Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
В заключение начинающим авторам предлагается статья на тему распространенных ошибок, которые допускаются в жанре POV. Ведь чаще всего мы пишем от первого лица, выбрав себе в качестве основного персонажа одного из протагонистов фэндома или же введя нового героя.
Итак, какие подводные камни тут можно встретить и, главное, как их избежать? Так или иначе, но у большинства авторов встречаются следующие ошибки:
— отсутствие разнообразия в диалогах;
— недостаток описаний;
— только один "угол обзора", то есть мы, как правило, узнаем о мнении главного героя, а компания словно бы превращается в сборище молчаливых статуй без собственного мнения и эмоций.
Как это все можно исправить?
Диалоги, точнее, их нечитабельность, заключается в односложности вопросов и ответов. К примеру:
— Привет, Макс!
— Привет, Настя!
— Куда идешь?
— В школу.
— Встретимся после уроков?
— Да.
— Не знаешь, Маша с нами пойдет?
— Нет.
— То есть как это нет? Ее опять родители не отпускают?
— Не знаю.
И, как правило, такими вот диалогами приходится "наслаждаться" на протяжении всего рассказа. И не поймешь, то ли Макс такой нелюдимый сам по себе, то ли Настя ему надоела со всеми своими расспросами, то ли автор просто не продумал диалог. Как это исправить? Достаточно вставить в диалог описание действий персонажей и мысли главного героя в этот момент. К примеру:
— Привет, Макс! — подруга поравнялась со мной и мы пошли вместе по дороге.
— Привет, Настя, — спокойно ответил я, спросонья не особо желая вести диалог.
— Куда идешь? — девочка улыбнулась, как будто заранее зная ответ.
— В школу, — все так же спокойно ответил я. Интересно, а куда еще, по ее мнению, можно идти в то время, когда порядочные люди еще спят, еще и с ранцем за спиной?
— Встретимся после уроков? — уточнила Настя. Ну да, мы же договаривались...
— Да, — мысли мои были заняты предстоящей контрольной по биологии, поэтому общаться особо не хотелось, да еще и на тему, которую обсудили со вчерашнего вечера.
— Не знаешь, Маша с нами пойдет? — девочка слегка запыхалась, но от меня не отставала. Поняв, что спутнице немного тяжело идти в заданном темпе, я сбавил скорость.
— Нет, — как будто можно было ожидать, что нашу "тихушницу" Машу отпустят гулять вечером по району в "сомнительной компании".
— То есть как это нет? Ее опять родители не отпускают?
— Не знаю, — привычно пожал плечами я. На самом деле, конечно, причина отсутствия Маши была мне понятна.
Как видим, диалог остался тем же. Однако дополнительные описания и мысли героя сделали понятными односложность его реплик. Равно как и действия, которые участники диалога совершали во время разговора. В противном случае, рассказ напоминает первое сочинение на английском языке — односложные и, как следствие, безынтересные фразы.
Переходим ко второй проблеме — недостаток описаний. Что подразумевается под недостатком описаний в жанре POV? Как правило, перечисляется последовательность действий героя или героини, но при этом нет, опять же, никаких мыслей и дополнительной информации об окружающей обстановке. Как именно это происходит?
"Открываю глаза, вскакиваю с постели, надеваю тапочки и прусь в туалет. Сажусь, простите, на унитаз, и головой бухаюсь на стиральную машину. Нужду справили, две секунды валяюсь на стиралке. Шум воды, прусь на кухню, закрываю окно, иду в комнату".
Реальный отрывок из реального увиденного фанфика. Как видим, герой напоминает робота-сквоттера, который выполняет определенную последовательность действий, при этом не испытывая никаких эмоций и ни о чем не думая.
Как правило, на замечание о недостаточности описаний и мыслей авторы выдают примерно одну и ту же отмазку, суть которой заключается в следующем: "Ну вот, о чем же человек может думать, если он только проснулся (идет по дороге, сидит на нужнике, смотрит за окно и т.д.)". Однако, даже не испытывая определенных эмоций, человек одновременно прокручивает в голове десятки, если не сотни мыслей. Неважно — спросонья, на ходу... Главное, что мысли есть, равно как есть и окружающий мир, который нужно описать, чтобы дать читателю представление о том, где герой находится и что именно с ним происходит.
Как можно преобразовать вышеописанный отрывок? Разумеется, "разбавить" последовательность действий мыслями и описаниями окружающей обстановки:
"Открыв глаза, несколько секунд сонно пялюсь на белый потолок своей спальни. Каждый день его вижу и все равно на него смотрю, как будто от моих взглядов он сменит цвет... После этого все-таки встаю, о чем свидетельствует слегка скрипнувшая кровать, надеваю тапочки и прусь в туалет по знакомому с детства коридору с жуткими обоями в зеленую крапинку. Сажусь, простите, на унитаз и головой бухаюсь на стиральную машину, для которой просто не нашлось другого, более удобного места в нашей тесной квартире. Справив нужду, валяюсь две секунды в той же позиции, борясь с остатками сна. Сливаю воду и под характерный шум иду на кухню, чтобы закрыть окно. Решив продолжить спать, все по тому же коридору отправляюсь в комнату."
Как видим, уже нет того скучного перечисления "встала-поела-дальше пошла". Последовательность действий сохраняется, но вот вставленные мысли и описания уже добавляют тексту привлекательности. Помните, что вы пишете ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, а не рапорт и не объяснительную записку. Простое перечисление действий приемлемо в научном или же официально-деловом стиле речи, но никак не в развлекательном рассказе.
Третья проблема по своей сути наиболее сложная. Ведь если мы пишем от первого лица главного героя, есть существенный риск сделать безликими остальных персонажей. По своей сути эта ошибка сродни предыдущей, однако в роботов-сквоттеров превращается не главный герой/героиня, а его/ее окружение.
"— Привет, — меня радовало то, что на этот раз голос позади меня был женский.
— Привет, — я повернулась, чтобы посмотреть на того, кто со мной поздоровался.
— Мы учимся с тобой в одном классе, ты в курсе? — спросила меня девочка, переступая с ноги на ногу.
— Нет, я пока плохо знаю своих одноклассников.
— Не обращай внимания на них, ты теперь для них как бы "новая цель"... Ты — новенькая.
— Я особо и не обращала, мне всё равно, — я с силой дёрнула ручку, и шкафчик открылся. — Какой у нас следующий урок?
— Биология.
— О, ненавижу биологию, — я взяла учебник и повернулась к ней. — Кстати, меня зовут Джесси.
— Сандра.
— Круто, ну-у-у, показывай класс.
— Вон там, пойдём".
.
Как видим, по сюжету вторая девочка, которая разговаривает с главной героиней, словно бы создана для одной ситуации — показать новенькой однокласснице, в каком кабинете пройдет урок. Однако это вовсе не значит, что у нее не должно быть собственного характера, мнения, выражения лица, жестикуляции и, как ни странно, внешности.
Итак, придаем собеседнице главной героини внешность, характер и привычки, то есть делаем ее личностью этого мира, а не картонной фигуркой.
"— Привет, — меня радовало то, что на этот раз голос позади меня был женский.
— Привет, — я повернулась, чтобы посмотреть на того, кто со мной поздоровался. Хрупкого телосложения высокая девочка в идеально выглаженной форме и с убранными в пучок рыжими волосами рассматривала меня с неподдельным интересом. (Наделяем собеседницу внешностью. Уже исходя из описания, читатель сам делает вывод о том, что собеседница аккуратна).
— Мы учимся с тобой в одном классе, ты в курсе? — спросила меня девочка, переступая с ноги на ногу.
— Нет, я пока плохо знаю своих одноклассников.
— Не обращай внимания на них, ты теперь для них как бы "новая цель"...Ты — новенькая.
— Я особо и не обращала, мне всё равно, — я с силой дёрнула ручку, и шкафчик открылся. — Какой у нас следующий урок?
— Биология.
— О, ненавижу биологию, — я взяла учебник и повернулась к ней. — Кстати, меня зовут Джесси.
— Сандра, — в глазах собеседницы мелькнуло легкое презрение. Видимо, биология была ее любимым предметом и, соответственно, во взгляде на этот предмет мы с ней не сходились. Или же ей чем-то не понравилось мое имя? (Так или иначе, уже у собеседницы появились некоторые черты характера и реакция на героиню.)
— Круто, ну-у-у, показывай класс.
— Вон там, пойдём".
Как видим, двумя предложениями можно придать окружающим определенную степень "живости". Мы также описываем события от имени главного героя, однако собеседники и сопартийцы, так или иначе, живут своей жизнью, имеют свое собственное мнение, внешность и привычки. Не следует забывать об этом, чтобы не получить в результате "рапорт о походе в школу" вместо рассказа.
Как видим, для того, чтобы сделать рассказ от имени первого лица более увлекательным и интересным, вызвать у читателя желание "ждать проду", необходимо, в первую очередь, уделить достаточное внимание наличию описаний, мыслей героев и, конечно же, взаимодействию с окружающими как с личностями, а не как с манекенами, которые автор расставил для нужд своего героя/героини.
На этом позвольте автору откланяться и завершить этот список статей-рекомендаций. Главное, что хочется посоветовать каждому начинающему автору — не стоит опускать руки в случае, если первые произведения оказались неудачными. Равно как и не стоит останавливаться на достигнутом количестве "лайков". Поставьте своей целью самосовершенствование — и вы обязательно добьетесь успеха через определенное время.
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|