Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Если вы разобрались с замыслом, жанрами и идеей, то самое время начать выстраивать конфликт произведения. Его можно вычленить из первого шага, если он выполнен правильно. Если же у вас не выходит, то подумав над конфликтом, стоит вернуться и доработать замысел. Что ж, приступим!
Конфликт — это столкновение желаний персонажа (обычно главного героя) с противодействием. То есть, если герой хочет чего-то и легко может получить желаемое, то драматического произведения не получается, также как ничего не выйдет, если у персонажей вовсе нет ни целей, ни желаний. Стремления и задачи, которых не удается достичь по вине противника и\или обстоятельств должны быть обязательно. Почему мы говорим о конфликте до того, как взялись за проработку персонажей? Да потому что конфликт — самое драматичное, что есть в произведении. Если идею можно сравнить с душой истории, то конфликт — это сердце. И это герои должны соответствовать его накалу, а не наоборот. Хотя у каждого творческого человека может быть свой подход.
На моей памяти я видела только одно произведение без ярко-выраженного конфликта, это роман Джейн Остен "Эмма", поверьте, это самый скучный её роман (когда Труби назвал его самым лучшим, я была в шоке, лучшие — "Гордость и предубеждение" и "Мэнсфилд-парк", но это уже субъективное мнение). Во всех остальных историях, конфликт есть, и именно он обеспечивает развитие сюжета. Так что не гонимся за единичным (даже если гениальным) случаем. Даже в авангардных, не жанровых историях есть конфликт, а чаще всего не один (если перед нами не короткий рассказ, конечно).
Теперь переходим к другому вопросу. Каким должен быть хороший конфликт, чтобы он заинтересовал читателя?
В каждой истории есть один ключевой конфликт между главным героем и его ключевым противником, вокруг которого все закручивается сюжет, и много мелких. Даже в каждой сцене должен быть свой маленький конфликт (но об этом потом, когда доберёмся). Силы конфликтующих сторон должны быть примерно равны, иначе не интересно. Если наш герой заведомо сильнее противника, то наблюдать за "избиением младенцев" скучно. Если наш герой заведомо слабее противника, то финал предрешен, и интрига пропадает.
Поступки всех персонажей и их противников в рамках конфликта должны быть продуманными и обоснованными, чтобы не складывалось впечатление, что кто-то кому-то поддается, иначе пропадает правдоподобие. У персонажей не должно быть способа избежать конфликта. Редко какой человек будет бодать препятствие, как баран новые ворота, если есть шанс это препятствие обойти. Нужна хорошо прописанная мотивация, почему персонаж вступает в конфликт и стремится к победе.
Важно не только создать конфликт в истории, но и спровоцировать внутренний конфликт в душе читателя, когда он готов посочувствовать обеим сторонам. Хороший конфликт должен развиваться постепенно. Если это взрыв эмоций или неизменное состояние, то читателю становится скучно. Конфликт должен логично развиваться либо от ровных отношений до ожесточенного противостояния, либо, наоборот, от вражды до понимания.
Для разнообразия предложу вам классификацию по Халлу. Если вашей истории не хватает динамики, огня, то подумайте, какие еще конфликты вы можете ввести в свой план? Человек и природа (например, борьба со стихийными бедствиями, дикими животными и так далее), человек и человек (это противостояние двух личностей в самых разных сферах), человек и общество (это противоборство с государством, общественным мнением, общественной моралью и так далее), человек и его естество (это борьба с собой, своими физическими возможностями, склонностями и стремлениями), человек и судьба (противостояние с предназначением, пророчеством, заданным кем-то или чем-то жизненным путем и так далее).
И наконец, поговорим о том, что с помощью конфликта можно сделать произведение более «объемным» и интригующим. Этому учит Джон Труби, техника называется «четырехстороннее противопоставление». Данный прием предполагает, что у главного героя есть не один противник, а целых три, каждый из которых имеет свой способ давления на главную слабость персонажа (она определяется идеей произведения, в течение всей истории герой преодолевает свою «Ахиллесову пяту», доказывая тем самым идею автора). При этом все четверо (основной герой и его противники) находятся в конфликте и между собой тоже. Они все противопоставлены друг другу, словно по четырем углам квадрата. При этом в качественно проработанной схеме все эти персонажи сильно отличаются друг от друга и демонстрируют разное проявление ценности или разное отношение к проблеме (опять это имеет прямое отношение к идее). Однако, если кто-то из героев, а тем более если все, будет лишь олицетворением той или иной ценности, того или иного подхода — это сделает историю скучной. Каждый персонаж в «четырехстороннем противостоянии» должен представлять собой целостный образ, объемный, правдоподобный. И вот тогда это сделает историю действительно драматичной.
Итак, прежде чем переходить к следующему шагу пропишите в своем файле для планирования конфликты внутри истории, попробуйте сделать «четырехстороннее противопоставление». Поверьте, это сделает произведение намного более качественным!
За упоминание важности описаний вам большой плюс, но вот - он сказал, она сказала - это жирный такой англицизм, у них дурным тоном считается писать эмоциональное определение речи вроде "завопил".
1 |
Тетушка Соваавтор
|
|
Clegane
Юрий Никитин - российский писатель фантаст, который помимо всего прочего написал книжку "как стать писателем". Читатель может иметь диаметрально противоположные мнения и не любить героя, это верно, но если герой вам не понятен, не интересен, антипатичен в какой-то мере, читать о нем вы не будете. Если такой герой один среди десятка других - все ок. Если это единственный и главный герой, то вашу историю читать не будут. Про свое отношение к "сказал/сказала" я в тексте отметила. Такой совет есть, на русском языке об этом тоже пишут, я не согласна, что все остальное надо убрать, но перебарщивать с вариациях вряд ли стоит, получатся рюши на броне. |
Тетушка Соваавтор
|
|
Clegane
Потому что мы рассматриваем каждого конкретного читателя. Каждый конкретный читатель должен найти что-то свое понятное и\или интересное, а если не найдет, то не будет читать. Очевидно, что любой герой найдет читателя, которому не понравится. Поэтому у каждого автора есть целевая аудитория, под которую вы пишите и которая будет так или иначе отождествлять себя с героем. Но если вам нравится писать про тех, кто антипатичен вам и не вызовет отождествления, вам никто не сможет запретить |
Тетушка Соваавтор
|
|
Clegane
Сильно не все дети читают взрослые книги. Если мы пишем любовный роман, то скорее всего его будет читать женская аудитория лет от 15 и до бесконечности, и мы на них рассчитываем. Это не значит, что брутальный мужик не может прочитать любовный роман, может, но таких читателей будет не много. Мы опираемся на большинство. В любом случае, я совершенно не понимаю, зачем вы пытаетесь со мной спорить. Я собрала советы по писательству. Это не догма и я не пророк. Если вас не устраивает какой-то из советов, то пройдите мимо него, кому-то он поможет. Отождествление прекрасный инструмент, которым можно пользоваться осознанно, но если вас он не устраивает, то вы хозяин своей истории. Я вам не указ. |
Тетушка Сова
С двенадцати и до бесконечности - это возраст чтения любовных романов. И я никоим образом не спорю, я пытаюсь дополнить. И вот мне как раз интересно - существует ли аудитория или это миф? Я пишу пиджи, для детей, - мне в комменты: какой суровый мир! Они что, едят собак? (люди там основаны на ацтеках и едят, потому что ацтеки ели. Таких маленьких лысеньких собачек, шоло порода называется. Есть и сейчас). Причем не дети. Я пишу кровь-кишки-сплаттерпанк - мне приходит в комменты явный школьник и удивляется, почему так мало кишок? |
Тетушка Соваавтор
|
|
Clegane
Аудитория есть, ваш пример лишь показывает, что ваша аудитория выделяется не по возрастному критерию, а по каким-то другим. На кровь и кишки обычно приходят люди, которые не умеют справляться с чувствами и хотят слить негатив, люди, которые не могут реализовать темные стороны своей души в реальной деятельности, им нужно еще больше мрака, смотрите, какие "демоны" в современном мире не удается вплести в законопослушную жизнь и давайте в тексте. И люди будут в восторге. |
Тетушка Сова
Простите, а где вы прочитали, что сплаттерпанк - это для людей, которые не умеют справляться с чувством или сливают негатив? Покажите мне этого человека, я в него плюну. Потому что я читаю и авторов, и их блоги, если есть возможность. Так - нормальные, эмоциональные люди. |
Тетушка Соваавтор
|
|
lrkis
Отвечу на то, что представляет собой вопрос Планирование позволяет продолжать писать, когда вдохновения нет, поскольку у вас уже есть четкое пошаговое понимание, что и как вам нужно написать, какие смыслы вложить "Интересно" у всех разное, но если вы вложили достаточно смыслов, создали запоминающихся героев и проработали логичный и не стоящий на месте сюжет, то в к этому "интересно" максимально приблизились. Но всегда будут люди, которым никогда не интересно читать любовные романы, даже если там все прекрасно продумано и проработано, и вы никак их не убедите. Поэтому "интересно" совершенно индивидуально, но мы можем стремиться охватить как можно больше читателей за счет идеи, персонажей и сюжета |
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |