↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Шин, доставай лопату! Твоя следующая эскадрилья «Нерассказанная трагедия»! (джен)



Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 24 758 знаков
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Читать без знания канона не стоит
 
Не проверялось на грамотность
«86» — аниме и ранобэ с жанром «военная драма». А точно ли это именно она? Какие сюжетные дыры, штампы и клише появились в томах ранобэ и как развиваются персонажи?
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Vivat, Легион!

Прям совсем недавно пересмотрел «Код Гиас: Отступник Акито» (5 полнометражных фильмов). И знаете, меня так стрельнуло от осознания, что «Акито» и «86» безумно похожи. В первом у нас молчаливый главный герой практик-реалист (Хьюго Акито), военный младшего офицерского состава из сигрегированной категории людей, называемых по номеру (японец-«одиннадцатый»), и его молодая командир, светловолосая, летающая в романтических очках девушка (Лейла Майкал) из высокопривелигированной семьи (европейского дворянства). Ужасы войны, «Александры», ползущие по полю боя на четвереньках (с учетом рваной полу-3d анимации все выглядит еще более жутко), целиком погибший отряд, кроме главного героя, и надежда, что семьям погибшим дадут гражданство, сумасшедшие братья (Акито и его старший, Шин, что играет за другую команду) со сверхспособностями, желающие схлестнуться в смертельном рандеву, желание умереть с одной стороны и искаженное желание защитить с другой, и в завершение: «Знаете, однажды я уже умер».

Я проверил год, на всякий пожарный. «Акито» выходил с 2012 по 2016, а первый том «86» — 2017. И первый, в Японии, в отличие от нашего СНГ сообщества, был настоящим касовым хитом. Намекаю ли я на что-то? Да нет. Если Асато, наш любимый автор «86», вдохновлялся «Акито» — я совершенно не против. Иногда и самому хочется прям взять какой-то конкретный кусок какого-то произведения, да как раскрыть! Так что тут все нормально. Но, как бы сказать, Асато страдает… радикализацией идей. Это на него влияет. Держите, пожалуйста, эту мыль в голове, вернемся чуть позже.

Если хотите, оцените первый фильм «Акито». Он может показаться немного меланхоличным (в 2014 лично мне смотрелось куда бодрее, я был куда младше), но интересно, заметны ли параллели, или мне только привиделось?

Я пытаюсь обозреть японскую литературу. Более того, японскую лайт-новеллу (ранобе, по-русски), так еще и подростковую. Очевидно, очень специфичный набор. Но внимательно поглядев на других японских авторов: Мураками с его армией неяпонских фанатов, Оду с его бесконечным Одним куском, Исаяму с его Титанами, Танаку с его Героями галактики и даже Миядзаки со своими Душами — я пришел к весьма удручающему выводу: Асато драматургию в «86» полностью потратила. Во всяком случае, ее основы. Что еще хуже, на самом деле.

А теперь к конкретике. Я, для себя лично, выделяю три типа морали:

1. Черно-белая мораль — все просто и без изысков. Есть плохие парни, есть хорошие. Плохие парни побили хороших (или наоборот) и в этом вся мораль.

2. Серая или переходная — непонятно кто хороший, кто плохой. И надо думать, кто и зачем кого и когда побил.

3. Реалистическая мораль — это реализм, детки. Шанс словить шальную пулю у всех совершенно одинаковый.

Соответственно, автор выбирает один из этих трех пунктов (зачастую неосознанно) и относительно этого строиться сюжет. Классическая драматургия, со всеми своими законами, возможна только в первых двух случаях, так как третьим правит Его Величество Рандом и спрогнозировать хоть что-то становиться совершенно невозможно (да здравствует андеграундная литература и магический реализм). А там, где невозможен прогноз, невозможно появление канонов, что логично.

Может ли быть сменная мораль в произведении? Скорее нет, чем да. Лично мне мало попадалось примеров удачных произведений. Есть пример «Атаки титанов», но там происходит смена черно-белого конфликта на серый (с переменным успехом), а не морали. Мораль там с самого начала была неоднозначная. Думаю, все же стоит внести ремарку, что конфликт и мораль это разное и путать не стоит.

В плане чисто морали есть «Матрица». Первый фильм чистейшая черно-белая, второй и третий постепенно смещаются к серой. Не то, чтобы этот переход прошел безболезненно, ведь многие отмечали, что «что-то в Матрице поменялось», но практически создатели вывезли переход на приличном уровне. В чем причина? Черно-белая — часть серой. Круг внутри круга. Простое в сложном. Ведь не даром многие критики так хвалят за «серую мораль», ее просто сложнее адекватно прописать. (Но я все равно не советую: лучше, чтобы все было с самого начала, просто не очевидно).

А что у нас в «86»? Три стороны: Республика, Союз и Легион.

Первый том и первый сезон — черно-белая картина. Владилена — исключение, подтверждающее правило, что допустимо в данном сценарии. Республика это чистое зло. Одиннадцатый и двенадцатый том ровно тоже самое.

Союз — добро с подковыркой. Серая мораль. Переход в данном случае возможен и даже сюжетно обоснован, так как другая страна, другие нравы, менталитет, равнодушное призрение с одновременными ненужными нежностями и нелепыми ожиданиями к восемьдесяти шестым.

А вот Легион рассмотрим подробнее. Сюжетная ветка с Кайей. Первый сезон: потеря ментора, демонстрация действия сканирования мозгов Легионом — окей, казалось бы все. По драматургии персонаж отыграл свою роль и может уходить на заслуженную пенсию… Но нет, второй сезон, снова Кайе. Много Кайе. Четвертый том: безумное количество «Кайе»! Для чего?! Для того чтобы после Легион тут же списал ее в металлолом?! И никаких «приманок» для Балейга в дальнейшем?

Том шестой или седьмой, не помню. Некий динозавр, который раньше был капитаном Шина. Вынесли за три страницы, и ни слова, что именно он в свое время предложил Шину прозвище Балейг (которым позже пользовался Легион), ни слова в усомнении Шина как Могильщика. Ведь Шин не забрал своего капитана с собой, не упокоил его. Это мог быть такой подрыв авторитета. (В противовес вашей возможной мысли: «а как же Кайе, ее он тоже не упокоил», — скажу, в уничтожении машины Кайи Шин не участвовал, стреляла Анжу. То есть Шина там и близко не было, и в ассимиляции подруги Легионом виноват весь отряд. А про предыдущие случаи нам, читателям, ничего неизвестно, и логично предполагать, что своих пятисот товарищей Шин до этого упокоил как полагается). В общем, это могла быть такая драма с этим Динозавтром-Эйджу.

Дальше, пленение Зелен и тайна отключения Легиона. Почему-то на этом моменте лично мне хотелось ржать, ведь не было ощущения, что герои узнали какую-то великую тайну. Они словно выиграли в лотерею. Точнее в ее половину. Удачи вам с тайным штабом. В свое время Империя настроила их примерно миллион, вот где-то там… найдете вобщем.

Вы уже поняли, чем запахло? Республика — черно-белая мораль, Союз упорно гнет серую, а Легион играет за реализм! Мысленно вставьте сюда, пожалуйста, мем «орущий сурок», как отображение чувств автора сей статьи. Спасибо. Да, мы с вами едим самый настоящий винегрет! Что может пойти не так?! Все. И тринадцатый том тому доказательство.

Внимание: следующий абзац один сплошной спойлер к 13ому, до сих пор не переведенному даже на английский, тому.

Асато начала подтягивать мораль Союза (!) к морали Республики! Теперь Союз (на самом деле его стали подтягивать еще с двенадцатого) у нас тоже очень и очень плохой. Спасибо! Все читатели только что стали фанерой над Парижем. Я могу понять, чем подобное обосновывалось. Возможно, Асато просто не смогла вывезти сюжет в плане сценария, и упросить все до однобокой концепции добра и зла может действительно лучший вариант в таком случае. Возможно, это последствия той самой радиколизации идей, о которой я говорил в самом начале (тогда это чисто психологически-моральный аспект самой Асато). Но это все сказалось на драматургии, ее проработке, конфликтах. Персонажи стали вести себя карикатурно, избито. Слишком ожидаемо и шокируемо. Стало возможно даже то, что и в голову бы не пришло, но упрощение формы сделало это действительностью. Мне даже интересно какая у «86» в дальнейшем сложиться дорога ад, ибо выбраться из этой ямы будет очень сложно даже гениям.

Как можно было решить эту проблему, не усугбляя ситуацию настолько? Вместо того чтобы гнуть линию «белых свиней», можно было бы озадачиться всеми теми вопросами, которые я задал в предыдущей части, и вывести Республику в неоднозначность, а Легиону добавить немножечко, хотя бы капельку, литературных штампов. Чем бы повредили сюжету те же «приманки Кайе для Балейга», я искренне не понимаю. Ведь конфликты Рея и Кирии вышли очень даже годные.

Поэтому сейчас я болею за Легион. Они сидят себе там спокойно, занимаются своими делами и вообще не вкуривают, что там эти человеческие мешки чудят. Голосуйте за Легион! Лучшие председатели парламента и президенты здесь!


Примечания:

Сначала я планировал писать эту статью по томам, потом по смысловым блокам — но все равно она пишется экспромтом по ходу нахождения идей и тем. И так как субъективизацию статьи отрицать нет смысла, именно данная тема с моралью «86» стала для меня ключом к пониманию лично моей, субъективной проблемы оценки этого произведения. Я бы поставил статус «завершено». Но… Когда-то в голове, у меня крутилась идея разбора Шина, как персонажа, архетипа, хотя уже в этой части частично это было сделано, его соотношение к той же Кайе, Вику, союзным родичам и т.д. Не знаю, будет ли вам интересно?

Я буду рад любым вашим отзывам, замечаниям, предложениям и жалобам. В своем стремлении закопаться в основы, я легко мог пропустить что-то более важное. Любая дискуссия поможет найти новую тему для разбора и детализации. И огромное спасибо за прочтение!

Глава опубликована: 19.11.2024
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Предыдущая глава
Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх