↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Из фильма в фильм бродят одни и те же ляпы, которые с одной стороны, противоречат здравому смыслу, с другой — используются раз за разом. Решил написать свое мнение о них.
1 — Закрываем дверь!
Насколько помню, этот ляп пошел из "Чужого", где астронавты вручную "помогали" закрыться двери на космическом корабле, которую с другой стороны открывал пришелец. Разберем этот ляп подробнее. Смысл сдвижных дверей в космосе — герметизация отсека. Какое же усилие нужно для него? Допустим для расчета худший вариант — утечка воздуха за дверью очень большая. То есть давление ноль с одной стороны и одна атмосфера с другой. Собствено, в момент перед смыканием дверей так и будет. Высота двери около 2 м, чтобы космонавты не бились головами... толщина двери, ну допустим 5 см. Площадь торца двери — 1000 кв см. То есть для ее закрытия нужно, чтобы привод развивал усилие не менее тонны, иначе перепад давления не даст сомкнуть створки. Но тонна это минимум — створки нужно резко и быстро захлопывать при утечке воздуха... поэтому привод должен их разгонять, что при большой прочности, а на дверь в плоскости при вакууме с той стороны будет давить отсюда ... примерно 20 тонн. То есть дверь весьма прочная и тяжелая. А значит она станет потолще, и усилие на приводе будет больше.
В общем, привод двери с учетом резервирования будет давить с силой минимум две тонны. И люди, помогающие двери закрыться, никак почти не повлияют на усилие закрывания.
2 — Фальшпотолок, а за ним место для труб, кабелей и враждебной НЕХ.
Это второй любимый штамп кинофантастов. Важное требование к кораблю — ремонтопригодность. Поэтому трубопроводы будут идти открыто (опыт подводных лодок). Фальшполоток при разгерметизации, или наоборот, протечке сжатого воздуха или чего еще под давлением, с очень большой силой будет сорван со своего места и рухнет на пол или на головы. Заодно сломав что-нибудь или кого-то покалечив. Поэтому никто не будет закладывать его в проект — мешает видеть состояние кабелей и трубопроводов, а при аварии — большая дополнительная опасность.
3 — линейная компоновка
В отличие от флота, где форма судна задается гидродинамикой, в космосе нет этого ограничения. Зато с огромной вероятностью, будет другое требование — чтобы при аварии в любом месте корабля, он не оказался разделен на две части вакуумом или пожаром. То есть коридоры будут кольцевые, или два кольца и "лучи" между ними. Поэтому обитаемая и посещаемая части корабля будут иметь круглую или многогранную форму в плане. Отчего не шарообразную:
4 — Упал с лестницы!
Этот киноляп перекочевал даже в книги, так в книге Анди Уейра "Проект Хайль Мэри" звездолет скомпонован из нескольких отсеков, соединенных лестницами... Хотя всем понятно, что ходить по полу легче, чем подниматься по лестнице, особенно если поранился, или с грузом. Поперечные габариты корабля в космосе ничего не значат, и скомпоновать объемы параллельно пучком ничего не мешало бы. А в космофантастике — добавляются и перегрузки. Но при этом "многоэтажность" или даже "подиумы" встречаются там и сям.
Два самых диких по компоновке корабля попались мне в фильмах с похожими названиями — "Пассажиры" (США, 2016) с Дженнифер Лоуренс. Основной цилиндрический объем и три изогнутых боковых, связанные с центральным лучами коридоров. Этот гигантский ротор косилки выглядит эффектно, но вот его прочность, надежность и ремонтопригодность вызывают большие вопросы. Если бы не события фильма с просыпанием инженера, к конечной точке назначения прилетел бы многоместный промороженный гробик. Еще один, название не помню, там — корабль поколений, с прямоугольным офисными дверями... подиумом в кухне и прочей очень низкобюджетной фигней, вызывающей ощущение, что вместо декораций был технический этаж и подвал киностудии.
Можно предположить, что космический корабль для дальних и длительных полетов будет скомпонован с одной палубой, и паутино-образной компоновкой коридоров и помещений. Вариант обруча с спицами, вроде "Звезда КЭЦ" из одноименной повести, имеет и достоинства в виде простоты сборки на орбите, и недостатки — кратно, относительно "блина" большая площадь наружней обшивки, которая кроме давления воздуха должна выдерживать еще и "быстрые" частицы космических лучей.
Самый грамотно скомпонованный корабль в прочитанном мною — "спиралодиск" из "Туманности Андромеды" писателя Ефремова. Конечно, он не продумал и не описал его внутреннее устройство, но уже шаг вперед.
Спи и не проснись
Идея анабиоза, спячки, гибернации или другие столь же научные названия состояния человека без сознания и при пониженной температуре тела, кочуют из произведения в прозведение. Логика авторов проста — спящие месяцами и годами пассажиры не требуют ресурсов, жизненного объема, теоретически не стареют, и нет проблемы со свободным временем запертых годами в малом объеме людей. Последнее — сложнейшая беда. Конфликты в экипажах морских судов, проводящих в открытом море всего лишь недели или месяцы, известны, и последствия их бывают крайне плачевными для экипажа и корабля.
Но все куда сложнее. Хотя прямых опытов с заморозкой и возвращением к жизни человека провести пока не удалось, опыты на пригодных к дрессировке организмах, способных от природы впадать в спячку и выходить из нее, показали что это плохая идея. Выдрессированный варан, крупная лягушка или черепаха после спячки напрочь забывают приобретенные навыки. Вероятное объяснение — навыки это "оперативная память" или сознание, как бы оно не было устроено у ящерицы, и заморозка его обнуляет. То есть даже если удастся космонавта разморозить.. получится полностью беспамятное существо, которое умеет не больше новорожденного младенца, но в отличие от него, не имеет и физиологических механизмов быстрого обучения. Известны и случаи, когда выжившие после переохлаждения моряки или летчики, сохранив конечности и целостность организма, получали тяжелые формы амнезии и требовали длительного восстановления, чтобы хотя бы быть в состоянии ходить в туалет, а не в штаны.
И наконец последнее — космические частицы и на Земле постоянно добираются до живых организмов, повреждая клетки. Но природный механизм деления клеток заменяет погибшие клетки новыми, сохраняя здоровье, конечно до определенного предела облучения, которое невозможно в природе и закнчивается лучевой болезнью разной тяжести. Но в замороженном организме, летящем в космосе вне магнитосферы планеты, эти процессы восстановления клеток работать не будут. Поэтому даже если организм удастся разбудить — то он вскоре помрет от накопленных повреждений клеток, напоминающих по картине лучевую болезнь или объемный ожог всего организма.
trionix
Интересно. В статье увидел оборванную фразу: "Отчего не шарообразную: ". После двоеточия текста нет, а сразу идет новый подзаголовок (пункт). Или так и надо? |
Artemo
|
|
Как выше уже писали, при субсветовой скорости кораблю желательно иметь башнеобразную форму, чтобы подставлять потоку минимальную площадь. И нос защитить толстым щитом во избежание. При разгоне корабль действительно превращается в башню, а разгон (а в конце пути торможение) до околосветовых скоростей с земным ускорением займет месяцы, поэтому это многоэтажная постройка с лифтами (которые в невесомости кары - корабли, путешествующие годами, должны быть большими, иначе какой в них смысл). Самая, на мой взгляд, проработанная концепция (если в лоре нет тирьямпампации) это субсветовики из "пространства откровения" Рейнольдса. Автор - как-никак астрофизик, много лет в обсерватории работал, ученая степень, верить можно))))
2 |
Artemo
|
|
Хорошее описание гибернации в цикле "Светлячки" Уоттса. Там в лор введён вид человека, способного к продолжительному анабиозу - вампиры. Соответственно, геннная модификация уже обкатана эволюцией и совместима с человеком. Опять же, автор - профессиональный биолог со стажем, специалист по морским млекопитающим, ученая степень, верить можно)))
2 |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|