↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Пожалуй, ни один сезон «Доктора Кто» не вызывал у хувиан такой всплеск эмоций, как одиннадцатый. Ни один сезон «Доктора Кто» не вызывал столько разговоров. Ни один сезон «Доктора Кто» так не критиковался. Хотя для некоторых зрителей только начавшаяся эра Чибнелла стала продолжением старого доброго «Доктора Кто» (олдскульного, РТДшного, моффатского, сериала в целом — выбирайте сами), большинство фанатов восприняло её как историю нового, другого Доктора, и дело даже не в изменении пола героя. Единственная точка зрения, которой придерживаются абсолютно все хувианы: дебют Криса Чибнелла в качестве шоураннера и Джоди Уиттакер в роли Доктора — это очередной перезапуск сериала. При этом одни хувианы считают, что новая команда «Доктора Кто» встряхнула и освежила шоу, дав ему заиграть новыми красками, а по мнению других поклонников, сериал испортился настолько, что лучше бы его закрыли. Согласившись вступить на пост шоураннера «Доктора Кто», Крис Чибнелл поставил себя в незавидное положение. Начиная работу над сериалом, рисковал он всем: поддержкой аудитории, собственным положением и шоу, не застрахованным от очередного закрытия. Шоу, у которого, признаем очевидное, ещё несколько лет назад начались большие трудности. Официальные данные указывают на то, что рейтинги сериала с каждым сезоном, снимающимся под руководством небезызвестного и перехваленного Стивена Моффата, предшественника Чибнелла, становились всё ниже и ниже. После выхода сезонов с Двенадцатым даже для фанатов Моффата стало очевидным то, что старая команда «Доктора Кто» давно исписалась и долгое время повторяла саму себя и других сценаристов.
Перед Чибнеллом стояла огромная задача: не растерять аудиторию, которая следила за «Доктором Кто», привлечь к шоу новых людей, чтобы сделать его более популярным и возместить убытки, которые понёс сериал из-за смены пола Доктора, да ещё и, по возможности, вернуть разбежавшихся за долгие годы зрителей. На то, что сериал потерял большую часть аудитории, в своё время повлияло многое. Прежде всего давний уход из «Доктора Кто» Рассела Т. Дейвиса, первого ньюскульного шоураннера, и Десятого Доктора в исполнении Дэвида Теннанта, а вернее, первый для современных зрителей перезапуск сериала, изменивший шоу до неузнаваемости. Некоторые зрители, преимущественно РТДшники, разошлись после просмотра пятого сезона, так, к своему сожалению, и не увидев в Одиннадцатом Доктора, кто-то следил за моффатским шоу до шестого — седьмого сезонов, но больше не был в силах терпеть переписывание канона и переделывание всего сериала под действующего в те времена шоураннера, а потому отвалился от следящей за «Доктором Кто» аудитории в 2012 году. Кого-то от сериала отвратили специальные выпуски 2013 года, и недовольные зрители решили, что больше к «Доктору Кто», моффатскому точно, они возвращаться не будут. Одни ждали значительных перемен, то есть смены шоураннера. Безусловно, есть и зрители, навсегда поставившие крест на любимом сериале, покончившие с Доктором, который для таких людей попросту умер, и не желающие возвращаться к шоу. Если говорить об изменениях внутри эры Моффата, то спад рейтингов наблюдался после выведения из сериала Пондов. А может, на снижение повлиял не столько их уход, сколько приход заменивших Эми и Рори Клары, а затем Билл, не так полюбившихся фандому. Снижение рейтингов наметилось и после ухода из сериала Мэтта Смита, который обеспечил шоу определённую базу фанатов, попрощавшихся с шоу вместе с очередной регенерацией Доктора. Или же всё дело в эпохе Питера Капальди, — самой непопулярной в ньюскуле, судя по ничтожным результатам просмотров сезонов с Двенадцатым.
Так как в этой главе я рассуждаю об одной из бед ньюскула — его разобщённости, я не могу не прибегнуть к сравнению разных эр ньюскула. Я всегда оставалась при мнении, что эпохи Рассела Т. Дейвиса и Стивена Моффата связаны чисто формально, но на деле не имеют друг с другом точек соприкосновения. Ньюскульная разобщённость довела некоторых фанатов до того, что они разделились на условные армии РТДшников и фанатов Моффата. Претензии, которые зрителям сложно направить на шоураннеров, РТДшники и поклонники Моффата направляют друг на друга, снимая напряжение через холивары. Не секрет, что фанатские войны — широко распространённое в фандоме «Доктора Кто» явление, стихшее за последние годы, но всё ещё имеющее место. Когда поклонники сериала узнали о том, что Стивен Моффат отдаёт бразды правления в руки Криса Чибнелла, мнения о том, что же ждёт шоу и его фанатов в будущем, разделились. Одни люди посчитали, что под руководством Чибнелла выйдут нейтральные ньюскульные сезоны, а потому Крис угодит сразу всем и примирит две армии хувиан, наконец-то сплотив фандом. Другие предположили, что эра Чибнелла не угодит никому. К сожалению, правы оказались вторые. Если судить по фандомным обсуждениям, то поклонникам Моффата в одиннадцатом сезоне не хватило закрученных сюжетов, неожиданных поворотов и «крутых» героев. РТДшникам не хватило драмы, эмоциональности и хорошего прописывания персонажей. Кроме того, в отзывах на одиннадцатый сезон можно встретить много жалоб на недостаточность сюжетного и тематического разнообразия, насыщенности и яркости, а также отсутствия арки, которая бы объединила все серии в одно целое и дала сезону определённую, привычную всем нам структуру, и придала эре Тринадцатой связь с другими эпохами. Кому-то из поклонников не хватило самого главного — Доктора, ведь далеко не все приняли в этой роли женщину.
Забавно, но как бы фанбои-сексисты ни ныли, что Чибнелл безжалостно убил героя, дав сериалу «Докторобабу», и разрушил их детство, одиннадцатый сезон и Тринадцатый Доктор близки олдскулу, как никакие другие ньюскульные эпохи. Одиннадцатому сезону удаётся быть одновременно связанным с прошлым шоу, прежде всего с классикой, но в то же время значительно отдалённым от всего, что мы видели прежде, особенно в сезонах Стивена Моффата. Рассел Т. Дейвис, взявшийся за перезапуск сериала в середине двухтысячных, на олдскул оглядывался, но едва ли ориентировался, и в этом его отличие от коллег-шоураннеров. РТД придерживался своего видения «Доктора Кто», и он смог поймать правильное настроение шоу, взять из олдскула лучшее, что в нём было, сделать ньюскул таким же в хорошем смысле этого слова дурацким, безумным и сюрреалистичным, но всё-таки прогрессивным и умным сериалом, и не притащить в свои сезоны олдскульные недостатки. Дейвис смог адаптировать старое шоу для современных зрителей и подобрать для современной программы подходящие темп и структуру. У Рассела вышло создать самобытную эру «Доктора Кто», так или иначе выделяющуюся на фоне всех остальных эпох. Также РТД привнёс в «Доктора Кто» новые жанры, или, вернее будет сказать, заново ввёл их в сериал и по-новому раскрыл. РТД попытался побороть минусы классики, которые для двадцать первого века являются устаревшими, и улучшил качество сериала, значительно подняв планку, благодаря чему получил фанатское признание и положительные отзывы критиков о возобновлённом шоу 2005 года. В первую очередь РТД ценится за умение создавать реалистичных персонажей, и в этом его эпоха превосходит все остальные эры вместе взятые. «Доктор Кто» Рассела Т. Дейвиса ощущается самой уютной эпохой, потому что она подарила нам живых героев.
Слабое прописывание спутников, а некоторые из них имели в классике определённые функции и просто-напросто заменяли друг друга, что особенно касалось молоденьких компаньонок Доктора, для эры Рассела было бы оскорблением. В его эпохе все люди стали важными и особенными. В его сезонах второстепенным героям уделяли должное внимание, прекрасно их прописывая. Каждая из созданных РТД спутниц занимала в сериале своё место и проходила особый путь. Наличие в первых ньюскульных сезонах качественно прописываемой драмы, которой в классике не уделялось много внимания, а в большинстве случаев не уделялось вообще, даже стало причиной обвинений РТД в том, что он слишком давил на эмоции зрителей. Благодаря борьбе с сексизмом, расизмом и прочими дискриминациями — проблемами своего времени, шедшими с олдскулом рука об руку, РТД сделал «Доктора Кто» сериалом для всех. Наконец, он разобрался с одним из главных минусов классики — её затянутостью. Конечно, Рассел не открещивался от классики и провёл ниточки между олдскулом и ньюскулом, а заодно оправдал все те изменения, которые произошли с шоу и его главным героем за время длительного отсутствия «Доктора Кто» на экранах телевизоров, закадровым масштабным событием. И всё же у эпохи РТД было столько нововведений, фактических и условных (многие идеи, типа Войны Времени и любовной линии между Доктором и его спутницей, были взяты из расширенной Вселенной, а уничтожение Галлифрея являлось одним из важных пунктов рестарта «Доктора Кто»), что первые четыре ньюскульных сезона заняли свою нишу и могут рассматриваться как отдельный сериал, не имеющий ничего общего ни с прошлым «Доктора Кто», ни с его будущим.
Моффатский подход к шоу был противоположен расселовскому во всём — в трактовке Доктора, прописывании спутниц, выделении главных сюжетных элементов. В то время как РТД фокусировался на внутренней составляющей сериала, раскрытии различных тем и развитии Доктора, его спутниц и их отношений друг с другом, Моффат, как и сценаристы сезонов шестидесятых — восьмидесятых годов, обращался прежде всего к приключениям и происходящим в жизни героев событиям. Если у Рассела, как отмечают многие зрители, приключения были фоном для раскрытия персонажей, то у Моффата все драмы и перипетии были фоном для происходящих в нью-ньюскуле событий, так как приключения во времена Моффата вновь стали писаться ради приключений. Примечательно, что если олдскул всегда был своеобразным сериалом «не для всех», то Моффат превратил «Доктора Кто» в массовое и развлекательное шоу. Моффатская увлечённость обилием происходящих событий и тайн довела до того, что пятый — десятый сезоны стали выглядеть перенасыщенными и перегруженными. Также проблемами моффатского «Доктора Кто» можно назвать отсутствие качественно прописываемой драмы, непродуманное и непоследовательное развитие героев и токсичную атмосферу в ТАРДИС вкупе с романтизированными нездоровыми отношениями между Доктором и его спутницами и пропагандой всевозможных фобий и «измов», в числе которых сексизм и мизогиния, классизм и элитаризм, расизм и гомофобия [1]. Хотя официально Стивен Моффат не получал никаких обвинений в продвижении им шовинистических взглядов, в Интернете можно найти очень много статей, авторы которых подтверждают точку зрения оскорбительными выпадами Моффата в интервью и примерами проявления токсичности в шоу.
Чем ещё отличился самолюбивый Стивен Моффат, так это тем, что, в отличие от скромного РТД, который так и остался в тени, несмотря на все его заслуги, Моффат попытался сделать всё для того, чтобы зрители запомнили его имя и связывали Стивена со всеми успехами ньюскула. В результате события сериала, введённые во вселенную «Доктора Кто» другими людьми, были переписаны, идеи и темы, поднимающиеся в прошлых эрах, начали трактоваться в соответствии с моффатскими взглядами, а чужие герои, включая Докторов, придуманных и прописываемых бывшими шоураннерами, подверглись «обработке». Спутницы Одиннадцатого-Двенадцатого стали именоваться особенными и самыми важными для Доктора, а романтический интерес моффатского Доктора — его настоящей, вечной и единственной любовью, что позволило нью-ньюскульным «компаньонкам» влезть в классику и самое зарождение «Доктора Кто». Что же до нью-ньюскульного Доктора, то он на фоне стариков, идиотов и неправильных, недоделанных и неполноценных Докторов, цитируя моффатских героев, прописывался Стивеном как самый крутой и лучший. Да чего уж там, подавали нам сравнение Докторов таким образом, чтобы всем зрителям сразу стало ясно, что именно при Моффате герой наконец-то стал Доктором, в отличие от то и дело пинаемого во все места Десятого, который явно не угодил Моффату. С той же целью Стивеном был создан Военный, а этой инкарнации Моффат запретил называть себя Доктором — в соответствии с моральными взглядами человека, очень любящего противоречить своим словам и ценностям теми действиями, которые он заставлял выполнять собственного антигероя. Военный был создан для того, чтобы «настоящий» Доктор не запачкал руки и не взял на свою душу грех, а Одиннадцатый мог благополучно притворяться, что «неправильную» жизнь, которая была ознаменована самым тяжёлым в жизни персонажа геноцидом, проживал не совсем он. Если РТД, как я уже говорила выше, создавал свой сериал для широкой аудитории и пытался угождать сразу всем, то Моффат старался только для определённого контингента. Взявшись за сериал, Стивен захотел угодить таким же фанбоям, каким является он сам, что объясняет прописывание в его эпохе главных персонажей.
Моффат наделил Доктора любимыми фанбоями чертами: инфантильностью, «лёгким характером» и склонностью к проявлению психопатии. В спутницах при Стивене намеренно подчёркивалась сексуальность, а его интервью о героинях и актрисах, исполняющих роли компаньонок, очень близки замечаниям Джона Нейтана-Тёрнера, который прямо говорил о том, что спутницы нужны сериалу для того, чтобы возбуждать своим внешним видом отцов детей, смотрящих «Доктора Кто». Также Моффат вернул в шоу чистые приключения без примеси драмы и ненужных «соплей» (если сопли в сериале и были, то Моффату они фанбоями прощались всегда, в то время как РТД непременно ставились в упрёк). Постарался угодить Моффат и тем любителям олдскула, которые не возненавидели Рассела за его подход к сериалу, но всё-таки критиковали бывшего шоураннера за драматичность сезонов с Девятым и Десятым и «человечность» Доктора — от всего этого набора Стивен олдскульщиков великодушно избавил, значительно облегчив сериал от эмоционального груза, присущего первым ньюскульным сезонам, и упростив прописывание главного героя. Не забыл Моффат и о современном поколении фанбоев, а им для счастья нужен крутой герой, он же белый мужчина-гетеросексуал, всё те же сексуальные «бабы», которым позволяется иногда выходить вперёд, в соответствии с реалиями, но всё же нужно знать своё место, красивая картинка, много взрывов и спецэффектов хорошего качества, псевдоинтеллектуальные сюжеты, построенные на их закрученности, и как можно больше тайн и «вот-это-поворотов». Только на интересы и предпочтения ценителей первых ньюскульных сезонов, которые до начала эпохи Моффата составляли приличную часть аудитории, Стивену было плевать с высокой башни, а потому тем не оставалось больше ничего, кроме как расходиться после жестокой смерти Доктора Десятого, да ещё и двойной. Лишь упёртые мазохисты, к которым относится автор этой статьи, несколько лет заставляли себя жевать кактус, «потому что это „Доктор Кто‟», а абстрагироваться, полюбить эпоху Моффата за её достоинства и провести между разными эрами мосты у нас, увы, не вышло.
Спустя долгие годы моффатского узурпаторства правления в сериале наконец-то произошли значительные изменения, и изменения эти были ознаменованы приходом на пост шоураннера Криса Чибнелла. Если уж Чибнелла и сравнивать с двумя ньюскульными шоураннерами, то он, безусловно, больше близок РТД. Крис так же, как и Рассел, обращает большее внимание на внутреннюю составляющую сериала, чем внешнюю, хотя он не хочет, судя по одиннадцатому сезону, лишний раз нагнетать обстановку и отрываться в прописывании драмы, и это притом, что она так в сериал и напрашивалась, а прописывать драму Чибнелл умеет. Если говорить о прописывании приключений, то Чибнелл не может похвастаться талантом интриговать зрителей, придумывать закрученные арки и создавать интересных монстров и атмосферные эпизоды, а потому сюжеты одиннадцатого сезона почти никого из много повидавших фанатов не впечатлили. Сложно не заметить, что Чибнелл действует осторожно: это видно и по прописыванию женщины-Доктора, и по прописыванию сюжетов, и по прописыванию сезона в целом, получившегося достаточно ровным. Главным новаторством, пришедшим в сериал вместе с Чибнеллом, является изменение пола главного героя, на которое никто прежде не решался, несмотря на долгие разговоры о женщине в роли Доктора, а начались они, если кто об этом не знает, ещё в восьмидесятые. Спутников Доктору подобрали на любой вкус и цвет — все они разных гендера, возраста, расы и, вполне возможно, сексуальной ориентации (на этом пока особый акцент не делался). Крис снова сделал шоу инклюзивным и вступил в смелую борьбу с сексизмом, расизмом, капитализмом и прочими «измами». Недаром Чибнелла только ленивый не критикует за продажность и «пропаганду» либеральных ценностей, якобы активно навязываемых BBC своим зрителям.
В освещении социальной повестки эра Чибнелла значительно отличается от эпохи Моффата, который долгие годы лишь заигрывал с публикой и в качестве подачки «левакам» подкидывал зрителям обманчиво прогрессивные образы, но при этом прописывал их традиционно и не без шовинистских взглядов. В эпохе Моффата классизм, мизогиния, гомофобия и прочие проблемы, которые не цвели так даже в шестидесятые, подавались как абсолютная норма. В эпохе Чибнелла все вышеназванные вещи жёстко критикуются, а потому отдельные фанаты обижаются, что им читают морали, отобрав у пупа нашего прекрасного толерантного фандома все привилегии. Менее негативно настроенные зрители ставят Чибнеллу в упрёк то, что в новых сезонах социальная повестка слишком уж бросается в глаза, и здесь на фоне Криса выделяется Рассел Т. Дейвис, который в своё время так же, как и Чибнелл, делал шоу инклюзивным и боролся со всевозможными болячками общества. Разница подходов двух шоураннеров к сериалу заключается в том, что РТД придерживался некоторых традиций шоу и более аккуратно и мягко боролся со всевозможными дискриминациями, в отличие от Чибнелла, которого многие критикуют за «навязчивость» и прямолинейность. Конечно, в нулевые РТД получал не меньше критики, потому что тогда общество не было готово к происходящим переменам и сопротивлялось любым новшествам, но по прошествии времени люди научились отделять искреннюю подачу «прогрессивных» тем от вынужденной, а может быть, виной всему то, что в последние годы социальная повестка включается в сериалы гораздо чаще, чем раньше, а зачастую ещё и неудачно подаётся, за что сезоны Чибнелла и раздражают аудиторию, в то время как прогрессивная эра РТД воспринимается фандомом гораздо спокойнее.
Что же в эре Чибнелла такого олдскульного, если он предстаёт в глазах множества людей человеком, идущим на поводу у «негров, геев и феминисток», цитируя девяносто процентов обитателей хувианских сообществ на YouTube и ВКонтакте, бездарным шоураннером, умертвившим «настоящего» Доктора, и плохим сценаристом, разрушившим сериал? Эпизоды, практически не связанные между собой, за некоторыми исключениями, и отсутствие у сезона чётко обозначенной арки. Затянутость серий, которые можно было не делать пятидесятиминутными: настолько сюжеты большинства эпизодов тяжело развиваются, и так в сериях одиннадцатого сезона много нудноватых и явно лишних диалогов и действий. Доктор, которая не стоит в центре Вселенной и не позиционируется как Богиня, что характеризовало эпоху Моффата, особенно во времена могущественного и пафосного Одиннадцатого. Непривычный после жестокой моффатской эры пацифизм, настойчиво продвигаемый главной героиней. Сразу несколько спутников, которые, при всём их потенциале, за весь сезон так толком и не раскрылись, не говоря уже о том, чтобы вырости, и всего лишь выполняли нужные функции. Кажется, что «Доктор Кто» вернулся к самым истокам. К тем временам, когда Доктор был «не тот», а привычную для нас роль играли спутники-мужчины. К тем временам, когда сериал не крутился вокруг Доктора или его спутниц и был куда проще в прописывании, чем сезоны РТД или Моффата. Интересно, что при таком раскладе, а мы видим некоторые сходства в подходе к сериалу со стороны сценаристов классики и Чибнелла, угодить олдскульщикам Крис не смог, а всё потому, что прописывание сериала в олдскульном стиле и создание «того самого» сериала, — это разные вещи. Может быть, в новейшем «Докторе Кто» чувствуется атмосфера классики, но недостатки, присущие олдскулу и вернувшиеся в ньюскул, Чибнеллу зрителями не прощаются, потому что он снимает современный сериал. Кроме того, если олдскул был ламповым сериалом, за что его любят даже требовательные зрители двадцать первого века, то эра Чибнелла до уюта времён классики не дотягивает.
Олдскул закончился много лет назад, и то, что новый шоураннер решил не просто обратиться к классике, а прописывать сериал в соответствии с олдскульными правилами, с некоторыми поправками на современность, выглядит странным. Те из особенностей первых сезонов, которые нормально воспринимались современниками олдскула и были оправданны, учитывая время, в которое снималась классика, смотрятся непривычно, когда их вставляют в сериал двадцать первого века. В результате никому нет дела до олдскульного стиля одиннадцатого сезона, а новый шоураннер критикуется за всё подряд, причём не всегда заслуженно. «Доктор Кто» давно успел довольно сильно измениться, вырасти, модернизироваться и уйти от олдскула. До Криса Чибнелла над сериалом работали люди, в творчестве которых были свои безусловные достоинства, привлекающие к шоу определённую категорию зрителей. После таких сценаристов, как РТД и Моффат, расслабляться Чибнеллу нельзя было совсем, но он расслабился и не попытался угодить никому из ньюскульной аудитории, поэтому многие зрители (в основном старички) считают, что Крис заметно проигрывает шоураннерам-предшественникам. Явно оглядываясь на далёкое прошлое сериала, Чибнелл совершил ошибку, потому что, как в своё время это сделал и Моффат, Крис, на свою беду, взял из олдскула присущие ему минусы, в то время как РТД брал из олдскула лучшее, что в нём было, а с недостатками боролся. В результате мы имеем то, что положительно о новейших сезонах отзываются исключительно профессиональные критики и журналисты, а зрители на шоу жалуются, что отразилось и на постепенном снижении изначально взлетевших рейтингов. Примечательно, что одиннадцатый сезон сталкивается с многочисленной фанатской критикой, многие хувианы называют его самым слабым ньюскульным сезоном, и оценки эпизоды с Тринадцатой получают крайне низкие (здесь обязательно стоит учитывать, что во многом на такую картину повлияли неадекватные люди, не следящие за сериалом, но не забывающие массово занижать оценки на всевозможных сайтах, вроде IMDB, из-за своего неприятия женщины-Доктора и «одних индусов», которые, по мнению консервативной части фандома, заполонили шоу).
С чем же связано столь ярое неприятие зрителями новой эры? В первую очередь с сексисткими и расистскими настроениями фандома. Если говорить об адекватных зрителях, то на их отношение к новым эпизодам влияет шоураннерский подход к сериалу. После двух ярких ньюскульных эпох, каждая из которых имела определённые плюсы, одиннадцатый сезон, не имеющий особых достоинств, зато имеющий бросающиеся в глаза недостатки, воспринимается фанатами как неудачный. Чибнелл не смог сделать свою эру самобытной и оригинальной, и отсюда выходит маленькое количество любителей новой эры. Некоторым людям творчество Чибнелла кажется вторичным и неоригинальным. Не обеспечил Крис прочную фан-базу и потому, что не стал ориентироваться на моффатский или расселовский подход к сериалу, а за именами бывших шоураннеров стоят целые толпы хувиан, нуждающихся в своём «Докторе Кто». Отсюда можно прийти к выводу, что продолжительность «Доктора Кто» следует рассматривать и как главное достоинство сериала, обеспечивающее ему долгую жизнь, и как его же главный недостаток. С одной стороны, шоу то и дело обновляется, что позволяет ему оставаться на плаву много лет и не приедаться зрителям. С другой, в сериал раз за разом приходят новые люди со своими взглядами на персонаж и сериал, иногда противоположными взглядам сценаристов, ещё недавно создающим «Доктора Кто». Люди, предпочитающие по-своему трактовать другие эпохи и сериал в целом и вести шоу в особом направлении. Отсюда, в свою очередь, выходит разобщённость «Доктора Кто» — огромный минус сериала, если учитывать, что нам рассказывают историю одного героя. Героя, который, благодаря шоураннерам, то и дело страдает от амнезии и кардинально меняется, — а иначе непоследовательное прописывание Доктора несколькими шоураннерами, стоящими во главе шоу, не объяснишь. Продолжит ли Крис и дальше ориентироваться на олдскул, или он всё-таки изменит подход к шоу, мы сможем судить после выхода двенадцатого сезона. Будет ли Чибнелл продолжать игнорировать прошлые ньюскульные сезоны или вернёт кого-нибудь из старых спутников, неизвестно. Пока остаётся довольствоваться тем, что мы имеем, знакомиться со слухами и строить догадки о том, что же нас ожидает в будущем.
Примечания к части:
[1] Критика Стивена Моффата
https://ficbook.net/readfic/3010056: критика 5-7 сезонов, Одиннадцатого Доктора и его спутниц, сюжетных линий, а также моффатских арок из эры РТД.
https://ficbook.net/readfic/3417515: критика 8 сезона.
https://ficbook.net/readfic/7237690: критика 9 сезона.
https://ficbook.net/readfic/4346399: критика женских образов Стивена Моффата.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |