↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Мы - Воин Дракона (джен)



Фандом:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Исторический, Общий, Фэнтези
Размер:
Макси | 565 294 знака
Статус:
Закончен
Предупреждения:
Гет, ООС, Пре-гет, Читать без знания канона не стоит
 
Проверено на грамотность
- Я не отрекаюсь от своего выбора и скажу тебе вновь, Шифу. Я выбрал По — и я не выбирал его. Я не выбирал Тигрицу — но я ее выбрал. Каждый из них — элемент идеального рисунка...
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Что такое добро - и что такое зло?

Когда воины Нефритового Дворца собирались покинуть Можжевеловый город, прихватив в собой Хонг Се, они предложили и Чжэнь разделить с ними дорогу, однако лисица отказалась:

— Предложение заманчивое, спору нет, но я чужой зверь в Долине Мира. У вас очень мило, приятные жители, но… мое место здесь, в Можжевеловом городе. Может, при новом градоначальнике у меня начнется иная жизнь? А может, я вообще стану снова воровкой и буду красть деньги и ценности у мандаринов и стражников? Кто знает? Если уж и менять свою жизнь к лучшему — то в привычной обстановке. Может, я однажды стану гостьей Нефритового Дворца — но не сейчас!

И вот, очередной путь домой ожидал По, Тигрицу, Сонг — а вместе с ними Хонг Се. В который раз они его проделывали? Второй? Третий? Больше? Чем больше Тигрица думала об этом — тем меньше ей удавалось найти правильный ответ на вопрос.


* * *


Совместная дорога с Хонг Се, который не взял с собой ничего, кроме флейты, оказалась гораздо более интересной, чем троица могла предположить изначально. Так как идти молча было максимально странным, довольно быстро воины начали расспрашивать Хонг Се о многом: о его жизни, его взглядах и о причинах, почему он согласился вернуться туда, где обещал больше никогда не появляться иначе как гостем.

Такие беседы о глубоких философских моментах были интересны даже самому далекому от мудрости зверю — По. Всякий раз, когда лис простирал к ним свои познания, накопленные за долгие годы, все разговоры прекращались, и троица внимала каждому слову своего будущего наставника, стараясь лучше понять и вникнуть в сказанное.

Одним из объектов интереса обитателей Нефритового Дворца были серые взгляды Хонг Се:

— Мастер Се, объясните, пожалуйста, — спросила Сонг. — Почему вы считаете, что добра и зла не существует? Почему вы считаете, что нет черного и белого, а есть лишь серый?

Хонг Се улыбнулся, словно его спросили о чем-то крайне приятном, о чем он был готов рассуждать бесконечно:

— Хороший вопрос, мастер Сонг. Прежде чем мы начнем, я хочу сразу сделать оговорку — я не верил, не верю и не буду верить ни в добро, ни в зло. Тем не менее, я буду употреблять эти понятия, чтобы мои рассуждения были для вас понятны, и мы могли говорить о чем-то более знакомом и привычном для вас.

Выдержав паузу, чтобы это предостережение было услышано и принято, Хонг Се начал свои объяснения:

— Первое, что вам нужно всем понимать — понятия о добре и зле, которые существуют у большей части жителей этого мира… они не то чтобы неверные, но они до ужаса однобокие и примитивные. Ответьте мне на вопрос, друзья. Что такое добро — и что такое зло?

Казалось бы, вопрос был простым, но ни один из троих внятного ответа дать так и не смог. Даже Тигрица, которая, казалось, всегда имела ответ на любой вопрос, мялась и смотрела на Хонг Се озадаченно. А что уж было говорить о простодушном По и нежной Сонг? Видя непонимание в глазах троицы, Хонг Се шире улыбнулся:

— Наверняка в вашей голове крутится сейчас банальный, с виду правильный, но неверный ответ, что «добро — это хорошо, а зло — это плохо». Но спросите себя — а кто именно решает, что хорошо, а что плохо? Задам другой вопрос — а если бы у вас была возможность в мгновение ока уничтожить «зло» во всем мире, вы бы так поступили?

Тут единодушие друзей было более явным, и все закивали головами. Лис радостно потер лапы, словно сумел загнать воинов в ловушку, которую готовил тщательно и долго:

— И что бы с вами стало после этого? Стали бы вы нужны? Ну раз зла нет — то и воины не нужны? Не нужно кунг-фу, не нужны сражения, не нужна охрана слабых — ничего. Что бы вы делали тогда?

На этот вопрос у воинов ответа не нашлось.


* * *


Их разговор продолжился и вечером у костра, разожженного в стороне от дороге где-то в сельской местности в одной из провинций Китая. Заявления Хонг Се были слишком интересными, чтобы их игнорировать, и друзья внимательно слушали лиса, сидя кругом возле огня:

— Подумайте еще вот о чем — вы не смогли мне внятно ответить, что такое добро и зло. А теперь представьте на миг, что зла не существует. Как бы вы понимали, что такое добро?

По усмехнулся:

— Ну так добро же никуда не пропало — оно осталось! Помогать ближнему, спасать тех, кто в беде.

Хонг Се снисходительно улыбнулся:

— Ошибаешься, По. Если зла нет — то с чем мы можем сравнивать добро? Что будет той мерой, которая будет обозначать границы добра? При каких условиях мы поймем, что есть добро вокруг нас, если у него больше не будет противоположности? Ведь в таком случае никто не будет в беде, никто не будет испытывать трудности, никто не будет страдать — так в чем тогда будет заключаться добро? Ведь любой даже минимальный акт помощи сам по себе означает, что источник помощи был в беде — а это, если верить вашим взглядам, есть зло. Но ведь мы договорились, что зла не существует.

Тигрица покачала головой, осознав смысл слов Хонг Се:

— Боюсь, в таком случае мы бы и шагу сделать не смогли. Наша жизнь — это череда действий, которые мы делаем, чтобы нам стало лучше. Отец По каждый день открывает лапшичную, чтобы у него был доход, и он мог продолжить вести дела, покупать нужные себе вещи и заниматься тем, в чем он понимает лучше всех. Если у него исчезнет понятие зла — он не будет держать лапшичную, ведь ему не будет становиться хуже, а значит, ему не нужно ничего делать. Он просто ляжет и умрет от голода, даже не осознавая этого, ведь он не будет понимать, что это голод — это плохо. Мы сейчас сидим с вами у одного костра, потому что нам нужно привести вас в Нефритовый Дворец. Мастер Шифу в беде, и мы пытаемся ему помочь. Не начнись у него проблемы с медальоном наставника — мы бы сейчас не разговаривали и вообще бы не вспомнили о вас, мастер Се.

Лис медленно и с уважением кивнул Тигрице:

— Совершенно верно! Ты очень верно заметила, Тигрица, что наша жизнь — это череда действий, направленных на то, чтобы сделать нам лучше. Каждый миг мы стремимся жить так, чтобы нам не было плохо. То есть, своими действиями мы стараемся отдалить «зло» от себя и приблизить «добро». Вот, По, ты сейчас почесал свой нос, — панда замялся и даже остановился. — У тебя зудело, ты испытал крохотное зло в виде чесотки — и ты приложил усилия, чтобы тебе снова было комфортно. И пусть у каждого свои понятия о них, но в целом звери думают одинаково. Если нам некуда стремиться и незачем стараться — нам незачем и жить. А следовательно, зло — это не досадное недоразумение, которое нужно уничтожить, а важнейший источник нашей жизни. И поэтому, если у вас будет возможность уничтожить зло во всем мире, вы должны категорически отказаться это делать и бежать без оглядки оттуда! Зло, смерть, несчастья, лишения — все они критически важны для нас, и без них жизнь потеряет всякий смысл. Обратное верно и для добра. Уничтожать добро столь же бессмысленно, потому что в таком случае зло потеряет всяческий смысл и не будет восприниматься как таковое. И за этим всем мы плавно подошли к нашему главному вопросу — а почему же все-таки нет никакого добра и нет никакого зла.


* * *


Подбросив пару веток в костер днем позже, Хонг Се равномерно распределил дерево внутри костра и продолжил:

— Ранее я спросил у вас «А кто именно решает, что хорошо, а что плохо?» Не оставим и этот вопрос без ответа. Вспомните Гуньмень и то, как вы сражались против лорда Шеня. Вы искренне полагали, что павлинчик — злодей, в мыслях которого были только кровь, разрушения, убийства и хаос. Но ведь Шень преследовал и важные цели — развитие страны, преодоление феодальной раздробленности, продвижение новых технологий во благо жителей и государства. И это добро, если подумать над этим с точки зрения обычного зверя. Выходило, что вы, выступив против этого, были злодеями? Почему вы в тот момент решили, что ваше видение добра было верным, а точка зрения Шеня — ошибочной? Кто именно делегировал вам право решать, что хорошо, а что — нет? Угвэй? Шифу? Кто-то еще? Вы видели Шеня злодеем — и были правы. Со своей точки зрения. А Шень, в свою очередь, считал злом вас. И он тоже был прав. Со своей точки зрения. И как мы теперь договоримся, кто из вас прав? Не могут быть истинными два утверждения, если они противоположность друг друга. То есть, были правы либо вы, либо он. И ни один судья, ни один мандарин, ни даже сам император не решит честно и беспристрастно, кто из вас ошибался — каждый из них будет чем-то связан, в первую очередь законами государства.

Хонг Се вытянул ладони, грея их над костром:

— Нет ни одного существа, каким бы мерзким оно ни было, которое творит зло без цели, просто так, не преследуя для себя какое-то благо или выгоду. И если вы спросите любого злодея, в чем его цель — он не скажет вам «Я злодей, и совершаю неправильные вещи, потому что я злодей». Напротив, они будут уверять вас, что в их действиях есть логика, и они преследуют верные цели, пусть даже это верно лишь в их воспаленном сознании. Никто в мире никогда не признается добровольно, что он злодей, и что его цели неправедны.


* * *


Очередная остановка, очередная лекция возле костра по пути в Нефритовый Дворец:

— И вот, наконец, мы подошли к главной мысли, основе моих взглядов на мир. Концепции добра и зла и наше восприятие их. Я расскажу, почему я не принимаю и не признаю право на существование таких понятий. После всех моих ранних объяснений вы можете подумать — «хорошо, зло столь же важно, как и добро. Зло помогает нам жить и становиться лучше. Но почему же тогда концепция добра и зла ошибочна?».

— Тигрица. Ты — воплощение темной энергии Инь. По логике обычного зверя, ты должна быть кровожадным монстром, который только и думает о том, чтобы растерзать и убить первого встречного. Однако сейчас ты мирно и спокойно сидишь с нами возле костра, и я что-то не вижу, чтобы ты с криками протыкала кинжалом тело Сонг или глодала плоть По. Я не вижу, чтобы ты пыталась сбросить меня в костер или перегрызть мне горло. Почему ты этого не делаешь?

Полосатая задумчиво посмотрела на языки пламени костра, размышляя над вопросами лиса:

— Не знаю… может, я не считаю это правильным?

— Нет, Тигрица, твое восприятие правильности или неправильности к этому отношения не имеет. Еще раз — ты темная сторона Инь-Ян, практически чистый образ черной половины. Почему ты не совершаешь злобные — с точки зрения обывателя — поступки?

Тигрица подняла глаза:

— Может, моя белая точка в черном поле влияет?

Хонг Се покачал ладонью:

— И да, и нет. Белая точка действительно позволяет испытывать тебе некоторые чувства, которые невозможны для чисто темного существа. Твоя братская любовь к По, сострадание, забота и желание помочь близким — это все белая точка. Но не белая точка определяет то, что ты не стала кровожадным монстром. Поверь, даже не будь у тебя белой точки, ты могла бы оставаться практически такой же, какой была сейчас — разве что перестала бы любить По как брата.

— Но ведь, поддавшись полю Инь, я едва не убила Чжао Си!

— Верно. Но поверь, отсутствие белой точки было не при чем. Ладно, не буду ходить вокруг да около. Моя причина неприятия добра и зла заключается в том, что добро и зло — это не «хорошо» и «плохо». Добро и зло — это больше про качества характера.

Подняв открытую ладонь, Хонг Се начал загибать пальцы:

— Возьмем твою темную часть, Тигрица. Ты холодна, скрытна, местами даже злобна, возможно даже равнодушна. Пока что звучит как отрицательные качества, не так ли? Хорошо, допустим. А если я тебе скажу, что ты, при всем при этом, сконцентрирована, внимательна, собрана, трезво мыслишь, умеренна — это отрицательные качества? — Тигрица покачала головой, и Хонг Се торжествующе поднял палец. — Именно! А ведь это все качества твоей «темной» стороны. Выходит ли в таком случае, что зло и тьма — это не только что-то плохое, но и хорошее? Получается, что выходит. Первое противоречие. За все эти качества отвечает темное поле — не твоя белая точка!

Повернувшись к По, лис продолжил:

— Теперь ты. Ты добрый, отзывчивый, веселый и жизнерадостный, По. Спорить с этим глупо. И тем глупее спорить с тем, что со стороны подавляющего количества зверей вокруг эти качества — положительные. Но ведь ты при этом болтливый, безалаберный, рассеянный, расхлябанный и даже где-то трусливый. Не в том плане, что ты бежишь от опасности, но ты можешь побояться ввязаться туда, где, в твоем понятии, можно провалиться. И ты думаешь, что за последние качества отвечает твоя черная точка? О нет, По, это все твое белое поле! И снова, в явно положительном спектре качеств вмешиваются качества, которые многие сочтут отрицательными! Второе противоречие.

Обведя взглядом троицу, Хонг Се подытожил:

— Именно поэтому я не верю в добро и зло. И черное, и светлое поле Инь-Ян содержат в себе много качеств, которые, хотя и лежат в конкретном поле, не соответствуют ему по характеристикам, принятым среди тех, кто верит в добро или зло. Рисунок каждого живого зверя есть смесь белого и черного — это идеально соответствует дуальности мира и серой его природе. Вот почему я и не принимаю эти два понятия — потому что сама их природа противоречат тому, что в них пытаются вложить. А раз так — то отрицание оных и вера в серый цвет и есть единственно непротиворечивый взгляд на мир. В моем понимании, глупо верить в то, что противоречит самому себе.

Троице оставалось лишь молчать и пытаться осознать, что они только что услышали. И лишь торжествующая морда Хонг Се была украшением момента:

— Поймите меня правильно, друзья. Конечно же, мне было бы приятно, прими вы мои взгляды на мир и признай, что серый взгляд единственно верный. Но если вы останетесь при своем мнении — это тоже неплохо. Серый взгляд, помимо всего прочего, провозглашает постулат, что любое действие, мнение, взгляд или поведение имеют право на жизнь, потому что они могут быть как верными для одного, так и ошибочными для другого. И в этом прелесть нашего мира. Серый — цвет жизни, живых сомнений и прекрасного разнообразия! Способность видеть предмет со всех сторон, а не только лишь с одной, позволяет лучше понимать все вокруг и иметь больше представление о нашей жизни. Поэтому все мои рассуждения — лишь изложение и объяснения моих взглядов, но не предложение принять мою точку зрения.


* * *


Когда до Нефритового Дворца оставался последний день пути, По задал вопрос, который терзал его несколько дней и только усилился после лекций Хонг Се о серых взглядах:

— Мастер Се. У меня все же есть вопрос к вам. Я не знаю, так ли это, но похоже, вы лучше всех разбираете в рисунке Инь-Ян, не так ли?

Хонг Се кивнул:

— Серое восприятие мира располагает к этому, По. Так что да, ты прав. Что тебе осталось непонятным?

По оглянулся на Тигрицу:

— Воин Дракона. Наш Воин Дракона. Почему он получился таким? Я слышал — то ли от вас, то ли от кого-то еще — что мы с Тигрицей — единственные живые существа, которые представляют собой половину знака Инь-Ян. Собственно, вы поэтому нами и заинтересовались. Но почему… почему мы существуем? Почему в обычных условиях таких зверей, как мы, не бывает?

Хонг Се замедлил шаг и погрустнел:

— У меня есть ответ на этот вопрос, но он тебя очень сильно огорчит, По. Хотя… это как посмотреть, может, он тебя и обрадует. Ох уж эта дуальность! — лис слегка улыбнулся. — Что если я скажу вам, По и Тигрица, что то, что вы еще живы — череда случайностей? И дело вовсе не в том, что вы воины кунг-фу, которые могли не один раз пасть в бою!

Троица недоуменно переглянулась, не понимая, что имеет в виду Хонг Се, и лис поспешил объяснить подробнее:

— Пока я был в заточении у Чжао Си, я тратил свободное время на деятельные размышление о вас двоих и о том, что позволяет вам существовать, хотя это противоречит всем мыслимым и немыслимым законам Вселенной. Готовы узнать, что мне открылось?

Тигрица хмуро кивнула:

— Как будто у нас есть выбор, мастер Се.

— И то верно. Вы называете себя братом и сестрой, По и Тигрица. А ведомо ли вам, что вы троекратные брат и сестра?

— Трое… кратные? — на лбу По появилась вертикальная складка. — Это как?

— Как мне известно, первый раз вы признали друг друга братом и сестрой добровольно, вернувшись с победой из Гуньменя. Не спрашивайте, откуда я это знаю, это и неважно. Второй раз вы стали братом и сестрой, когда узнали, что ваши настоящие родители — муж и жена, а следовательно, вы брат и сестра по закону. Но есть еще и третий раз — и он случился раньше всех, до того, как вы узнали о существовании друг друга, даже раньше того, как По впервые оказался в Нефритовом Дворце. Вас признала братом и сестрой сама Вселенная.

По и Тигрица продолжали смотреть на Хонг Се с недоуменными глазами, а лис продолжил:

— Скажи мне, По. Когда примерно Ли Шань женился на Си Лань?

По пожал плечами:

— Мне сложно это сказать, но наверное, мне было меньше пяти лет. Если мне не было и года, когда мама пыталась спасти меня из долины после нападения волков, а папа познакомился с Си Лань фактически на следующий день — навряд ли он ждал четыре года, прежде чем они поженились.

— Хорошо, пусть так. А не было ли у тебя такого, чтобы ты в детстве очень сильно болел?

Панда кивнул:

— Папа Пинг говорил мне, что первые года два после появления у него я часто простужался, терял аппетит и один раз даже схватил воспаление легких. Потом все это закончилось, и папа решил, что я просто достаточно вырос и окреп.

Лис повернулся к Тигрице:

— А ты? У тебя бывало такое, что ты часто болела?

Полосатая, как и По, неопределенно повела плечами:

— Я плохо помню свое детство в приюте Баогу, тем более в таком раннем возрасте. Но вроде бы да, нянечки говорили мне, когда я подросла, что я часто и сильно болела, и они боялись, что я могу умереть, но потом это само собой прекратилось.

Лис хитро подмигнул:

— То есть, вы примерно одного возраста, вы примерно в одно время болели — и сильно, и однажды ваши болезни сами собой прошли. И примерно тогда же, когда ваши родители стали супругами. Какое интересное совпадение!

Сонг впервые подала голос — обычно она не влезала в разговоры лиса:

— Мастер Се, я не понимаю, к чему вы ведете. Что это все значит?

Лис вздохнул:

— Каждый из вас двоих стал носителем половины знака Инь-Ян не по своей воле. Ты, По, вобрал в себя силу всех павших панд из долины, когда их ци искала хотя бы какое-то пристанище после их гибели. Твой рисунок Инь-Ян светлел все больше и больше, пока там не осталась лишь маленькая черная точка. Ты, Тигрица, стала Инь из-за крайне тяжелого детства, полного страданий и лишений, а впоследствии и жестких тренировок моего соратника Шифу. Твой рисунок темнел и темнел, пока не превратился в половину знака, темную и мрачную, с белой точкой на краю. Вселенная не допускает того, чтобы живое существо было лишь половиной знака Инь-Ян, и она пыталась вас убить, насылая на вас болезни. И так продолжалось… пока ваши родители не поженились. И этим браком они натурально спасли вас от неминуемой гибели и болезней. После их свадьбы Вселенная поменяла к вам отношение. Для нее вы перестали быть чужеродными организмами, которые требуют уничтожения. Напротив, вас двоих сочли двумя половинами одного организма, которым просто требуется время найти друг друга. Так вы стали братом и сестрой даже до того, как вообще узнали о существовании друг друга. Именно поэтому мастер Угвэй не выбирал тебя раньше, Тигрица, хотя по твоим боевым навыкам ты уже давно была достойна титула Воина Дракона. Он искал твою ментальную пару. И ей был По. Поэтому Угвэй выбрал вас двоих — потому что вы и есть один организм. Это он имел в виду, говоря «Вселенная послала нам Воина Дракона».

Все трое замолчали, ошарашенные вновь открывшейся информацией. Глаза По стали влажными, и он просопел, хлюпая носом:

— Мне кажется, сколько лет ни пройдет, мы будем находить еще сотни доказательств, что мы брат и сестра, Тигрица. Это… круто!

Глаза полосатой остались сухими, но она улыбнулась:

— Когда мы вернемся в Долину Мира, давай зайдем к нашим родителям и поклонимся за то, что они сохранили нам жизнь. Они это заслужили.

Возражений со стороны По не было.

Глава опубликована: 16.01.2025
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх