↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
В художественной студии на втором этаже старого кирпичного здания горел свет. В ней кипела жизнь, было тесно от народа — по вечерам туда съезжались художники — писали картины и спорили об искусстве.
В тот вечер Александр Евгеньевич Шишкин, худощавый старик с острой бородкой, выкурив две сигареты подряд, зашёл в маленькую комнату. Поднялся невообразимый шум, люди засуетились, повставали с мест.
— Ждём-с, господа? — спросил Шишкин, вешая потрёпанное пальто на свободный крючок.
— Шутить изволите, Александр Евгеньевич? — воскликнула немолодая дама с мольбертом в руках.
— Никак нет, сударыня.
Шишкин надел рабочий фартук, насчитав в студии восемь человек, помимо себя, прошёл в середину комнаты, включил лампу, стоявшую на полу, и, набрав в грудь воздуха, громко произнёс:
— Попрошу минуточку внимания! Сегодня, как я обещал, к нам придёт натурщик.
— Вы говорили о натурщице!
— Ей-богу, господин Соколов, вам не угодишь.
Кто-то улыбнулся, но один художник был угрюм и невесел: Виктор Сергеевич Хороших, помощник нотариуса, человек серьёзный и замкнутый. Людей он не любил, а художествами занимался ради собственного удовольствия. Как он сам признавался: «Нравится изображать мир вокруг».
— Наш гость будет позировать впервые, — продолжал Шишкин, — поэтому не будьте к нему строги.
В дверь постучали.
— Вот и он. Прошу, занимайте ваши места, — Александр Евгеньевич кинулся навстречу вошедшему. Натурщиком оказался высокий молодой человек лет двадцати, кудрявый, с каштановыми волосами и большими зелёными глазами, одетый в лёгкое пальто не по погоде. Юноша переминался с ноги на ногу, то и дело поправлял воротник, смотря куда-то себе под ноги. В каждом его движении чувствовалась какая-то неловкость, точно он пришёл незваным гостем.
— Проходите, проходите, — не умолкал Шишкин. — Прошу любить и жаловать: Дмитрий Сергеевич Ланской.
Натурщик немного неуклюже поклонился, выпрямился, чуть не задев висевшую на потолке люстру, и под любопытные взгляды прошёл за Шишкиным на чердак. Тем временем художники уже начали шептаться.
— Красавец. Наверное, артист, такие только в театре играют…
— А я говорю: врач, не иначе. Вы что, не видели его руки…
— Вздор, сударыни. Обычный нищий студент — посмотрите на пальто, — вставил мужской голос.
Когда в комнату вернулись Александр Евгеньевич с натурщиком, юноша был обнажён. Он на мгновение нахмурился, сжав тонкие губы, а затем, словно решившись, слабо кивнул Шишкину.
— Прошу-с, — тот указал на большой деревянный ящик, накрытый белой драпировкой, стоявший в центре комнаты.
Когда Ланской прошёл мимо сидящих художников, несколько дам восхищенно переглянулись. Пока Шишкин устанавливал лампу, меняя направление света, натурщик молчал, выражение его лица оставалось задумчивым.
— Примите позу, Дмитрий Сергеевич.
Тот опустился на драпировку, подтянул к себе ноги, руки сцепил, а голову повернул вправо, в сторону выхода.
— Господа, рисуем сорок пять минут.
В комнате воцарилась тишина. Натурщик сидел, не шевелясь, сосредоточенно глядя в одну точку.
Спустя полчаса Шишкин объявил о перерыве и по своей привычке вышел покурить. Многие встали, кто-то обсуждал картины, кто-то дорисовывал. Натурщик тем временем поднялся, неловко покачнувшись, затем выпрямился и направился к чердаку, но тут его окружили художницы.
— Сударь, утолите наше любопытство — вы артист?
— Видите ли, чем больше мы о вас знаем, Дмитрий Сергеевич, тем легче вас изобразить!
— Да, да, это чистая правда!
— Ну, не томите, расскажите!
Юноша покраснел, весь съежился и невольно отступил назад.
— Что же вы молчите!
— Что вам стоит, право слово?!
— Это ради искусства!
Молодой человек закивал головой, но ничего не произнёс.
— Мы вам неприятны?!
— Ну же, вас спросили — так отвечайте, — вмешался Соколов.
Тут вернулся Шишкин.
— Что происходит, господа? Почему такой шум?
— Ваш натурщик молчит, словно язык проглотил.
— Ох, тут всё просто. Дмитрий Сергеевич не может говорить, он немой, — Александр Евгеньевич тут же умолк, словно испугавшись своей откровенности.
Все разговоры в одно мгновение стихли. Некоторые удивились, на лицах других проступило явное отвращение. Под пристальными взглядами художников натурщик словно уменьшился, согнулся, весь сжавшись. Господину Хороших показалось, что тот перестал дышать.
— Перерыв закончен. Приступайте к работе, — сказал руководитель спустя мгновение, — Соколов и Артипов, вы меня слышали?
Мужчины обменялись взглядами, встали и направились к двери.
— Вы куда, господа?
— Искать натурщиц, — бросил Соколов и вышел.
— Покурить, — отозвался другой.
— Но перерыв…
Они молча покинули студию. Оставшиеся художники взяли мольберты и продолжили рисовать. В студии слышались скрежет карандашей по бумаге и тихое перешептывание, которое становилось всё отчётливее. Господин Хороших попытался сосредоточиться на рисунке, но невольно услышал брошенную кем-то фразу.
— Немой артист, как вам это нравится, Любовь Алексеевна?
— Привёл какого-то неполноценного, — фыркнула одна из художниц.
Шишкин многозначительно кашлянул, призывая к тишине, но люди продолжили переглядываться и шептаться. Виктор Сергеевич поморщился и беспокойно завертелся на стуле, словно сидел не на своём месте. Ему отчего-то стало тошно и стыдно. Дело было безобразное.
Натурщик, который слышал всё, выглядел так, словно сейчас упадет в обморок. Он весь дрожал, словно от испуга, побледнел, слёзы выступили на его глазах.
Всё это было так странно, казалось, невозможным, что господин Хороших протёр глаза в надежде, что ему снится плохой сон, но тут до него снова донеслось:
— А как его имя, не Герасим случайно?
Одна из женщин тихо засмеялась.
— Прекратить-с разговоры, — вмешался Шишкин.
— Собачку рисуем следующей?
Несколько человек подавились смехом.
Натурщик не вытерпел и вскочил, его красивое лицо исказилось отчаянием. Под хохот художников юноша скрылся на чердаке, чтобы через мгновение снова появиться в наспех надетой одежде и покинуть маленькую студию.
Господин Хороших, поддавшись невольному порыву, бросился следом. Он думал, что не догонит натурщика, но тот, пробежав немного, в изнеможении привалился к стене кирпичного дома, словно был болен. Виктор Сергеевич остановился перед ним и с помертвевшими губами приблизился к натурщику. Он хотел было что-то сказать, но не смог, сердце дрогнуло. Не найдя слов, художник молча протянул свой набросок.
Юноша удивлённо взглянул на него, но рисунок принял.
На белой драпировке вокруг сидящего человека были нарисованы уродливые люди с безобразными лицами, сквозь которые проглядывали их кривые, искалеченные души.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|