↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Мануал. Как написать историю за 10 шагов? (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 141 384 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как написать художественное произведение за 10 шагов? Практическое пошаговое руководство без "воды".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Три этапа в работе над историей

Что такое художественное произведение? Это некое повествование, которая содержит то или иное количество вымысла. Собственно и все. Мы выдумываем историю и пишем ее. И наши с вами десять шагов, заявленные в названии, это ответы на вопрос «как?». Как выдумать? Как написать? Как довести до желаемого уровня идеала (сам идеал, конечно же, недостижим)?

Я предлагаю вам использовать десять шагов, первые из них будут совсем небольшие, но ответственные, потом все более объемные, и последний может стать бесконечным. Но в целом, это понятные и логичные шаги, которые можно подразделить на три этапа. И я знаю авторов, которые пренебрегают тем или иным из них. А это в корне неверно! Почему? Сейчас популярно объясню.

Этап I — планирование. Прежде чем броситься за компьютер или схватить ручку, нам нужно спланировать произведение, которое будем писать. Спланировать по шагам. Восемь из десяти шагов мануала — это подготовительная работа. И она должна быть сделана максимально качественно, на нее уходит много времени.

Я знаю тех, кто говорит, что творчество не поддается планированию! К черту все, я чувствую музу и пишу, как будто кто-то невидимый диктует мне! И сама так писала раньше, говорила, что планирование убивает творчество. Каюсь, каюсь, каюсь. Это ужасное заблуждение!

Во-первых, планирование — это самое чистое творчество, его душа. Именно на этапе планирования окрыленное воображение создает миры, персонажей, сюжеты. Именно планирование делает фантазию истинно свободной. У нас еще нет необходимости выписывать сцены и диалоги, мы рисуем нашу историю лишь отдельными штрихами.

Во-вторых, планирование позволяет нам продолжать, когда муза берет выходной. Мы не садимся в лужу, а знаем о чем писать и работаем. У нас есть шанс выдавать текст, не когда соблаговолит вдохновение, а когда у нас есть время на творчество (увы, учеба, работа, семья — у каждого свои обязанности). Мы становимся хозяевами процесса, а не его рабами.

В-третьих, планирование сокращает наши труды. Нам не приходится бросать на середине или переписывать большие куски текста, поскольку все спланировано заранее, все ловушки преодолены, все повороты продуманы, все необходимые подсказки для читателя разложены по своим местам. Все идет гладко, потому что мы уже все подготовили.

Если автор отбрасывает этап планирования, то он рискует на середине осознать, что загнал персонажей в капкан и не может логично из него вывести. Или оказаться в состоянии отсутствия вдохновения, ни в силах придумать, чем же продолжить. Или не уследить за структурой произведения (этим я страдала, когда не планировала), сделать ее рыхлой, как болото. И все эти ситуации плохи. А спасает только планирование.

Этап II — написание текста. После планирования, после всех осмыслений мы начинаем писать и думаем уже о словах, о фигурах речи, работаем над стилем. Ведь и сюжет, и характеры и законы вселенной уже готовы. Все продумано, только подбирай слова. Тут нас с вами ждет волшебство авторского стиля.

Очевидно, что если автор не доходит до второго этапа, то он только сочиняет, но ничего не пишет. Он лишает себя аудитории, не дает читателю шанса погрузиться в вымышленный писателем мир. Это крайне грустно.

Этап III — правка. Тот самый этап, который может стать бесконечным. Мы правим наш текст как редакторы (с точки зрения стиля) и как корректоры (орфография и пунктуация).

Если автор не правит свой текст, то это видно по ошибкам и шероховатостям стиля (большим или меньшим). Если все остальное, сделанное на этапе планирования, — на высоте, а у автора уже достаточно опыта, чтобы писать хотя бы понятно, то аудитория его простит. Но в целом, совсем не вычищенные тексты — это неуважение к читателю.

В идеале между всеми тремя этапами должно пройти время. Сначала мы планируем, потом оставляем планы отлежаться. Через месяц (условно, у каждого свой срок) возвращаемся и смотрим планы заново, корректируем те огрехи, которые видим уже посвежевшим взглядом. Пишем текст. Оставляем его еще на месяц. И потом начинаем правку.

К сожалению, если выдержать перерыв между первым и вторым этапом не так трудно, то между вторым и третьим — намного сложнее. Ведь хочется подпитки от аудитории, хочется выложить текст на обозрение читателей...

Я делаю так: пишу главу, возвращаюсь к ней через некоторое время, правлю ее, выкладываю и начинаю писать вторую главу. И так далее. Рабочий период — это правка и выкладка предыдущей главы и написание новой. Возможно, кому-то этот метод тоже подойдет. А кто-то решится все же написать целиком, дать отдохнуть тексту, а потом полностью его выправить и выложить уже в готовом виде. Здесь каждый сам себе хозяин.

Итак, товарищи-практики, создаем себе папочки на компьютере под свои истории. В них два файла — для планирования и для текста. В следующей части уже дам первый шаг.

Готовьтесь!

Глава опубликована: 04.11.2021
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
12 комментариев
А кто такой Никитин? И читатель далеко не всегда отождествляет себя с героем. Читатель может даже иметь диаметрально противоположное мнение о всем в книге (я за Грейджоев, отец аз Старков, мать -за Станниса Баратеона.)
За упоминание важности описаний вам большой плюс, но вот - он сказал, она сказала - это жирный такой англицизм, у них дурным тоном считается писать эмоциональное определение речи вроде "завопил".
Clegane
Юрий Никитин - российский писатель фантаст, который помимо всего прочего написал книжку "как стать писателем".

Читатель может иметь диаметрально противоположные мнения и не любить героя, это верно, но если герой вам не понятен, не интересен, антипатичен в какой-то мере, читать о нем вы не будете. Если такой герой один среди десятка других - все ок. Если это единственный и главный герой, то вашу историю читать не будут.

Про свое отношение к "сказал/сказала" я в тексте отметила. Такой совет есть, на русском языке об этом тоже пишут, я не согласна, что все остальное надо убрать, но перебарщивать с вариациях вряд ли стоит, получатся рюши на броне.
Если герой мне антипатичен, я буду читать. Надо же узнать, как его убьют. И вот тут второй вопрос - почему вы думаете, что если герой антипатичен мне, то другой человек не будет читать мою историю и находить в нем что-то свое?
Clegane
Потому что мы рассматриваем каждого конкретного читателя. Каждый конкретный читатель должен найти что-то свое понятное и\или интересное, а если не найдет, то не будет читать. Очевидно, что любой герой найдет читателя, которому не понравится. Поэтому у каждого автора есть целевая аудитория, под которую вы пишите и которая будет так или иначе отождествлять себя с героем.
Но если вам нравится писать про тех, кто антипатичен вам и не вызовет отождествления, вам никто не сможет запретить
А вот тут вопрос, что автор понятия не имеет, кто его будет читать. Дети читают взрослые книги, а взрослые читают детские книги. И угодить каждому читателю невозможно.
И отождествление? Я ж не расстреливаю триста пленников за час на спор, хотя и читаю про такого человека.
Да и отношусь я к своим персонажам как к конструктору. Нужно такое для одного жанра - такие детали, нужно другое для другого жанра - вот эти детали.
Clegane
Сильно не все дети читают взрослые книги. Если мы пишем любовный роман, то скорее всего его будет читать женская аудитория лет от 15 и до бесконечности, и мы на них рассчитываем. Это не значит, что брутальный мужик не может прочитать любовный роман, может, но таких читателей будет не много. Мы опираемся на большинство.
В любом случае, я совершенно не понимаю, зачем вы пытаетесь со мной спорить. Я собрала советы по писательству. Это не догма и я не пророк. Если вас не устраивает какой-то из советов, то пройдите мимо него, кому-то он поможет. Отождествление прекрасный инструмент, которым можно пользоваться осознанно, но если вас он не устраивает, то вы хозяин своей истории. Я вам не указ.
Тетушка Сова
С двенадцати и до бесконечности - это возраст чтения любовных романов.
И я никоим образом не спорю, я пытаюсь дополнить. И вот мне как раз интересно - существует ли аудитория или это миф? Я пишу пиджи, для детей, - мне в комменты: какой суровый мир! Они что, едят собак? (люди там основаны на ацтеках и едят, потому что ацтеки ели. Таких маленьких лысеньких собачек, шоло порода называется. Есть и сейчас). Причем не дети. Я пишу кровь-кишки-сплаттерпанк - мне приходит в комменты явный школьник и удивляется, почему так мало кишок?
Clegane
Аудитория есть, ваш пример лишь показывает, что ваша аудитория выделяется не по возрастному критерию, а по каким-то другим. На кровь и кишки обычно приходят люди, которые не умеют справляться с чувствами и хотят слить негатив, люди, которые не могут реализовать темные стороны своей души в реальной деятельности, им нужно еще больше мрака, смотрите, какие "демоны" в современном мире не удается вплести в законопослушную жизнь и давайте в тексте. И люди будут в восторге.
Тетушка Сова
Простите, а где вы прочитали, что сплаттерпанк - это для людей, которые не умеют справляться с чувством или сливают негатив? Покажите мне этого человека, я в него плюну. Потому что я читаю и авторов, и их блоги, если есть возможность. Так - нормальные, эмоциональные люди.
Или оказаться в состоянии отсутствия вдохновения, ни в силах придумать, чем же продолжить.
А каким таким образом планирование нивелирует эту проблему? Этот затык может быть и на этапе подготовки же.

В начале: "Не буду философствовать".
Не отходя далеко от кассы: "Идея нужна и вот почему, а кто не согласен, тот днище и будет гнить в аду".
Ну что за поучительно-снисходительный тон, а?

Себя бы и слушали: "... не стоит превращаться в морализатора." :D

Посмею высказать свое мнение, это первый и возможно последний раз в мануале, когда я это делаю.
Да не. Вы делаете это куда больше, чем один раз.

А что значит "интересно", где оно водиться и как его ловить так и не объяснили. :(
lrkis
Отвечу на то, что представляет собой вопрос
Планирование позволяет продолжать писать, когда вдохновения нет, поскольку у вас уже есть четкое пошаговое понимание, что и как вам нужно написать, какие смыслы вложить
"Интересно" у всех разное, но если вы вложили достаточно смыслов, создали запоминающихся героев и проработали логичный и не стоящий на месте сюжет, то в к этому "интересно" максимально приблизились. Но всегда будут люди, которым никогда не интересно читать любовные романы, даже если там все прекрасно продумано и проработано, и вы никак их не убедите. Поэтому "интересно" совершенно индивидуально, но мы можем стремиться охватить как можно больше читателей за счет идеи, персонажей и сюжета
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх