↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Попала или попалась? Типичные ошибки авторов и как их избежать. (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Юмор
Размер:
Мини | 44 952 знака
Статус:
Закончен
Предупреждения:
ООС
 
Не проверялось на грамотность
Данная работа представляет собой небольшое FAQ для начинающих авторов. Основано на собственном опыте, как автора, беты и читателя.
QRCode
↓ Содержание ↓

Общие советы по общим же ошибкам.

Открыли мы Книгу Фанфиков, увидели, как многие пишут работы и решили — чем мы хуже? Но почему бы не поставить вопрос иначе — как нам сделать не "так, как все", а "лучше многих"? Я надеюсь, что данная статья, которая содержит общие рекомендации, основанные на личном, хоть и небольшом, опыте, поможет вам научиться на чужих ошибках, чтобы не допускать своих собственных.

Вышла я, красна девица... Ну хорошо, сдаюсь... Вышел вчерашний юный автор на просторы Фикбука и посмотрел, что большинство новичков допускает одни и те же ошибки. Разумеется, речь идет не об "аффторятах" до мозга костей, которые горделиво отмахиваются от критики и попыток помочь исправить произведение, а о людях, которые хотят и, самое главное, могут красиво писать, но при этом не обладают опытом. Критика в данном случае, конечно же, выход, однако и у нее есть свои минусы. Можно просто указать на ошибки, а можно оскорблять и унижать автора, что само по себе обидно. А уж тем более, если такой отзыв попался первым... Как правило, он оказывается последним и начинающий писатель, не имея желания продолжать дальше свое произведение, удаляет профиль. Кто-то считает, что это правильно, что такие люди — слабаки, не прошедшие "проверку на прочность", однако сути дела это не меняет — от такой критики не помощь, а один вред. В этой статье я просто приведу примеры самых распространенных и известных мне ошибок начинающих авторов, многие из которых допускала и сама. Помимо этого дам несколько простых советов, как их избежать.

Во-первых и в главных, идет элементарное. Орфография, пунктуация и прочая "рутина" вроде правильного оформления текста. Как правило, многие подобное просто игнорируют, а делать этого ни в коем случае не следует. Ведь ошибки подобного рода первым делом бросаются в глаза, а значит — читатель мысленно ставит произведению большой минус. И, как правило, хороший сюжет и красивый слог уже не могут спасти положения, особенно если это первые главы нового произведения. Ошибки в тексте подразумевают не только безграмотность автора, но и его неуважение по отношению к своим читателям, а значит... Значит, нужно найти способ исправить проблему. Великий Ворд, внимательность и бесконечное повышение собственной грамотности и словарного запаса — вот какие должны быть перспективы у автора. На первое время, разумеется, понадобится бета — человек, который поможет редактировать текст. И, разумеется, не стоит отключать "публичную бету", чтобы читатели могли показать вам ошибки — так вы сможете их исправить.

Пункт второй, как ни странно, составляет то самое отношение к критике. Критика тоже бывает разной и, как правило, пишут ее сразу же в отзывах под главой. Встречаются отзывы, в которых читатели просто советуют автору повеситься или же застрелиться, а также "удалите эти фекалии". Как правило, такие отзывы — вариант единичный и проще проигнорировать их, чем ввязываться в перепалку. А теперь мы переходим к критике обоснованной. Обоснованная критика, как водится, не содержит в себе нецензурной лексики и оскорблений в адрес автора. Это просто большой отзыв, в котором по пунктам перечислены ваши ошибки и недочеты. В данном случае достаточно написать в ответе комментатору свою благодарность и сообщить, что вы приняли к сведению все вышеизложенное и постараетесь исправить недочеты. Вот только помните о том, что вы должны сами решить, что исправлять, а что — оставить, как прежде. К примеру, мне самой часто писали о том, что произведение получается слишком уж несерьезным. И только обратив внимание на то, что в жанрах указаны "юмор", "флафф" и "стеб", а также отсутствуют жанры вроде "даркфик", "ангст", "драма" и прочие грустные вещи, читатели смущались и признавали, что как раз на список жанров внимания не обратили... Но была и иная ситуация, когда сразу большое количество людей обратили мое внимание на излишек ненормативной лексики в произведениях. Посмотрев со стороны на работу, я пришла к выводу, что эти люди были правы и постаралась сократить использование мата в произведении. Вывод — критика быть должна, вернее, критика обоснованная, потому что именно исходя из перечня недочетов, а не из восторженных воплей, автор принимает решение чему-то научиться, стать лучше.

Пунктом третьим стоит взаимосвязь критики и положительных отзывов. Дело в том, что отзывы о восторгах при прочтении произведения приятно выслушивать всем, а вот получение негативной оценки оборачивается трагедией для большинства личностей. Для начала необходимо усвоить одно правило — на всех не угодишь, а значит, помимо положительных отзывов будут и отрицательные. Что такое положительный отзыв? Это не бессвязные "понравилось, жду продолжения", а четкий, обоснованный комментарий — что именно понравилось и почему. Для чего это нужно? Чтобы вы сами, в первую очередь, поняли, что у вас получается лучше всего. Как правило, первый десяток отзывов помогает более менее определиться с жанрами, в которых вы будете писать. Если вам оставили отзыв в стиле "понравилось", ответьте читателю и попросите пояснить, что именно ему понравилось и были ли моменты, которые у вас не получились.

Какая взаимосвязь положительных отзывов и отрицательных, спросите вы? Разумеется, в том, чтобы определиться, какие именно жанры и предупреждения вам подходят. Часто встречаются смешанные комментарии, в которых перечисляются и недостатки и достоинства. Невозможно добиться, чтобы с первого раза у вас получилось ВСЕ — текст будет сыроват, какие-то моменты потребуют дополнительной работы. Однако, после первых нескольких отзывов вы поймете, что у вас, к примеру, хорошее чувство юмора и красивый текст, однако с описанием романтических сцен возникает "небольшая большая проблема". Что делать в этом случае?

И вот мы плавно подошли к пункту четвертому и завершающему. Это главное правило автора, как начинающего, так и более профессионального... НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПИСАТЬ О ВЕЩАХ, КОТОРЫХ НЕ ПОНИМАЕТЕ. Мне очень часто попадаются произведения новичков возраста 10-15 лет, которые пытаются написать постельную сцену и при этом в глаза не видели даже учебник анатомии. Право же, не стоит — подобное не добавит вашему произведению популярности. Всему свое время! Возможно, несколько лет спустя, у вас будет достаточно знаний и личного опыта, чтобы в деталях описать... да не только постельную сцену! Есть еще много вещей, о которых пытаются писать, не понимая — вооружение, технологии и так далее. Лучше вообще пропустить подобные сцены, чем пытаться написать невесть что. Также, как и редко получится у подростка написать о чувствах и переживаниях взрослого человека.

Как ни странно, но в первом фанфике лучше всего начинать с той темы, которая вам особенно близка. Школа, к примеру. Да, это банально, да, казалось бы, тема себя изжила, но ведь вы можете придумать что-то новое... Что именно — решать вам. Для ориджинала подойдет любая интересная ситуация, которая происходила с кем-то из ваших знакомых, для произведения по определенному фэндому... Стоп, а вот про фэндомы надо поговорить отдельно. К примеру, в следующей статье.

Глава опубликована: 10.12.2024

Фэндомы или их пародии. В чем преимущества и недостатки AU и ООС?

Итак, в предыдущей главе мы уже поговорили о том, какие базовые ошибки свойственны большинству начинающих писателей. После чего автор статьи заговорщицки подмигнул и скрылся в неизвестность с обещанием остановиться подробнее на фэндомах, вернее, по написанию фанфиков в разных фэндомах.

Итак, вам нравится какой-то определенный фэндом и вы решаете написать по нему фанфик. Что следует знать? Во-первых, так или иначе, вы берете готовых героев с определенными характерами, внешностью, которые живут по своим законам, созданным автором того или иного мира. Настоящим мастерством в данном случае будет написать свое произведение, не нарушив созданные автором канона образы. Многие из вас способны на такое? Для того, чтобы описать мысли и чувства каких-то персонажей, необходимо достаточно хорошо разбираться в психологии и предполагать, как поведет себя в той или иной ситуации человек (эльф, назгул, зеленый человечек, персонаж аниме, неведомая зверушка — нужное подчеркнуть). Вы в состоянии сделать подобное? Если да, то перо, то есть, простите, клавиатуру вам в руки и попутный ветер в спину, если нет, у вас есть два выхода. Вариант первый — взять в помощь соавтора или же самому совершенствовать навыки владения пером, то есть, клавиатурой, или же...

А вот мы и подошли к важной проблеме новичков всех фэндомов. Речь пойдет, разумеется, об AU и ООС. Чем плохи и чем хороши эти жанры и предупреждения? Для начала, поговорим о хороших сторонах... Стоп. Сначала поговорим о том, что именно прячется за этими аббревиатурами. AU представляет собой либо ответвление сюжета, либо наиболее популярную сейчас версию "попаданца", то есть рассказ про главного героя, который попадает в другой мир или же, наоборот, знакомится с персонажами, которые попали "к нам". Также АУ может представлять собой обстоятельства, которые абсолютно не связаны с каноном. ООС — это, по сути своей, изменение характеров персонажей. То есть, если мрачный по сюжету персонаж может начать шутить и смеяться.

Пожалуй, это самые спорные моменты нашего ресурса, которые лишь немного отстали от такого явления, как Мэри Сью. Чем хорош и чем плох ООС? Разумеется, большой плюс в том, что новичкам предоставляется большая свобода действий — вы можете менять характер и линию поведения персонажей, придумать новый пейринг и так далее. Минус... минус в том, что многие абсолютно не умеют распоряжаться плюсами и начинают банально лениться. Итак, вы решили писать, к примеру, ООС. Поставили соответствующее предупреждение, открыли чистый листок новой главы и...

Отложили клавиатуру, господа начинающие, и начали думать. Разумеется, легко сделать персонажа таким, как вам хочется, однако здесь важнее другое. Называется эта простая вещь "обоснуем" и в голову большинству новичков просто не приходит. Вот и появляются несуразные персонажи, которые непонятно почему меняют свою линию поведения, да и поведение у них, мягко говоря... Многие, наверное, замечали, что большинство ООС-ных героев почему-то получаются плоскими и ненастоящими. Причина — отсутствие привычки думать. Ведь если вы откроете любую книгу, там обязательно будет описано, почему герой стал именно таким, почему он ведет себя так, а не иначе... Вывод — если вы собираетесь менять характер героя, придумайте "обоснуй". К примеру, парень и девушка, которые просто не могут хорошо относиться друг к другу, вдруг начинают дружить. Почему? Что произошло до этого? Почему все вышло именно так??? Не обязательно даже расписывать ситуацию в красках на страницах самого фанфика — просто продумайте ее и в двух фразах обрисуйте в описании к вашему произведению — все уже будет иначе. Возможно, персонажи будут далеки от совершенства, однако читателю уже будут понятны причины, по которым они действуют именно так.

Теперь о "настоящий" — "ненастоящий". Что делает человека (да и любое другое существо) настоящим? Правильно, его индивидуальность. Получается, что ООС написать иногда довольно сложно потому, что ВАМ ПРИДЕТСЯ САМОМУ ПРОДУМАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ГЕРОЯ. И, опять же, обосновать ее. Вывод — наличие предупреждения "ООС" не делает этот фанфик ООС-ным. Как определить, что вам подходит — канон или его вариации? Разумеется, попробовать написать. Не стоит браться сразу за "макси" формат. Сделайте небольшую зарисовку, можно даже две вариации одной и той же ситуации — каноническую и ООС-ную, и по отзывам читателей, да и по собственным ощущениям, вы поймете, что же именно вам больше подходит.

Снова возвращаемся к жанру альтернативной реальности. Наиболее популярен он стал не так давно, а значит — каждый может стать первопроходцем и создать что-то новое, но... И опять "но". К примеру, вы собираетесь создать ответвление от сюжета. Что вам нужно? Правильно, обоснуй. Еще одним вариантом АU становится совмещение двух и более фэндомов. Вы считаете, что сможете написать кроссовер по таким несовместимым на первый взгляд фэндомам, как "Мстители" и "Сумерки"? А задумывались ли вы о том, что у читателя может возникнуть вопрос — а как вообще эти два непохожих мира соединились... "Обоснуй", опять же, может быть каким угодно — зависит только от вашей авторской фантазии. Но, главное, он ДОЛЖЕН БЫТЬ.

Так что, любители неканона, запоминаем самые главные правила написания фанфиков — "обоснуй", "обоснуй" и еще раз "обоснуй". Дело даже в психологическом аспекте. Читая некоторые работы, сразу видишь, где есть смысл и сюжет (пусть это и абсолютно дикий кроссовер, пусть и ООС), а где просто получается жалкая пародия на один из фэндомов. Если общаешься с авторами тех или иных произведений, то понимаешь, что первый человек с нормальными, живыми героями может тебе хоть сейчас сдать "досье" на каждого из своих "подопечных", а второй неуклюже мямлит "ну вот... я подумал(а)..."

Наиболее легко "наломать дров" в фанфиках, где сочетается "гремучая" версия "попаданца" и Маши Сью. Почему не Мэри? А об этом, разумеется, расскажу подробней, но уже в следующей главе.

Глава опубликована: 10.12.2024

Маша-Сьюша-попадос и в чем ее отличие от Мэри. Пролог.

Вот мы и подошли к одной из животрепещущих тем нашего ресурса. Товарищи, говорю сразу — готовим противогазы и ступаем осторожно, чтобы не наступить... куда не следует.

Многие, в том числе и автор этой статьи, начинали свой путь на Книге Фанфиков с одной мысли, которая крепко засела в мозгах и называется "А вот я бы, попав в любимую игру/книгу/фильм/мультик..." Какой вариант? Правильно, мы создадим "себя" и напишем про то, как обычная девушка попала в тот или иной мир... А потом оказалось, что она не совсем обычная. И так далее. Канва сюжета, в принципе, остается неизменной — девушка/парень попадают в этот мир, занимают место одного из главных героев, или же просто помогают им по мере сил и возможностей. Почему одно произведение с предупреждением "Мэри Сью" способно собрать за каких-то три месяца более ста "лайков", а автору другого откровенно предлагают удалить работу? Вроде бы, сюжет похож, героини похожи... или же НЕпохожи? Давайте остановимся подробнее на понятии "Мэри Сью". В фикрайтерстве это означает появление в произведении персонажа, с которым так или иначе ассоциирует себя автор. Как правило, начинающий автор вкладывает в героиню все черты идеала, зачастую несовместимые. Все популярные ошибки "Сью-авторов" перечислены уже сотни раз — длинное имя, даже несколько имен, гениальность героини во всех областях науки, а также ее красивая внешность и, конечно же, сверхспособности. И вот вопрос — а можно ли вообще создать не типовую Машу Сью, а свою героиню, которую не испортит даже предупреждение "Мэри Сью" в шапке. Разумеется, можно. Вот только вам для этого следует обладать самокритикой, трезвой самооценкой и, конечно же, хотеть создать нормального персонажа. Готовы поэкспериментировать? Тогда вперед!

И, разумеется, я остановлюсь именно на версии попаданцев в другой мир, потому что, во-первых, тема мне знакома не понаслышке, а во вторых, с каждым годом она становится все более популярной. Итак, поехали!

Что мы будем делать сейчас? — спросите вы. Разумеется, мы будем делать нашу Мэри Сью живой. Точнее, мы из идеала автора сделаем самого автора! Что, страшновато стало? Мне тоже было немного не по себе на протяжении всех глав романов с "Мэри". Итак, для начала берем, разумеется, внешность. Помните о том, что внешность человека напрямую зависит не только от матушки-природы, но и от него самого. Что вы увидите в зеркале? Как правило, вы увидите, как ни банально, руки-ноги-туловище-лицо-голову. Причем, ни одна часть вашего тела не обладает какими бы то ни было способностями. Разумеется, некоторым повезло родиться с модельной внешностью, однако процент этих людей очень невысок — примерно один из ста. Вывод — внешность у вас обычная. Так и пишем... Если произведение начинается у вас, собственно, с пробуждения, то тем более в зеркале не отразится существо внеземной красоты — как правило, это будет непричесанное чудовище с "заплывшими" спросонья глазами и остатками вчерашней косметики на лице. Поэтому, правило номер раз — мы НИКОГДА не описываем в деталях свою внешность.

Едем дальше... Что у нас по расписанию? Как ни банально, но это ежедневная рутина вроде школы, института или же помощи родным по дому. Здесь будет вполне уместно немного рассказать о своей семье и себе самой, чтобы дать представление читателю о том, с чем и с кем он имеет дело. Помните, именно от первых глав будет зависеть характер героини. Вы пишете с себя? Отлично, расскажите о себе... на полстранички, не более. Сделать это можно элементарно и как бы между прочим. "Кстати, со всеми своими мыслями я так и не успела рассказать о том, где нахожусь и что, собственно, происходит." После этого опишите семью. В каких обстоятельствах вы росли? Домашняя девочка с идеальной семьей или дочь алкоголика, которая сбегает от пьяного отца к соседям, в надежде, что "папенька" нажрется водки и заснет? Все так или иначе должно быть обосновано. Исходя из указанных обстоятельств, выводим характер. Как уже говорилось, характер надо брать СВОЙ — с достоинствами и недостатками, без исправлений. И, разумеется, стоит пояснить, откуда что взялось. Желательно сделать это при помощи какой-то жизненной ситуации. Как ни банально, подойдет драка, или же разговор с кем то... Да мало ли — любая ситуация, которая может дать представление о героине, то есть, о вас. Помните — не себя отождествляем с героиней, а героиню — с собой.

Разумеется, обстоятельства сформировали и ее характер. Она домашняя девочка, чье внимание целиком посвящено учебе в школе и дополнительных кружках? Разумеется, в данном случае она — покладистый и прилежный ребенок без каких-то особых заморочек, который слушает маму, кушает то, что та приготовит, и, конечно же, не испытывает проблем социального характера. Как правило, такой человек не сталкивается открыто с насилием и жестокостью, и поэтому может видеть жизнь в розовом цвете. Как правило, она вежлива со старшими и ее любят за покладистый характер. Второй пример, как уже говорилось — социальные низы. Девочка уже будет другой — запросто ввяжется в драку, не боится вида крови и не плачет, если ей сломают нос. И, разумеется, у нее выработалась защитная реакция на окружающих, которые так или иначе пытаются вменить ей в вину подобное поведение. Никого не удивит, что такая девочка пошлет матом учителя и выскочит из класса, хлопнув дверью. Опять же, для примера я указала всего лишь два возможных варианта характера героини. На самом деле их намного, намного больше. Так что вывод — пишем с себя и, опять же, создаем "обоснуй". Девочка выросла на дне жизни, но при этом ей не чуждо благородство? Разумеется, она читала много книг — приключенческие романы конца восемнадцатого века, к примеру.

Кто она у вас? Как уже говорилось, реакция персонажа на те или иные события, а также взаимоотношения с другими людьми должны иметь "обоснуй". Не стоит идеализировать и домысливать "нашу" реальность. Вы — девочка из нормальной семьи и ходите в элитную гимназию? Отлично, значит, у вас есть одна подруга в классе и несколько человек, с которыми вы общаетесь — остальные просто вежливо кивают вам при встрече и стараются не споткнуться, как и вы о них. У этих людей свои проблемы и заботы, и им нет НИКАКОГО дела до вашей героини. В рассмотрении обычной районной школы несколько другой вариант — как правило, дисциплины в подобных заведениях нет, а в классе собраны дети из всех социальных слоев данного района. Не стоит удивляться, что класс разбит на группы, которые враждуют друг с другом. Нормальная, "благополучная" девочка будет вынуждена выслушивать ежедневно о ненависти к ней детей, которым с родителями не повезло, а дочь папы-алкоголика, у которой нет приличных кроссовок — о своей принадлежности к касте нищих. Помните, что все персонажи по-разному будут относиться к герою. Кому-то понравится манера девочки разговаривать с частым использованием ненормативной лексики, кто-то скажет, что она похожа на быдло. Если она участвует в драках, то кто-то сочтет ее "крутой", а кто-то — осудит. Любой поступок, любая фраза человека произведет разное впечатление на окружающих.

Итак, мы заканчиваем пролог. Сам пролог в стандартном "попаданце" может занимать собой примерно 2-3 странички и включать небольшое описание героини, ее характера и привычек. Что важно? Важно позволить взглянуть на героиню глазами других людей. Даже выдающуюся деталь внешности лучше всего описать с точки зрения, к примеру, парня девушки. "Он говорит, что у меня особенный взгляд, который словно...", ну и так далее, по списку глупостей, которые может выпалить влюбленный мальчик. Или же "училка без конца говорит мне причесаться и прекратить ходить в школу с мелированной головой. Но я хочу отличаться от остальных и поэтому продолжаю вытравливать часть прядей на макушке в неестественно-белый цвет". Так что если необычная деталь внешности все-таки есть, о ней стоит упомянуть вскользь и, желательно, от имени третьего лица.

Пролог мы завершаем... чем? Правильно, как правило, именно в этот момент девушка попадает в параллельный мир. Приступаем к написанию первой главы, вернее, к первым дням нашей Мэри в альтернативной реальности. И, разумеется, опишет это автор в следующей главе.

Глава опубликована: 10.12.2024

Маша-Сьюша-попадос и в чем ее отличие от Мэри. Первые дни в новом мире и...

Автор извиняется за долгое ожидание и продолжает обсуждение темы написания фанфиков с предупреждением "Мэри Сью". Здесь не будет философствований на тему "стоит или не стоит писать Мэри", а всего лишь несколько советов о том, как писать Мэри, которая при этом может понравиться читателям и вызвать желание почитать еще работы автора про эту героиню.

Итак, девушка попала. Причем, конкретно так. Не стоит надеяться, что она сразу стала всем нужной, автоматически приобрела кучу сил и сразу же заслужила общественное признание. Ведь, как правило, у большинства начинающих авторов уже наготове добрый волшебник, который выходит из кустов и сообщает девочке о ее избранности, невероятной магической силе и так далее. При этом сама Мэри не испытывает никакого дискомфорта и радуется столь неожиданному повороту событий.

Или же другой не менее популярный вариант, который, каюсь, использовала и я сама — встреча с врагами и сражение с ними. Разберем ситуацию самого факта "попадания", а также первых нескольких дней.

Хорошо, к примеру, ваша девушка оказалась в другом мире и... Почему, собственно, она, находясь на поляне в лесу, с уверенностью произносит в мыслях "я попала в мир этого аниме (игры, фильма)". Откуда у нее берется такая уверенность, что она вообще находится в другой реальности, а не в лесу в двухстах километрах от Москвы? Ответ на этот вопрос можно найти, к примеру, в самом процессе "попаданства", который, как правило, может организовать встреченная по дороге из школы домой волшебная личность. То есть, девочка попросила перенести ее в другой мир и поэтому поняла, где находится, но... Но подобная реакция будет более уместной для человека, который еще не вышел из возраста веры в сказки, а вот уже подростку может прийти в голову мысль из разряда "мама, что я курил(а)". И читателю, соответственно, тоже, но уже в отношении автора. Так что, даже если "попаданец" состоялся с ведома героини, потребуются куда более веские аргументы, чтобы убедить ее саму (и читателя), что персонаж оказался именно там, где оказался.

Если же попаданец случайный из разряда "попала под машину, упала, очнулась уже здесь", то тем более у героини чувства будут, мягко говоря, противоречивые. И даже если эйфория будет присутствовать, то сохранится она, увы, только первые пару минут, потому что... Давайте придадим чуточку реальности рассказу. Вне зависимости от мира, везде сохраняется один и тот же закон — моя хата с краю. Поэтому к незнакомой девушке могут проявить внимание, однако совсем не то, которое ей хотелось бы. Пояснить? Торговля органами в каком-нибудь фантастическом мире и банальная работорговля и сексуальное рабство, которые распространены в различных вариациях средневековья, которым грезит каждая девочка, представляя себя принцессой на балу и забывая при этом об обратной стороне медали.

Опять же, развитие сюжета и его вариации индивидуальны для каждого автора, и я ни в коем случае не берусь "подкидывать" вам идеи, до которых каждый должен додуматься сам. Я всего лишь рекомендую придать произведениям толику логичности и реализма.

Как будет вести себя ваша героиня? Либо она "затупит" и пойдет знакомиться со всеми подряд... тогда не стоит удивляться, что она может нарваться на неприятности. Если речь идет о средневековье, то даже внешний вид может стать поводом для излишнего внимания. Если девочка/девушка достаточно умна, то она постарается избежать неприятностей. Возможно, ей встретится дружелюбно настроенный персонаж, которому она решит открыться, но даже он не поселит ее во дворце на всем готовом, разве что, простите за грубость, в качестве сексуальной рабыни, что довольно вероятно. То есть, не стоит пытаться приукрасить реальность под героиню — если это средневековье, то этот мир будет жить по своим правилам вне зависимости от того, нравится это вашей героине или нет, и это девушке придется подстроиться под окружающую действительность и окружающих людей.

Высокотехничные миры из разряда фантастики тоже не встретят героиню с распростертыми объятиями. Разумеется, там нет того открытого варварства, как в фэнтезийных мирах, однако также есть определенные законы существования. Люди будут ПРОХОДИТЬ МИМО, не обращая никакого внимания на девчонку. Впрочем, если ГГ не достигла совершеннолетия, то ею однозначно заинтересуются правоохранительные органы, сотрудники которых, опять же, не будут лучиться дружелюбием.

То есть, с самими мирами мы определились — основной массе людей героиня будет, увы, безразлична, а у определенной категории может даже вызвать совсем не тот интерес, который ей нужен.

В принципе, не исключено наличие дружелюбного персонажа, однако его появление и благожелательный настрой к героине должен быть подкреплен все тем же Господином Обоснуем. Каким именно? Зависит от вас, но помните, что именно от качества "обоснуя", логичности встреч и диалогов и будет зависеть читабельность вашего произведения.

И даже если вы возьмете вариант уже приевшегося всем доброго волшебника со сказочкой об избранности, то советуем запомнить главное правило — от особенных потребуют особенного. То есть, поклоняться вашей героине ни за что ни про что никто не будет, даже если она дочь местной королевы, спрятанная до поры до времени в другом мире. Скорее, в данном случае от нее потребуют учиться манерам, этикету и обычаям мира, что может выматывать намного сильнее привычной школы.

Поэтому поменьше розовой ванили и побольше реального трезвого взгляда. Доброжелательное отношение и желание помочь героине вовсе не означает желание окружающих посадить "счастье" себе на шею и позволить свесить ноги. Ей также придется подчиняться определенным законам. То есть, конфликт героини с миром и его обитателями НЕИЗБЕЖЕН. Как она будет выходить из положения сейчас и в дальнейшем, закалится или сломается, зависит уже не от автора этой статьи, а от произведения, качество которого, опять же, будет обусловлено только правильностью "обоснуев".

Ладно, мы относительно разобрались с ситуацией героиня-мир (в абстрактном понятии). Теперь перейдем, собственно, к силам и умениям. Почему-то у многих Машек Сью встречается такая картина — девочка увидела врагов, взяла в одну руку меч, в другую — миниган, вскочила на лошадь (за руль БТР) и выпустила в противников "огненный шар", который сразу же испепелил всех неугодных. Итак, разбираем, опять-таки, две популярных версии мира — магическое фэнтези и высокие технологии.

Фэнтези с его холодным оружием, кольчугами и шлемами, лошадьми и замками, несомненно, привлекает "попаданцев", но... На личном опыте могу утверждать, что подобное невозможно чисто физически. Почему? Поясню, основываясь на личном опыте. Девушка я нехрупкая (всего лишь 46 размер), которая не испытывает никакого дискомфорта, гуляя в походах по 2 недели с рюкзаком килограмм этак на 10-15. И согласился как-то автор данной статьи поучаствовать в съезде ролевиков-толкиенистов в соседнем поселке. Так вот, после пары часов шуточного боя в жестяной кольчуге и "мечом" из дерева и фольги желание посещать подобные мероприятия было отбито окончательно и бесповоротно. А если учесть, что реальная броня далеко не жестяная и весит, как правило, около десятка килограмм, что реальный меч имеет вес около полутора-двух килограмм... В общем, даже просто ХОДИТЬ в таком "боекомплекте" сможет не каждый современный человек. А если девочка, вдобавок, имеет вес среднего цыпленка и хрупкое телосложение, то, извините, она абсолютно не в состоянии прорубать доспехи противника ударами меча, которым не умеет пользоваться.

Теперь о самом популярном виде транспорта — конине обыкновенной. Вам доводилось ездить на лошадях? Нет??? Тогда довожу до вашего сведения, что вы вполне в состоянии научиться ездить за десять минут, но это будет однозначно не красивая езда галопом. Езда на живой лошади немного напоминает попытки удержаться на качающейся палубе корабля — вы вцепитесь в седло руками и, возможно, зубами, а также будете молиться всем известным богам, чтобы ненароком не выпустить неуклюже зажатые в одной из рук поводья. Ехать на лошади прямо, держа в обеих руках поводья и обеспечивая тем самым управление "транспортом", вы сможете только через несколько часов, а то и дней тренировок. Вдобавок прибавим, что после часовой прогулки вы будете искренне радоваться своей принадлежности к существам женского пола и ходить враскорячку, потому что отбить одно место можно очень и очень неслабо.

На магии тоже хотелось бы остановиться поподробнее. Во-первых, даже если эти способности у девочки есть, она о них не знает и может использовать случайно и на уровне интуиции. И, однозначно, это не будет похоже на правильные заклинания. Сноп искр, который сорвался с ладони и доставил противнику неприятные ощущения вроде ожога на лице. При этом девочка должна быть достаточно умной, чтобы проследить за тем, что ветер дует не в ее сторону. В принципе, магия во многом напоминает любую способность человека — ей нужно ОБУЧАТЬСЯ, а не "вот так вот и сразу".

Если мир технический, то героини, опять же, в большинстве своем хватаются за "пушечку побольше". Опять же, как человек, которому доводилось стрелять в развлекательном тире из пневматической винтовки и потом долго тереть набитые отдачей синяки на плече, могу заявить, что девочка явно не будет в состоянии попасть "белке в глаз" с дистанции несколько десятков метров. Равно как и управлять техникой, потому что для этого требуются специальные умения и знания, которых у главной героини, увы, нет.

Но как же быть, если хочется...

"А мне по сюжету нужна красавица-наёмница! Ну пусть не красавица, но довольно выносливая девица, которая, например, сможет сопровождать Фродо к Роковой горе (она же попаданка, она же 99% куда-нибудь в подобное вляпается, а не просидит весь сюжет на стуле, как "офисный планктон"). " — цитирую приведенное высказывание одного из читателей.

Да, хочется стать сильной, смелой, красивой девушкой, особенно если ты уж попала в такой мир и действительно хочешь "вляпаться в приключения". Как же тогда быть? Ответ, увы, прост — нашей Маше Сьюше а-ля Попадос придется... измениться. Действительно, что мешает героине научиться обращаться с оружием и ездить на лошади, носить броню и владеть магией...

Но ничего не будет ей дано даром — таков закон реального мира. Пусть даже вам удастся придумать обоснование, почему ее согласились чему-то научить. Возможно, у нее есть ПОТЕНЦИАЛ, который заметили... Как это можно обыграть? Решать вам.

В принципе, героиню можно наделить какими-то умениями, которые "в том" мире будут ей необходимы. В конце концов, что мешает девочке увлекаться стрельбой в тире, уметь кататься на лошадях... Но, разумеется, на все нужно что? Правильно, надоевший уже вам всем и мне тоже Господин Обоснуй, без которого, увы, никак.

Если же умений нет... Вот и приходит на помощь поговорка "без труда не выловишь рыбку из пруда". Опишите, как героиню обучали, сделайте зарисовку нескольких эпизодов, как она старалась, чтобы научиться чему-то... Кстати, именно на этом этапе может появиться намек на уважение со стороны окружающих, что девочка, будучи изначально тряпкой, старается научиться выживать в этом мире.

Помните о том, что и характер может меняться под воздействием окружающих. Так, получив несколько раз по зубам, недружелюбная хамка может научиться придерживать язык и, возможно, даже заведет себе друзей. Домашняя девочка поймет, что никто не собирается приносить ей все на блюдечке, и приобретет самостоятельность. С "королевны" можно сбить спесь, неряху — научить застилать кровать, привереду — убедить откинуть в сторону свои "взбрыки". То есть, любого человека можно изменить как в лучшую, так и в худшую сторону.

Кстати, раз уж мы заговорили о переменах, то почему бы не уделить особое внимание имени? Почему-то у большинства Мэри Сью есть имя, которое звучит по-особенному. Я не буду останавливаться на "клинической" картине, когда девочку из Москвы зовут Эндриана вон дель... и так далее. Многие авторы уже "поездили" по этой теме и высказали свое мнение и советы. Выскажу и я свое. Начать с того, что я сама использовала прием смены имени. Героиню зовут Екатерина, но так уж получилось, что ее называют Рин. Именно именем Рин она представляется при знакомстве с окружающими и сообщает человеку, который помогает ей с оформлением документов, что "зовут Екатерина, но Рин мне больше нравится". В результате девушка становится обладательницей имени Айрин в документах и все той же "Рин" в разговорах. Так что, спрашивается, мешает героине сменить имя на другое, потому что оно ей больше нравится или же подходит к этому миру? Разумеется, имя должно вписываться в окружение. Как вы это сделаете — решать вам, но об обоснуе забывать не следует.

Теперь о юморе в произведении. Как ни странно, но для большинства Машек Сью характерен только один вид юмора. Если в шапке стоит жанр "юмор", то мы увидим Машу в компании друзей, которые катаются по полу от ее шуток. Нет, никто не говорит, что девочка не может обладать чувством юмора и смешить остальных, но...

Но как человек, обладающий юмором, да не посмеется над самим собой? Почему героиню никогда не застают в неудобной ситуации, почему она не попадает в действительно нелепые истории? А ведь их может быть очень и очень много! Помните, что улыбку у читателя может вызвать не только шутка героини "колобок повесился" и следующий за этим гогот друзей, который словно бы подсказывает читателю "улыбайся", но и ситуация, которая для героини может быть очень и очень серьезной. К примеру, проблема поиска аналога туалетной бумаги в хвойном лесу может превратиться в поистине незабываемое приключение. Равно как и попытки разобраться с элементарной техникой будущего. Так что юмор тоже бывает разным, и, кстати, спутники героини тоже могут "постебаться" над ней.

Поэтому давайте делать нашу Мэри более читабельной и интересной. Пусть она у вас будет избранной, пусть она даже обладает определенными силами, артефактами, фамильярами и так далее, по списку. Но надо показать, что уважают друзья ее не за "огненные шары" и избранность, а за личные качества. Причем ради достоинств согласны терпеть и какие-то ее недостатки. Именно о такой дружбе, о таких отношениях и таких героях по-настоящему интересно читать.

Длинновато получилось, но ничего (не вырезать абзацы же). На этом советы о том, что именно стоит писать и чего делать не стоит в фанфике с предупреждением "Мэри Сью", можно считать завершенными. Сразу говорю, что все вышеописанное основано лично на моем опыте, как Сью-автора и читателя. Надеюсь, что кому-то эти советы действительно принесут пользу и помогут сделать... да, Мэри Сью, но не тот картонный шаблон в картонном мире, а по-настоящему интересного персонажа. Хотелось бы, чтобы изменилось отношение к этому предупреждению, но зависит это только от того, какими будут работы авторов. А мы пока переходим к распространенным ошибкам жанра POV. В следующей главе, разумеется.

Глава опубликована: 10.12.2024

POV и все возникающие сложности.

В заключение начинающим авторам предлагается статья на тему распространенных ошибок, которые допускаются в жанре POV. Ведь чаще всего мы пишем от первого лица, выбрав себе в качестве основного персонажа одного из протагонистов фэндома или же введя нового героя.

Итак, какие подводные камни тут можно встретить и, главное, как их избежать? Так или иначе, но у большинства авторов встречаются следующие ошибки:

— отсутствие разнообразия в диалогах;

— недостаток описаний;

— только один "угол обзора", то есть мы, как правило, узнаем о мнении главного героя, а компания словно бы превращается в сборище молчаливых статуй без собственного мнения и эмоций.

Как это все можно исправить?

Диалоги, точнее, их нечитабельность, заключается в односложности вопросов и ответов. К примеру:

— Привет, Макс!

— Привет, Настя!

— Куда идешь?

— В школу.

— Встретимся после уроков?

— Да.

— Не знаешь, Маша с нами пойдет?

— Нет.

— То есть как это нет? Ее опять родители не отпускают?

— Не знаю.

И, как правило, такими вот диалогами приходится "наслаждаться" на протяжении всего рассказа. И не поймешь, то ли Макс такой нелюдимый сам по себе, то ли Настя ему надоела со всеми своими расспросами, то ли автор просто не продумал диалог. Как это исправить? Достаточно вставить в диалог описание действий персонажей и мысли главного героя в этот момент. К примеру:

— Привет, Макс! — подруга поравнялась со мной и мы пошли вместе по дороге.

— Привет, Настя, — спокойно ответил я, спросонья не особо желая вести диалог.

— Куда идешь? — девочка улыбнулась, как будто заранее зная ответ.

— В школу, — все так же спокойно ответил я. Интересно, а куда еще, по ее мнению, можно идти в то время, когда порядочные люди еще спят, еще и с ранцем за спиной?

— Встретимся после уроков? — уточнила Настя. Ну да, мы же договаривались...

— Да, — мысли мои были заняты предстоящей контрольной по биологии, поэтому общаться особо не хотелось, да еще и на тему, которую обсудили со вчерашнего вечера.

— Не знаешь, Маша с нами пойдет? — девочка слегка запыхалась, но от меня не отставала. Поняв, что спутнице немного тяжело идти в заданном темпе, я сбавил скорость.

— Нет, — как будто можно было ожидать, что нашу "тихушницу" Машу отпустят гулять вечером по району в "сомнительной компании".

— То есть как это нет? Ее опять родители не отпускают?

— Не знаю, — привычно пожал плечами я. На самом деле, конечно, причина отсутствия Маши была мне понятна.

Как видим, диалог остался тем же. Однако дополнительные описания и мысли героя сделали понятными односложность его реплик. Равно как и действия, которые участники диалога совершали во время разговора. В противном случае, рассказ напоминает первое сочинение на английском языке — односложные и, как следствие, безынтересные фразы.

Переходим ко второй проблеме — недостаток описаний. Что подразумевается под недостатком описаний в жанре POV? Как правило, перечисляется последовательность действий героя или героини, но при этом нет, опять же, никаких мыслей и дополнительной информации об окружающей обстановке. Как именно это происходит?

"Открываю глаза, вскакиваю с постели, надеваю тапочки и прусь в туалет. Сажусь, простите, на унитаз, и головой бухаюсь на стиральную машину. Нужду справили, две секунды валяюсь на стиралке. Шум воды, прусь на кухню, закрываю окно, иду в комнату".

Реальный отрывок из реального увиденного фанфика. Как видим, герой напоминает робота-сквоттера, который выполняет определенную последовательность действий, при этом не испытывая никаких эмоций и ни о чем не думая.

Как правило, на замечание о недостаточности описаний и мыслей авторы выдают примерно одну и ту же отмазку, суть которой заключается в следующем: "Ну вот, о чем же человек может думать, если он только проснулся (идет по дороге, сидит на нужнике, смотрит за окно и т.д.)". Однако, даже не испытывая определенных эмоций, человек одновременно прокручивает в голове десятки, если не сотни мыслей. Неважно — спросонья, на ходу... Главное, что мысли есть, равно как есть и окружающий мир, который нужно описать, чтобы дать читателю представление о том, где герой находится и что именно с ним происходит.

Как можно преобразовать вышеописанный отрывок? Разумеется, "разбавить" последовательность действий мыслями и описаниями окружающей обстановки:

"Открыв глаза, несколько секунд сонно пялюсь на белый потолок своей спальни. Каждый день его вижу и все равно на него смотрю, как будто от моих взглядов он сменит цвет... После этого все-таки встаю, о чем свидетельствует слегка скрипнувшая кровать, надеваю тапочки и прусь в туалет по знакомому с детства коридору с жуткими обоями в зеленую крапинку. Сажусь, простите, на унитаз и головой бухаюсь на стиральную машину, для которой просто не нашлось другого, более удобного места в нашей тесной квартире. Справив нужду, валяюсь две секунды в той же позиции, борясь с остатками сна. Сливаю воду и под характерный шум иду на кухню, чтобы закрыть окно. Решив продолжить спать, все по тому же коридору отправляюсь в комнату."

Как видим, уже нет того скучного перечисления "встала-поела-дальше пошла". Последовательность действий сохраняется, но вот вставленные мысли и описания уже добавляют тексту привлекательности. Помните, что вы пишете ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, а не рапорт и не объяснительную записку. Простое перечисление действий приемлемо в научном или же официально-деловом стиле речи, но никак не в развлекательном рассказе.

Третья проблема по своей сути наиболее сложная. Ведь если мы пишем от первого лица главного героя, есть существенный риск сделать безликими остальных персонажей. По своей сути эта ошибка сродни предыдущей, однако в роботов-сквоттеров превращается не главный герой/героиня, а его/ее окружение.

"— Привет, — меня радовало то, что на этот раз голос позади меня был женский.

— Привет, — я повернулась, чтобы посмотреть на того, кто со мной поздоровался.

— Мы учимся с тобой в одном классе, ты в курсе? — спросила меня девочка, переступая с ноги на ногу.

— Нет, я пока плохо знаю своих одноклассников.

— Не обращай внимания на них, ты теперь для них как бы "новая цель"... Ты — новенькая.

— Я особо и не обращала, мне всё равно, — я с силой дёрнула ручку, и шкафчик открылся. — Какой у нас следующий урок?

— Биология.

— О, ненавижу биологию, — я взяла учебник и повернулась к ней. — Кстати, меня зовут Джесси.

— Сандра.

— Круто, ну-у-у, показывай класс.

— Вон там, пойдём".

.

Как видим, по сюжету вторая девочка, которая разговаривает с главной героиней, словно бы создана для одной ситуации — показать новенькой однокласснице, в каком кабинете пройдет урок. Однако это вовсе не значит, что у нее не должно быть собственного характера, мнения, выражения лица, жестикуляции и, как ни странно, внешности.

Итак, придаем собеседнице главной героини внешность, характер и привычки, то есть делаем ее личностью этого мира, а не картонной фигуркой.

"— Привет, — меня радовало то, что на этот раз голос позади меня был женский.

— Привет, — я повернулась, чтобы посмотреть на того, кто со мной поздоровался. Хрупкого телосложения высокая девочка в идеально выглаженной форме и с убранными в пучок рыжими волосами рассматривала меня с неподдельным интересом. (Наделяем собеседницу внешностью. Уже исходя из описания, читатель сам делает вывод о том, что собеседница аккуратна).

— Мы учимся с тобой в одном классе, ты в курсе? — спросила меня девочка, переступая с ноги на ногу.

— Нет, я пока плохо знаю своих одноклассников.

— Не обращай внимания на них, ты теперь для них как бы "новая цель"...Ты — новенькая.

— Я особо и не обращала, мне всё равно, — я с силой дёрнула ручку, и шкафчик открылся. — Какой у нас следующий урок?

— Биология.

— О, ненавижу биологию, — я взяла учебник и повернулась к ней. — Кстати, меня зовут Джесси.

— Сандра, — в глазах собеседницы мелькнуло легкое презрение. Видимо, биология была ее любимым предметом и, соответственно, во взгляде на этот предмет мы с ней не сходились. Или же ей чем-то не понравилось мое имя? (Так или иначе, уже у собеседницы появились некоторые черты характера и реакция на героиню.)

— Круто, ну-у-у, показывай класс.

— Вон там, пойдём".

Как видим, двумя предложениями можно придать окружающим определенную степень "живости". Мы также описываем события от имени главного героя, однако собеседники и сопартийцы, так или иначе, живут своей жизнью, имеют свое собственное мнение, внешность и привычки. Не следует забывать об этом, чтобы не получить в результате "рапорт о походе в школу" вместо рассказа.

Как видим, для того, чтобы сделать рассказ от имени первого лица более увлекательным и интересным, вызвать у читателя желание "ждать проду", необходимо, в первую очередь, уделить достаточное внимание наличию описаний, мыслей героев и, конечно же, взаимодействию с окружающими как с личностями, а не как с манекенами, которые автор расставил для нужд своего героя/героини.

На этом позвольте автору откланяться и завершить этот список статей-рекомендаций. Главное, что хочется посоветовать каждому начинающему автору — не стоит опускать руки в случае, если первые произведения оказались неудачными. Равно как и не стоит останавливаться на достигнутом количестве "лайков". Поставьте своей целью самосовершенствование — и вы обязательно добьетесь успеха через определенное время.

Глава опубликована: 10.12.2024
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх