↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
— Курс задан. Проверь-ка еще раз бортовые системы, — побулькал капитан Оноор, убрав щупальца с панели управления.
— Все в норме, кэп, — свистнул в ответ его помощник Вагр после короткой паузы.
На самом деле обоих пилотов звали иначе, но такую адаптацию подобрал вживленный в мозг переводчик. Исходные звуки Та́йри никогда не смог бы произнести. Он устроился в гамаке, подвешенном в тесном пространстве грузового звездолета, и наблюдал за экипажем через прозрачную перегородку. Не то чтобы Тайри специально подслушивал разговор, но для его острого слуха она не являлась препятствием.
Оноор расслабленно растекся внутри кресла-кокона, а Вагр быстро повернул чешуйчатую голову на сто восемьдесят градусов и мимолетно зацепил Тайри взглядом выпуклых желтых глаз.
— Интересно, что у ритянина за нужда на Таргу́а? — помощник приглушил голос.
— Я вообще первые вижу ритянина на космическом корабле, — неторопливо ответил капитан и погладил щупальцем шишковатые наросты на макушке. — У них слишком короткий срок жизни, чтобы тратить его на межзвездные полеты.
— И заплатил хорошо, особо не торговался, — Вагр издал щелкающий звук. Переводчик услужливо подсказал, что у ма́рклов он означает удивление. — Мог бы шиковать до конца жизни.
— В космопорт его привез один из Звездных братьев, — капитан Оноор говорил медленно, растягивая булькающие звуки. — Наверное, забили парню мозг всеми этими перерождениями, предназначениями и прочей ерундой.
— Эти могут, — согласился Вагр. — Не зря у нас их культ запретили.
— В нашей системе они тоже пытались проповедовать, но кому интересно учение о множестве жизней? Мало кто из нас, го́рганов, задумывается о том, что будет через тысячи циклов. Ритяне — другое дело. Наверное, трудно смириться с мыслью, что скоро умрешь.
— Да уж. Не успел вылупиться из яйца, как уже кидают в пасть пожирателя тел.
Тайри мысленно усмехнулся — фраза прозвучала нелепо. Переводчик переложил ее на ритянский, но сохранил исходные образы. Видимо, так у марклов происходят рождение и смерть. Тайри раскрыл ладонь и посмотрел на маленькую бесцветную капсулу. Звездные братья вовсе не пытались заморочить ему голову, он сам пришел к ним однажды.
* * *
С самого детства ему снились необычные сны. Порой в памяти оставались лишь смутные тени, а иногда — яркие образы и целые сцены. В сновидениях Тайри жил на планете, где днем сияла светло-желтая звезда, а по ночам появлялись незнакомые созвездия и единственный спутник. Существа в этом мире отличались от хрупких ритян. У Тайри-из-снов было плотное тело, сильные руки и крепкие ноги, грубая кожа отливала коричневым загаром, а не привычным голубоватым оттенком. Еще Тайри часто видел девушку, которую во сне считал очень красивой. Наяву ее внешность показалась бы ему скорее необычной — округлые линии, длинные волосы цвета потемневшей меди и зеленые, словно молодые побеги каванга, глаза.
Девушка рисовала красками на холсте — просторный дом на берегу океана был заставлен картинами. Тайри выходил на лодке вместе с другими мужчинами селения и ловил сетями морских обитателей, а когда возвращался домой, его встречал лучистый взгляд зеленых глаз.
Родители говорили, что в снах Тайри вспоминает прошлую жизнь. Такое случалось с ритянами, правда, очень редко. Их народ издавна верил в перевоплощение душ, поэтому, когда появились Звездные братья, им разрешили основать монастырь в Долине вулканов, где воздух был губителен для здоровья ритян, и вести в городах видеографические проповеди. Звездные братья многое знали о перерождениях, но Тайри пришел к ним не из-за снов.
Он уже повзрослел, когда это случилось впервые. Тайри собирал иссиня-черные листья спика на ужин, как вдруг в душу ворвался отчаянный крик и наполнил ее до краев страданием. Таким, какого Тайри никогда не знал, ведь он всегда был свободен, а тот, кому принадлежал крик, томился в плену и испытывал невыносимые муки. Чужая боль заполнила тело, пронзила все существо, безжалостно рвала на части.
Приступ закончился так же внезапно, как и начался, но Тайри еще долго не мог прийти в себя. Ему казалось, что он заперт в клетке и задыхается в неволе, связанный по рукам и ногам. С тех пор приступы часто повторялись. Каждый раз кто-то неведомый страдал и звал на помощь. Крик постепенно слабел, в нем все больше звучали нотки обреченности, но от этого Тайри становилось лишь больнее.
Он обратился к проповеднику во время видеосеанса. Тот сказал, что где-то во Вселенной есть связанная с Тайри душа, которая взывает к нему. На вопрос, как найти эту душу, проповедник ответил уклончиво: мол, только Мудрый настоятель способен проникнуть так глубоко в тайны перерождений. О настоятеле монастыря Звездных братьев ходили разные слухи, но его самого никто из ритян не видел, он никогда не покидал Долину вулканов и не читал проповеди.
* * *
— Дальше дороги нет, — водитель остановил мобиль. Впереди до самого горизонта разбегались серые волны вулканической породы с ядовито-желтыми вкраплениями, от которых шел пар. Спиралевидное строение монастыря словно плыло над долиной в густом тумане.
— Спасибо, — откликнулся Тайри. — Я дойду пешком.
— Не передумал?
— Нет, — он выпрыгнул из открытой кабины.
— Ладно, ты молодой. Может, и дойдешь, — водитель отвернулся и немедленно стартанул — даже на подступах к Долине вулканов стоял сильный смрад ядовитых испарений. Тайри прижал к лицу влажную ткань, с тоской проводил взглядом мобиль и двинулся в путь.
Он с трудом помнил, как добрался до ворот и из последних сил вскарабкался на нижнюю платформу. Дальше сознание отключилось.
Очнулся Тайри от тихого шелеста, который, благодаря переводчику, сложился в слова:
— Что привело тебя сюда, брат по Галактике?
Он приоткрыл глаза и увидел плавные изгибы стен и потолка, от которых исходил матово-голубой свет. Тело плотно обволакивал мягкий кокон. Воздух в комнате был полностью лишен запахов, что даже радовало после едкого смрада долины.
— Я… — в горле першило, Тайри сглотнул и продолжил едва слышно: — Мне нужно поговорить с настоятелем.
— Говори.
Тайри повертел головой, но не нашел собеседника, казалось, шелест раздавался со всех сторон. Среди Звездных братьев встречались представители разных рас, порой весьма экзотических.
— Вы и есть настоятель? Простите, я вас не вижу.
Стены завибрировали от звука, который переводчик интерпретировал как смех.
— Ты находишься внутри меня.
Теперь Тайри стало ясно, почему настоятель никогда не покидал Долину вулканов — он был самим монастырем.
— Так что ты хотел узнать, брат по Галактике?
* * *
Шаг за шагом Тайри приближался к цели. Настоятель-монастырь снова и снова погружал его в глубокий транс, создавая монотонную вибрацию, и Тайри, словно по ниточке, тянулся к далекому зову. Поначалу он видел лишь пролетавшие мимо звезды в бесконечном космосе, но однажды перед мысленным взором выросла незнакомая планета — моря, океаны, очертания континентов.
В следующем виде́нии Тайри оказался над большим городом. На примкнувших друг к другу крышах блестели фотоэлементы под щедрыми лучами двойной звезды. Под ними тянулись крытые улицы-галереи с домами в форме перевернутых пирамид. Спасаясь в тени от интенсивного света, на улицах толпились существа, похожие на огромных птиц с разноцветным оперением. За спиной у них виднелись рудиментарные крылья. Существа не летали, а передвигались на мощных задних лапах, передние — когтистые — служили им руками. Тайри уже встречал представителей этой расы, однако не мог вспомнить где. «Ниточка» зова привела его к зданию с мерцающей вывеской в форме птичьего крыла. Он собрался проникнуть внутрь, но виде́ние начало таять, уступив место голубоватым изгибам стен и потолка.
Настоятель, как обычно, принялся за расспросы, и только тогда Тайри вспомнил, где встречал представителя птичьей расы: похожая внешность была у одного из Звездных братьев в монастыре.
На самом деле Наноу оказалась не братом, а сестрой. Розово-коричневая арани — так называлась ее раса — рассказала много интересного о своей планете — Таргу́а. По описанию улиц-галерей Наноу узнала столичные кварталы. Вывески в виде огненного крыла она не встречала, но найти дом с приметным знаком будет нетрудно.
Оставалось добраться до Таргуа. Места на пассажирском рейсе стоили слишком дорого, накопленные средства едва позволяли Тайри напроситься попутчиком на грузовое судно, причем только в один конец.
Он понимал, насколько мала вероятность успеха. Полет на Таргуа длится примерно два цикла, за это время всякое могло случиться. Вдруг существо переместят куда-нибудь или оно умрет? В конце концов, не факт, что получится вызволить его из плена. И все же Тайри решил уцепиться за призрачный шанс.
С точки зрения ритян достойная жизнь заключалась в том, чтобы наплодить потомство, как его братья и сестры, и умереть в окружении отпрысков, как родители. Желание покинуть родную планету, тем более без надежды вернуться, посчитали бы чистым безумием. Почему Тайри было так важно вызволить из плена неведомое существо? Почему чужая боль ранила сильнее собственной? У него не было ответов.
Перед тем как покинуть монастырь, Тайри попросил настоятеля помочь ему вспомнить прошлую жизнь. Возможно, разгадка крылась именно в ней. Из стены появился отросток с бесцветной капсулой, и тихий голос прошелестел:
— Это средство погрузит тебя в состояние, похожее на анабиоз, почти на два цикла. Ты заново проживешь последнюю часть прошлого воплощения. Видения будут весьма реалистичными.
— Спасибо, — Тайри взял капсулу. — У меня как раз будет время в полете.
— Не торопись с решением. Во-первых, когда очнешься, процессы в организме ускорятся, и ты постареешь на несколько циклов. Твоя жизнь и так коротка, — настоятель замолчал, точно хотел дать Тайри время на осознание.
— А во-вторых? — прошептал тот, опустив голову.
— Воспоминания могут оказаться неприятными и даже ужасающими.
— Но я видел в снах… — начал Тайри.
— …Идеальную картину, — закончил настоятель. — Память большинства существ избирательна. Лучшие моменты чаще задерживаются в ней, чем худшие. Такое происходит даже в рамках одной жизни, не говоря уже о других. Подумай, готов ли ты узнать правду, какой бы она ни была?
* * *
Тайри нерешительно смотрел на капсулу: провести два цикла в замкнутом пространстве без особых удобств или погрузиться в прошлую жизнь — выбор казался очевидным. Пилотов Тайри на всякий случай предупредил, чтобы его не посчитали умершим. И все же он медлил — даже не из-за того, что потеряет несколько циклов жизни. Ему было жаль потерять прекрасную иллюзию. Вдруг в прошлом действительно крылась неприятная тайна, которую лучше не знать? Мысленно обругав себя за малодушие, Тайри поднес ладонь с капсулой ко рту…
* * *
Столица Таргуа встретила его улицами с перевернутыми домами-пирамидами и трелями разноперых арани. В воздухе чувствовался избыток кислорода, у Тайри слегка кружилась голова. Блуждая по городским кварталам, он все еще находился под впечатлением от воспоминаний, воскресших под действием капсулы. Настоятель был прав — видения оказались весьма реалистичными. Обрывочные радужные картинки из снов связались в единое целое и под конец окрасились в мрачные тона. Зато теперь Тайри точно знал, что прилетел на Таргуа не напрасно.
Уже на закате в конце улицы появилось знакомое мерцание. Он подошел к зданию с пламенной вывеской, нерешительно остановился на пороге, и тотчас круглая дверь резко распахнулась. Из нее вылетел зеленый арани и чуть не сшиб Тайри с ног.
— Убирайся! — раздалась изнутри сердитая трель. — Чтобы ни перышка твоего здесь не было!
Зеленый арани вздернул клюв.
— Больно надо! — гневно прочирикал он в ответ и, встретив заинтересованный взгляд Тайри, предупредил: — Если ищешь работу, парень, обходи «Огненное крыло» стороной. Хозяин — тот еще жлоб.
Тайри вежливо кивнул, переступил порог и поднялся по крутому пандусу на второй этаж. Квадратную комнату заполняли пустые деревянные столы. Судя по запахам и звону посуды, за внутренней дверью кто-то готовил еду. Похоже, здесь находился трактир или ресторан. Тайри выбрал стол в углу, примостился на широкой жерди, заменявшей сидение, и в очередной раз прислушался к ощущениям — ничего. Знакомая боль кольнула лишь однажды — в космопорту — и сразу же стихла. Оставалось надеяться, что звавшее его существо спит.
Вскоре из внутренней двери вышел полноватый арани с желто-красным оперением и не мигая уставился на Тайри. По-видимому, он и был тем самым хозяином-жлобом.
— Для ужина еще рановато, — арани недовольно щелкнул клювом и, оглядев посетителя, прощебетал чуть более вежливо: — Может, желаете выпить, пока готовится еда?
— Я впервые на Таргуа, — ответил Тайри. — Что у вас здесь принято пить?
— Гм… — хозяин задумался. — Схожие с вами расы обычно предпочитают ванту́.
— Давайте, — согласился Тайри.
Хозяин ушел на кухню и вскоре появился с широким плоским бокалом, больше походящим на миску, у края пенилась зеленая жидкость. Тайри осторожно попробовал — чувствовался сильный привкус незнакомых трав, язык немного пощипывало, но в целом оказалось совсем не дурно.
Он сидел в одиночестве и медленно потягивал напиток, за овалом окна стремительно темнело, на стенах домов зажглись плошки фонарей. Вдруг Тайри чуть не уронил полупустой бокал и закашлялся — резко накатила волна знакомой боли. Несмотря на страдания, он был рад — цель поисков находилась где-то рядом. Оставалось понять, где именно.
Дверь подсобки открылась, и погруженную в сумерки комнату озарило яркое сияние. Сначала ослепленный Тайри не понял, откуда оно исходило, но, привыкнув к свету, увидел в лапе хозяина большую клетку. На жердочке сидела диковинная птица — перья словно полыхали огнем. Хозяин повесил клетку на крюк под потолком и повернулся к Тайри.
— Небось, никогда не видели такого освещения?
Тайри внутренне вспыхнул — какое варварство, использовать живое существо вместо светильника! Он едва не возмутился вслух, но сдержался и просто спросил:
— Кто это?
— Огнепёрка, очень редкая птица, — охотно откликнулся хозяин, явно довольный поводом для беседы. — Думаю, во всем городе одна только и осталась. В давние-то времена огнепёрки каждый дом освещали. Бедняки покупали отдельные перья, а кто побогаче — по нескольку птиц. Потом огнепёрок стало мало в лесах, и цены взлетели до небес. А нынче везде электричество. Но разве же можно сравнить электричество с живым светом?
Боль стала слабее, видимо, пленница немного успокоилась. Тайри пытался получше разглядеть птицу за ярким сиянием, но ему никак не удавалось — перед глазами плыли огненные круги.
— А эти защитники природы? — продолжал болтать хозяин. — Плевать им на многолетние традиции. Подумать только, Айоти сделали заповедником! Именно там и ловили огнепёрок, а теперь все — охота запрещена.
— Эм… а как вам достался этот… экземпляр? — осторожно спросил Тайри.
— Мой брат был ловцом. А нынче что? Служит охранником в заповеднике.
Тайри лихорадочно пытался придумать, как вызволить огнепёрку из плена. Хозяин явно гордился своим необычным «светильником» и вряд ли согласится ее продать.
— А сколько, по-вашему, может стоить такая птица? — Тайри все же решил прощупать почву.
— Она не продается, — ожидаемо ответил арани. — Но, если бы я вдруг надумал ее продать, запросил бы тысяч сто, не меньше. Да и того мало за такую редкость.
Сто тысяч галакредитов?! Сумма была космической, в буквальном смысле этого слова. Почти столько Тайри заплатил за полет. Нечего было и думать, чтобы выкупить пленницу. Оставалось украсть. Он содрогнулся — на Рите воровство считалось худшим из пороков.
— Что из еды будете заказывать? — хозяин снова вернулся к деловому тону.
— Положусь на ваш выбор, — Тайри через силу улыбнулся.
— Хорошо, — прощебетал хозяин и скрылся за дверью.
Тайри чувствовал, как учащенно билось сердце, руки дрожали. Еще немного, и в трактир нагрянут посетители или вернется хозяин, следовало поторопиться. Тайри встал и подошел к клетке, птица сидела тихо, не шевелясь. Быстрым движением он сорвал с себя верхнюю накидку и набросил на клетку — в комнате стало темно, только в окна пробивался тусклый свет фонарей. Птица издала тихий клекот, Тайри снял клетку с крюка и кинулся к выходу.
В дверях он столкнулся с желтоперым арани, который вежливо посторонился, окинув его удивленным взглядом. Тайри с трудом подавлял желание бежать и сдерживал шаг — не стоило привлекать к себе лишнее внимание. Хотя что могло быть приметнее, чем инопланетянин с большим предметом в руках? Прохожие косились подозрительно. Он ожидал, что в любой момент его схватят, уличив в преступлении. Улицы-галереи тянулись бесконечной чередой. Сердце гулко стучало в висках.
Наконец центральные кварталы сменились окраинами, дома стояли реже и уже не примыкали друг к другу крышами, а опирались на тонкие колонны по бокам. Тайри не представлял, куда идти дальше. Хозяин говорил про заповедник Айоти, но как туда добраться? Впереди показался ряд огней, освещавший что-то похожее на транспортную магистраль, и Тайри направился к ней.
* * *
Водитель оказался разговорчивым, как и большинство арани. Он вез груз в город неподалеку от Айоти и согласился подвезти Тайри за небольшую плату.
— Что у тебя там? — спросил водитель, покосившись на покрытую накидкой клетку. Пленница не проронила ни звука с тех пор, как ее забрали из трактира, но Тайри опасался лгать.
— Птица, — коротко ответил он.
— Неужто огнепёрка? Я уж думал, их совсем не осталось.
Тайри едва заметно кивнул.
— Выпустить хочешь? — продолжил расспросы арани.
— Да.
— Хорошее дело, — одобрил водитель. — А ты молодец, смелый парень.
— Почему вы так считаете? — осторожно поинтересовался Тайри.
— Правоохранители тебя уже ищут. Передали по связи. Как раз перед тем, как ты меня остановил.
Тайри замер.
— Не бойся, не сдам, — водитель ободряюще свистнул. — До Айоти довезу в целости и сохранности. Правда, что ты потом будешь делать, не представляю. Надолго не спрячешься, слишком уж заметная личность.
— А какое наказание положено за кражу? — Тайри догадывался, что ответ его не обрадует.
— Тюрьма, — невесело чирикнул водитель. — Птица ценная, могут дать и пожизненно.
Пожизненно. Ему осталось не так уж много, от силы два-три цикла. Ритяне внешне не дряхлели и выглядели обманчиво молодыми, однако он знал — время подходит к концу. Водитель замолчал, а Тайри остановил взгляд на клетке — в памяти всплыли зеленые глаза и медные волосы той, что нынче была огнепёркой, дом на берегу океана и одна ненастная ночь, которая перевернула всю их прошлую жизнь.
* * *
Ливень стоял стеной, океан с ревом бросал волны на берег. Ирма отвернулась от окна.
— Том, я больше так не могу. Хочу в цивилизацию.
— Только не начинай опять, — ответил он с раздражением. — Ты же сама хотела жить среди красивой природы, писать свои пейзажи. Чего тебе не хватает?
— Да, поначалу мне нравилось, — Ирма отвела от лица прядь темно-рыжих волос. — Но мы уже целый год торчим в этой дыре! Здесь невыносимо скучно.
— Не ты ли называла «эту дыру» райским островом? — парировал Том.
— Называла. Но пойми, я скучаю по людям, по своим выставкам. Здесь мои картины никому не нужны.
— По людям? — он зло усмехнулся. — Уж не по тому ли смазливому агенту? Как его там… Питкин, Петерсон?
— Пейсли, — привычно поправила Ирма. — Дело совсем не в нем.
— Я видел, как ты строила ему глазки, — Том уже не мог остановиться, слова сами слетали с языка. — Наверное, и спала с ним? Не терпится снова с ним в койку?
— Том! — Ирма повысила голос. — Опять ревнуешь? Я же сотню раз говорила, мне никто не нужен, кроме тебя.
— Ложь!
— Я доказала, что нет! Прожила с тобой на этом чертовом острове целый год!
— А теперь рвешься обратно?!
— Не будь эгоистом!
— А ты? Ты не эгоистка?!
Они орали друг на друга, не сдерживаясь. Ирма выглядела злой, некрасивой. Том с яростью смотрел в ее искаженное гневом лицо.
— Ты запер меня здесь, как птицу в клетке. Подрезал крылья. Упертый болван, ненавижу тебя!
Каждое слово хлестало наотмашь и горело в груди, словно пощечины на лице.
— Я тебя не держу! — вырвалось у него. — Убирайся! Катись к своему долбаному Питкину!
— Прямо сейчас? — Ирма, казалось, растерялась.
— Катись к черту! — Том отвернулся и через мгновенье услышал за спиной торопливые шаги, а затем громкий хлопок двери.
Больше он никогда не видел Ирму. Полгода Том провел в аду: продолжал финансировать поисковые работы, когда все вокруг убеждали его, что надежды не осталось, вздрагивал от каждого звонка, просыпался по ночам от кошмаров. Но сильнее всего его терзали необратимость случившегося и чувство вины, которое ничто не могло заглушить. Если бы они не поссорились, если бы он не был таким «упертым болваном», с радостью сейчас бы вернулся в Нью-Йорк, помогал бы Ирме с выставками. Пусть она даже ушла бы к чертову Пейсли, лишь бы осталась жива…
Ирму так и не нашли. Том не думал, что она покончила с собой, скорее, это был несчастный случай. Шторм разыгрался нешуточный — ее могло захлестнуть волной и утащить в океан. Он вновь и вновь пытался представить, что чувствовала Ирма, когда погрузилась в соленую мглу, когда стало нечем дышать и в легкие хлынула вода, и каждый раз задыхался от ужаса и боли.
Последние мгновения этой жизни запомнились ему холодом стали на виске, ребристой рукояткой в ладони и податливым ходом спускового крючка.
* * *
Водитель подвез Тайри к самому краю леса, наотрез отказался от денег и пожелал удачи на прощание.
В небе уже появился голубоватый отсвет двойной звезды, деревья синели в утренних сумерках кривыми, завернутыми в причудливые петли стволами. Тайри снял накидку с клетки. Оперение птицы отчасти померкло, теперь он мог лучше ее рассмотреть. Огнепёрка склонила голову набок и глядела на него зелеными бусинками-глазами. Клетка открывалась просто — ко дну липкой лентой был прикреплен ключ от замка.
Поначалу птица недоверчиво смотрела на распахнутую дверь и не двигалась с места.
— Ты свободна, — улыбнулся ей Тайри ободряюще.
Огнепёрка слетела с жерди и, аккуратно перебирая лапками, переместилась ему на руку, он почувствовал легкие уколы острых коготков. Тайри отбросил клетку и поднял руку повыше. Птица расправила крылья, сделала несколько нерешительных взмахов и вспорхнула в воздух, на землю спланировало огненное перо.
Она кружила над лесом, Тайри услышал ликующий крик — в душу хлынули восторг, радость полета и теплое чувство, которое он не мог точно определить. Возможно, благодарность?
Тайри подобрал пламенеющее перо, сел под деревом и устало прислонился к искривленному стволу. Наверное, блюстители закона вскоре найдут его, но Тайри ни о чем не жалел — стоило преодолеть все препятствия, чтобы подарить Ирме свободу, отпустить по-настоящему, как не умел отпускать в прошлом.
— Надеюсь, мы встретимся в следующей жизни, — прошептал он.
Nym
|
|
О тексте в целом.
Показать полностью
Текст написан неплохо, более чем неплохо. Слог хороший, гладенько всё, с описаниями, правда, дефицит. Правда - дефицит. Нехорошо, неприлично даже - выдумать целый мир, провести читателя по паре планет, на грузовом звездолёте покатать - и ничего толком не описать из антуража. А персонажи? Кто будет рассказывать, как эти ритяне выглядят? И не только ритяне, к слову. Мы же любим и читаем фантастику ради необыкновенного, непривычного мира, ради описаний, а вы вот вроде закидываете крючок с новыми, необычными видами - и дальше ничего. А арани ваши? Мы точно знаем, что у них есть перья. И что им удобно сидеть на жердочках, но вот это и всё. Как их следует представлять? Как понимать, что у вас есть, с одной стороны, птицеподобные разумные существа, а с другой стороны, птицы в клетках? Описаний очень не хватает. Далее. Вы оставили задел на большой и серьёзный фантастический мир - у вас и различные виды, и разные планеты, и даже не то секта, не то межпланетная религия - Звёздные братья. По итогу складывается ощущение примерно как после просмотра “Магии превыше всего” (мои извинения за отсылку, если не смотрели): посмотрела что-то хорошее, но ни черта не поняла. Там тоже в полчаса экранного времени попытались уместить всё подряд, от личной драмы до социального конфликта и то ли секты, то местных нацистов в придачу. И сверху ещё любовной линией добили. В итоге вышло на троечку, потому что каждая тема требует своего раскрытия, своей полноценной композиции, времени, сил и так далее. Некоторым, конечно, удаётся в короткометражку уместить и целый мир, и три сюжетки, но это действительно трудно сделать, не оставив закономерного недоумения. Ваш текст оставляет в недоумении по поводу многих нераскрытых крючков. Здесь стоило бы хорошенько подумать, что оставлять и раскрывать, а чем пожертвовать. Отдельно ваши же крючки создали неверное восприятие одной из сцен, вот об этом моменте речь: Тайри нерешительно смотрел на капсулу: провести два цикла в замкнутом пространстве без особых удобств или погрузиться в прошлую жизнь — выбор казался очевидным. Пилотов Тайри на всякий случай предупредил, чтобы его не посчитали умершим. И все же он медлил — даже не из-за того, что потеряет несколько циклов жизни. Ему было жаль потерять прекрасную иллюзию. Вдруг в прошлом действительно крылась неприятная тайна, которую лучше не знать? Мысленно обругав себя за малодушие, Тайри поднес ладонь с капсулой ко рту… * * * Столица Таргуа встретила его улицами с перевернутыми домами-пирамидами и трелями разноперых арани. В воздухе чувствовался избыток кислорода, у Тайри слегка кружилась голова. Он долго блуждал по городским кварталам в поисках пламенной вывески и уже на закате увидел знакомое мерцание. 1 |
Nym
|
|
Предыдущая сцена заканчивается на том, что герой подносит капсулу ко рту. Надо полагать, он её сейчас проглотит и погрузится в свою прошлую жизнь. Соответственно, следующую сцену я читаю именно как погружение в эту его прошлую жизнь. Вплоть до момента с похищением птицы. Где я начинаю подозревать, что нет смысла устраивать грабёж в собственных воспоминаниях, которые уже давно прошлое и иллюзия.
Показать полностью
Получается - это вполне себе настоящее, Тайри успел сойти со звездолёта и куда-то добраться. При этом вы вообще никогда не покажете, что там Тайри увидел после приёма капсулы. Так спрашивается, зачем она была? Зачем вообще вся арка со Звёздными братьями была? Зачем под конец вы рассказали про гибель Ирмы? Какое она отношение к делу имеет? Героя раскрывает? Так герой уже без пяти минут покойник, поздновато раскрывать. Линия сюжетная у вас простая же. Завязка - герой с очень коротким сроком жизни куда-то летит. Куда? Зачем? Интересно, интрига, отлично. Развитие - выясняется, что герой во снах видел кого-то из прошлой жизни, чувствовал боль, и очень ему надо полететь и спасти этого кого-то. Круто, замечательно. Заодно раскрывается характер героя, его самоотверженность и готовность помочь. Кульминация - похищение птицы. Развязка - герой отпускает птицу. Опционально - указывать, что он умрёт или не умрёт, но стоит сказать, что ничего хорошего ему не светит, чтобы подчеркнуть, что герой тут чуть ли не жизнью жертвует. Всё остальное - зачем? Как оно помогает раскрыть основную идею? Как двигает сюжет? Что даёт читателю, кроме недоумения и вопросов - что оно, почему и как вообще? По справедливости - мне понравились Звёздные братья, мне понравился настоятель-храм, красивая задумка. Но в текст не вставляют что-то просто для красоты. Всё должно работать на идею. Сработала бы идея абсолютно так же, если бы ни слова не было про Звёздных братьев? Да. Без капсулы и Ирмы? Тоже да. Отдельно хочется похвалить за выбор темы. Хорошая, острая тема, злободневная в чём-то. Фантастика вообще отличный жанр для отвлечённого обсуждения наших социальных проблем и наших же огнепёрок. — А эти защитники природы? — продолжал болтать хозяин. — Плевать им на многолетние традиции. Подумать только, Айоти сделали заповедником! Именно там и ловили огнепёрок, а теперь все — охота запрещена. Вот тут вы, автор, умница и молодец. За выбор темы прямо серьёзно хвалю.И мне жутко хочется с вами идейно согласиться, похлопать и закруглиться на этом. Но не могу. Когда тема острая, когда её мусолят не один день и даже не один год - она, эта самая тема, становится глубокой и сложной. И чтобы добавить по ней свои пять копеек, приходится поневоле изучить аргументы оппонентов и учесть здравое в них зерно. А не рубить с плеча. 1 |
Nym
|
|
В теме освобождения животных сказано и сделано более чем много. И более того - некоторые активисты навредили этой теме не меньше, чем заядлые браконьеры.
Показать полностью
Вы даёте очень поверхностный, недостаточно вдумчивый, популистский образ - птичку жалко, птичку отпустил, молодец. И к вам не придерёшься, потому что нет данных по этому виду птичек. Хотя по поводу реалистичных птичек, содержавшихся в неволе, вам знатоки не одну лекцию выкатят насчёт адаптации к дикой природе и прочего. Ваш текст формирует простую, однобокую, в чём-то даже примитивную картину мира. Тут хорошие, там плохие, а делать надо так. Но ткнуть пальцем в плохих и показать без деталей, как делать хорошо, - это уровень детских книжек. У вас-то здесь не “что такое хорошо и что такое плохо”. В тексте на аудиторию шесть плюс и старше надо работать не только на эмоции, но и на мозги. Во-первых, отпускать просто так - это не всегда правильно по отношению к птицам и животных, некоторые просто не выживут в дикой природе. И мы здесь не знаем, что насчёт именно этой птицы. А оговорка нужная, чтоб кто-то не пошёл декоративную крыску в поле выпускать. Во-вторых, вы даёте примитивного, одной чёрной краской намалёванного хозяина птицы. А между тем в причинах отлова, браконьерства и прочего нужно разбираться, а не рубить одним махом. Нельзя прийти в чужую культуру, сказать - да говно у вас культура, не делайте больше так, а делайте вот эдак - и радоваться. Работать с людьми, менять их взгляды, заставлять задуматься о чём-то - это сложный, трудоёмкий, ювелирный процесс. И тексты - хорошие, правильные, искренние тексты - должны быть в первую очередь ориентированы как раз на тех, кто по другую сторону, на тех, кто против защиты природы. Мне-то вы ничего нового не скажете, я-то с вами и так согласна, а тех, кто ваши взгляды на птичек не разделяет, вы только разозлите своей карикатурой на них же. Образ Тайри, который вместо нормальной, обычной жизни последние свои циклы тратит на спасение неизвестного ему существа, - это красиво. Просто вокруг него надо было проработать историю. 2 |
Шимозаавтор
|
|
Nym
Показать полностью
Большое спасибо за разбор! К сожалению, пунктуация - мое слабое место, поэтому обращаюсь за помощью к бете ) Постараюсь разобраться с правилами по ссылкам. Вводные слова и конструкции - одно из самых тонких мест для меня ) По стилистике соглашусь, фраза не совсем удачная. Подумаю, как лучше ее переделать. А вот по содержанию вы расставили в моем рассказе совсем другие акценты. Планов писать на остро-социальную тему у меня не было. История совсем о другом. О чем? В двух словах описано в саммари. По поводу перехода Тайри поднес ладонь с капсулой ко рту… соглашусь. Мы выше обсудили с Hitoris ) * * * Столица Таргуа встретила его улицами с перевернутыми домами-пирамидами и трелями разноперых арани. После конкурса добавлю пару фраз, чтобы внести ясность, о каком времени идет речь. А дальше рискну предположить, что вы все же не совсем внимательно читали: Цитата сообщения Nym от 29.12.2019 в 02:47 При этом вы вообще никогда не покажете, что там Тайри увидел после приёма капсулы. Так спрашивается, зачем она была? Зачем вообще вся арка со Звёздными братьями была? Зачем под конец вы рассказали про гибель Ирмы? Какое она отношение к делу имеет? Героя раскрывает? Так герой уже без пяти минут покойник, поздновато раскрывать. На это указывает фраза перед воспоминанием: Водитель замолчал, а Тайри погрузился в воспоминания об одной ненастной ночи, которая перевернула всю его прошлую жизнь. Есть указание и в снах Тайри: упоминается дом на берегу океана и картины, которые рисовала Ирма.Кстати, "в снах" или "во снах" - вопрос спорный. Правила правилами, но попробуйте задать словосочетание "в снах" в поиске в нац.корпусе. Там выпадут фрагменты и из Булгакова, и из Дины Рубиной, и из других известных писателей. У меня ощущение, что "во снах" отдает некоторой архаичностью. Базу подвести не могу, образование не то ) Во многом полагаюсь на интуитивное чувство языка. Описание существ и миров - субъективный момент. Мне хотелось поставить в центр истории личную драму, а миры и существа - лишь декорации. Опять таки, формат - конкурсный миник, размазывать "простой сюжет" (а я с вами соглашусь, что он простой) на миди - не мое. Если придет идея на что-то большее в этом мире, тогда возможно ) |
Nym
|
|
Отрывок про Тома и Ирму и есть воспоминание о прошлой жизни Тайри и птицы. На это есть и указание в снах Тайри - упоминается дом на берегу океана и картины, которые рисовала Ирма. Эта сцена с Ирмой вообще не читается как воспоминание о прошлой жизни. Она отделена от момента с капсулой, она совершенно не размечена, ничто в ней не выдаёт, что она не про ритянина Тайри. И уж тем более о птице. Да, там есть Нью-Йорк и обращение "Том" - так и что? Том - вполне может быть личным именем к фамилии Тайри, а Нью-Йорк - ностальгическим названием в честь того-самого. Вы же не даёте описаний Тома-Тайри и Ирмы или ритян вообще, чтобы сделать уверенный вывод, кто и где. Я сейчас не придираюсь, я абсолютно искренне не связала сцену с Ирмой - и капсулу, дающую вспомнить прошлую жизнь. Опять же - почему эти воспоминания уже после похищения птицы? Отдельно - вы выше в комментариях писали про параллель между ревностью и птицей в клетке - это тоже в тексте не вполне заметно, почему я и записала весь фрагмент с Ирмой в лишние и отягощающие. Если бы параллель считывалась - так только похвалила бы. Не в упрёк будь сказано, но вот так читается. Может, кто-то увидит параллель, не знаю даже. 1 |
Шимозаавтор
|
|
Nym
Хорошо, я подумаю, как сделать указание более явным ) Спасибо! Добавлено 29.12.2019 - 05:03: Цитата сообщения Nym от 29.12.2019 в 04:46 Вы же не даёте описаний Тома-Тайри и Ирмы или ритян вообще, чтобы сделать уверенный вывод, кто и где. Справедливости ради, некоторые описания все же есть ) Штрихами, почти пунктирами, но есть. А иначе в небольшом минике пространные простыни с описаниями вызовут зевоту у большинства читателей. |
Nym
|
|
Цитата сообщения Анонимный автор от 29.12.2019 в 04:58 Справедливости ради, некоторые описания все же есть ) Штрихами, почти пунктирами, но есть. А иначе в небольшом минике пространные простыни с описаниями вызовут зевоту у большинства читателей. Во-первых, совершенно не обязательно простыни. Во-вторых, можно делать и динамические описания. И между делом, и вплетать удачно. В-третьих, бросьте себе вызов, сделайте увлекательные описания. Попробуйте как-нибудь - вдруг понравится? |
Шимозаавтор
|
|
Nym
Показать полностью
Именно такое процентное соотношение описаний к общему тексту мне показалось оптимальным для этого рассказа. Внешность тех же арани, например, вполне себе описана ) на улицах толпились существа, похожие на огромных птиц с разноцветным оперением. За спиной у них виднелись рудиментарные крылья. Существа не летали, а передвигались на мощных задних лапах, передние — когтистые — служили им руками. Мне показалось, что это достаточное описание, чтобы представить существо. А дальше про жердочки, щебет, болтливость - отдельные штрихи в тексте.В одной книге по лит.мастерству читала, что по манере повествования книги условно можно поделить на описательные, сюжетные, харАктерные и забыла четвертый тип, но он похож на сюжетный. Соответственно, у каждого типа есть свои поклонники как среди писателей, так и среди читателей. Как яркий пример описательной манеры автор приводит Толкина, упомянув впрочем, что элементы харАктерности и сюжетности у профессора тоже на высоте. Тем не менее, Толкин больше тяготеет именно к описательному стилю. И теперь я Токина использую как лакмусовую бумажку ) Лично у меня его трилогия не пошла из-за слишком неторопливой динамики и того, что мне показалось занудством ) Но далеко не все читатели со мной согласятся. Однако из "сюжетников" в "описатели" я вряд ли когда-нибудь перейду ) |
Шимозаавтор
|
|
Муркa
Как точно вы описали самую суть моей истории, это дорого стоит. Огромное спасибо за вдумчивое чтение и великолепный обзор! 1 |
Nym
|
|
Анонимный автор
А ещё есть экспериментальная проза, бежевая проза и вообще метатекст. К сожалению, я исходила из заданного жанра научной фантастики. |
Шимозаавтор
|
|
Цитата сообщения Nym от 29.12.2019 в 17:47 Анонимный автор Ну о таких экспериментах речь не идет, конечно, а жанр никак не лимитирует количество описаний ) А ещё есть экспериментальная проза, бежевая проза и вообще метатекст. К сожалению, я исходила из заданного жанра научной фантастики. А дальше на вкус и цвет... Вы любите, когда вам рисуют полную картину, я предпочитаю штрихи и больше пищи для фантазии, как читатель в том числе ) |
Шимозаавтор
|
|
Саяна Рэй
Показать полностью
Да, удивительно, но есть такой момент :) У вас в Гастроли клетка напрашивается по канону, а у меня сюжет навеян песней, которая по чистой случайности попалась на ютюбе: Цуки Амано "Торикаго" ("Птичья клетка"), или в английском переводе In this cage: https://youtu.be/inVNM6xoG9w Мой вольный перевод (опиралась на пару разных английских подстрочников): Далеко-далеко тебя ждет птица - Сложены крылья, она больше не может летать. В ржавой клетке она слабеет с каждым днем, и меркнут яркие цвета. Кто-нибудь, пожалуйста, донесите мой голос К этому небу и к этим облакам, Туда, где ты спишь. Расстояние до небес, Расстояние от моего сердца - Недоступное отныне небо открывает рот в жалобном крике. Расстояние до небес, Расстояние от моего сердца - Мягкий дождь идет словно для того, чтобы смыть смутные желания моей темной стороны. Сколько дней и ночей прошло с тех пор, как меня спрятали здесь? Даже слабый луч света приносит боль. Кто-нибудь, подрежьте мне крылья, Раз я не могу выбрать свободу, лучше жить без них. Расстояние до небес, Расстояние от моего сердца - Твой образ, запечатленный в моих глазах, Растворяется во тьме. Расстояние до небес, Расстояние от моего сердца - Холодный дождь идет словно для того, Чтобы погасить тепло руки, которую я когда-то крепко сжимала. Клетка заперта, ноги скованы, будущее изменилось - я становлюсь черной птицей и падаю во тьму. Почему я здесь одна? Мои чувства погребены под толщей воды. Где я сейчас? Все волнения растворились в пучине. Когда я тонула, я думала о этом небе, об этих облаках и о твоей улыбке. (Дальше идет повтор первого припева). Возможно, в жанрах нужно было указать сонгфик, не знаю. Поначалу я решила вообще не указывать источник вдохновения, чтобы не палиться :) Сейчас добавила в шапку. 1 |
Симосэ Каяку
Отличная песня! И как здорово на её мотив лёг Ваш космический сюжет. Спасибо за подробный ответ. 1 |
Шимозаавтор
|
|
Саяна Рэй
И вам спасибо! :) 1 |
Шимозаавтор
|
|
WMR
Спасибо большое за отклик! Вне конкурсов это такая редкость, поэтому приятно вдвойне :) Этот сеттинг, пожалуй, имеет потенциал, но как-то уже успел забыться за следующими работами. Может, и вернусь к нему когда-нибудь :) 1 |
Шимозаавтор
|
|
WMR
Да, были некоторые мысли про них. Но я быстро загораюсь идеями и, к сожалению, быстро остываю :) 1 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|