↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Великое делание (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 44 552 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Статья об особенностях и роли алхимии в мире "Готики".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Алкагест и Магистериум

— …Философский камень — не фантазия, не вымысел, Философский камень существует, и мой отец его создатель. Я собственными глазами видел, как ничтожной крупинки Философского камня оказалось достаточно, чтобы превратить грубый свинец в чистое золото или в нечто, от золота совершенно неотличимое.

Влáдимир Нефф, «Перстень Борджа».

Продукты деятельности алхимических лабораторий издавна находили широкое применение в ремёслах, военном деле, медицине и других областях. Всё изобразительное искусство Средних веков и эпохи Возрождения пронизано алхимической символикой. Многие находки древних тружеников реторты и атанора легли в основу современной химии. В ходе своих опытов они получали многие реально существующие вещества и соединения, открывали не известные ранее химические реакции, разработали методы и лабораторные приборы, используемые и поныне, добивались иных вполне практических результатов. Упомянем некоторые из них.

Так, в трактате «Ключ красильного искусства», известном в Венеции с X века, описываются способы получения и применения стойких красителей.

Приписываемая Джабиру ибн Хайяну (Геберу) книга «Сумма совершенств» содержит описания сильнодействующих кислот и их смесей, таких как азотная и царская водка.

Знаменитый алхимик XIII века Альберт Великий написал «Пять книг о металлах и минералах», «Книжицу об алхимии» и ещё десяток трудов. В них он описал купоросы и способы их получения, соединения мышьяка и многое другое.

Роджер Бэкон, автор трактата «Зеркало алхимии», много внимания уделял проблеме горения в закрытых сосудах. Его же часто называют в числе претендентов на звание изобретателя пороха, хотя за это почётное звание готовы побороться монах Бертольд Шварц и некоторые другие алхимики.

В сочинениях жившего на рубеже XIII-XIV веков алхимика Арнольда из Виллановы «Розарий философов», «О ядах», «О противоядиях» и других содержится немало вполне толковых фармацевтических рецептов, а также описание способа перегонки виноградного вина.

Его современник Раймонд Луллий сумел получить винный камень, поташ из растительной золы, углекислый аммоний, сулему, осуществил очистку винного спирта, выделил некоторые эфирные масла и многое другое. Свои работы он описал в трактатах «Завещания», «Свод правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты» и прочие.

Особенно отличился живший в XV веке алхимик Василий Валентин (весьма таинственная личность, к слову). Он оставил после себя богатое наследие в виде трактатов и рецептов, таких, как «Последнее завещание», «Триумфальная колесница антимония», «Книга двенадцати ключей», «О великом камне древних мудрецов», «Раскрытие тайных приемов» и многих других. В них рассказывается о способах получения и свойствах соляной, серной и азотной кислот, царской водки, сурьмы и некоторых её соединений, нашатыря, сулемы и других солей ртути, ряда соединений цинка, олова, свинца, кобальта, а также эфиров, полученных взаимодействием спирта и кислоты.

Производство стекла обычного и цветного, окраска тканей растительными и минеральными красителями, выплавка, очистка и литьё металлов, приготовление лекарств и долго не портящихся продуктов… Достижения средневековой алхимии можно перечислять очень долго. Однако парадокс заключается в том, что всё это — всего лишь побочные продукты алхимического процесса. По сути, отходы интеллектуальной деятельности, получавшиеся при поиске решения основных проблем.

Как уже говорилось выше, основной постулат алхимии заключался в том, что всё разнообразие веществ и предметов сводится к единой первооснове — «всё едино есть». От этого постулата легко придти к выводу о том, что любое вещество можно преобразовать во что угодно. К примеру, свинец обратить в золото. А что? Превращается же рыжая железная руда в гибкий серебристый металл, а зелёный малахит — в красную медь. Почему бы тогда и золото не извлечь из свинца или, к примеру, ртути?

Правда, чтобы осуществить такое превращение, нужно прежде раздобыть хотя бы немного той самой первоосновы всех веществ, содержащей в себе начала всего сущего в материальном мире. Эту загадочную субстанцию называли по-разному: Философский камень, Великий магистериум, Эликсир, Королева материи, Порошок проекции, Панацея и много как ещё. Представляли её то в виде камня рубинового оттенка, то в облике красной жидкости, то в форме тёмно-красного порошка. Причём иной раз признавалось существование двух форм эликсира — переходной белой, способной превращать все «неблагородные» металлы в серебро, и совершенной красной, превращающей всё подряд в золото. Кроме того, Философскому камню приписывали и другие чудодейственные свойства, в частности, способность даровать вечное здоровье и бессмертие его владельцу.

Ещё одна известная задача алхимии — получение алкагеста, жидкости со свойствами универсального растворителя. Считалось, что с его помощью можно вывести из человеческого тела любую болезнь. Иногда алкагест именовали «питьевым золотом», которое можно получить, если суметь дистиллировать Мировой Дух — некую невесомую субстанцию, наполняющую мироздание. Впрочем, во многих источниках алкагест и питьевое золото — совершенно разные вещества, обладающие однако свойствами той же панацеи, то есть лекарства от всех болезней.

Начиная с глубокого Средневековья, умы алхимиков занимает ещё одна задача — создание искусственной жизни, «человечка из пробирки» — гомункулуса. Много внимания уделял этой проблеме знаменитый Парацельс, а один из его далёких предшественников — Альберт Великий — будто бы смог создать гомункулуса ещё в XIII веке. Помимо чисто теоретического значения этой проблемы, гомункул, по замыслу «герметических философов», должен быть лишён многих человеческих пороков. Ведь на свет этот предшественник овечки Долли появлялся не случайным путём, а в чистых и точно рассчитанных лабораторных условиях.

Считается, что некоторые из наиболее выдающихся алхимиков, вроде Альберта Великого и Николя Фламеля, сумели-таки получить Философский камень и все прилагающиеся к нему радости жизни. Однако твёрдых доказательств этого, как вы, наверное, догадываетесь, не существует.

Глава опубликована: 10.01.2025
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх