Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Те, кто разобрался с замыслом и жанрами, в которых его можно реализовать, готовы двигаться дальше и перейти к следующему шагу. Мы перебираемся к идее (она же тема). Я полностью отдаю себе отчет в спорности этого вопроса. Сейчас обязательно найдутся те, кто начнет доказывать: идея не нужна! Давайте сначала разберемся, а потом сделаете свой вывод. В конце концов, каждый из нас — человек творческий, а в творчестве не может быть жестких правил.
Идея — это короткое утверждение, которое доказывается по ходу всего произведения. Собственно, то, зачем вы пишите, что на самом деле хотите сказать своему читателю. Идея — это моральный выбор вашего главного героя в сложной ситуации, который научит аудиторию той или иной истине. Это то самое пресловутое, школьное "что хотел сказать автор?"
Скажете, это лишнее? Мол, мы читаем не для того, чтобы нас научили. Хочется сбежать от своих проблем и погрузиться в вымышленные трудности выдуманного героя. И если космический бой выписан достаточно ярко или читатели возбудились от постельной сцены, то кому и какое дело до того, "что хотел сказать автор?".
На самом деле, если у вас, благодаря таланту, творческому чутью, сложилось
хорошее, стройное произведение, то идея там все равно будет. Даже если вы её не
вкладывали. Читатели почувствуют её, выраженной в поступках персонажей, без
вашего участия. Но гораздо интереснее делать это осознанно. Играть идейным
содержанием, выражать по-настоящему важное, оказывать влияние на умы читателей.
Так зачем нам идея в произведении? Идея делает произведение цельным, скрепляет его. Она — стержень истории. Идея вдохновляет: нас — на творчество, читателя — на продолжение знакомства с ним. Идея дает мотивацию писать. Если то, что мы хотим донести до читателя, действительно, важно, то бросить на середине пути становится сложнее. Ведь без очередного детектива\фэнтези\любовного романа (и далее по списку) читатель проживет, а вот без сакраментальной истины, которую мы ему несем, уже не факт. Идея позволяет отобрать материал для произведения. Когда хочется написать обо всем и нарастить новые сюжетные линии, когда история начинает неконтролируемо пухнуть эпизодами и подробностями, не ложащимися в структуру, нам на помощь приходит идея. Все, что ей не соответствует, подлежит безжалостному вырезанию из произведения, оно лишнее.
Теперь те, кто думает, что круто писать «драчки» и постельные сцены без идеи, без нравственного выбора для героев, без пропаганды собственных ценностей, могут идти дальше. На литературу без идеи тоже находится читатель. Вот только качество ее, что ни говори, ниже. И выглядит она как бульварная. Но каждый царь в своем творчестве.
С теми же, кто убедился в необходимости использовать идею, как инструмент борьбы за качество творения, мы зададимся вопросом: а какая она должна быть, идея истории?
Идея должна быть своеобразна, нетривиальна. Если мы будем доказывать, что бедность плоха, любовь хороша, а друзей предавать нельзя, то мы не оригинальны. Конечно, сможем выехать за счёт "живых" персонажей и крутого сюжета, но лучше и идею сделать поинтереснее.
Идея должна быть сложной. Если герой выбирает между добром и злом, то это слишком скучно. Выбор должен стоять между двух благ (преданность или репутация? Семья или совесть?) или двух зол (бедность или позор? Тяжёлая болезнь или смерть?). Тогда сложный моральный выбор нашего героя увлечет читателя.
Идея не обязана быть бесспорной. Мы доказываем её справедливость в созданной нами ситуации. В реальном мире все наши ценности вполне могут подвергаться сомнению.
Существует ещё один очень существенный вопрос. А стоит ли прямо высказывать идею в произведении? И здесь есть все варианты мнений. Дж. Труби считает, что наша задача выстроить такую историю, чтобы идея и так была ясна. Высказывать её прямо — признак художественной слабости. Ю. Вольф согласен, что лучше идею не высказывать, но если уж решились написать, то только в самом конце, когда все и так встало на свои места и все персонажи получили урок. Б. Снайдер, наоборот, советует вскользь упомянуть нашу идею в самом начале, устами кого-нибудь из второстепенных персонажей (где конкретно я вам расскажу, когда будем обсуждать сюжет), чтобы задать нравственный тон всей истории.
Так что, решать вам. Я пробовала и высказывать, и не высказывать. Хуже работа от этого не становится.
И наконец еще один существенный вопрос. Как подать нашу идею читателям, чтобы они и не заскучали, и не сочли морализаторством, и поняли, в чем суть?
Идея должна подаваться не только и не столько через диалоги, но через действия героев, саму структуру произведения. Если наш герой всем помогает и не может обидеть кого-то, то его доброта транслируется без слов. И если такой персонаж победит, то победа и выгода доброты так же будет доказана. Идея подаётся подтекстом. О нем родимом будем говорить, когда в конце дойдём до стиля, но и пока нужно помнить, что подтекст — это то, что не произносится прямым текстом (простите за тавтологию), но подразумевается.
Идею можно подчеркнуть сквозным символом, который пройдёт через всю историю. Как алетиометр (прибор, показывающий правду) является символом поисков истины, справедливости и себя главной героиней трилогии "Тёмные начала" или как металлический волчок Кобба в фильме "Начало", который демонстрирует важность осознания реальности, а не ухода в мир снов и фантазий.
Идею нужно доказывать через действия персонажей, и каждое новое доказательство должно быть более весомым. Нельзя полностью наделять персонажа своими взглядами на жизнь, чтобы протолкнуть идею. Во-первых, потому что это может сделать его слишком идеальным, что не вызовет интереса у читателей, во-вторых, потому что герои должны меняться, расти над собой, а в таком случае мы этого добиться не сможем.
Вообще нельзя слишком активно навязывать читателю свою идею. Она должна быть фоном, ощущением, атмосферой, но не постоянным красным флагом. В конце концов, возвращаемся к тому, что человек пришёл почитать, чтобы спрятаться от проблем, а не послушать нотацию, так что не стоит превращаться в морализатора. Идея — материя тонкая.
Последней ремаркой отмечу, что идея в истории может быть и не одна. Однако если у вас короткий рассказ, вряд ли вы сможете уместить в него много идейного содержания без вреда для занимательности. А вот если взяться за роман-эпопею, то там целый моральный кодекс можно обосновать и доказать.
Прежде, чем приступать к следующему шагу, пропишите идею (идеи) своего будущего произведения в блокноте\документе с его планом. Не поленитесь! Пусть идея, как маяк, горит перед вами ориентиром вместе с замыслом и жанром.
За упоминание важности описаний вам большой плюс, но вот - он сказал, она сказала - это жирный такой англицизм, у них дурным тоном считается писать эмоциональное определение речи вроде "завопил".
1 |
Тетушка Соваавтор
|
|
Clegane
Юрий Никитин - российский писатель фантаст, который помимо всего прочего написал книжку "как стать писателем". Читатель может иметь диаметрально противоположные мнения и не любить героя, это верно, но если герой вам не понятен, не интересен, антипатичен в какой-то мере, читать о нем вы не будете. Если такой герой один среди десятка других - все ок. Если это единственный и главный герой, то вашу историю читать не будут. Про свое отношение к "сказал/сказала" я в тексте отметила. Такой совет есть, на русском языке об этом тоже пишут, я не согласна, что все остальное надо убрать, но перебарщивать с вариациях вряд ли стоит, получатся рюши на броне. |
Тетушка Соваавтор
|
|
Clegane
Потому что мы рассматриваем каждого конкретного читателя. Каждый конкретный читатель должен найти что-то свое понятное и\или интересное, а если не найдет, то не будет читать. Очевидно, что любой герой найдет читателя, которому не понравится. Поэтому у каждого автора есть целевая аудитория, под которую вы пишите и которая будет так или иначе отождествлять себя с героем. Но если вам нравится писать про тех, кто антипатичен вам и не вызовет отождествления, вам никто не сможет запретить |
Тетушка Соваавтор
|
|
Clegane
Сильно не все дети читают взрослые книги. Если мы пишем любовный роман, то скорее всего его будет читать женская аудитория лет от 15 и до бесконечности, и мы на них рассчитываем. Это не значит, что брутальный мужик не может прочитать любовный роман, может, но таких читателей будет не много. Мы опираемся на большинство. В любом случае, я совершенно не понимаю, зачем вы пытаетесь со мной спорить. Я собрала советы по писательству. Это не догма и я не пророк. Если вас не устраивает какой-то из советов, то пройдите мимо него, кому-то он поможет. Отождествление прекрасный инструмент, которым можно пользоваться осознанно, но если вас он не устраивает, то вы хозяин своей истории. Я вам не указ. |
Тетушка Сова
С двенадцати и до бесконечности - это возраст чтения любовных романов. И я никоим образом не спорю, я пытаюсь дополнить. И вот мне как раз интересно - существует ли аудитория или это миф? Я пишу пиджи, для детей, - мне в комменты: какой суровый мир! Они что, едят собак? (люди там основаны на ацтеках и едят, потому что ацтеки ели. Таких маленьких лысеньких собачек, шоло порода называется. Есть и сейчас). Причем не дети. Я пишу кровь-кишки-сплаттерпанк - мне приходит в комменты явный школьник и удивляется, почему так мало кишок? |
Тетушка Соваавтор
|
|
Clegane
Аудитория есть, ваш пример лишь показывает, что ваша аудитория выделяется не по возрастному критерию, а по каким-то другим. На кровь и кишки обычно приходят люди, которые не умеют справляться с чувствами и хотят слить негатив, люди, которые не могут реализовать темные стороны своей души в реальной деятельности, им нужно еще больше мрака, смотрите, какие "демоны" в современном мире не удается вплести в законопослушную жизнь и давайте в тексте. И люди будут в восторге. |
Тетушка Сова
Простите, а где вы прочитали, что сплаттерпанк - это для людей, которые не умеют справляться с чувством или сливают негатив? Покажите мне этого человека, я в него плюну. Потому что я читаю и авторов, и их блоги, если есть возможность. Так - нормальные, эмоциональные люди. |
Тетушка Соваавтор
|
|
lrkis
Отвечу на то, что представляет собой вопрос Планирование позволяет продолжать писать, когда вдохновения нет, поскольку у вас уже есть четкое пошаговое понимание, что и как вам нужно написать, какие смыслы вложить "Интересно" у всех разное, но если вы вложили достаточно смыслов, создали запоминающихся героев и проработали логичный и не стоящий на месте сюжет, то в к этому "интересно" максимально приблизились. Но всегда будут люди, которым никогда не интересно читать любовные романы, даже если там все прекрасно продумано и проработано, и вы никак их не убедите. Поэтому "интересно" совершенно индивидуально, но мы можем стремиться охватить как можно больше читателей за счет идеи, персонажей и сюжета |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |