↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Великое делание (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 44 552 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Статья об особенностях и роли алхимии в мире "Готики".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Наседка для философского яйца

Сидя перед хитроумной, хотя для повседневных надобностей и непригодной печкой, званной "атанор", он зябко кутался в чёрный бархатный плащ, достигавший ему до пят, и время от времени небольшими кожаными мехами раскалял слабо тлеющий древесный уголь и тем поддерживал предписанную температуру под глиняной миской, наполненной песком, куда была помещена герметически закрытая колба, прозванная Философское яйцо, и не сводил с её содержимого, золотисто-жёлтой жидкости с красноватым оттенком, взгляда воспалённых глаз…

Влáдимир Нефф, «У королев не бывает ног».

Остановимся подробнее на методах работы алхимиков и оборудовании, которое они применяли. Замечательный чешский писатель начала прошлого века, строки которого использованы здесь в качестве эпиграфов, в своих романах весьма правдоподобно и добросовестно описал многие аспекты алхимической практики. Он предположил также, что Философский камень являл собой нечто вроде катализатора, способствовавшего возникновению процесса «холодного» термоядерного синтеза, в ходе которого свинец становился золотом. Мысль, конечно, фантастическая, однако на то и криптоистория — именно в рамках этого литературного направлении создал Нефф свою трилогию о Петре из Кукани. Тем не менее, реконструкцию самого процесса алхимического делания, предложенную автором, можно считать достаточно основательной. Так что если интересуетесь предметом, но не испытываете желания штудировать толстые исторические монографии, то можете узнать об алхимии и многом другом из занимательных романов чешского классика. Мы же попытаемся очень коротко рассказать, чем, собственно, занимались алхимики в своих лабораториях, и какое оборудование они для этого использовали.

Сердцем лаборатории была особая алхимическая печь — атанор. Её название происходит от греческого слова, означающего «бессмертный», «неумирающий». Связано это с тем, что огонь в атаноре не должен был гаснуть — «умирать» — на протяжении всего процесса алхимического делания, который мог длиться месяцами. Атанор имел топку, полость с «яйцедержателем», вытяжку и мехи, при помощи которых нагнетался необходимый для горения воздух. Часто печь имела прозрачное оконце, сквозь которое можно было наблюдать за процессом. Корпус атанора состоял из двух частей, которые после загрузки соединялись, а щель тщательно замазывалась глиной («печать Гермеса»). Иногда атанор заменялся тиглем, но сути это не меняло.

Главным назначением атанора было нагревание «философского яйца» и поддержание необходимой температуры в течение всего процесса. Само же «яйцо», часто именовавшееся ещё по-арабски «алюдель», представляло собой герметично закрытую колбу округлой формы, в которой и должен был «вызревать» Философский камень. Изготавливалось «яйцо» из глины, но лучшими материалами считались прочное стекло или горный хрусталь, позволявшие следить за превращениями, происходившими внутри сосуда.

Также алхимики использовали различные сосуды для хранения и смешивания различных веществ, как служившие сырьём для процесса, так и являвшиеся его промежуточными продуктами. Широко применялся перегонный куб, часто именовавшийся «пеликан» или «аламбик» (тоже из арабского). Различные щипцы для захвата горячих или наполненных кислотой сосудов. Водяные или песочные часы для контроля времени. Весы для отвешивания ингредиентов. Ступку с пестом для их измельчения. В целом, набор инструментов и сосудов особым разнообразием не отличался и большей частью оставался неизменным на протяжении доброй пары-тройки тысяч лет.

А что же, собственно, варили внутри «философского яйца»? Чаще всего основой для делания служили сернистые соединения ртути — стибин, сурьма, киноварь и тому подобные, чаще всего обозначавшиеся названием «антимоний». Именно ртуть считалась наиболее близкой к «первичной материи», из которой состоят все остальные вещества («Всё едино есть!»), так как она одновременно сочетает в себе признаки металла и жидкости. Порой к «первичной материи» добавляли различные ингредиенты для её «возбуждения» или использовали в чистом виде, предварительно подвергнув возгонке или дистилляции.

Сам процесс делания мог занимать от сорока дней до нескольких месяцев. Вещество вначале принимало чёрный цвет, затем белело и, наконец, становилось красным — цвета Философского камня. Просто? Не очень. Ведь успех операции зависел от неисчислимого количества фактов. Кроме соответствия исходного сырья определённым и часто весьма туманно обозначенным требованиям, значение имела температура нагревания колбы на разных этапах. Важно было, чем именно поддерживается огонь. Вот как писал об этом известный алхимик древности Марк Антоний: «К чему служит сильное пламя, и чем оно возбуждаемо? Мудрецы никогда не употребляют для огня ни уголья, ни дерево». Поэтому топили атанор чаще всего маслом (хотя и дрова тоже использовали на самом деле), а температуру регулировали при помощи изменения числа масляных фитилей.

Большое значение имело время, когда начинался нагрев «яйца». Его строго рассчитывали с учётом фазы луны, положения солнца, звёзд и других астрологических тонкостей. Также широко использовалась астрология для подготовки антимония. Он не мог считаться «философским», если не достиг «астральной зрелости», то есть не был подвергнут воздействию светил и планет, расположившихся на небесном своде особым образом. Для достижения зрелости антимония могли использоваться и такие способы, как сочетание его с заранее собранной утренней росой или другими веществами.

Делание подразделялось на малое и великое, в результате которых получались, соответственно, белый и красный эликсир — то есть Философский камень. То есть, должны были получаться. Малейшая неточность в работе или даже лишнее колебание душевного состояния адепта неизменно приводили к неудаче. Соответствовать всем требованиям сложных рецептов, переходивших из поколения в поколения с небольшими вариациями, было столь сложно, что не одной достоверно зафиксированной удачи история не знает.

Правда, томление в «философском яйце» — это лишь часть процесса, хоть и основная. Полученное в итоге вещество подвергали многократной дистилляции, ректификации, фильтрации и воздействовали иными способами, чтобы выделить из него искомое — Философский камень.

Глава опубликована: 10.01.2025
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх