↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Мануал. Как написать историю за 10 шагов? (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 141 384 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как написать художественное произведение за 10 шагов? Практическое пошаговое руководство без "воды".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Этап III. Правка

Шаг 10. Правка

Вот и добрались мы до последнего, десятого, шага, который может растянуться до бесконечности. После того как написан первый черновик произведения, можно приступать к правке.

Всё мы правим свои тексты. По нескольку раз правим. Вылизываем, проверяя на все ошибки и широховатости. Вряд ли найдётся хоть один пишущий, кто усомнится в необходимости правки. И все же уделим этому внимание.

Правку делают все. Всегда. Даже у самого гениального писателя идеал не получился с первого раза. Часто правка занимает больше времени, чем самого написание. Можно выделить даже три этапа работы над произведением: планирование, написание, правка. И все три этапа одинаково важны, и все их необходимо отточить, чтобы стать профессионалом

Серьёзную правку, связанную с сюжетом, идеей, характерами и т.п. стоит вносить в план текста, в подготовительные материалы. Желательно ещё до написания самого текста. Если подготовительный этап проведён тщательно и качественно, то на этапе правки текста вы будете делать только редакторскую (стиль) и корректорскую (грамматика) правки. Если же крупная проблема все же найдена после написания текста, все равно надо возвращаться к подготовительным планам, чтобы видеть всю историю целиком и понимать изменения на уровне структуры

Правку текста делают после окончания рукописи. Не стоит мучиться орфографией, пунктуацией и стилистическими шероховатостями в момент вдохновения. Это техническая работа, которую надо делать с холодной головой по окончании написания.

Итак, если мы редактируем текст после его окончания — наша задача быть максимально объективными. Как добиться от себя максимальной объективности и избежать "замыленного" глаза, который уже не видит ошибок?

Во-первых, отложить текст. Не смотрим в него хотя бы пару недель, а лучше пару месяцев. Чем больший период пройдёт, тем более свежим взглядом мы сможем взглянуть на свою работу.

Во-вторых, читать текст вслух. Когда мы читаем вслух и слышим звучание собственных строк, все сложности и непроизносимые названия, все огрехи стиля сразу становятся видны. Вслух мы чувствуем ритм и музыкальность текста. Это очень важно.

В-третьих, менять способ восприятия. Если вы писали ваш текст в блокноте: сфотографируйте и откройте на компьютере. Если вы писали в редакторе на ноутбуке, то меняем редактор и/или устройство (стационарный компьютер, ноутбук, планшет), смена размера страницы, ракурса, шрифта заставляет взглянуть на наше творение по-новому.

В-четвертых, представить ощущения потенциального читателя. Посмотрим на текст глазами читателя. Где он может заскучать? Где не понять слово или отсылку? Где у него могу возникнуть сложности с пониманием сюжета?

Если все это уже перепробовано, а нам все равно не хватает объективности, то логично попросить почитать наш текст другого человека или выложить его на специализированный сайт

Так мы получим отзывы на свою работу. Как на них реагировать? Текст надо воспринимать объективно, поэтому не стоит ждать исключительно похвал. Да, писатели — люди нежные, поэтому читать о своём детище критику, мягко говоря, неприятно. Но, во-первых, не все критики правы, во-вторых, они делают нам большое одолжение, помогая совершенствовать свою работу. Поэтому скажем им спасибо!

Критика — это взгляд со стороны. Если вам не нравится взгляд, то либо критик попался такой, либо история нуждается в доработке. И логичнее предположить сначала второе, а потом первое. Если мы предлагаем кому-то почитать текст или выкладываем свое творение в интернет (тем самым предлагая почитать его сразу всем), то нам стоит слушать любые советы. Во-первых, потому что ради этого все и затевалось, ради обратной связи. Во-вторых, потому что человек потратил время и силы на чтение и комментирование, он стремится нам помочь (если это не тролль, на которого вообще нет смысла реагировать), за это стоит благодарно принять его работу. Даже если не все советы приходятся по вкусу.

Не стоит спорить с критиками. Писательство — не математика, здесь нет заданной истины. Поэтому спор приведёт не к ней, а к ссоре и негативу с обеих сторон. Поблагодарили постаравшегося для нас человека и спокойно обдумаем его слова. Совершенно не обязательно вносить все правки, которые нам предлагают. Текст наш, только нам знать, от чего он станет лучше. Поэтому слушаем, мотаем на ус и отсеиваем лишнее. И все же, если уже десятый критик говорит вам одно и тоже — стоит прислушаться. Часто со стороны может быть виднее.

Помимо всех этих знаний о правках текста нужно знать еще и чувство меры. Старательный автор может править свое детище при каждом перечитывании, даже если это уже сотый раз. Нет пределов совершенству!

Да, бросать сырую работу не следует. Ее нужно довести до ума, до читабельности, до качества. Но это не значит, что необходимо годами перечитывать и переправлять одно и то же. Помните: лучшее враг хорошего. Как автор вы получите больше опыта, если, доведя одну рукопись до ума, оставите ее в хорошем, но не идеальном состоянии и возьметесь за другую.

Глава опубликована: 04.11.2021
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Предыдущая глава
12 комментариев
А кто такой Никитин? И читатель далеко не всегда отождествляет себя с героем. Читатель может даже иметь диаметрально противоположное мнение о всем в книге (я за Грейджоев, отец аз Старков, мать -за Станниса Баратеона.)
За упоминание важности описаний вам большой плюс, но вот - он сказал, она сказала - это жирный такой англицизм, у них дурным тоном считается писать эмоциональное определение речи вроде "завопил".
Clegane
Юрий Никитин - российский писатель фантаст, который помимо всего прочего написал книжку "как стать писателем".

Читатель может иметь диаметрально противоположные мнения и не любить героя, это верно, но если герой вам не понятен, не интересен, антипатичен в какой-то мере, читать о нем вы не будете. Если такой герой один среди десятка других - все ок. Если это единственный и главный герой, то вашу историю читать не будут.

Про свое отношение к "сказал/сказала" я в тексте отметила. Такой совет есть, на русском языке об этом тоже пишут, я не согласна, что все остальное надо убрать, но перебарщивать с вариациях вряд ли стоит, получатся рюши на броне.
Если герой мне антипатичен, я буду читать. Надо же узнать, как его убьют. И вот тут второй вопрос - почему вы думаете, что если герой антипатичен мне, то другой человек не будет читать мою историю и находить в нем что-то свое?
Clegane
Потому что мы рассматриваем каждого конкретного читателя. Каждый конкретный читатель должен найти что-то свое понятное и\или интересное, а если не найдет, то не будет читать. Очевидно, что любой герой найдет читателя, которому не понравится. Поэтому у каждого автора есть целевая аудитория, под которую вы пишите и которая будет так или иначе отождествлять себя с героем.
Но если вам нравится писать про тех, кто антипатичен вам и не вызовет отождествления, вам никто не сможет запретить
А вот тут вопрос, что автор понятия не имеет, кто его будет читать. Дети читают взрослые книги, а взрослые читают детские книги. И угодить каждому читателю невозможно.
И отождествление? Я ж не расстреливаю триста пленников за час на спор, хотя и читаю про такого человека.
Да и отношусь я к своим персонажам как к конструктору. Нужно такое для одного жанра - такие детали, нужно другое для другого жанра - вот эти детали.
Clegane
Сильно не все дети читают взрослые книги. Если мы пишем любовный роман, то скорее всего его будет читать женская аудитория лет от 15 и до бесконечности, и мы на них рассчитываем. Это не значит, что брутальный мужик не может прочитать любовный роман, может, но таких читателей будет не много. Мы опираемся на большинство.
В любом случае, я совершенно не понимаю, зачем вы пытаетесь со мной спорить. Я собрала советы по писательству. Это не догма и я не пророк. Если вас не устраивает какой-то из советов, то пройдите мимо него, кому-то он поможет. Отождествление прекрасный инструмент, которым можно пользоваться осознанно, но если вас он не устраивает, то вы хозяин своей истории. Я вам не указ.
Тетушка Сова
С двенадцати и до бесконечности - это возраст чтения любовных романов.
И я никоим образом не спорю, я пытаюсь дополнить. И вот мне как раз интересно - существует ли аудитория или это миф? Я пишу пиджи, для детей, - мне в комменты: какой суровый мир! Они что, едят собак? (люди там основаны на ацтеках и едят, потому что ацтеки ели. Таких маленьких лысеньких собачек, шоло порода называется. Есть и сейчас). Причем не дети. Я пишу кровь-кишки-сплаттерпанк - мне приходит в комменты явный школьник и удивляется, почему так мало кишок?
Clegane
Аудитория есть, ваш пример лишь показывает, что ваша аудитория выделяется не по возрастному критерию, а по каким-то другим. На кровь и кишки обычно приходят люди, которые не умеют справляться с чувствами и хотят слить негатив, люди, которые не могут реализовать темные стороны своей души в реальной деятельности, им нужно еще больше мрака, смотрите, какие "демоны" в современном мире не удается вплести в законопослушную жизнь и давайте в тексте. И люди будут в восторге.
Тетушка Сова
Простите, а где вы прочитали, что сплаттерпанк - это для людей, которые не умеют справляться с чувством или сливают негатив? Покажите мне этого человека, я в него плюну. Потому что я читаю и авторов, и их блоги, если есть возможность. Так - нормальные, эмоциональные люди.
Или оказаться в состоянии отсутствия вдохновения, ни в силах придумать, чем же продолжить.
А каким таким образом планирование нивелирует эту проблему? Этот затык может быть и на этапе подготовки же.

В начале: "Не буду философствовать".
Не отходя далеко от кассы: "Идея нужна и вот почему, а кто не согласен, тот днище и будет гнить в аду".
Ну что за поучительно-снисходительный тон, а?

Себя бы и слушали: "... не стоит превращаться в морализатора." :D

Посмею высказать свое мнение, это первый и возможно последний раз в мануале, когда я это делаю.
Да не. Вы делаете это куда больше, чем один раз.

А что значит "интересно", где оно водиться и как его ловить так и не объяснили. :(
lrkis
Отвечу на то, что представляет собой вопрос
Планирование позволяет продолжать писать, когда вдохновения нет, поскольку у вас уже есть четкое пошаговое понимание, что и как вам нужно написать, какие смыслы вложить
"Интересно" у всех разное, но если вы вложили достаточно смыслов, создали запоминающихся героев и проработали логичный и не стоящий на месте сюжет, то в к этому "интересно" максимально приблизились. Но всегда будут люди, которым никогда не интересно читать любовные романы, даже если там все прекрасно продумано и проработано, и вы никак их не убедите. Поэтому "интересно" совершенно индивидуально, но мы можем стремиться охватить как можно больше читателей за счет идеи, персонажей и сюжета
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх