↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Во-первых, скажу, что ни в коем случае не претендую на критику фильма/мюзикла как самостоятельного художественного произведения и не стремлюсь оценивать его художественную ценность и значимость для мировой культуры. Мое дело — это разобраться, почему как адаптация он не работает. Я понимаю, что сократить сюжет, который занимает тысячу триста страниц, не так просто, но они сократили его так, что исковеркали сюжетные линии нескольких персонажей, переиначили идеи автора и все равно дали Фантине, чья сюжетная ветка закругляется в сто страниц, три песни, так что начнем.
ЭПОНИНА
Эпонина не была революционеркой, она не знала чувства долга («То были жалкие создания, без имени, без возраста, без пола, одинаково равнодушные и к добру и к злу, едва вышедшие из колыбели и уже утратившие все на свете: свободу, добродетель, чувство долга.»), она была единственным человеком по эту сторону баррикад, чья смерть носила не героический характер, но вызывала исключительно жалость. «Несчастная девочка», так чаще всего называл ее Гюго.
Eponine:
I know this is no place for me
still I would rather be with you.
Я знаю, мне здесь не место,
Но я все равно лучше буду с тобой.
Нет. Не Эпонина.
Несмотря на то, что порывом она спасает Мариуса ценой жизни, эта жертва несколько преуменьшается из-за того факта, что Эпонина сама же его привела на баррикаду, умереть вместе с ней, немного-немало, чтобы Мариус не достался Козетте. Ее героизм, когда она защищала Мариуса против бандитов, пришедших ограбить дом Козетты, тоже становится скорее трагическим ввиду того, что Эпонина, как это становится понятно и по ее репликам, и по сюжету, и по комментариями Гюго, готова была " броситься навстречу этой смерти, как она бросилась бы навстречу всякой другой, и толкнуть туда Мариуса».
«Не все ли мне равно, подберут меня завтра, зарезанной моим отцом, на мостовой Плюме, или же найдут через год в сетках Сен-Клу, а то и у Лебяжьего острова среди старых сгнивших пробок и утопленных собак.»
«Все одно, нынче летом мне голодать, а зимою мерзнуть».
Это равнодушие и отчаяние, которое приходит заодно с ее положением в обществе.
Эпонина была призвана показать, как людей ломает нужда, в насколько безнравственных существ их превращает социальное дно. Она умела «довольно бойко» читать и гордилась этим, пользовалась доверием шайки бандитов, знающих, что она «не дура», Эпонина достаточно добра, чтобы сказать Мариусу адрес Козетты, подозревая, чем это чревато, и все равно радоваться его восторгу, и она достаточно горда, чтобы отказаться от предложенных ей в ответ денег. А еще в полной мере сломлена, чтобы отправить любимого и себя на гибель.
Несмотря на все зачатки сильной, достойной личности, она была слабым обозленным существом, которое не знало ничего лучшего. Когда ее мать издевалась над Козеттой, Эпонина следовала примеру; когда оба родителя погрузились в нищету и преступный мир, она последовала в яму. Она пошла на баррикаду, потому что не видела для себя другого выхода. И там уже было все равно, где и как умереть. Когда заплесневелая корка хлеба кажется вкусной, о свободе, равенстве и братстве особо не заботятся.
Жан Вальжан мог бы выйти таким же, если бы его души не выкупил епископ.
Ее смерть печальная, а не героическая, а ее персонаж в мюзикле упрощен, а не улучшен. Сделать же из нее героиню, пока Друзья Азбуки прямо там, — это просто дурной тон.
Смерти каждого из персонажей Гюго имеет посыл. Они не только логично завершают арку героя, но и очень красноречиво показывают точку зрения автора на социальные проблемы. Например, Жавер, представитель полиция и, в соответствии с историческими реалиями, аппарата принуждения, не может принять неправоту своего режима, не может пойти по пути изменения и совершает самоубийство. Символизм. Смерть Жавера призвана вызывать в нас непонимание, неприятие и презрение, смерть Жана Вальжана — стыд и возмущение, смерть Эпонины — жалость, смерть революционеров — гордость.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |