Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Как было сказано во введении к этому сборнику, за дополнительные материалы с участием Пятого Доктора я взялась сразу же после начала знакомства с девятнадцатым сезоном, и если с рассказами мне не повезло, то с первой прослушанной «полноценной» пьесой, "Psychodrome", повезло безумно. Пьеса авторства Джонатана Морриса была записана относительно недавно, в 2014 году, и вошла в небольшой сборник — "The Fifth Doctor Box Set", но ощущение от неё складывается такое, словно мы имеем дело с одной из «Потерянных Историй» — неснятой серией, по сценарию которой спустя много лет сделали аудиопьесу. Ощущение такое складывается потому, что пьеса "Psychodrome" оправдывает своё нахождение в раннем таймлайне Пятого и делает то, что, по моему мнению, обязан делать каждый эпизод, ставящийся шоураннерами после стартовой серии, — раскрывает персонажей. Как я уже заметила, за весь девятнадцатый сезон с кусочком восемнадцатого я толком не поняла и не прочувствовала ни одного из спутников Пятого. Пьеса "Psychodrome" хороша настолько, что в ней одной мне хватило того, чего недостало во всём девятнадцатом сезоне, и я безумно счастлива, что прослушала эту историю ещё в начале просмотра новой для меня эпохи. Хотя оригинальная вторая серия эпохи Пятого, "Four to Doomsday", показалась мне одной из самых удачных с точки зрения раскрытия персонажей и тим ТАРДИС, пьеса "Psychodrome" справилась с этой задачей намного убедительнее, а потому стала для меня «настоящим», пусть и неофициальным, вторым приключением Пятого и его команды.
Если бы у меня была такая власть, я бы отдала всё за то, чтобы пьесу "Psychodrome" анимировали, ведь эта история с первых же минут даёт нам то, чего нет в сериале, — раскрытие Доктора, его спутников и взаимоотношений внутри тим ТАРДИС. История построена очень грамотно и раскрывает персонажей непосредственно через сюжет, то есть, угодить она может всем — и тем, кто смотрит «Доктора Кто» ради приключений, и тем, кому интересна внутренняя сторона сериала. Что мы можем сказать о членах команды девятнадцатого сезона, опираясь исключительно на телевизионные эпизоды? Что каждый из героев проходил через внутренние переживания, которым толком не уделялось внимания: одни из героев были зациклены исключительно на собственных интересах, а другие пытались от чего-то сбежать или найти ответы на важные вопросы, да только не делились этим с окружающими. Мы имеем регенерировавшего Доктора, который пытался узнать нового себя, но был вынужден пытаться наладить отношения внутри тим ТАРДИС, а скорее даже уследить за одними и угодить вторым. Мы имеем Адрика, который скучал по Четвёртому и отчаянно старался увидеть его в новом Докторе, но не видел, а в конце концов и вовсе почувствовал себя лишним, начал обижаться на Доктора за то, что тот уделял ему мало внимания, неоправданно ревновать Пятого к Ниссе и Тиган и периодически позволять себе в их сторону грубость. Тиган попала в ТАРДИС совершенно случайно и была озабочена возвращением домой, а потому высказывала много недовольств, и лишь одна Нисса, а она, на минуточку, переживала смерть отца и расставание с домом, умудрялась состоять со всеми в нейтральных отношениях, активно помогать Доктору и терпеливо переносить личное горе, не жалуясь и не привлекая к своей персоне много внимания.
К сожалению, перечисленные мной сюжетные линии были затронуты в сериале вскользь, толком не раскрылись и долго замалчивались, пока сценаристы внезапно не решали сообщать нам, что у каждого из персонажей, оказывается, были личные проблемы. Кроме того, тим ТАРДИС Пятого так и не удалось сблизиться, хотя формально персонажи друг к другу притерпелись и вроде как подружились, на что в девятнадцатом сезоне нет ни намёка. Если говорить о каждом из персонажей по отдельности, то больше всего из четверых персонажей в сериале был раскрыт Доктор, хотя на фоне предшественников Пятый кажется многим бледноватым, лишённым харизмы и ярких черт, которые характеризовали бы его инкарнацию, и нейтральным, а следовательно, скучным Доктором. Переживаниям Тиган и Адрика уделялось настолько мало внимания, что персонажей из серии в серию мотало по сторонам, а уследить за их мыслями практически невозможно, ведь их арки были поданы скомкано. Нам не объясняли того, почему Тиган резко меняла своё отношение к путешествиям и то хотела вернуться домой, а то хотела остаться в ТАРДИС. Нас не посвящали в психическое состояние бедной Ниссы, которая переживала потерю отца, и ухудшило её сюжетную арку то, что этой спутнице всегда удавалось сохранять удивительные хладнокровность и спокойствие, ведь выражение эмоций сценаристы повесили на одну Тиган, которая отрывалась за троих, и чаще всего Нисса выступала не в качестве человека со своими характером, интересами и потребностями, а в качестве полезной сюжетной функции. Что же до Адрика, то по его прописыванию и выведению создаётся ощущение, что создатели сериала сами не знали, куда им вести персонажа и как его прописывать, из-за чего он вышел самым непродуманным и невнятным спутником.
Я придерживаюсь непопулярного мнения, что в эпохе Пятого этот персонаж был лишним. Как ни крути, с Четвёртым Адрик сработался гораздо лучше, проблемы он тогда не только создавал, но и помогал решать, при Бейкере спутник не раздражал зрителей своими обидами, вечными недовольствами и нытьём по поводу и без, и, наконец, в восемнадцатом сезоне никто не опорочил героя хамством и нетолерантностью, даже если создатели изначально сделали его незрелым. К слову о Четвёртом, то, что Адрик не привык к Пятому и так и не увидел в нём «своего» Доктора, было представлено намёками, а ведь этот персонаж мог стать первым спутником, который бы не прошёл через регенерацию, не принял нового Доктора, а потому и покинул ТАРДИС. К чему нужно было создавать проблемы из воздуха и делать Адрика настолько несимпатичным персонажем, что в конце концов его оставалось только прикончить, я не знаю, и подход сценаристов к прописыванию этого героя кажется мне жестоким. Если же обращаться к прописыванию Доктора, хочется задаться вопросом, как он относился к своим спутникам. Может быть, с подобными ощущениями столкнулась одна я, но по виду Пятого казалось, что он не вполне понимал, зачем ему нужно столько компаньонов, но при этом целый сезон выступал для своих спутников, несмотря на внешнюю молодость, добродушный и мягкий характер и полную неспособность держать всё под контролем и проявлять, когда это необходимо, жёсткость, в качестве отцовской фигуры. Отсюда выходили раздражение Доктора на истерики и бунты со стороны Тиган и Адрика и нежелание расставаться с друзьями, а внутренняя нужда и невольная привязанность к спутникам может объясняться тем, что Доктор прошёл рядом с Ниссой, Тиган и Адриком через регенерацию.
В целом тим ТАРДИС Пятого сильно походит на тим ТАРДИС Тринадцатой: в обоих случаях сценаристы старательно пытались убедить нас в том, что мы имеем дело с дружными семейками не по крови, но по духу, но при этом персонажам не хватило сюжетного времени и чётко прописанных арок. Сами Доктора от недостатков сценариев тоже пострадали. В девятнадцатом сезоне Доктор был слишком занят своими спутниками и переделками, в которые они попадали, чтобы хотя бы раз задуматься, в кого он переродился и каким стал после регенерации, а следовательно, пробелов в эпохе Пятого осталось много, и как же я рада, что Биг Финиш взялся за их заполнение. Как я рада, что создатели аудиопьес обладают способностью уделять внимание и внешней стороне историй, и внутренней, чего не скажешь о шоураннерах, отдающих предпочтение либо сюжету, либо персонажам, из-за чего один из аспектов чаще всего в сериале проседает. К сожалению, в шестидесятые — восьмидесятые сценаристы фокусировались на сюжете, и приводило это к тому, что классические истории зачастую получались затянутыми, а герои толком не раскрывались, хотя экранного времени у них было предостаточно и писатели вполне могли сокращать свои истории и делать персонажей более правдоподобными, объёмными и глубокими. Пьеса "Psychodrome" является примером того, как можно использовать драгоценное время максимально грамотно, заставив сюжет работать так, чтобы вместе с ним раскрылись ещё и персонажи. Уже во введении в историю мы получаем необходимые олдскулу диалоги между персонажами и небольшие бытовые сценки, через которые можно прекрасно раскрыть спутников и показать, как они пытаются подстроиться под жизнь в ТАРДИС и потихонечку сближаются, чего в самом сериале мы, повторюсь, не увидели за целый сезон.
На протяжении эпизодов герои делятся своими эмоциями, чувствами, мыслями и воспоминаниями и выражают по отношению друг к другу неравнодушие, что прибавляет пьесе душевности и человечности, о которых в сериальной эпохе Пятого почему-то забывали. Тиган и Нисса расспрашивают друг друга про родные места, говорят о погибших родственниках и объясняют слушателям своё отношение к смертям родным, которому в сериале внимания не уделили: так, Тиган поделилась тем, что толком не успела осознать смерти тёти, а Нисса сообщила, что смирилась с потерей отца и подавила ненависть к его убийце, Мастеру. Выразить сочувствие спутникам дали и Доктору, а в сериале у него на это времени так и не нашлось, и Пятый поинтересовался у каждого из них душевным состоянием, что, в свою очередь, автоматически сделало этого Доктора внимательным и неравнодушным к друзьям. В беседе с Тиган Адрик рассказал о некоторых моментах из своей жизни с Четвёртым и Романой и вскользь отметил, что он знал Доктора лучше остальных, хотя по ходу сюжета, и в диалогах с самим Пятым, всё же проявлялись его потерянность, неуверенность в новом Докторе и сомнения в том, что Пятому можно было доверять так же, как Четвёртому, и регенерация не сделала его хуже. Все эти детали проходят через многие аудиопьесы с Адриком, что раскрывает его состояние и объясняет сразу всё: ревность, обиды, недовольства и злость, внезапно проявившиеся в последней серии с его участием. Также всем персонажам дали возможность друг на друга пожаловаться, а объясняется это тем, что к началу девятнадцатого сезона они всё ещё плохо друг друга знали, и здесь я должна вкратце обозначить сюжетную линию истории, через которую все эти аспекты и раскрылись.
Сюжет завязывается на том, что Доктор попадает вместе со спутниками в некое «искусственно воссозданное» место в неопределённой области. Как это всегда происходит с большими командами, героев разделяют друг от друга и размещают в разных местах. Не хотела бы я выражать негатива по отношению к отдельным моментам и на что-то жаловаться, но всё же не могу не выразить недовольства тем, как сценарист разъединил персонажей, а Моррис заставил Пятого проявить не свойственный ему, сужу по девятнадцатому сезону, патронайзинг, который очень сильно подпортил ранних Докторов [1]. Если кто-то не знает, что означает слово «патронайзинг», под ним я подразумеваю доброжелательно сексистскую заботу Доктора о спутницах-девушках (к спутникам-юношам это никогда не относилось), которых он зачастую отправлял в безопасное место, а тем самым указывал женщинам их место, признавал их слабыми и бесполезными и не давал им право самим решать, как поступать в минуту опасности и распоряжаться собственными жизнями. Как бы Доктор ни заботился о том, чтобы с Тиган и Ниссой ничего не случилось, разумеется, вернуться в ТАРДИС они не смогли, и мини-команды разделились. Доктор и Адрик попали в научную колонию, в которой повстречали учёного, авиадиспетчера и девушку-учёную, а Тиган и Нисса столкнулись с загадочным профессором и галактическим путешественником, сопровождаемым двумя юными друзьями. От новых знакомых герои узнали о том, что те сами не знали, где находились, а тем временем обстановка вокруг накалялась, и героям пришлось столкнуться со своими страхами: за Ниссой гонялись дикари, Тиган потеряла подругу и блуждала одна в темноте, а Адрик столкнулся с огромными пауками и вампирообразными чудовищами.
Если опустить сюжетные перипетии, Тиган и Нисса оказались задержаны сумасшедшим королём и его окружением, а Адрик и Доктор попали в очередное необычное место, цитадель, в которой встретили учёных — математика, биолога и девушку-«скептика», ставящую под сомнение чужие убеждения. В этот момент, дальше пойдут спойлеры, Пятый обратил внимание на то, что места, в которые попадали герои, уж очень напоминают родные места Доктора и его друзей, а люди, на которых они натыкались, являются карикатурными версиями их самих. Таким образом, выяснилось, что ТАРДИС попала в машину, которая заглядывала в разум человека, вытаскивала из него нужную информацию и воплощала её в виртуальной реальности: выстраивала места из воспоминаний, создавала людей, похожих на его знакомых, и играла на эмоциях человека. Через такой простой, но гениальный ход мы получаем кучу важной информации: узнаём о страхах персонажей, знакомимся с их видением «идеального» мира, раскрываем детали из прошлого героев, но что гораздо важнее, осознаём, как наши герои видели друг друга. Так, например, Тиган воспринимала Доктора как грубого, самолюбивого, эгоистичного, некомпетентного и с наплевательством относящегося к спутникам патронайзера, и здесь момент с проявлением Пятым дружелюбного сексизма приобретает хотя бы какую-то значимость. Сама Тиган в глазах друзей представала как иррациональная девушка, которая не понимала, чего хотела, и цинично докапывалась до каждой мелочи, а Адрик выглядел в глазах Ниссы и Тиган этаким незрелым надоедливым дурачком, который ходил хвостиком за своим любимым «Профессором». Что забавно и показательно, единственным нейтральным человеком, «близнецы» которой вышли наименее пародийными и карикатурными, для всех являлась Нисса, предстающая в глазах друзей способной и умной девушкой.
Пока сценарист делал всё возможное, чтобы представить нам персонажей с нескольких сторон, сюжет на месте не стоял и активно развивался, и кульминацией истории стало появление в ней Мастера, а вернее, образа, воплощающего собой Мастера, да ещё и целых две подобные версии. Что неудивительно, два Мастера стали бороться друг с другом за лидерство, и здесь нужно отметить любопытную деталь: если от Доктора мы получили чистую версию Мастера, то Мастер от Ниссы совместил в себе черты сразу трёх людей, — в его образ вплелись черты от Доктора и отца Ниссы, и это сделало его сильнее «близнеца»-противника. Разумеется, выступающий в роли злодея псевдоМастер воспользовался возможностью поиграть на чувствах наших героев, и под его влиянием нам позволили узнать о глубинных и затаённых от них самих страхах и эмоциях Доктора и его друзей. Узнать о том, что Адрик боялся потерпеть неудачу и подвести других, а заодно с тем чувствовал себя никому не нужным и потерянным, что можно связать с его выведением из сериала. Узнать о том, что Тиган боялась одиночества, а Ниссу страшило то, что она могла не спасти людей, которые на неё полагались. Узнать, что больше всего на свете Доктор боится дня, когда спутники потеряют в него веру, а в какой-то степени именно это в истории и произошло. Тиган и Нисса подсознательно винили Доктора в смертях их родных, даже если заверяли его и себя, что так не считали (а думать и чувствовать, как справедливо заметил Доктор, — разные вещи), Адрик невольно представлял Пятого как замену «правильного» Доктора, что, как я уже говорила, неоднократно поднималось и в самом сериале, и в других пьесах, в частности «Коротких Путешествиях», уделяющих внимание скорби Адрика по Четвёртому, а сам Доктор испытывал чувство вины за тех, кого ему не удалось спасти.
Как бы Мастер ни пытался играть на чувствах тим ТАРДИС, Доктор решил перестать убегать от своих страхов и побороть их, а спутники выступили в качестве его помощников и преданных Пятому людей, которые верили в него, несмотря на все сомнения и страхи. Объединившись, герои впервые стали единой командой и, разумеется, победили своего врага, а заодно с тем сделали навстречу друг другу первые шаги. Отмечу, что Пятого не наградили в пьесе самобытными чертами и не сделали более объёмной фигурой, чем в сериале, но при этом он хотя бы рассуждал о том, каким стал, пытался приспособиться к новой личности и говорил со своими спутниками о регенерации, в то время как в самом шоу на изменениях сценаристы останавливаться не любили и лишний раз тему потери одного Доктора и приобретения другого не поднимали, двигаясь дальше и сходу окуная героев и зрителей в очередные приключения, хотя все персонажи нуждаются в том, чтобы переживать регенерацию в полной мере и полностью осмысливать произошедшие с Доктором перемены, а хувианы должны понимать, в каком направлении движется сериал после смены очередного актёра. Подытоживая, я могу сказать, что пьеса "Psychodrome" исправляет огромнейший недостаток девятнадцатого сезона, — раскрывает персонажей, развивает их отношения и рассказывает нам о чувствах, эмоциях, страхах и сомнениях героев, на которых в самом сериале толком не останавливались. Хотя в своём обзоре я сделала акцент на персонажах — интересной для меня части истории, любителям сюжетной стороны «Доктора Кто» пьеса скучать тоже не даст: на протяжении четырёх эпизодов Доктор и компания блуждают по разным местам, бегают, теряются, сталкиваются с монстрами и борются с Мастером, то есть, с насыщенностью у пьесы всё в порядке.
Здесь мы подходим к нескольким важным моментам, которые могут усложнить восприятие слушателем истории, и касаются они непосредственно её формата. Аудиопьесы — довольно специфический вид получения информации, к которому нужно приспособиться и привыкнуть. Хотя некоторым сценаристам прекрасно удаётся создавать атмосферные истории, отлично работающие именно в аудиоформате и требующие от слушателя подключения фантазии, некоторые пьесы сработали бы в сто раз лучше, будь они сделаны либо в виде романов, либо в виде телевизионных эпизодов. Пьеса "Psychodrome" буквально напрашивается на то, чтобы её сняли, потому что для полного восприятия сюжета необходима внимательность. Когда персонажи попадают в очередное место — мы его не видим, а следовательно, упускаем из внимания важную информацию, которая помогла бы нам самим догадаться, что окружающая героев обстановка похожа на знакомые и нам самим места. Когда мы сталкиваемся с очередной командой, мы начинаем путаться в обилии персонажей и многочисленных версиях оригинальной тим ТАРДИС, даже если сходу замечаем между ними параллели и сходства. Не легче от того, что приглашённые артисты звучат похоже друг на друга и оригинальных персонажей, что должно указывать на их связь друг с другом, и сценарист не даёт нам возможности узнать героев поближе и представляет группки людей друг за другом, посвятив каждой из них ограниченное количество времени, из-за чего слушатели лишаются возможности запомнить каждого персонажа если не по имени, то по его характеристике. Таким образом, мы приходим к тому, что оправданный и логичный сюжетный ход в аудиформате представляется совсем не так, как мог бы быть представлен на экране или бумаге.
Если бы у слушателей возникали проблемы только с второстепенными персонажами, смириться с этим можно было бы вполне, однако на звучании главных героев зацепиться тоже можно, а что особенно грустно, самым тяжёлым для восприятия является главный герой пьес — и это Пятый Доктор. Может быть, в моём случае сказалось то, что впервые я увидела Пятого не в классике, а в ньюскульном специальном выпуске "Time Crash", а потому и воспринимаю голос Дэвисона с его нынешней внешностью, или же голос Питера с годами действительно изменился, но мой мозг упорно показывает мне во время прослушивания аудиопьес совсем не того Доктора, каким я хочу его видеть, а параллельную версию Пятого — такого актёра, каким он выглядит сейчас, а разница между Дэвисоном в его неполные тридцать и семьдесят лет, разумеется, значительна. Я не уверена в том, как пьесы с Пятым воспринимаются другими людьми. Возможно, в ранних пьесах Пятый звучит не так, как сейчас, и больше похож на себя телевизионного. Возможно, с проблемой восприятия этого Доктора столкнулась одна я, а спутники, в отличие от Пятого, воспринимаются мной так, как надо, потому что я редко вижу их повзрослевшими и автоматически связываю голоса актёров с их молодыми версиями. Возможно, после двух телевизионных сезонов я замещу образ взрослого Дэвисона молодым и начну воспринимать его правильно — в виде молодого Доктора, а не в виде взрослого Питера Дэвисона. Как бы там ни было, с первой «полноценной» пьесой о Пятом и его спутниках мне повезло безумно, и даже если внешняя сторона пьес, как я считаю, немного проседает, с её внутренней частью всё отлично настолько, что если бы аудиосерия "Psychodrome" была снята, она бы совершенно точно посоревновалась в моём рейтинге за первое место — настолько сильна эта история сюжетной линией, раскрытием персонажей и знакомством хувиан с немного проблематично, а точнее, схематично прописанной в сериале тим ТАРДИС, от которой я ждала в первоисточнике намного большего и которая заслуживала того, что ей подарили спустя долгие десятки лет.
Примечания:
[1] https://ficbook.net/readfic/6459378/22286545 — критика сексизма в олдскульном «Докторе Кто».
У вас очень интересные статьи. Планируется что-нибудь еще по Доктору в ближайшее время?
|
DreamStarавтор
|
|
Анемия
Здравствуйте! Спасибо за отзыв, и извините, что отвечаю на него спустя столько времени) Планов у меня много, но времени и сил на работы не хватает, поэтому, к сожалению, я не могу заранее сказать, что и когда напишу( Незаконченные/замороженные сборники будут пополняться, но очень редко. Ещё мне бы хотелось проанализировать 13 сезон и находящиеся рядом спецвыпуски, но когда я дойду до этой идеи, сказать, к сожалению, не могу. |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |