. Между этими фактами и Нейросеть, и семья, и ворчание, но об этом позже. Сейчас сам принцип демонстрации персонажа. Все идет по нарастанию, от маловажного ее сиюминутного занятия к привычкам и характеру, а в конце к тому, что ее характер сформировало. Да, самая важная фраза - последняя. Именно этот факт определяет личность и судьбу героини. "Твое увечье идет впереди тебя".
Тут я добавлю еще два момента. Первый - всю историю мы смотрим из-за плеча Элизы, иногда слышим ее - и только ее! - мысли. Это концентрированная субъективность во взгляде на ситуации, действие, персонажей. И в этом, наверное, спрятана половина загадок всего текста. Какими были на самом деле все остальные персонажи: мать и отец Элизы, Венера, Алекс? Объективно, по-настоящему, не из-под тонких ресничек Элизы, не с ее стороны, а сами по себе? Здесь мы можем только гадать. Но на том, что именно мы возьмем за догадку, можно построить совершенно разные сюжеты, диаметрально противоположные.

И второй момент, которому, будь у меня время, я посвятила бы отдельный длиннопост - авторский текст. Построение фраз, закрученный, но не слишком перекрученный синтаксис, выбор лексики. Вот последнее мне особенно дорого. И огромный словарный запас автора (если у кого есть возможность - посчитайте, было бы интересно, у меня времени нет), и умение эти слова складывать так, как никогда не подумаешь. В комментариях к "Солнечному Логову" я приводила примеры, возьму и отсюда.
небрежным почерком исписанная и скомканная страничка

Это об Элизе. Точнее, она думает, что так думает о ней ее отец. Образы брошенной девочки и исписанной страницы накладываются друг на друга, создавая красивый комплекс. И таких комплексов по тексту десятки, сотни. Такое ощущение, что автор профессиональный филолог, сидит над текстом с карандашом и словарем, выискивает красочные обороты, выверяет, вставляет. Но это не так, он совсем не филолог (ну или упорно прикидывается), а пишет не от словаря, а от души. Но как, как он это делает? Откуда все эти черепашки, смятые листки и прочие яблоки? Так и хочется отметить каждую удачно закрученную фразу, каждый оборот, но тогда я вообще никогда не закончу. Вернусь лучше к Элизе.

Милая мечтательная девочка с красивой улыбкой, и она же - забитое создание в старой растянутой одежде. Почему? Что ее сделало такой? Ответив на этот вопрос, мы ответим почти на все остальное. Напоминаю, ситуация подана глазами Элизы, это взгляд изнутри.
То ли от постоянных осмотров врачей, то ли от вечной озабоченности родителей, которые смотрели на нее так, словно она порченная, неправильная, какая-то не такая, Элиза замкнулась в себе, стала тихой и безвольной, как кукла.


Вот лучше и не скажешь. Порченная, никому не нужная кукла, с которой играются и ставят эксперименты. А что будет, если мы сделаем так? А так? А такой метод? Она просто устала от всего этого, уже тогда ушла в себя и постаралась максимально исключить себя из мира. Здесь авторы ненавязчиво предлагают нам подумать, а хорошо это или плохо? Каждый на этом месте решает для себя, как относиться к Элизе, и отсюда идет первая сюжетная развилка.
Кто-то посмотрит недовольно и выскажет свое "фе" такой девочке. Скажет, как ее отец, что глупо замыкаться в себе и так отгораживаться, глупо мечтать о том, чего никогда не будет. А если посмотреть изнутри? Встать на ее место? Когда тебя крутят и вертят, делают больно "просто так", ты не можешь ни с кем общаться, потому что "не такая", страшная. Лечили ногу, искалечили душу. Намеренно? Нет, так получилось. Никто не виноват. И Элиза не виновата в том, что там, в мечтах, ей было легче. Поверьте, действительно легче.

Она не смогла учиться там, любопытные взгляды и бестактные вопросы не сделали ее сильнее и не научили смело и дерзко смотреть людям в глаза. Она плакала каждый день, забившись в уголок в своей комнате, и отец вынужден был смириться. Элиза перевелась в другой вуз и закончила что-то скучное, серое, нудное. Ее диплом позволил ей стать не то библиотекарем, не то архивариусом, получать скромную зарплату и вести самостоятельную — скучную и пыльную, лишенную яркого блеска и каких-то громких событий — размеренную жизнь.
В своей сфере она считалась хорошим специалистом, прекрасно разбирающимся в литературе средневековья, но отец презрительно крутил головой, называя ее профессию перекладыванием бумажек в сыром подвале, и Элиза не рассказывала ему о своих успехах, чтобы лишний раз не наткнуться на стену непонимания и насмешек.


Очень хочется просто оставить цитату без комментариев, и одновременно - накатать длиннющую никому ненужную простыню на тему, как живут девочки вроде Элизы, что они чувствуют, когда их сначала вот так ломают (не физически!), а потом заставляют ремонтироваться. Перестань сидеть в углу, иди разговаривай с другими детьми. С кем? С теми, кто тебя дразнил? Это в лучшем случае. А я не думаю, что ее не дразнили. Доверяй людям? Кому? Тем, кто приносит только боль, даже оправдываясь "твоим благом"? Нет, девочка Элиза такого не умеет, это просто опасно для нее. И никогда не научится. Примите тот факт, что она искалечена и на мир смотрит так же искалеченно. Она никогда не увидит всех красок мира, как бы вы ни тыкали ее в них носом. Она не может увидеть, потому что ее глаза застланы вечными слезами, она не может идти как все, потому что это бесконечная боль.
Что такое Элиза? Что за образ? Элиза - это боль. Бесконечная боль и одиночество. Боль, воплощенная в человеческом тельце, с крохотными пальчиками, искалеченной ножкой и редкими ямочками на щеках. Боли много, везде, от начала до конца. Другой вопрос, как авторы умудрились написать ее такой, где увидели и как перенесли в текст.
Что такое Элиза? Элиза - зеркало, отражение многих и многих судеб. Я вижу в ней отражение себя, это потрясает, это покоряет. Когда начинаешь представлять на месте персонажа себя, то и воспринимаешь его иначе, ищешь логику в его (своих) поступках, пытаешься исправить его (свои) ошибки хотя бы так.
Элизу никто никогда не поймет до конца. Слишком много слоев в ее личности. Искалеченная девочка, упивающаяся собой и своим несчастьем, ищущая понимания у близких, мечтающая...
Мечты Элизы - максимальная противоположность тому, что она представляет собой в жизни. Насколько она никому не нужна в обыденности, настолько сильно она хочет быть любимой и желанной.
Хотелось как-то по-другому.
Бережно. Трепетно. Нежно.
Осторожно.
Наверное, таких отношений уже давно не существовало. Люди встречались, знакомились, стремительно сближались и так же быстро расставались, не оставляя в жизни друг друга ни единого мало-мальски заметного следа. Они пробовали друг друга как новые блюда: чуть пригубив, быстро пресыщались и искали чего-то нового, и это было нормально, обыденно и привычно всем, но… Элиза не хотела так.
Ей хотелось чего-то большего, чего-то значимого и важного, что наполнило бы ее жизнь смыслом.

Явно последствия чтения дамских романов, оттуда же ее «ножки», «ручки», «ушки» и все остальное. Все-таки она любит себя и считает хорошенькой.
Оттуда же и ее поведение в Нейросети. То, что она творит в четвертой главе, сильно похоже на то, что начинают делать многие и многие попаданцы (прошу прощения за отступление). «Пускается во все тяжкие», «хочет взять от жизни все». А почему она этого хочет? Можно подумать, что это ее представление о счастье, и эта мысль имеет право на существование, но мне видится чуть иначе. Это скорее ее представление о представлении о счастье. Так ведут себя принцессы из книжек, так ведут себя те девочки-дизайнеры, с которыми она училась, это пропагандируется в Сети, это обещает Нейросеть. Вот это должно называться счастьем, это и только это. Это не ее счастье, она пытается казаться нормальной, именно такой ее хотел бы видеть отец, как она думает. Она же была счастлива - в библиотеке своей, например. Она много читала, она должна знать, что счастье бывает разным. Но почему-то выбирает это. Потому что это проще всего?

Элиза в принципе не способна меняться. Она закуклилась настолько крепко, что ее скорлупу не разбила даже влюбленность. Треснула скорлупа, начала рождаться новая Элиза:
Первое в жизни свидание!
Элиза нервно хихикала, рассматривая себя в зеркале, пока Венера и мама суетились вокруг нее, в сотый раз поправляя ее платье, прическу, брызгая духами, от резкого запаха которых теперь кружилась голова. Впервые в жизни зеркало отражало ее не испуганной и несчастной, а раскрасневшейся, с горящими глазами. Кажется, у нее даже осанка исправилась, Элиза с удовольствием рассматривала свои расправленные плечи, поправляла поясок на тонкой талии, и даже туфли на высоком каблуке, притащенные Венерой, примерила — хотя, разумеется, носить она такие не смогла бы никогда.

Но этого хватило ненадолго. Любовь прошла, как только принц не принцем оказался. В чем причина? И в крахе ожиданий, и в обмане (она ему рассказала, он ей - нет), и в страхе. Ей же был нужен принц, который носил бы ее на руках, с которым ей не пришлось бы больше ступать на искалеченную ножку, который был бы опорой и защитой. А Алекс с первого взгляда оказался не таким - не просто серым и обыкновенным, а таким же слабым, как она сама. Какой из него рыцарь на коне? Какой защитник? Мнение создано, решение принято, Элиза закрывается, замазывает цементом ненависти трещинки в скорлупе. Я долго пыталась понять, почему она не дала ему шанса. Так и не нашла полностью устроившего меня ответа. Предположу, что она испугалась. Испугалась не того, что он не даст ей всего необходимого, не того, что не примет семья. Она просто испугалась меняться. И этот страх не позволил ей увидеть что-то большее, чем внешность.
Оценивать Элизу я не буду по объективным причинам. Она такая, какая есть. Спасать ее может и надо, жалко ведь, но практически невозможно. Она не изменится, останется такой. Но как же хочется! Знали бы вы, как хочется...
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 4 комментария
#флэшмоб #итоги_года #книги #фанфики #длиннопост
Все побежали, и я побежал!
1. Книги
Тут всё очень печально. Углядев на Лайвлибе Книжный вызов, решила прочитать 100 книг. Одолела только половину, причем половина из этой половины – перечитанное.
Из нового:
- четыре книги из серии «Тёмная Башня» (а нет, три, первая еще в прошлом году прочитана)
- серия Белянина «Тайный сыск царя Гороха» (вначале было интересно, потом дочитывала на чистом упрямстве)
- серия Рудазова «Яцхен» - середина лучше, чем начало, начало лучше, чем конец. Конец вообще слит, «чтобы не приставали с продой».

Из перечитанного – Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин (классика же), Рыбаков трилогия «Кортик» - почти разочарование, потому что в десять лет это было жутко и интересно, а в двадцать пять – скучно и наивно. И да, конец (вся последняя книга) тоже слит. А ещё серия «Архимаг», и она в первый раз была интереснее, чем во второй и лучше бы ей быть покороче.
Негусто, и было бы очень скучно, если бы не…
«Дом, в котором». Я пока ничего связного об этой книге сказать не могу, одни восторженные вздохи.

2. Фанфики
Всего в 2017 году:
Фанфиков прочитано 249, общим объёмом 12 МБ
В ФвФ прочитано 25, общим объёмом 2 МБ
В основном это конкурсные мини, которые промелькивали калейдоскопом
Кстати, второй тур конкурса минификов я прочитала полностью! Едва ли не единственный конкурс!
Самые яркие тексты:
tuuli – всё читано-перечитано по сто раз.
Хроники профессора Риддла
Topflight - Высший пилотаж
Гы-ы-ы, или: Я маленький чайник
Апостериори
Errata
Кое-что очень задорого
Мсье знает толк в извращениях
Гарри Поттер online
Жила-была девочка...
Возобновление Наваждение, или Зовите меня Джейн Доу
Любая ночь кончается... – перечитываю по два раза в год, наверное, лучший текст в фандоме

Не удивляйтесь такому набору, я, кажется, стала почти всеядна

А еще я поучаствовала в ОтзывФесте, в рамках которого принесла добро в 32 фанфика
А еще пыталась читать летнюю ФБ, но потом у меня закончилось свободное время (время-то, может, и нашлось бы, мне просто стало лень)
- Рекомендаций к фанфикам написано 20
- Ми-ми-ми к рекомендациям получено 31
- Комментариев к фанфикам написано 143 (за предыдущие пять лет на Фанфиксе – 60)
- Сообщений в блогах написано 15
- Ми-ми-ми к сообщениям получено 43 (upd 50)
- Подписок на авторов 43
- Подписок на фандомы 43
- Упоминаний в блогах 4
- Подписчиков 11
- Идей для фанфиков придумано: 60 (что-то хочется написать самой, что-то выложено или будет выложено в заявках, что-то – полный треш и лежит только для статистики)
В том, что не касается чтения, год прошел скучно, и это очень радует.

В следующем году я обещаю:
Прочитать 100 книг
Читать каждый месяц больше фиков, чем в предыдущий
Комментировать каждый прочитанный фанфик, если мне есть что сказать о нём
Каждый день узнавать что-то новое
Опубликовать что-нибудь своё, в том числе пару статеек
Прекратить заниматься непонятно чем (и от этого появится тонна времени на всё остальное)
Фанфикс, присмотри за мной в новом году, ок?
Свернуть сообщение
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть