↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

О расширенной вселенной «Доктора Кто». История Пятого (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Макси | 65 Кб
Статус:
Заморожен
 
Проверено на грамотность
Обзоры на произведения расширенной вселенной по «Доктору Кто», преимущественно аудиопьесы Биг Финиш, посвящённые Пятому Доктору и его спутникам.
QRCode
↓ Содержание ↓

О сложностях восприятия девятнадцатого сезона, и почему эпоха Пятого неполноценна без материалов расширенной вселенной

Как вы относитесь к расширенной вселенной? Воспринимается ли она вами как стопроцентный канон, или же вы относитесь к дополнительным материалам избирательно? Хотя у меня есть много претензий к тому, что творит Биг Финиш в последние годы, а в настоящее время эта компания всё больше и чаще дискредитирует и позорит себя, опошляя сериал, активно эксплуатируя не самого лучшего персонажа «Доктора Кто» и работая всего на одну часть ньюскульной публики [1], сложно не согласиться с тем, что в былые годы на Биг Финиш можно было только молиться. Эта компания не давала отменённому «Доктору Кто» умереть, регулярно выпускала качественные и оригинальные материалы, угождала абсолютно всем фанатам нашего любимого многогранного шоу, исправляла ошибки олдскульных сценаристов, заполняла сериальные пробелы, закрывала сюжетные дыры, проделывала отличную работу в раскрытии и развитии картонных и неглубоких персонажей, проводила удачные эксперименты, а что главное, отлично дополняла канон. Насколько сильным оказалось влияние Биг Финиш конкретно на меня? Если забыть обо всех своих ньюскульных переживаниях и психах [1] и остановиться на олдскуле, сценаристы аудиопьес смогли изменить моё отношение к нелюбимым спутникам, улучшить мнение о персонажах, которых я по большей части критиковала, и помочь оценить по достоинству недооценённые мной олдскульные команды [2].

Так как в первую очередь я прониклась «Доктором Кто» на эмоциональном уровне и люблю этот сериал не столько за сюжетную сторону, сколько за персонажей, разумеется, для меня всегда имели огромное значение персональные арки Докторов и их спутников, и если эпоха РТД меня в этом плане удовлетворяла, а эра Моффата вызывала исключительно отрицательные эмоции, то классика всегда казалась мне пресноватой, неполноценной и раскрывающей персонажей выборочно, ведь многие олдскульные персонажи были неудачно или совсем не раскрыты, а полноценными арками героев шестидесятых — восьмидесятых чаще всего обделяли. Взявшись за знакомство с аудиопьесами, я смогла получить от них то, чего мне недоставало в сериале, и если раньше олдскульные герои казались мне интересными, но по большей части нераскрытыми, то теперь я воспринимаю их как полноценные образы со своими достоинствами, мини-арками и личными историями, и за это я Биг Финиш безумно благодарна. Успев познакомиться с Первым — Четвёртым Докторами, я привыкла к тому, что хотя мне постоянно не хватает раскрытия и развития спутников, какое-то представление о них я по мере просмотра сезонов всё же получаю. И тут я взялась за Пятого Доктора, даже не подозревая, насколько слаба долгожданная для меня олдскульная эпоха прописыванием героев. Хотя сюжетно интересный, оригинальный, яркий и насыщенный девятнадцатый сезон, а познакомилась я пока только с ним, воспринимается после неудачного восемнадцатого сезона и затянутой эры Четвёртого как глоток свежего воздуха, персонажи эпохи Пятого страдают так, как ранее страдали преимущественно молоденькие взаимозаменяемые спутницы, существующие лишь для того, чтобы выполнять парочку функций: пугаться, кричать, попадать в беду и задавать Доктору много вопросов.

До Пятого у каждого Доктора, включая ранних, были «избранные» и сильные во всех смыслах этого слова спутники, которым везло с раскрытием и развитием гораздо больше, чем всем остальным, и за которых зрителю можно было зацепиться. Эпоха Пятого на фоне всех остальных эр блекнет, потому что Доктору Дэвисона и спутникам его эпохи дали непростительно короткие сезоны. И серий внутри девятнадцатого сезона мало, и истории сокращённые, из-за чего возникает невольное ощущение, что всё закончилось, не успев начаться, но что особенно грустно, в восьмидесятые сценаристы очень слабо прописывали компаньонов, хотя все они имели сильные стороны, арки, которые никто не развивал, и огромный потенциал, так и оставшийся нераскрытым. Посмотрев девятнадцатый сезон, впервые за годы знакомства с классикой я почувствовала себя неудовлетворённой. Впервые в жизни я не обнаружила в эпохе очередного Доктора «избранного спутника», вроде Йена и Барбары, Джейми, Джо, Сары Джейн или Романы, и впервые не получила от создателей по-настоящему близкого и гармоничного союза Доктора и одного из его компаньонов. Если Первый вырос под влиянием на него Честертонов — одних из самых сильных и независимых героев олдскула, Второй заполучил преданного ему до конца спутника, с которым спелся так, что они провели вместе почти весь таймлайн Доктора Траутона, Третий раскрылся в лучшую сторону, проведя много времени с Джо, практически ставшей, наряду с Бригадиром, его маленькой семьёй, а Четвёртый заполучил сразу четыре ярких союза с разной динамикой взаимоотношений Доктора с не похожими друг на друга, но по-своему прекрасными спутницами, одна из которых (Романа), по моему нескромному мнению, ещё и изменила Четвёртого в лучшую сторону, то Пятый так и остался потерянным и одиноким в толпе Доктором, которому толком не удалось ни с кем сблизиться и не повезло остаться без «своей» спутницы.

Конечно, у фандома есть определённые мнения относительно эпохи Пятого, отличающиеся от моей категоричной точки зрения. Большинство хувиан признаёт «избранной» спутницей Пятого Ниссу, и Питер Дэвисон во многих интервью подписывается под этим мнением, подчёркивая, что с Ниссой его Доктор срабатывался лучше всего, а Биг Финиш подарил им огромное количество так называемых промежуточных пьес, в которых, я уверена, можно получить от историй всё то, чего не хватает самому сериалу. Проблема Ниссы заключается в том, что, во-первых, Пятый никогда не проявлял к ней показательной любви, даже если, вполне возможно, отдавал ей предпочтение перед остальными друзьями, или, по крайней мере, с ней у него возникало гораздо меньше перебранок и проявилась полная интеллектуальная совместимость, а во-вторых, Ниссе ужасно не повезло с раскрытием. Что я могу сказать об этой спутнице на основе просмотренных эпизодов? Что она умная и милая девушка и обладает похвальной и неправдоподобно выглядящей выдержкой. Большего о Ниссе сказать невозможно, потому что чаще всего она остаётся в девятнадцатом сезоне на заднем плане, выполняет технические функции, дополняет Доктора, когда сценаристу нужно обозначить экспозицию, а в отдельных историях и вовсе выпадает из сюжета. Из-за скромного и неудачного прописывания Ниссы многие хувианы отдают предпочтение Тиган, что неудивительно: эта героиня самая яркая из команды Пятого, их отношения с Доктором можно назвать наиболее эмоциональными, а следовательно, интересными, и, насколько я знаю по прочитанным мнениям об эре Дэвисона, в последующих сезонах этой спутнице единственной досталось развитие, которым не обеспечили других героев. Можно ли, зная о том, что со временем Тиган вырастет как персонаж, и получая от неё то, чего недостало другим спутникам, называть её «избранной» спутницей Пятого? Мне кажется, что нет, — изначально у Доктора и Тиган не возникло близкой связи, с определённой стороны они друг друга не раскрыли, а кроме того, назвать гармоничными отношения двух противоположностей у меня не повернётся язык.

Наконец, остаётся Адрик, раздражающий большую часть фандома и кажущийся зрителям лишним, хотя при Четвёртом у этого спутника был потенциал и начиналось всё, как по мне, отнюдь не так ужасно, как закончилось. Не преврати сценаристы Адрика в надоедливого наглого пацана, который мешался у Доктора под ногами, грубил компаньонам, вечно создавал проблемы, а потом и вовсе на всех разобиделся, то, может, из Адрика и Доктора вышел бы интересный и необычный союз, вроде Первого и Стивена, но имеем мы то, что имеем: укороченный сезон, маленькое количество эпизодов, отсутствие персональных историй для каждого персонажа, недружелюбную атмосферу внутри ТАРДИС, слабое прописывание компаньонов и отсутствие у Пятого спутницы или спутника, с которыми бы у него возникли тесная связь, полное взаимопонимание и большое взаимовлияние. Возвращаясь к олдскулу, не могу не заметить, что обычно я знакомлюсь с расширенной вселенной после просмотра основного канона, и сериала мне недостало всего лишь раз, а вернее, недостало историй с участием прекрасной Мэри Тамм, полноценного раскрытия яркой и заслуживающей большего Романы I и убедительного развития её отношений с Доктором, которые сильно изменились с приходом в сериал Лаллы Уорд [3]. С Пятым, как видим, ситуация вышла немного иной. В девятнадцатом сезоне мне недостало всего: Доктора, спутников, историй, арок персонажей, а поняла я то, что сериальной эры Дэвисона окажется для меня недостаточно, уже после третьей серии с расширенной тим ТАРДИС.

К сожалению, на свою интуицию я не положилась, а вернее, по глупости не составила график совместного просмотра серий и прослушивания пьес, заполнив пробелы исключительно рассказами, которые по большей части оставили меня всё такой же неудовлетворённой, и в итоге до финала девятнадцатого сезона я дошла с мыслью, что не прочувствовала никого, кроме Доктора, а следовательно, эмоционально привязалась только к нему, так толком и не узнала ни одного спутника, не составила обо всех героях определённого мнения и впечатления и из-за этого не смогла войти в новую эпоху в полной мере, а ведь одна часть телевизионной эпохи Пятого для меня закончилась. Мне не хватило расширенной тим ТАРДИС Пятого. Я толком не поняла, что из себя представляет Адрик и как мне к нему следует относиться. Я многого не получила от Ниссы, а Тиган, которую весь девятнадцатый сезон мотало из стороны в сторону, показалась мне непостоянной героиней, меняющейся из серии в серию настолько резко и неоправданно, что я не успевала понять её отношения к Доктору и путешествиям в ТАРДИС. Слава всем богам, до эпохи Пятого Доктора я дошла в то время, когда начала знакомство с Биг Финиш и не единожды убедилась в том, что в крайнем случае всегда смогу обратиться к аудиопьесам и получить от них то, чего недостало сериалу. Но вышла ли аудиоэпоха Пятого удачной? Насколько хорошо материалы с ним дополнили шоу? Смогу ли я изменить своё отношение к эре Пятого, и получу ли о них большее представление о персонажах? Надеюсь, Биг Финиш оставит у меня преимущественно положительные впечатления, и я буду рада делиться ими с вами.

Примечания:

[1] Обзоры на аудиопьесы, посвящённые ньюскульным Докторам и спутникам: https://ficbook.net/readfic/10320554/26558698; https://ficbook.net/readfic/10320554/26558710; https://ficbook.net/readfic/10320554/26558734; https://ficbook.net/readfic/10320554/26558756.

[2] https://ficbook.net/readfic/10320554/26558475 — обзоры на пьесы, посвящённые олдскульным спутникам.

[3] https://ficbook.net/readfic/10320554/26558661 — обзоры на пьесы, посвящённые Четвёртому Доктору и Романе I.

Глава опубликована: 08.08.2021

Psychodrome как идеальное второе приключение новой тим ТАРДИС, оставшееся за кадром

Как было сказано во введении к этому сборнику, за дополнительные материалы с участием Пятого Доктора я взялась сразу же после начала знакомства с девятнадцатым сезоном, и если с рассказами мне не повезло, то с первой прослушанной «полноценной» пьесой, "Psychodrome", повезло безумно. Пьеса авторства Джонатана Морриса была записана относительно недавно, в 2014 году, и вошла в небольшой сборник — "The Fifth Doctor Box Set", но ощущение от неё складывается такое, словно мы имеем дело с одной из «Потерянных Историй» — неснятой серией, по сценарию которой спустя много лет сделали аудиопьесу. Ощущение такое складывается потому, что пьеса "Psychodrome" оправдывает своё нахождение в раннем таймлайне Пятого и делает то, что, по моему мнению, обязан делать каждый эпизод, ставящийся шоураннерами после стартовой серии, — раскрывает персонажей. Как я уже заметила, за весь девятнадцатый сезон с кусочком восемнадцатого я толком не поняла и не прочувствовала ни одного из спутников Пятого. Пьеса "Psychodrome" хороша настолько, что в ней одной мне хватило того, чего недостало во всём девятнадцатом сезоне, и я безумно счастлива, что прослушала эту историю ещё в начале просмотра новой для меня эпохи. Хотя оригинальная вторая серия эпохи Пятого, "Four to Doomsday", показалась мне одной из самых удачных с точки зрения раскрытия персонажей и тим ТАРДИС, пьеса "Psychodrome" справилась с этой задачей намного убедительнее, а потому стала для меня «настоящим», пусть и неофициальным, вторым приключением Пятого и его команды.

Если бы у меня была такая власть, я бы отдала всё за то, чтобы пьесу "Psychodrome" анимировали, ведь эта история с первых же минут даёт нам то, чего нет в сериале, — раскрытие Доктора, его спутников и взаимоотношений внутри тим ТАРДИС. История построена очень грамотно и раскрывает персонажей непосредственно через сюжет, то есть, угодить она может всем — и тем, кто смотрит «Доктора Кто» ради приключений, и тем, кому интересна внутренняя сторона сериала. Что мы можем сказать о членах команды девятнадцатого сезона, опираясь исключительно на телевизионные эпизоды? Что каждый из героев проходил через внутренние переживания, которым толком не уделялось внимания: одни из героев были зациклены исключительно на собственных интересах, а другие пытались от чего-то сбежать или найти ответы на важные вопросы, да только не делились этим с окружающими. Мы имеем регенерировавшего Доктора, который пытался узнать нового себя, но был вынужден пытаться наладить отношения внутри тим ТАРДИС, а скорее даже уследить за одними и угодить вторым. Мы имеем Адрика, который скучал по Четвёртому и отчаянно старался увидеть его в новом Докторе, но не видел, а в конце концов и вовсе почувствовал себя лишним, начал обижаться на Доктора за то, что тот уделял ему мало внимания, неоправданно ревновать Пятого к Ниссе и Тиган и периодически позволять себе в их сторону грубость. Тиган попала в ТАРДИС совершенно случайно и была озабочена возвращением домой, а потому высказывала много недовольств, и лишь одна Нисса, а она, на минуточку, переживала смерть отца и расставание с домом, умудрялась состоять со всеми в нейтральных отношениях, активно помогать Доктору и терпеливо переносить личное горе, не жалуясь и не привлекая к своей персоне много внимания.

К сожалению, перечисленные мной сюжетные линии были затронуты в сериале вскользь, толком не раскрылись и долго замалчивались, пока сценаристы внезапно не решали сообщать нам, что у каждого из персонажей, оказывается, были личные проблемы. Кроме того, тим ТАРДИС Пятого так и не удалось сблизиться, хотя формально персонажи друг к другу притерпелись и вроде как подружились, на что в девятнадцатом сезоне нет ни намёка. Если говорить о каждом из персонажей по отдельности, то больше всего из четверых персонажей в сериале был раскрыт Доктор, хотя на фоне предшественников Пятый кажется многим бледноватым, лишённым харизмы и ярких черт, которые характеризовали бы его инкарнацию, и нейтральным, а следовательно, скучным Доктором. Переживаниям Тиган и Адрика уделялось настолько мало внимания, что персонажей из серии в серию мотало по сторонам, а уследить за их мыслями практически невозможно, ведь их арки были поданы скомкано. Нам не объясняли того, почему Тиган резко меняла своё отношение к путешествиям и то хотела вернуться домой, а то хотела остаться в ТАРДИС. Нас не посвящали в психическое состояние бедной Ниссы, которая переживала потерю отца, и ухудшило её сюжетную арку то, что этой спутнице всегда удавалось сохранять удивительные хладнокровность и спокойствие, ведь выражение эмоций сценаристы повесили на одну Тиган, которая отрывалась за троих, и чаще всего Нисса выступала не в качестве человека со своими характером, интересами и потребностями, а в качестве полезной сюжетной функции. Что же до Адрика, то по его прописыванию и выведению создаётся ощущение, что создатели сериала сами не знали, куда им вести персонажа и как его прописывать, из-за чего он вышел самым непродуманным и невнятным спутником.

Я придерживаюсь непопулярного мнения, что в эпохе Пятого этот персонаж был лишним. Как ни крути, с Четвёртым Адрик сработался гораздо лучше, проблемы он тогда не только создавал, но и помогал решать, при Бейкере спутник не раздражал зрителей своими обидами, вечными недовольствами и нытьём по поводу и без, и, наконец, в восемнадцатом сезоне никто не опорочил героя хамством и нетолерантностью, даже если создатели изначально сделали его незрелым. К слову о Четвёртом, то, что Адрик не привык к Пятому и так и не увидел в нём «своего» Доктора, было представлено намёками, а ведь этот персонаж мог стать первым спутником, который бы не прошёл через регенерацию, не принял нового Доктора, а потому и покинул ТАРДИС. К чему нужно было создавать проблемы из воздуха и делать Адрика настолько несимпатичным персонажем, что в конце концов его оставалось только прикончить, я не знаю, и подход сценаристов к прописыванию этого героя кажется мне жестоким. Если же обращаться к прописыванию Доктора, хочется задаться вопросом, как он относился к своим спутникам. Может быть, с подобными ощущениями столкнулась одна я, но по виду Пятого казалось, что он не вполне понимал, зачем ему нужно столько компаньонов, но при этом целый сезон выступал для своих спутников, несмотря на внешнюю молодость, добродушный и мягкий характер и полную неспособность держать всё под контролем и проявлять, когда это необходимо, жёсткость, в качестве отцовской фигуры. Отсюда выходили раздражение Доктора на истерики и бунты со стороны Тиган и Адрика и нежелание расставаться с друзьями, а внутренняя нужда и невольная привязанность к спутникам может объясняться тем, что Доктор прошёл рядом с Ниссой, Тиган и Адриком через регенерацию.

В целом тим ТАРДИС Пятого сильно походит на тим ТАРДИС Тринадцатой: в обоих случаях сценаристы старательно пытались убедить нас в том, что мы имеем дело с дружными семейками не по крови, но по духу, но при этом персонажам не хватило сюжетного времени и чётко прописанных арок. Сами Доктора от недостатков сценариев тоже пострадали. В девятнадцатом сезоне Доктор был слишком занят своими спутниками и переделками, в которые они попадали, чтобы хотя бы раз задуматься, в кого он переродился и каким стал после регенерации, а следовательно, пробелов в эпохе Пятого осталось много, и как же я рада, что Биг Финиш взялся за их заполнение. Как я рада, что создатели аудиопьес обладают способностью уделять внимание и внешней стороне историй, и внутренней, чего не скажешь о шоураннерах, отдающих предпочтение либо сюжету, либо персонажам, из-за чего один из аспектов чаще всего в сериале проседает. К сожалению, в шестидесятые — восьмидесятые сценаристы фокусировались на сюжете, и приводило это к тому, что классические истории зачастую получались затянутыми, а герои толком не раскрывались, хотя экранного времени у них было предостаточно и писатели вполне могли сокращать свои истории и делать персонажей более правдоподобными, объёмными и глубокими. Пьеса "Psychodrome" является примером того, как можно использовать драгоценное время максимально грамотно, заставив сюжет работать так, чтобы вместе с ним раскрылись ещё и персонажи. Уже во введении в историю мы получаем необходимые олдскулу диалоги между персонажами и небольшие бытовые сценки, через которые можно прекрасно раскрыть спутников и показать, как они пытаются подстроиться под жизнь в ТАРДИС и потихонечку сближаются, чего в самом сериале мы, повторюсь, не увидели за целый сезон.

На протяжении эпизодов герои делятся своими эмоциями, чувствами, мыслями и воспоминаниями и выражают по отношению друг к другу неравнодушие, что прибавляет пьесе душевности и человечности, о которых в сериальной эпохе Пятого почему-то забывали. Тиган и Нисса расспрашивают друг друга про родные места, говорят о погибших родственниках и объясняют слушателям своё отношение к смертям родным, которому в сериале внимания не уделили: так, Тиган поделилась тем, что толком не успела осознать смерти тёти, а Нисса сообщила, что смирилась с потерей отца и подавила ненависть к его убийце, Мастеру. Выразить сочувствие спутникам дали и Доктору, а в сериале у него на это времени так и не нашлось, и Пятый поинтересовался у каждого из них душевным состоянием, что, в свою очередь, автоматически сделало этого Доктора внимательным и неравнодушным к друзьям. В беседе с Тиган Адрик рассказал о некоторых моментах из своей жизни с Четвёртым и Романой и вскользь отметил, что он знал Доктора лучше остальных, хотя по ходу сюжета, и в диалогах с самим Пятым, всё же проявлялись его потерянность, неуверенность в новом Докторе и сомнения в том, что Пятому можно было доверять так же, как Четвёртому, и регенерация не сделала его хуже. Все эти детали проходят через многие аудиопьесы с Адриком, что раскрывает его состояние и объясняет сразу всё: ревность, обиды, недовольства и злость, внезапно проявившиеся в последней серии с его участием. Также всем персонажам дали возможность друг на друга пожаловаться, а объясняется это тем, что к началу девятнадцатого сезона они всё ещё плохо друг друга знали, и здесь я должна вкратце обозначить сюжетную линию истории, через которую все эти аспекты и раскрылись.

Сюжет завязывается на том, что Доктор попадает вместе со спутниками в некое «искусственно воссозданное» место в неопределённой области. Как это всегда происходит с большими командами, героев разделяют друг от друга и размещают в разных местах. Не хотела бы я выражать негатива по отношению к отдельным моментам и на что-то жаловаться, но всё же не могу не выразить недовольства тем, как сценарист разъединил персонажей, а Моррис заставил Пятого проявить не свойственный ему, сужу по девятнадцатому сезону, патронайзинг, который очень сильно подпортил ранних Докторов [1]. Если кто-то не знает, что означает слово «патронайзинг», под ним я подразумеваю доброжелательно сексистскую заботу Доктора о спутницах-девушках (к спутникам-юношам это никогда не относилось), которых он зачастую отправлял в безопасное место, а тем самым указывал женщинам их место, признавал их слабыми и бесполезными и не давал им право самим решать, как поступать в минуту опасности и распоряжаться собственными жизнями. Как бы Доктор ни заботился о том, чтобы с Тиган и Ниссой ничего не случилось, разумеется, вернуться в ТАРДИС они не смогли, и мини-команды разделились. Доктор и Адрик попали в научную колонию, в которой повстречали учёного, авиадиспетчера и девушку-учёную, а Тиган и Нисса столкнулись с загадочным профессором и галактическим путешественником, сопровождаемым двумя юными друзьями. От новых знакомых герои узнали о том, что те сами не знали, где находились, а тем временем обстановка вокруг накалялась, и героям пришлось столкнуться со своими страхами: за Ниссой гонялись дикари, Тиган потеряла подругу и блуждала одна в темноте, а Адрик столкнулся с огромными пауками и вампирообразными чудовищами.

Если опустить сюжетные перипетии, Тиган и Нисса оказались задержаны сумасшедшим королём и его окружением, а Адрик и Доктор попали в очередное необычное место, цитадель, в которой встретили учёных — математика, биолога и девушку-«скептика», ставящую под сомнение чужие убеждения. В этот момент, дальше пойдут спойлеры, Пятый обратил внимание на то, что места, в которые попадали герои, уж очень напоминают родные места Доктора и его друзей, а люди, на которых они натыкались, являются карикатурными версиями их самих. Таким образом, выяснилось, что ТАРДИС попала в машину, которая заглядывала в разум человека, вытаскивала из него нужную информацию и воплощала её в виртуальной реальности: выстраивала места из воспоминаний, создавала людей, похожих на его знакомых, и играла на эмоциях человека. Через такой простой, но гениальный ход мы получаем кучу важной информации: узнаём о страхах персонажей, знакомимся с их видением «идеального» мира, раскрываем детали из прошлого героев, но что гораздо важнее, осознаём, как наши герои видели друг друга. Так, например, Тиган воспринимала Доктора как грубого, самолюбивого, эгоистичного, некомпетентного и с наплевательством относящегося к спутникам патронайзера, и здесь момент с проявлением Пятым дружелюбного сексизма приобретает хотя бы какую-то значимость. Сама Тиган в глазах друзей представала как иррациональная девушка, которая не понимала, чего хотела, и цинично докапывалась до каждой мелочи, а Адрик выглядел в глазах Ниссы и Тиган этаким незрелым надоедливым дурачком, который ходил хвостиком за своим любимым «Профессором». Что забавно и показательно, единственным нейтральным человеком, «близнецы» которой вышли наименее пародийными и карикатурными, для всех являлась Нисса, предстающая в глазах друзей способной и умной девушкой.

Пока сценарист делал всё возможное, чтобы представить нам персонажей с нескольких сторон, сюжет на месте не стоял и активно развивался, и кульминацией истории стало появление в ней Мастера, а вернее, образа, воплощающего собой Мастера, да ещё и целых две подобные версии. Что неудивительно, два Мастера стали бороться друг с другом за лидерство, и здесь нужно отметить любопытную деталь: если от Доктора мы получили чистую версию Мастера, то Мастер от Ниссы совместил в себе черты сразу трёх людей, — в его образ вплелись черты от Доктора и отца Ниссы, и это сделало его сильнее «близнеца»-противника. Разумеется, выступающий в роли злодея псевдоМастер воспользовался возможностью поиграть на чувствах наших героев, и под его влиянием нам позволили узнать о глубинных и затаённых от них самих страхах и эмоциях Доктора и его друзей. Узнать о том, что Адрик боялся потерпеть неудачу и подвести других, а заодно с тем чувствовал себя никому не нужным и потерянным, что можно связать с его выведением из сериала. Узнать о том, что Тиган боялась одиночества, а Ниссу страшило то, что она могла не спасти людей, которые на неё полагались. Узнать, что больше всего на свете Доктор боится дня, когда спутники потеряют в него веру, а в какой-то степени именно это в истории и произошло. Тиган и Нисса подсознательно винили Доктора в смертях их родных, даже если заверяли его и себя, что так не считали (а думать и чувствовать, как справедливо заметил Доктор, — разные вещи), Адрик невольно представлял Пятого как замену «правильного» Доктора, что, как я уже говорила, неоднократно поднималось и в самом сериале, и в других пьесах, в частности «Коротких Путешествиях», уделяющих внимание скорби Адрика по Четвёртому, а сам Доктор испытывал чувство вины за тех, кого ему не удалось спасти.

Как бы Мастер ни пытался играть на чувствах тим ТАРДИС, Доктор решил перестать убегать от своих страхов и побороть их, а спутники выступили в качестве его помощников и преданных Пятому людей, которые верили в него, несмотря на все сомнения и страхи. Объединившись, герои впервые стали единой командой и, разумеется, победили своего врага, а заодно с тем сделали навстречу друг другу первые шаги. Отмечу, что Пятого не наградили в пьесе самобытными чертами и не сделали более объёмной фигурой, чем в сериале, но при этом он хотя бы рассуждал о том, каким стал, пытался приспособиться к новой личности и говорил со своими спутниками о регенерации, в то время как в самом шоу на изменениях сценаристы останавливаться не любили и лишний раз тему потери одного Доктора и приобретения другого не поднимали, двигаясь дальше и сходу окуная героев и зрителей в очередные приключения, хотя все персонажи нуждаются в том, чтобы переживать регенерацию в полной мере и полностью осмысливать произошедшие с Доктором перемены, а хувианы должны понимать, в каком направлении движется сериал после смены очередного актёра. Подытоживая, я могу сказать, что пьеса "Psychodrome" исправляет огромнейший недостаток девятнадцатого сезона, — раскрывает персонажей, развивает их отношения и рассказывает нам о чувствах, эмоциях, страхах и сомнениях героев, на которых в самом сериале толком не останавливались. Хотя в своём обзоре я сделала акцент на персонажах — интересной для меня части истории, любителям сюжетной стороны «Доктора Кто» пьеса скучать тоже не даст: на протяжении четырёх эпизодов Доктор и компания блуждают по разным местам, бегают, теряются, сталкиваются с монстрами и борются с Мастером, то есть, с насыщенностью у пьесы всё в порядке.

Здесь мы подходим к нескольким важным моментам, которые могут усложнить восприятие слушателем истории, и касаются они непосредственно её формата. Аудиопьесы — довольно специфический вид получения информации, к которому нужно приспособиться и привыкнуть. Хотя некоторым сценаристам прекрасно удаётся создавать атмосферные истории, отлично работающие именно в аудиоформате и требующие от слушателя подключения фантазии, некоторые пьесы сработали бы в сто раз лучше, будь они сделаны либо в виде романов, либо в виде телевизионных эпизодов. Пьеса "Psychodrome" буквально напрашивается на то, чтобы её сняли, потому что для полного восприятия сюжета необходима внимательность. Когда персонажи попадают в очередное место — мы его не видим, а следовательно, упускаем из внимания важную информацию, которая помогла бы нам самим догадаться, что окружающая героев обстановка похожа на знакомые и нам самим места. Когда мы сталкиваемся с очередной командой, мы начинаем путаться в обилии персонажей и многочисленных версиях оригинальной тим ТАРДИС, даже если сходу замечаем между ними параллели и сходства. Не легче от того, что приглашённые артисты звучат похоже друг на друга и оригинальных персонажей, что должно указывать на их связь друг с другом, и сценарист не даёт нам возможности узнать героев поближе и представляет группки людей друг за другом, посвятив каждой из них ограниченное количество времени, из-за чего слушатели лишаются возможности запомнить каждого персонажа если не по имени, то по его характеристике. Таким образом, мы приходим к тому, что оправданный и логичный сюжетный ход в аудиформате представляется совсем не так, как мог бы быть представлен на экране или бумаге.

Если бы у слушателей возникали проблемы только с второстепенными персонажами, смириться с этим можно было бы вполне, однако на звучании главных героев зацепиться тоже можно, а что особенно грустно, самым тяжёлым для восприятия является главный герой пьес — и это Пятый Доктор. Может быть, в моём случае сказалось то, что впервые я увидела Пятого не в классике, а в ньюскульном специальном выпуске "Time Crash", а потому и воспринимаю голос Дэвисона с его нынешней внешностью, или же голос Питера с годами действительно изменился, но мой мозг упорно показывает мне во время прослушивания аудиопьес совсем не того Доктора, каким я хочу его видеть, а параллельную версию Пятого — такого актёра, каким он выглядит сейчас, а разница между Дэвисоном в его неполные тридцать и семьдесят лет, разумеется, значительна. Я не уверена в том, как пьесы с Пятым воспринимаются другими людьми. Возможно, в ранних пьесах Пятый звучит не так, как сейчас, и больше похож на себя телевизионного. Возможно, с проблемой восприятия этого Доктора столкнулась одна я, а спутники, в отличие от Пятого, воспринимаются мной так, как надо, потому что я редко вижу их повзрослевшими и автоматически связываю голоса актёров с их молодыми версиями. Возможно, после двух телевизионных сезонов я замещу образ взрослого Дэвисона молодым и начну воспринимать его правильно — в виде молодого Доктора, а не в виде взрослого Питера Дэвисона. Как бы там ни было, с первой «полноценной» пьесой о Пятом и его спутниках мне повезло безумно, и даже если внешняя сторона пьес, как я считаю, немного проседает, с её внутренней частью всё отлично настолько, что если бы аудиосерия "Psychodrome" была снята, она бы совершенно точно посоревновалась в моём рейтинге за первое место — настолько сильна эта история сюжетной линией, раскрытием персонажей и знакомством хувиан с немного проблематично, а точнее, схематично прописанной в сериале тим ТАРДИС, от которой я ждала в первоисточнике намного большего и которая заслуживала того, что ей подарили спустя долгие десятки лет.

Примечания:

[1] https://ficbook.net/readfic/6459378/22286545 — критика сексизма в олдскульном «Докторе Кто».

Глава опубликована: 08.08.2021

Галопом по Европам, или вкратце о проходных историях с Тиган, Ниссой и Адриком


* * *


Как бы хувианам ни хотелось, чтобы каждый сезон «Доктора Кто» состоял из сплошных шедевров, неудачи у сценаристов случаются всегда, и практически каждая эпоха содержит в себе определённый процент слабых серий и так называемых «филлеров» — средних по качеству эпизодов, существующих для того, чтобы заполнять собой пространство. С пьесами срабатывает точно такое же правило, как с сериалом: далеко не каждая история выходит запоминающейся, яркой, значительной для канона и дающей Доктору и его спутникам рост, развитие и важные моменты, в которых они могли бы раскрыться перед нами с новых сторон. В этой главе я хочу вкратце рассказать о проходных и любительских пьесах с участием Пятого, Адрика, Ниссы и Тиган, не прослушав которые, вы мало что потеряете. Начнём с пьесы Эндрю Смита "The Star Men" — качественно сделанной и отлично дополняющей девятнадцатый сезон, но до ужаса затянутой и вторичной истории, из сюжетной линии которой можно было вытянуть намного больше драмы и накала. Сюжет пьесы завязывается на том, что Доктор и его спутники попадают в самое сердце исследовательской базы двадцать третьего века, проводящей опыты по межгалактическим путешествиям, и становятся свидетелями неудачного перелёта, который заканчивается тем, что члены одного из космических кораблей погибают при странных обстоятельствах. Пока Адрик и Нисса участвуют в исследовании странной субстанции, которой покрыты трупы, Доктор и Тиган совершают перелёт на место происшествия и встречают там одного из «звёздных людей» — существ из параллельной Вселенной, в честь которых названа серия. «Звёздный человек» похищает Тиган, и, спасаясь, через портал она попадает в другой мир, да вот беда — из него нет выхода. В то же время Доктор пытается побороть опасную для человечества расу, а Адрик становится объектом симпатии встретившейся ему девушки.

Казалось бы, мы имеем качественно сделанную научную фантастику и отлично прописанную линию невезучего спутника — Адрика, которому дали раскрыться в пьесе с лучших сторон, но однако же истории вполне хватает для одного прослушивания, и в целом она кажется если не проходной, то средней. Что с ней не так? Прежде всего, в пьесе проявляется главный минус классического формата «Доктора Кто» — затянутость и долгое развитие сюжета. Хотя пьеса состоит из четырёх эпизодов, события развиваются медленно, чего можно было бы избежать, сократи сценарист историю до трёх серий. Немаловажно, что никаких экспериментов Эндрю Смит проводить не стал и ничего нового и необычного нам не предложил, потому что взялся за стандартный для «Доктора Кто» сюжет, из-за чего пьеса встала на один ряд с десятками похожих друг на друга эпизодов «Доктора Кто», которые особенно обожали снимать при Втором и Четвёртом: герои попадают в космическую базу и пытаются выяснить, что за инопланетная зараза поражает организмы учёных и пилотов, и разобраться с пришельцами, убивающими людей. Значительное достоинство пьесы заключается в том, что неформально она посвящается самому неудачливому компаньону Пятого — Адрику, многое ему даёт и адекватно прописывает этого героя. Хотя мне бы хотелось, чтобы Тиган и Нисса не играли в пьесах привычные сериальные роли и почаще выходили из образов «умница» и «колючка», Адрик пострадал при Пятом больше остальных, поэтому посвящённая ему история ничем другим персонажам не навредила, и я рада, что Биг Финиш поработал над развитием не самого лучшего сериального образа. Возможно, кто-нибудь со мной на этот счёт поспорит, но объективно Адрик один из самых полезных спутников, способности которого могли бы не раз помогать Доктору в путешествиях, вот только интеллектом этого героя сценаристы пользовались редко.

Если при Четвёртом Адрику давали проявлять себя, то при Пятом с каждой серией он становился всё более бесполезным, надоедливым и неприятным персонажем, который грубил Тиган и Ниссе, практически ни за что обижался на Доктора, то и дело выражал всем свои недовольства, а развитию сюжетов помогал разве что глупыми попаданиями в беду. Вина ли Адрика в том, что он является одним из нелюбимых хуфандомом спутников? Проблема не в его недостатках и слабостях, а в том, что персонажа неправильно использовали, толком не раскрывали и недооценивали сами же создатели. Помимо подростковой наивности и завышенного самолюбия, Адрик обладал способностью быстро решать тяжёлые математические уравнения, и там, где Тиган и Нисса едва ли решились бы на прямое столкновение с врагами или лишний риск, Адрик вполне мог выходить вперёд, брать на себя ответственность и геройствовать, что, возможно, указывает на его порывистость, но вместе с тем указывает и на смелость. В отличие от сценаристов сериала, которые использовали навыки Адрика не так уж и часто, писатели Биг Финиш не игнорируют его талантов и дают парню блистать и спасать людей, и это закрывает один из неприятных пробелов девятнадцатого сезона. Помимо того, что серия "The Star Men" дала Адрику возможность проявить храбрость и спасти с помощью своего дара и себя самого, и всю базу, подарили ему, как я уже заметила, ещё и романтический интерес, и хотя подростковая любовная история вышла наивной, поспешно развивающейся, что не понравится нелюбителям любовных драм на одну серию, и прописанной так, что показанную нам симпатию вполне можно посчитать односторонней, линия с влюбляющейся в Адрика девушкой всё же привнесла в эпизоды трогательности и трагичности, а бэкграунд героя пополнился важным для него событием — потерей, оставившей на его душе маленькую рану.


* * *


Следующая на очереди пьеса, "The Contingency Club", отличается от предыдущей по темпу и уровню насыщенности, но по качеству и оригинальности, увы, в лучшую сторону не выделяется. На этот раз герои оказываются в Лондоне 1864 года и попадают в один из закрытых мужских клубов, члены которого ведут себя странным образом: не замечают никого вокруг себя, принимают женщин за мужчин и не реагируют на окружающую их реальность должным образом. Более того, представители клуба обслуживаются совершенно идентичными официантами, и официантов этих десятки, то есть, мы имеем дело с клонированием. Несмотря на то, что пьеса вышла динамичной и быстро развивающейся, благодаря чему время за её прослушиванием пролетает незаметно, после сериала взятые сценаристом сюжетные элементы кажутся неоригинальными, а следовательно, не особенно значительными для «Доктора Кто». Мы много раз видели инопланетян, которые устраивали друг с другом разборки на чужой планете и держали людей в заложниках ради собственных целей. Видели персонажей, которые кем-то притворялись, а потом внезапно оказывались агентами-перебежчиками. Поднимали в сериале и тему клонирования, не говоря уже о том, что это один из важных предметов исследования научной фантастики, представители которой любят показывать, насколько негуманно клонировать людей и использовать их в качестве взаимозаменяемого обслуживающего персонала, не представляющего особой ценности. Из нового в пьесе то, что автор показал нам интересных инопланетян, любящих друг с другом соревноваться в играх и не видящих краёв настолько, что ради победы они готовы ставить на кон множество жизней и совершать массовые убийства. Также пьеса "The Contingency Club" является одной из представительниц жанра «стимпанк», за который не берутся сценаристы сериала, хотя жанр этот атмосферный. Будь история представлена в виде телевизионной серии, да ещё и в олдскульном «Докторе Кто», и она бы совершенно точно выделилась на фоне других.

Так как история представлена в виде аудиоформата, её вполне хватает для одного прослушивания, потому что в пьесе нет ничего такого, что требовало бы переосмысления, её сюжет можно понять с первого раза, а персонажи не проходят через значительные изменения, с новых сторон не показываются и не развиваются. Пьеса лишь продолжает то, что было обозначено и не до конца исследовано, и это главные персонажи, имеющие определённые черты и вступающие друг с другом в отношения, которые отличаются по динамике и напряжённости. С интересной стороны в пьесах представляются отношения Пятого и Адрика: Адрик постоянно влезает в переделки и раздражает Доктора наивностью и непоседливостью, и если Доктор видит в спутнике непослушного мальца, которого нужно держать под присмотром и воспитывать, то Адрик видит в нём наставника и замену близких и любит говорить о своей преданности Доктору, хотя сомневается в нём и постоянно пытается усмотреть в Пятом Четвёртого. Как и в сериале, в аудиопьесах самым ярким и громким лицом из троих спутников Пятого является Тиган, и с ней же герои состоят во взаимодействии, которое может привлечь и заинтересовать хувиан тем, что персонажи вызывают друг в друге множество эмоций и ведут себя самым неожиданным образом. Тиган и Доктор поначалу устраивают друг с другом перепалки, и Пятому приходится очень многое выслушивать о своих некомпетентности, эгоистичности и высокомерии, но при этом в долгу Доктор у спутницы-задиры не остаётся. Например, в этой пьесе в попытке проконтролировать ситуацию и пресечь споры Тиган и Адрика Пятый конфискует у спутницы плеер, что выглядит достаточно смешно, но при этом подчёркивает то, что тим ТАРДИС Доктора Дэвисона походила на детский сад, а сам он, невзирая на внешнюю молодость, играл роль отца-воспитателя, причём играл вполне неплохо.

Раз заикнулась о спорах Тиган и Адрика, не могу не заметить, что в пьесах характер отношений этих двоих сводится к двум вещам: даже если такие разные и непохожие герои начинают общение на спокойных тонах и пытаются познакомиться поближе, чаще всего всё заканчивается тем, что персонажи принимаются спорить или подначивать друг друга, хотя чаще всего занимается этим Тиган, которая доходит в одной из последующих пьес до того, что уговаривает Адрика попытаться отвезти её на Землю, пока Доктор занимается своими делами и консольная ТАРДИС остаётся без присмотра. Единственное, чего мне не хватило ни в сериале, ни в пьесах, — это взаимодействия Тиган и Ниссы, а вернее, установления между ними близкой связи, о которой я много слышала, но которую так до сих пор и не увидела. Одни хувианы говорят о том, что девушки были очень дружны, другие видят в их отношениях лесбийские намёки, ставшие недавно каноном, за что отдельное спасибо Расселу Т. Дейвису, а вот я не заметила в пьесах и сериале ни одного, ни другого. Да, героини взаимодействуют в пьесах чаще и больше, чем в сериале, общаются на спокойных тонах, приходят друг другу на выручку и проявляют, когда надо, женскую солидарность, но между ними не вырисовывается ни близкой связи, ни крепкой дружбы, ни, уж тем более, романтических подтекстов. Как я уже замечала, Нисса находит общий язык со всеми, потому что с каждым спутником её что-то да сближает, будь это научные познания или потеря близкого человека, а о том, что все спутники Доктора потеряли близких, сценаристы пьес, в отличие от создателей сериала, не забывают.


* * *


Хотя условно я отношу к проходным историям все рассмотренные в этой главе пьесы, некоторые из них я нахожу скорее любительскими, чем проходными, потому что у этих пьес, учитывая их тематику, сеттинг и/или атмосферу, обязательно найдутся свои ценители. Что же до пьес "Zaltys" и "Kingdom of Lies", то их я считаю именно что проходными, тяжело идущими и незначительными для канона, ведь в данном случае проседают сразу несколько составляющих историй, включая, что особенно важно, сами сюжеты и прописывание персонажей. Пьеса "Kingdom of Lies" показывает типичное «сгнившее» королевство, жители которого, в данном случае молодые герцог и герцогиня, женившиеся ради денег, плетут интриги и доходят до той стадии, когда взаимный обмен оскорблениями сменяется попытками убрать мешающего супруга с дороги и удержать власть и любовь народа в своих руках. Разумеется, Доктор и его компания попадают куда не надо, разделяются, становятся невольными участниками происходящих событий и берут на себя чужие роли, всячески пытаясь оттянуть время, чтобы найти друг друга, благополучно улететь в более цивилизованное место и никому не навредить. Идея пьесы, отдадим ей должное, по-своему интересна: Роберт Кан и Том Салинский решили создать комедийно-политически-криминальную историю с любопытным сеттингом, а в данном случае мы имеем технически развитое общество, которое живёт по устаревшим обычаям и законам, но вот сюжет интересным не назовёшь.

Интриги показываемого нам общества скорее раздражают, чем смешат, герои пьесы вызывают своими действиями недоумение, как и неуместное романтизирование сценаристами отношений, чуть не закончившихся убийствами, неудачные попытки тим ТАРДИС вылезти из неприятностей довольно быстро утомляют, и лишь к третьему эпизоду история наконец-то развивается, на горизонте появляется эксцентричная и яркая, но, к сожалению, слитая злодейка и авторы используют оригинальный ход с компьютерными технологиями. Что же до главных героев, то здесь мы имеем дело с ООСом: обычно тихая, спокойная и чаще всего не вылезающая вперёд Нисса ни с того ни с сего перевоплощается в хорошую актрису и с энтузиазмом принимается всем врать, подталкивая на это и Доктора, явно офигевший от действий спутницы Пятый поначалу мнётся, жмётся и совершенно не убедительно отыгрывает свою роль, но под конец, слава всем богам, вспоминает о том, что главный герой и лидер здесь он, а разделённые от друзей Тиган и Адрик не делают для сюжета ничего значимого, зато выставляются авторами пьесы потенциальной парой, что я нахожу довольно странным, ведь по возрасту друг другу подходят скорее Адрик и Нисса, из-за чего в других пьесах за пару принимают именно их, а по уровню химии между актёрами потенциальными пейрингами выглядят скорее Тиган и Нисса и Нисса и Пятый. И ладно там сюжет, или неудачные сценарные ходы, или недоразвитые идеи. ООС героев — это главная беда пьесы, из-за которой её совершенно не хочется воспринимать всерьёз.

На фоне «Королевства» пьеса "Zaltys" не так неудачна, хотя по уровню оригинальности и насыщенности выше её точно не поставишь. Сценарист, Мэттью Дж. Эллиот, не придумал для эпохи Пятого ничего нового и повторил приевшиеся олдскульные сюжеты, оригинальные персонажи на фоне героев других пьес в очередной раз ничем не выделились и не запомнились, а «родные» не сделали в пьесе ничего существенного и сыграли привычные для них роли. Немаловажно отметить, что история "Zaltys" является одной из тех пьес, которые встраиваются в дополняемый ими сезон через подражание писателями сценаристам сериала. Автор просто-напросто взял из девятнадцатого сезона всё самое худшее и вставил эти элементы в свою историю, что только подчеркнуло значительные недостатки эпохи Пятого. Вкратце обозначу сюжет пьесы: пока Адрик читает «Дракулу», а Пятый и Нисса чинят ТАРДИС, оставшаяся без дел и желающая попасть домой Тиган решает воспользоваться тем, что консольная находится без присмотра, и через подначивания уговаривает Адрика попробовать привезти её домой. В результате Адрика похищает некая таинственная сила, охотящаяся за Доктором через управление ТАРДИС, вслед за ним пропадает Тиган, а Доктору и Ниссе не остаётся ничего другого, кроме как попытаться найти их на планете Zaltys, название которой успевает произнести Адрик, телепатически взаимодействующий с похитителями. Планета Zaltys оказывается заражённой, Пятый и Нисса встречают там брошенную кораблём женщину, которая через угрозы оружием навязывается им в компанию, Тиган попадает прямиком к своей похитительнице, сообщающей о том, что она мстит Доктору за предков, и оказывается в западне, пока её не спасает добрая «девушка-рыба», а Адрика заносит в компанию — да-да, развешенные ружья таки выстреливают — вампиров.

Здесь я хочу заметить, что в подавляющем количестве пьес с расширенной тим ТАРДИС Пятого все герои старательно отыгрывают роли, которые им давали в самом сериале, а к третьей пьесе это начинает надоедать. Тиган и Адрик систематически попадают в беду, и если первая всем грубит и огрызается, но ничего практического для своего спасения сделать не может и выбирается из большей части неприятностей благодаря удачному стечению обстоятельств, то второй по собственной неосторожности влезает в ещё большие переделки и по глупости попадается врагам, хотя вполне мог бы вытаскивать себя из бед без помощи Доктора. Нисса, с которой Пятый традиционно проводит за кадром больше всего времени и намного охотнее и дружелюбнее взаимодействует, нежели с раздражающими его Тиган и Адриком, дополняет экспозицию и сама по себе не раскрывается, а когда на горизонте появляется более яркий второстепенный персонаж, тут же за ним теряется, то есть, сценаристы никак не могут прийти к золотой середине и раскрыть эту героиню, не прибегнув к ООСу, что случилось с пьесой "Kingdom of Lies". Наконец, Пятый из истории в историю бегает за теряющимися компаньонами, пытается их спасти и периодически заводит ни к чему не приводящие воспитательные беседы. Что же до самобытности Пятого как Доктора, то я не поднимаю эту тему не без причин: я не могу назвать ни одну историю, относящуюся к девятнадцатому сезону, в которой бы Пятому пришлось пройти через серьёзные испытания или понять, что он из себя представляет, и не вижу в пьесах черт, которые бы выделяли этого Доктора на фоне остальных инкарнаций. Вкупе с неоригинальностью сюжетов, затяностью эпизодов и ООСом спутников невнятное прописывание Доктора только усиливает восприятие историй как проходных и незначительных для шоу.


* * *


Перейдём к очередной разочаровывающей пьесе про Пятого и его команду, и это история Джеймса Госса "Ghost Walk". Сию серию нельзя назвать худшей из всех перечисленных в этой главе, и многим хувианам она наверняка понравится страшной атмосферой, но я ожидала от эпизода намного больше того, что получила. Во-первых, Джеймс Госс является одним из моих любимых бигфинишевских сценаристов, не раз спасающим для меня неудачные ньюскульные проекты, поэтому я знаю, на что он способен, и заранее жду от Госса насыщенных и лёгких по настроению пьес высокого качества, совмещающих в себе увлекательные сюжеты, взаимодействие героев и развитие каждого персонажа по отдельности. Во-вторых, пьеса "Ghost Walk" обещает нам интересную историю одним своим названием и тематикой, за которую взялся сценарист, а в данном случае, как можно догадаться, мы имеем дело с призраками. История начинается с того, что нам представляют «призрачный тур», загадочным «привидением», с которым разговаривает героиня пьесы, оказывается Доктор, и, возвращаясь в прошлое, мы узнаём о том, как Пятый и его спутники попали в разные временные эпохи и стали героями страшных легенд: Нисса застряла в XVIII веке, не ответила влюбившемуся в неё священнику взаимностью (отметим, что эта линия вышло довольно противоречивой и немного криповой) и чуть не погибла, потому что была обвинена в ведьмовстве, закинутый в XIX век Адрик был обвинён в воровстве и ждал, когда Доктор вытащит его из судебного заседания, а Тиган и Пятый столкнулись с монстрами истории и чуть не стали их жертвами, но с помощью своих таймлордовских способностей Доктор нашёл способ выкрутиться, спасти себя и друзей от верной гибели и сбежать.

Хотя классический формат в четыре эпизода всегда казался мне оптимальным для олдскульных серий, не всё, что прекрасно работает в телевизионном формате, подходит аудиоформату. Как ни удивительно, пьеса "Ghost Walk" довольно сильно пострадала от затянутости, что особенно обидно, ведь для исправления этого недостатка было бы достаточно вырезать всего один эпизод посередине, воспринимающийся как экспозиционный филлер. Конечно, сокращение истории не повысило бы её качество, но в таком случае я бы не назвала очередное приключение на раз утомительным и разочаровывающим, ведь пьеса отличается любопытной развязкой. Что же до прописывания персонажей, то после прослушивания нескольких проходных пьес у меня создалось ощущение, что тим ТАРДИС Пятого, как и он сам, не особо интересны сценаристам Биг Финиш, большинство писателей не знает, как их развивать, и не хочет вести в новом направлении, поэтому подавляющее количество историй, дополняющих девятнадцатый сезон, вышли бледными, скучными и теряющимися за множеством других телевизионных и аудиосерий, дающих Доктору и его друзьям намного больше самобытного материала. Возможно, классические пьесы начала нулевых выделяются на фоне пьес последних лет в лучшую сторону. Возможно, в ранних пьесах, посвящённых закадровым приключениям Пятого и Ниссы, оба эти героя прописываются лучше, блистают чаще и сближаются, ведь чем меньше у сценаристов персонажей для развития, тем больше они могут им дать. Как бы там ни было, в «новейших» пьесах, посвящённой расширенной тим ТАРДИС, герои получают от писателей не намного больше того, что получали от создателей сериала, и это не может не расстраивать.


* * *


Успев значительно разочароваться в дополнениях к девятнадцатому сезону, к последней пьесе, написанной в период 18-19 годов, я отнеслась скептически, ожидая очередную проходную историю, которая пройдёт мимо меня и не оставит о себе никаких впечатлений и воспоминаний. Как же я счастлива сказать, что ошибалась и наконец-то, спустя несколько занудных пьес, без которых можно легко обойтись во время штудирования расширенной вселенной, нашла действительно качественную, насыщенную и интересную историю, во время прослушивания которой можно отлично развлечься, не желая отвлекаться на что-то другое, не скучая ни минуты и не замечая, как пролетает время. Если вы любите лёгкие детективы, и вам не хватает от «Доктора Кто» расследований, то пьеса Дэвида Ллевеллина "Serpent in the Silver Mask" была написана специально для вас. Сама я бы охарактеризовала этот эпизод как нечто среднее между телевизионными сериями "The Unicorn and the Wasp" и "Black Orchid", а также детективными историями Агаты Кристи и Артура Конан Дойла. Сюжет пьесы строится на том, что Доктор и его друзья прилетают на галактическую станцию под названием Аргентия, дабы Пятый достал необходимые ему кристаллы для конструирования новой звуковой отвёртки, и попадают на похороны известного магната, а вот тут начинается самое интересное: прямо на глазах наших героев друг за другом происходят убийства наследников погибшего. Воодушевлённый Доктор берётся за расследование, но навлекает на себя подозрения и попадает за решётку, и спутникам остаётся помочь ему выйти из тюрьмы, собрать информацию о произошедшем и определить личность загадочного убийцы в серебряной маске.

Пьеса "Serpent in the Silver Mask" прекрасна всем: удачно подобранным темпом, насыщенностью, атмосферностью и уделением внимания каждому участнику событий. В отличие от большинства прослушанных мной пьес с Пятым, в этой истории нет медленно развивающегося эпизода, который бы тормозил сюжет и был вставлен ради экспозиции и растягивания времени. Пьеса сходу погружает в свою атмосферу, вовлекает в расследование убийств, держит в приятном возбуждении и развлекает хорошими шутками. Что очень важно, на этот раз у всех героев находится своё занятие и возможность внести вклад в общее дело, благодаря чему ни один персонаж не остаётся без внимания сценариста. Кроме того, мы снова получаем от пьесы love story для одного из главных действующих лиц, — на этот раз внимание к себе привлекла Тиган. Занятно, что всем героям Биг Финиш подарил разные типы романтических историй: с участием Адрика вышла грустная история обречённой подростковой влюблённости, Ниссе не повезло понравиться священнику, которому она не могла ответить взаимностью и который некрасиво себя с ней повёл, что сделало её сюжетную линию пугающей, и только история Тиган не оставляет после прослушивания осадка, потому что походит на короткий «курортный» роман, не развившийся до такой степени, чтобы стать серьёзным, и ни к чему героев не обязывающий. Заполучил от сценариста любопытные сценки и Пятый, но в его случае мы не имеем дела с романтикой, ведь только Ривер Сонг позволяется заполучать себе внимание и любовь всех Докторов. Мы имеем дело с Доктором, который остаётся взаперти и тут же начинает чувствовать себя постаревшим и бесполезным и делится своими страхами с утешающим его роботом. Таким образом, пьеса "Serpent in the Silver Mask" содержит в себе хороший материал для раскрытия персонажей, хотя в основном фокусируется на сюжете, а эта часть пьесы проработана на ура. Даже если возвращаться к истории вы не захотите, для приключения «на один раз» «Змея» безумно хороша.


* * *


Грустно, но последней, и очередной разочаровывающей, пьесой с тим ТАРДИС Пятого для меня стала история Джона Дорни из бонусного релиза 2014 года — "Iterations of I". У меня были завышенные ожидания от праздничного бокс-сета, первую часть которого я считаю одной из лучших бигфинишевских пьес. Если опираться на достоинства истории "Psyhodrome" и проводить сравнения с пьесой "Iterations of I", то можно прийти к выводу, что я не получила от второй части ничего из того, что привлекло меня в хронологически первом аудио-приключении Пятого и его друзей, а потому расстроилась. Сильно в данном случае сказывается и сложность пьесы, — её сюжета, сущности поднимаемой проблемы и лексики. История строится на том, что тим ТАРДИС попадает на загадочный ирландский остров, да ещё и в самый неподходящий для этого момент, — ночью, в дождливую погоду, и приземляется на неустойчивом утёсе из-за непослушания распоясавшихся детишек, которые в очередной раз встали «за руль» без ведома хозяина корабля и его разрешения куда-то лететь. Друзья решают посетить единственное место, в котором можно спрятаться от дождя, но дом оказывается населён призраками, а вернее, на героев оказывается телепатическое влияние, сопровождаемое бесконтрольным повторением слова "I", и персонажи видят в комнатах проплывающие мимо них тени. По мере исследования замка герои узнают о странных происшествиях, связанных со зданием, и связывают пропажи и смерти людей с неким культом, обожествляющим природу чисел. Как можно догадаться, достоинствами пьесы являются атмосферность, символичность и наточенность на проявление способностей одного из спутников Доктора.

В настоящее время пьеса "Iterations of I" является последним бигфинишевским путешествием Пятого, Адрика, Тиган и Ниссы, то есть, бонусный релиз обозначает начало для раскрытия и развития команды девятнадцатого сезона и закольцовывает записанные на данный момент истории про девятнадцатый сезон, выводя хувиан к знаменательной серии "Earthshock". Беда в том, что если пьеса "Psyhodrome" раскрывает тим ТАРДИС, даёт хувианам то, чего они не получили от самого сериала, и является прекрасным стартом для аудиоэпохи Дэвисона, то пьеса "Iterations of I" как окончание мини-эры Пятого Доктора не воспринимается совсем. После прослушивания пьесы так и хочется сделать выводы о представленности девятнадцатого сезона в расширенной вселенной и раскрытии ранней команды Пятого в аудиопьесах, но историю "Iterations of I" никто не намеревался делать такой же значительной и важной для канона, как второе приключение Пятого и его друзей, и в какой-то момент Биг Финиш наверняка раздвинет временные рамки и вставит в девятнадцатый сезон дополнительные эпизоды. Пьеса Джона Дорни затрагивает проблему взаимоотношений внутри ТАРДИС и уделяет внимание недовольствам Адрика, который чувствовал себя в команде лишним, но на основе этой истории вы не сможете сделать выводы о том, что думаете об этом спутнике, понятны ли вам его переживания, оправдано ли для вас поведение Адрика в сериале и смог ли Биг Финиш немного смягчить ваше отношение к невезучему компаньону, который является одним из нелюбимых спутников фандома. Что же до остальных героев, то Тиган и Нисса, как и в большинстве других проходных пьес, играют привычные роли и не выходят вперёд, а что особенно печально, на основе пьес, которые обязаны раскрыть раннего Пятого, почему-то сложно делать выводы о том, что этот Доктор из себя представляет и чем он отличается от всех остальных инкарнаций. Доктор Дэвисона много тараторит, особенно когда нервничает, — и это отличает его на фоне других олдскульных инкарнаций, и постоянно называет своей главной чертой любопытство, но я хотела бы получать от пьес больше материала, чтобы узнать эту инкарнацию поближе.


* * *


К каким выводам можно прийти, познакомившись с «аудиоприложением» к девятнадцатому сезону? Прослушав восемь пьес с участием расширенной тим ТАРДИС Пятого и найдя значимой для канона и отлично раскрывающей персонажей всего одну историю, а выделяющимися интересными и насыщенными сюжетами — две аудиосерии, я очень сильно расстроилась, потому что заполнение пробелов девятнадцатого сезона, на которое я возложила слишком много надежд, так и не привело к положительному эффекту, и из-за этого моё знакомство с эпохой Питера Дэвисона затянулось на долгие месяцы. Скажу больше: спустя несколько скучных и затянутых пьес я невольно стала раздражаться из-за ненавистного для меня ощущения, когда действующая в сериале (в данном случае пьесах) тим ТАРДИС начинает тебе наскучивать. Если сценаристы не предлагают в своих творениях ничего нового и оригинального и постоянно повторяются, нет ничего удивительного в том, что знакомство с их историями не приносит тебе особого воодушевления. Если герои совершенно не развиваются и серию за серией выполняют одни и те же функции, а их сезоны (как телевизионные, так и аудио) заполняются однотипными и проходными приключениями на раз, в какой-то момент тебя начинает преследовать мысль о том, что ты топчешься на месте и грызёшь кактус, и это нормальная реакция на слабую сценарную работу. Учитывая, что из-за плохого прописывания персонажей ты совершенно к ним не привязываешься, нет ничего удивительного в том, что тебе не интересно за ними наблюдать. Чего уж там, подобное наверняка случалось с каждым хувианом: когда ты не любишь действующую команду сериала или аудиопроекта, ты не получаешь удовольствия от связанных с ней материалов.

Являются ли мои эмоции субъективными и персональными, или же сценаристы Биг Финиш сплоховали? Я не постесняюсь сказать, что в данном случае дело не в моих симпатиях и предпочтениях, ведь знакомство с эрой Пятого я начинала с огромной радостью и интересом. Более того, я не испытываю по отношению к Доктору Дэвисона или его спутников негатива. Я всего лишь не получаю от историй с ними тех эмоций, что дарят мне серии и пьесы с другими персонажами. Кроме того, я вижу в большинстве отмеченных в этой главе пьес объединяющую их деталь, и это время создания историй. Хотя воссоединилась ранняя команда Доктора Дэвисона в 2014 году, обстоятельно за расширенную тим ТАРДИС Пятого и заполнение пробелов девятнадцатого сезона сценаристы Биг Финиш взялись в 2017-18 годы, и говорит это о многом. Я не могу назвать себя большим знатоком аудиопьес, но наслышана о том, что в какой-то момент — приблизительно между 2014 и 2016 годами, сценаристы Биг Финиш изменили формат большинства проектов, начали двигаться в ином направлении и стали подстраиваться под ньюскульную аудиторию, что привело к значительному снижению качества аудиосерий. Сама я могу сравнивать между собой материалы первой половины нулевых, с которыми решила познакомиться перед тем, как окунаться в классику БФ, и второй половины десятых, и когда я это делаю, я вижу огромную разницу между качеством пьес разных временных периодов. Мне не хочется спекулировать на эту тему, наговаривать на Биг Финиш и рассуждать о вещах, в которых я не разбираюсь, но что я могу сказать наверняка, так это то, что меня расстраивают наблюдающиеся в последние годы тенденции.

Мне грустно, что в ловушку слабого качества пьес то и дело попадают одни и те же герои, потому что чаще всего Биг Финиш берётся за определённых персонажей в определённый момент. Является ли для меня не самое хорошее положение дел компании оправданием для сценаристов? Хотя я испытываю чувство вины за критику материалов, с которыми могу знакомиться только благодаря милости щедрых хувиан, я не могу замалчивать факт, что в последние годы Биг Финиш не старается и откровенно халтурит. Может быть, это касается лишь определённых проектов или сезонов, но если к каким-то героям у сценаристов БФ не возникает интереса и не находится подхода, то, по моим наблюдениям, страдают они сильно и практически во всех материалах с их участием. Это случилось с нелюбимыми бигфинишевцами персонажами Рассела Т. Дейвиса, что повлияло практически на все проекты, посвящённые Девятому, Десятому и их спутникам [1], ранними сезонами Тома Бейкера, прежде всего сезоном с не особо ценимой Биг Финишем Романой I [2], и та же беда коснулась расширенной команды Доктора Дэвисона — ей не повезло заполучить поздние пьесы, выглядящие на фоне множества других историй вторичными и примитивными и не представляющими собой ценности. Дело ли в интересе Биг Финиш к тем или иным Докторам и спутникам, и проблема ли в писателях, которые исписались и перестали стараться, судить я не могу, но повторяющиеся тенденции всё же вижу. По итогам прослушивания пьес, дополняющих девятнадцатый сезон, я могу сказать, что не получила от аудиосерий ожидаемых глубин, раскрытия героев и развития их отношений, а потому могла бы выбрать парочку историй, заинтересовавших меня своим описанием и отличившихся фокусированием хотя бы на одном из спутников, и не знакомиться со всеми остальными пьесами, не боясь при этом упустить что-то важное.

Конечно, я не могу игнорировать главного плюса рассматриваемых в этой главе пьес — сюжетного разнообразия, но одного этого достоинства недостаточно для того, чтобы пьесы с участием ранней тим ТАРДИС захотелось увидеть на экране. Учитывая, какую ошибку я совершила, решив прослушать все пьесы после просмотра сериала, я не могу не предостеречь подобных мне хувиан, заранее желающих продлить проведённое время с Пятым, Тиган, Ниссой и Адриком: настоятельно советую вам чередовать просмотр телевизионных эпизодов с прослушиванием пьес, а иначе вас обязательно ждёт разочарование — или вы останетесь неудовлетворёнными непростительно коротким девятнадцатым сезоном, или неминуемо увязнете в пьесах, устав от их однотипности и неоригинальности, или же с вами, как со мной, произойдёт всё сразу, и в таком случае вы не получите от знакомства с ранним таймлайном Пятого большого удовольствия. Что же до выбора пьес, которые стоило бы прослушать для заполнения пробелов телевизионной эры, то я настоятельно советую вам познакомиться с насыщенной, безумно интересной и отлично развивающей героев историей "Psychodrome". Если же выбирать между пьесами «на раз», то я советую вам прочитать их описание, учесть недостатки историй, найти серии по вкусу и ограничиться ими, не боясь упустить ничего важного. Опираясь на собственный вкус, могу выделить пьесы "The Star Men", "The Contingency Club" и "Serpent in the Silver Mask": пусть оригинальностью они не отличаются, но первая пьеса даёт должное главному пострадавшему от девятнадцатого сезона, Адрику, и строится на качественном сай-фае, второй эпизод является самым насыщенным и атмосферным из всех пьес с участием Пятого, Тиган, Ниссы и Адрика, а третья серия может отлично вас увлечь сюжетом и развлечь хорошим юмором. Мне же остаётся надеяться, что последующие выпуски с участием расширенной тим ТАРДИС Пятого я найду более качественными и важными для эпохи Доктора Дэвисона, а классические аудиосерии с другими командами вызовут у меня больше положительных эмоций.

Примечания к части:

[1] Обзоры на аудиопьесы, посвящённые РТДшным Докторам и спутникам: https://ficbook.net/readfic/10320554/26558698; https://ficbook.net/readfic/10320554/26558710; https://ficbook.net/readfic/10320554/26558734.

[2] https://ficbook.net/readfic/10320554/26558661 — обзоры на пьесы, посвящённые Четвёртому Доктору и Романе I.

Глава опубликована: 08.08.2021
И это еще не конец...
Отключить рекламу

2 комментария
У вас очень интересные статьи. Планируется что-нибудь еще по Доктору в ближайшее время?
DreamStarавтор
Анемия
Здравствуйте! Спасибо за отзыв, и извините, что отвечаю на него спустя столько времени) Планов у меня много, но времени и сил на работы не хватает, поэтому, к сожалению, я не могу заранее сказать, что и когда напишу( Незаконченные/замороженные сборники будут пополняться, но очень редко. Ещё мне бы хотелось проанализировать 13 сезон и находящиеся рядом спецвыпуски, но когда я дойду до этой идеи, сказать, к сожалению, не могу.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх