Василиса вернулась быстро и уже через пять минут друзья шагали по Большой Спасской.
— Вечно тебя не поймешь, — ворчал Тёма. — То «подожди, мы не пойдём», то «пошли быстрей, а то не успеем»!
— Неужели ещё не дошло? — удивился старый друг. — Если они зажигалку свою искали, значит, должны по идее и возле дома ходить. Вдруг их там кто-нибудь видел?
— Думаешь местную старушню расспросить? — спросила Катя.
— Конечно, — сказал Олег. — В таких переулочках обязательно должна быть пара-другая двориков, где весь местный ООН собирается.
— Какой ещё ООН? — не поняли остальные.
— Это мой предок так старушечьи тусовки прозвал, — усмехнулся Олег. — Сидят с утра на какой-нибудь лавочке и обсуждают животрепещущие проблемы.
Друзьям сравнение Беляева-старшего понравилось. Катя тут же добавила:
— Надеюсь, Пушкарёвский ООН не обманет наших надежд.
— Чем веселиться, лучше подумайте, — мрачно вмешался Тёмыч. — Чует мое сердце, эти бандиты за нами запросто могут следить точно так же, как за Таниной тёткой.
— Не факт, что они за ней действительно следили, — возразил Олег. — Вполне вероятно, Вере Андреевне показалось со страха.
— А уж нашему Тёмочке вечно мерещатся одни ужасы, — подхватила Катя.
— Лучше пускай мерещатся, чем потом в какой-нибудь канаве с пулей в башке валяться, — назидательно произнес Тёма.
От таких слов друзей даже передёрнуло. Тёмыч, конечно, всегда осторожничает, но и в его словах есть доля правды. Что, если бандиты установил слежку за каждым, кто был во время ограбления галереи? Тогда друзьям надо быть действительно осторожными!
Женька, до этого рвавшийся поскорее попасть к галерее, вдруг поменял мнение. Олег тут же сообщил, что расследование действительно опаснее предыдущих, и заставлять в нём участвовать он никого не будет. Сам он тоже боится, но отступать не намерен.
— Мы тоже! — хором заявили девочки.
— И я! — крикнул Женька и первым начал переходить Садовое кольцо.
Тёма буркнул что-то неразборчивое себе под нос и замкнул шествие юных детективов. Оказавшись на другой стороне улицы, шестеро друзей шустро устремились вперёд.
— Значит, так, — уже возле церкви на Сретенке обратился к друзьям Олег. — Сперва побродим вокруг галереи. Вдруг что интересное отыщется? А потом начнем поиски местного ООНа.
Друзья продолжили путь. В Пушкарёвом переулке в середине воскресного дня не было ни души.
— Ни-ко-го, — по слогам констатировала факт Василиса. — Видно всё, как на ладони.
— И никакой слежки, — улыбнулся Тёмычу Олег. — Впрочем, — тихо добавил он, — сейчас мы это проверим.
Не замедляя хода, он резко обернулся назад. И тут же замер. В арку углового дома метнулась непонятная тень.
— Говорил ведь, — побледнел Тёма. — Пошли отсюда, пока ещё целые.
Олег нерешительно топтался на месте. Если за ними действительно следят, болтаться тут слишком долго не стоит. А с другой стороны, нужно попытаться хоть что-нибудь выяснить по горячим следам.
— Может быть, сделаем так? — внимательно посмотрел Олег на друзей. — Тёмка, Катя и Таня идут домой. А мы с Женькой и Василисой тут походим. Нас-то в галерее не было.
— Раньше бы об этом подумал, — с укором произнес Тёма. — Если за нами следят, то уже усекли, что мы — одна компания. Так что уж или все вместе сматываемся, или идём заниматься делом.
— Я тоже так думаю, — сказала Таня.
— И вообще, чего уж теперь прятаться, — подхватила Катя.
— Прятаться я тоже не собираюсь, — ответил Олег. — Но, — понизил он голос почти до шёпота, — давайте проверим, есть ли слежка.
Он первым направился вниз по переулку. Время от времени ребята резко оглядывались, однако ничего подозрительного больше не замечали. Даже трюк с зеркальцем не прошёл. Сзади никто не наблюдался.
— Вроде показалось, — выдохнул с облегчением Олег, когда компания достигла Трубной. — Пошли обратно.
Они вернулись к галерее. Прошли несколько раз мимо фасада. Внимательно осмотрели тротуар. Но ничего интересного, кроме чёрных следов от колес на асфальте, там не нашлось.
— Такое бывает или когда резко затормозишь, или когда резко стартуешь, — сказал Олег.
— Как раз и рванули, — подтвердил Тёмыч. — Было слышно, как шины визжат.
— Значит, они тачку прямо у входа оставили, — кивнул головой Олег. — Сколько всё это длилось?
— Минут десять уж точно, — ответила Катя. — Пока они всё собрали, пока у меня куклу из рук вырвали…
— И Танина тётка в обморок ещё падала, — солидно добавил Тёмыч. — На неё тоже время ушло.
— Вообще-то для воскресного дня рановато, — покачал головой Олег, — но…
Не договорив, он огляделся. Прямо напротив галереи «Суок» было здание театра.
— Пожалуй, с этого мы и начнём, — он пересёк переулок и потянул на себя застеклённую дверь.
— Ты куда? — попытался остановить его Тёма. — Надпись, что ли, не видишь?
Он ткнул пальцем в стекло, где крупными буквами значилось: «Театр выехал на гастроли».
— Ну и что, — усмехнулась Катя. — Вахтёрша-то на гастроли не ездит.
— Будет она с вами разговаривать, — с большим сомнением покосился на друзей Женька. — Вахтёры в театрах, знаете, какие злющие.
— Всё равно попытаться стоит, — ответил Олег. — Она могла видеть, что утром делалось в переулке. Под каким бы предлогом к ней подкатиться? — задумался он.
Застеклённая дверь неожиданно распахнулась, так что Олег едва успел отпрыгнуть. Оттуда прямо под ноги ребят плеснули воду. Следом возникла старушка в синем халате, платочке и с огромной шваброй.
— Простите. Вы тут вахтёр? — осведомился Олег у старушки.
— Скорее, универсальный работник, — ехидно отозвалась старушка.
— Как это? — оторопел Олег.
— Ну, я одновременно вахтёр, уборщица, а когда театр на гастролях, ещё вроде и за директора остаюсь.
Старушка-уборщица подняла голову и окинула лукавым взглядом ребят.
— Вообще-то я в недавнем прошлом актриса, — призналась она.
— Разве… — оторопела Катя.
— Что «разве»? — блеснула глазами старушка.
— Ну… — смущённо пробормотала черноволосая девочка. — Я думала, что актрисы… что никогда…
— Говори. Не смущайся, — подбодрила старушка.
— Она думала, что актрисы такими универсальными работниками не становятся! — выпалил Женька.
— Очень даже становятся, — начала протирать шваброй площадку перед дверью бывшая актриса. — В особенности когда выходишь в тираж, а жить, кроме пенсии, не на что.
— Если, кроме пенсии, не на что, тогда конечно, — согласился Тёма.
— Вот я и говорю, — явно истосковалась по собеседникам бывшая актриса.
— Я только не понял, «в тираж», это как? — решил выяснить Тёмыч.
— Это когда раньше у тебя было амплуа героини-любовницы, потом ты состарилась, а к этому времени в твой родной театр является новый главный режиссёр, с которым у тебя нет ровно никакого взаимопонимания. А в другой театр самой не хочется, да и не возьмут.
— Кошмар! — горячо посочувствовал Олег, думая, как завести нужную тему
— Кошмар? Нет, молодой человек, заблуждаетесь, — философски заметила она. — Это жизнь. Ну ладно, — она небрежно дотёрла площадку перед входом в театр. — Всех благ, ребята!
Она уже почти скрылась за дверью, когда Катя вдруг крикнула:
— Подождите, пожалуйста! Как вас зовут?
Универсальная работница театра остановилась.
— Зачем вам? — спросила она.
— Ну, понимаете… — стала придумывать Катя. — Мне бабушка что-то о вас рассказывала.
— Обо мне? — с удивлением посмотрела на неё пожилая женщина.
Ребята следили за развитием беседы. Куда это понесло Катьку?
— Ну да, — спокойно продолжила та. — У меня бабушка тоже актриса. По-моему, вы одного с ней возраста. Вот я и подумала: может, вы её знаете. Тогда я ей бы привет передала от вас и вообще…
Теперь ребята взирали на Катю восхищением. Впрочем, она с детского сада отличалась находчивостью. Именно ей принадлежал замечательный способ избавления он ненавистной манной каши, которой друзей постоянно потчевали в младшей группе. Под Катиным руководством тогда ещё пятеро друзей, выждав, когда воспитательница отвлечётся, быстро передавала девочке тарелки, а та сбрасывала с них кашу в ведёрко с крышкой. Далее ведёрко отправлялось с ребятами на прогулку, где манка скармливалась жившему по соседству с детским садом чёрному пёсику по кличке Джек.
— Актриса? — заинтересовалась универсальная работница театра.
— Да, — кивнула Катя. — Она играла в театре Вахтангова и в кино снималась. Правда, меня в то время ещё не было на свете.
— Значит, как раз моё поколение, — поставила на пол ведро пожилая женщина. — А как зовут твою бабушку?
— Лидия Андреевна Ветрова, — тут же отозвалась Катя.
— Как? Ты внучка Лидочки? — выронив швабру, всплеснула руками универсальная работница театра. — Мы же с ней вместе в пятьдесят пятом году снимались в фильме «Балтийская любовь»! Его ставил Петя Можайский, — взгляд у бывшей актрисы сделался вдруг мечтательным. — Лидочка, твоя бабушка, играла жену капитана дальнего плавания. А я — возлюбленную. Он, по сценарию, на мне потом женился, а от первой жены уходил. А в жизни… — запнулась бывшая актриса. — Ну, вам, наверное, это неинтересно.
— Как раз наоборот, интересно! — поспешил Олег на выручку Кате.
— Естественно, — тут же вмешался Тёмыч. — Живая история нашего кино.
— История или нет, но «Балтийская любовь» и сейчас смотрится, — заметила Василиса.
— Фильм замечательный! И вы там отлично играете! — воскликнула Катя.
— Ну уж, — зарделась от удовольствия бывшая актриса. — Кому сейчас это нужно?
— Настоящее искусство всем нужно, — очень тихо, но с убеждением проговорила Таня.
«Так, — пронеслось в голове у Олега. — По-моему, с этого фильма нужно скорей съезжать. А то она, чего доброго, станет спрашивать о деталях».
Катя одновременно думала о том же. Её бабушка часто рассказывала о своих фильмах, но внучка, как правило, слушала её не очень внимательно. И про фильм «Балтийская любовь» узнала впервые от универсальной работницы театра.
— Кстати, в жизни-то вышло ещё интересней, — отвлеклась, к большому облегчению друзей, от фильма бывшая актриса. — После того, как съёмки были окончены, у нас возник с Петей Можайским роман. Но, — махнула рукой пожилая женщина. — Ничего хорошего из этого не вышло.
— А почему? — полюбопытствовал Тёмыч.
— С женой Петя не пожелал расстаться! — в сердцах воскликнула бывшая актриса. — Лидочке привет от меня передай, — продолжила она. — Если захочет меня увидеть, всегда может найти в театре.
— От кого привет-то? — решила уточнить Катя.
— А я думала, ты по фильму помнишь мою фамилию, — с укором отозвалась пожилая женщина. — Что поделаешь, — вздохнула она. — У каждого поколения свои герои.
— Я фильм помню, а Вашу фамилию совершенно забыла, — медленно произнесла Василиса. — Виктория Александровна, верно?
— Верно, — улыбнулась ей бывшая актриса. — Виктория Александровна Суходревская.
— Ну, конечно! — тут же воскликнула Катя. — Бабушка мне о вас столько рассказывала! Она, знаете… Она вас ужасно любит.
— Любит? — переспросила с большим сомнением Виктория Александровна. — Вообще-то у нас были с ней раньше отношения не очень.
— Две великолепные актрисы не могут быть в дружбе, — сказала Катя. — Но зато теперь бабушка очень тепло о вас вспоминает.
— Я тоже, — просияла пожилая актриса. — Пусть мне позвонит. Только у меня ни ручки, ни бумаги нет. Может быть, ко мне на минутку зайдёте, ребята?
— Конечно, зайдём, — немедленно согласился Олег.
Он считал, что в театре расспрашивать пожилую актрису будет удобнее, чем на улице.
Друзья вошли в тёмное фойе.
— Подождите тут. Я сейчас, — поставив в угол ведро и швабру, скрылась за какой-то дверью универсальная работница.
— Слушай, Катька, ты с этими фильмами кончай, — проворчал Тёмыч.
— Пора ненавязчиво переходить к главному, — произнес Олег.
— Вот ты и переходи, — обиделась Катя. — Скажите спасибо, что она мою бабушку знает. Иначе вообще разговаривать с нами не стала бы. Ксати, Василиса, ты действительно смотрела этот фильм?
— Да. С прадедом.
— Ого! Только стараемся больше время не тянуть, — поглядел Олег на часы. — А то Танькина мать из больницы вернётся.
— Да, да, — подхватила Таня. — Мне обязательно нужно успеть домой до её прихода.
— Так. Диктуй. Я записываю, — подошла к ребятам Виктория Александровна Суходревская.
Теперь, без косынки и халата, она выглядела гораздо лучше. Ребята одновременно подумали, что в ней даже ощущаются остатки былого величия. Катя продиктовала свой телефон.
— Только звоните не раньше, чем через несколько дней, — на всякий случай решила предупредить девочка. — Бабушка и родители сейчас на даче.
— Договорились, — игриво подмигнула ребятам бывшая актриса. — Возьми для бабушки мой номер тоже, — протянула она Кате клочок бумаги.
— Кстати, вы слышали, какой ужас напротив вашего театра сегодня был? — наконец перешла к делу Катя.
— Кошмар! — воскликнула пожилая актриса. — Столько трудов, и всё зря! Очень жалко Веру Андреевну! Такая славная женщина!
— Разве вы с ней знакомы? — удивилась Катя.
— Когда театр выезжает на гастроли, а напротив открывается столь интересная галерея, просвещённому человеку грех не полюбопытствовать, — с пафосом отозвалась Виктория Александровна. — Тем более Вера Андреевна ко мне забегала. То за водой, то ещё за чем-нибудь. Вот как судьба иногда поворачивается! — всплеснула руками старая актриса. — Готовилась бедная Верочка к торжественному открытию галереи, а попала в больницу. У кого бы узнать, как она там, бедняжка?
— У меня, — ответила Таня. — Она моя тётя. У неё нервный стресс. Так что врачи говорят, какое-то время придется полежать в больнице, — повторила она слова матери.
— Дай ей бог здоровья! — воскликнула пожилая женщина.
— Виктория Александровна, вы случайно ничего странного утром не видели в переулке? — спросил Олег.
— Ко мне уже из милиции по этому поводу приходили, — ответила та. — К сожалению, я им ничем помочь не смогла. Вообще-то я сейчас временно в театре живу. Так сказать, имущество охраняю, — с видом поверженной императрицы проговорила бывшая актриса. — Но утром я поставила дверь на охрану и пошла в магазин. А возвращаюсь, тут уже милиция. А возле милиционеров две девчонки и мальчишка какой-то совсем маленького росточка. О, господи! — всплеснула руками Виктория Александровна. — Это же, кажется, вы и были? — посмотрела она на Катю, Таню и Тёму.
Ей объяснили, почему они оказались в момент ограбления в галерее.
— История, — вздохнула пожилая женщина. — Ладно, ребята. Пора мне. Дела стоят. Не забудь передать бабушке телефон, — посмотрела она на Катю. — Нам обязательно с ней созвониться надо.
— Не забуду! — пылко заверила Катя, подумав, что передаст позже, а то взрослые узнают про их интерес к бандитам.
Друзья вышли на улицу. Стеклянная дверь за ними захлопнулась. Олег увидел, как универсальная работница тут же заперлась на задвижку.
— Сколько потратили времени и совершенно зря, — топнул в сердцах ногой Женька.
— Жаль, конечно, что она ничего не видела, — согласился Олег. — Но вообще-то знакомство полезное.
— Если только зайти и поговорить с ней о «Балтийской любви», — фыркнула Катя. — Представляю, какой они с бабкой вечер воспоминаний забацают, если когда-нибудь встретятся.
— Кстати, классный фильм, — заметила Василиса. — Мне очень даже понравился.
— При чем тут «Балтийская любовь»? — отмахнулся Олег. — Во-первых, мы не знаем, как дальше будут события развиваться. Вполне вероятно, Витольда…
— Виктория, — поправила Таня.
— Ну да, конечно, Виктория Александровна, — продолжал Олег. — Так вот. Она потом может ещё много всего интересного заметить. Тем более, что такие универсальные работницы основное время проводят возле входа в театр.
— И от нечего делать глазеют на улицу, — подхватила Катя. — Нас-то она как чётко засекла возле милиционеров.
— О том и речь, — снова заговорил Олег. — Теперь, благодаря Катькиной бабушке, мы сможем когда захочется в театр пойти.
— Кстати, если за нами действительно установлена слежка, — серьезно сказал Тёмыч, — Виктория Александровна может оказаться очень полезной. В её театре хорошо от бандитов прятаться. И телефоны там есть. С милицией быстро свяжемся…
— Тёмочка приготовился спасаться от страшных дяденек, — захохотала Катя. — Спрячется за Викторию Александровну, а она бандитов напугает.
— Шваброй! — засмеялась вслед за ней Василиса.
— Дуры! — сквозь зубы прошипел Тёмыч.
— А ты — трус! — не осталась в долгу Катя. — Только о безопасности и думаешь.
— О безопасности не думают только полные идиоты, — фыркнула Василиса.
— Совершенно согласен, — вмешался Олег. — И можешь, Катька, не прикидываться, будто сама не думаешь о безопасности. Тем более когда нам точно известно, что эти типы вооружены.
— Слушайте! Мы когда-нибудь делом займёмся? — Женька уже прыгал на месте от нетерпения.
— Сейчас займёмся, — ответил Олег. — Вон дворик замечательный, там ООНа полно. Туда и пойдём. Только расспрашивайте осторожней. Будто зашли посидеть и от нечего делать болтаем с бабушками.
Друзья молча кивнули и устремились к дворику. Там и детей, и бабушек оказалось полно. Замечательное наружное наблюдение.
— Уф! — с бесшабашным видом плюхнулся Олег на скамейку к трем кумушкам, одна из которых вязала, вторая следила за внуком, а третья, самая толстая, энергично обмахивалась газетой «Аргументы и факты».
Друзья расположились рядом, на соседней скамейке.
— Хорошая газета, — начал беседу Олег.
— Какая газета? — перестала обмахиваться толстая бабка.
— Которая у вас в руках, — сел на противоположную скамейку Тёмыч.
— Эта, что ли? — покосилась на собственную газету бабка.
— Ну да, — подтвердила Таня. — Там столько сведений разных.
— Ложь одна, — отрезала толстая бабка. — Всё врут.
— Ну-у… — замялся Тёмыч. — Вообще-то…
— Без вообще, — сурово продолжала собеседница. — В мире одно враньё, — обобщила она. — Приближается катастрофа.
— Может, ещё обойдется, — попыталась смягчить атмосферу Таня.
— Надейтесь, — вновь стала бурно обмахиваться «Аргументами» толстая бабушка. — Вот как конец света жахнет, тогда запоёте.
— Ладно тебе, Кондратьевна, ребят пугать, — вмешалась старушка. — И так ужасов вокруг — тьма. Вот галерею у нас искусственную сегодня обчистили.
— Какую искусственную галерею? — прикинулись, будто не понимают, друзья.
— Да вон, — указала глазами худенькая бабуся на галерею «Суок», — прямо сегодня с утра и напали. Хозяйка уж так убивалась, бедная. А потом её в поликлинику увезли.
— Не в поликлинику, а в больницу, — поправила тут же Кондратьевна. — Говорят, от волнения у её разрыв сердца. То ли уже померла, то ли скоро помрёт.
— Господи! — выдохнула Таня. — Как вы можете?
— Вот так и могу, — невозмутимо откликнулась Кондратьевна. — Ничего. Скоро все там будем.
— Вообще не хотелось бы, — поёжился Тёма.
— Кто ж тебя спросит?! — нагнетала мрачности толстая бабка.
— А что в галерее-то вышло? — с самым невинным видом осведомился Олег.
— Да говорю же, ограбили! — запричитала худенькая старушка. — Вломились и всю старину до одной вынесли.
— Димка! — заглушила её соседка с вязанием в руках.
Василиса вздрогнула и обернулась.
— А ну, брось кирпич! Вот паразит! — показала старушка на карапуза лет четырёх, игравшего на другом конце дворика. — Второй день норовит камнями по окнам.
Димка замер с кирпичом в руках и с интересом покосился на бабушку.
— Кому говорю, брось! — вновь закричала та.
— Розгами его надо! Розгами! — посоветовала толстая старуха. — Хотя, — махнула она рукой, — всё одно бесполезно.
— Димка! Брось! Хуже будет! — продолжала бабушка карапуза.
— Давайте я с ним поиграю! —предложила Таня.
— Ой, спасибо тебе, родная, — обрадовалась бабуся.
Ей явно не хотелось лишний раз подниматься со скамейки.
— Она у нас с маленькими хорошо обращаться умеет, — заверила Катя.
Таня уже подбежала к мятежному Димке. Тот, увидев её, заулыбался. Рука у него разжалась и кирпич упал на землю.
— Какие ребята хорошие! — с растроганным видом воскликнула Димкина бабушка.
— По глазам видать, — подхватила худенькая старушка.
— Все хорошие до поры до времени, — прекратила на время Кондратьевна обмахиваться «Аргументами и фактами».
Однако чувствовалось, что и она немного расположилась к шестерым друзьям.
Компания поторопилась воспользоваться ситуацией, и вскоре узнала много интересного. Во-первых, к галерее перед ограблением подъехала серебристая иномарка, во-вторых, Вере Андреевне слежка не показалась. Во дворе ходил какой-то подозрительный тип.
Тут в арке показался кто-то в чёрной куртке. Друзья приняли решение поскорее покинуть двор. Всем хотелось поскорее попасть домой и избавиться от слежки.
Это решение друзья тут же и осуществили. Позвав Таню, друзья попрощались с бабушками и вышли в Пушкарёв.