↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Философские и научные идеи, легшие в основу некоторых фантастических миров (джен)



Автор:
Рейтинг:
PG-13
Жанр:
Научная фантастика, Фэнтези, Статья
Размер:
Миди | 112 049 знаков
Статус:
В процессе
Предупреждения:
Читать без знания канона не стоит
 
Не проверялось на грамотность
Эта статья про то, какие научные или философские концепции легли в основу различных фантастических миров, которые не всегда можно заметить, и служит чисто для ознакомления, не имеет целью пропаганды чего-либо. Увы, про влияние культуры на реальность часто говорят, но про влияние реальности на культуру часто забывают: фантастические миры создают люди со своим мировозрением и знаниями, которые могут не совпадать с нашими, поэтому, например, анимэ в японии спокойно смотрят люди всех возрастов, у нас же оно вызывает часто нарекания. Но так как они все же взаимовлияют, то упомяну какие моменты стали причиной массового беспокойства людей, которые думали, что фэндом как-то влияет на мировозрение (и наверное на какой-то процент уязвимых людей повлиял). Беру популярные
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Наруто

Тоже получил популярность благодаря необычной идее, расстянувшись аж на целых 16 сезонов. В основу "Наруто" легли отсылки к реальной культуре нинзя.

Помимо японской мифологии (довольно жуткой в первоисточниках) в анимэ постоянно упоминаются некие Дзюцу, и большинство западных зрителей не задумываются об этом, считая исключительно фишкой сериала. Тем временем японцы очень внимательны к деталям, философскому наполнению аниме, традициям и обычаям, даже внешность персонажей у них имеет свое значение в мире символов, так, блондины — это внешность для придурка, поэтому главный герой был именно блондином, а не иначе (при желании можно найти инфу про символизм в амиме).

Как известно, дзюцу в амиме три. Кратко, что собственно представляют из себя Дзюцу и их отличия в анимэ от реальности:

1. Тай-дзюцу — совокупность боевых искусств Японии. Как и все восточные боевые искусства имеет свою философию, так, существует ряд запрещенных приемов, как проявление гуманизма к сопернику. Нинзя проходят обязательное обучение тай-дзюцу. Но в отличии от тех же самураев они не имеют кодекса чести и не брезгуют грязными приёмами (мы видим в анимэ часто нечестные приемы), для них оно сводится к технике. В амиме тай-дзюцу приобрело характер чисто физических приёмов, без применения магии.

2. Нин-Дзюцу. В реальности собственно философия нинзя. Помимо боевой техники нинзя уделяли огромное значение искусству шпионажа и скрытности и выживания. Так же они должны были знать целительство народными методами. Обучали искусству нинзя с малых лет, довольно жесткими, а то и жестокими методами. У нинзя нет единой школы, существует так же клановость со своими особыми приёмами, иногда кланы образуют целые деревни. В анимэ даются отсылки на всё это. Тем не менее мы видим, что там нин-дзюцу приобрело фантастический характер неких волшебных, часто подловатых (подлянка считалась необходимой для выживания, ведь с тобой не будут церемониться) приёмов, впрочем, не все хотели применять подобные приемы, чем подавали пример, не всегда, правда, окружающие понимали их (нинзя, что хотите).

В отличии от реальных нинзя, которые были наемными убийцами, убивая в основном богатых людей, которые кому-то мешали (иногда членов другого клана), в анимэ можно увидеть как борцов "за добро и справедливость", выполняющих роль в основном защитников клана, в том числе от нечисти (иногда кланы вынуждены были объедениться), так и отрицательных нинзя, в целом там больше положительных персонажей. Некоторое расхождение с реальным положением дел характерны для японского анимэ, отчасти это связано с комплексами японцев, отчасти просто от скуки их бытия; почему же в этом анимэ нинзя приобрели скорее нейтральный характер, не понятно.

3. Ген-дзюцу — чисто фишка данного амиме, мы здесь видим что-то с мистически-оккультным налётом, производящее сильное впечатление на зрителя, в принципе такие визуальные панты создаются специально для того, чтобы "приклеить" подростков к экрану. Никакого отношения к реальному понятию "чакра" не имеет. В традиционной культуре, в том числе боевых искусствах, Японии и Китая понятие "чакра" не используется; китайцы, принесшие свою культуру в Корею и Японию, в отличии от индусов, не придавали

жизненной энергии, протекающей в теле человека, особого мистического значения (хотя на развитие китайских понятий оказали и мистические учения), в китайском понимании не было чакр, а были энергетические меридианы (иногда их не совсем точно на Западе называют "центры"); эти понятия довольно разнятся, общее у них то, что они проходят вдоль позвоночника (меридианы идут далее в конечности, по типу нервного канала). Таким образом точки меридианов или чакры могут совпасть с выходом нервных окончаний или отделом позвоночника; китайские каналы находятся на равном расстоянии вдоль позвоночного столба, почти у выхода нервных окончаний, кроме того, в китайском понимании есть еще куча точек по телу, у которых не всегда имеются физиологические соответствия, но китайские понятия — это не о физиологии нервной системы, как может показаться на первый взгляд, а об всяких застоях и течениях энергии, совпадения названий некоторых точек с нервными сплетениями, влияющими на определенные органы скорее наблюдательного характера (в поздних учениях Китая позвоночник выше сердца не учитывается), тем не менее рефлексотерапия довольно действенна для снятия болевых синдромов и спазмов, за пределами Китая это пытаются объяснить именно соответствием точек каналов физиологическим выходам, в самом Китае с этим обычно не заморачиваются, ведь там принято до сих пор верить в застои и течения энергии; в индийских понятиях тоже чакры не очень точно копируют карту нервной системы человека, так, известно что копчик скорее рудимент (тем не менее важный для равновесия и сидения) и не влияет на размножение, на двигательную возможность идет влияние уже от крестцового отдела, зато они достаточно точно подметили про другие системы органов и отделы позвоночника, даже, что шея влияет на зрение- шестая чакра соответствует третьему позвонку, конечно, там вовсе не находится зрительный центр, но ущимление нервов в шейном отделе может ухудшить зрение-, но вряд ли им было известно об остеохондрозе при создании данной системы, какой бы продвинутой для народных представлений аюрведа ни была, максимум, чего вы добьетесь от индийской народной медицины — это массаж с ароматными маслами, прогревания и диета, йога ещё предложит упражнения, все это помогает лишь на ранних стадиях заболеваний (как, впрочем, и китайские методы), при этом нужно учитывать, что у индусов аюрведа имеет ещё и практически религиозное наполнени, и не всегда лекари этой системы будут учитывать, что вы не разделяете их мнения, советуя вам то, что уже не касается физического здоровья (чаще всего из этой мистики не индусу не понятно в первую очередь то, как это все остальные народы не стали вымирать ничего не зная о чакрах и пране); учитывая это диагноз в аюрведе вам могут поставить не точный, хотя современные центры подобной медицины вроде как обязаны иметь знающих традиционную медицину специалистов и даже не лезть с мистическими советами если их не просили, так как к ним приходят люди разные (но задача у этих центров, разумеется, в первую очередь заработок, то есть никакой гарантии от частников нет), стоит так же подметить, что современные шарлатаны часто используют слово "чакра" для разведения таких ересей, которые к индийским понятиям мало относятся (например будут пытаться вам открыты третий глаз, потому, что его прямо надо открыть, хотя сами индусы как-то без ясновидения прекрасно обходятся, в принципе это не их самоцель), то есть в современном мире это стало просто модным словом для собирателей денег всех мастей. Мистики в самом расположении центров вдоль позвоночника тут никакой нет, просто народная медицина обоих цивилизаций была довольно развита, имеет хорошую наблюдательную базу, но так как Не было самого понимания того, каким образом всё в организме происходит (одних народных наблюдений за отсутствием научной базы было не достаточно), народная медицина постепенно начинает обрастать странными для современного человека понятиями (в средневековой Европе всё объясняли жидкостями в организме). Можно было бы сказать, что процессы в нервной системе — есть энергия, однако народные восточные представления об энергии в организме далеки от научных, опытным путём доказанных, представлений, что их просто нельзя сравнивать. Почему на Востоке продолжают цепляться за отжившие представления (с Индией ещё понятно, у большинства населения слишком низкий культурный и финансовый уровень, для которого даже аюрведа считается элитной медициной, но Китай и Япония развитые страны, где образованию уделяют огромное значение)? Во-первых, потому, что традиции для них на первом месте, да и народу более понятны его собственные объяснения, чем научные, над которыми надо ломать голову, во-вторых потому, что, собственно, хотя бы в боевых искусствах, это работает, а не объясняется плацебо, в отличии от представлений средневековой Европы о гуморальных жидкостях: в восточных боевых искусствах была практика парализации ("лишения жизненной силы") и даже убийства воздействием на точки энергетических меридианов, как известно находящихся вдоль позвоночника — одним движением можно было зажать нерв, вывихнуть позвонок или еще что похуже, ну или просто очень не хило ударить по солнечному сплетению со всеми вытикающими (мягкое воздействие, так сказать, но при определенном ударе можно было разорвать селезёнку), при этом средневековый мастер как бы про это не знал (как бы потому, что физическое воздействие на позвоночник им осознавалось), думая, что воздействует на Ци, перекрывая её, помимо этого было воздействие на ряд болевых точек, через которые так же по-поверьям отнималась Ци, если вы проделаете всё то же издевательство над телом соперника в современном мире, не важно, будете ли вы иметь понятие о традиционной медицине или нет — ничего не изменится. В современных практиках многие подобные приемы запрещены, так как наносят серьезный урон здоровью, самый тяжелый урон, конечно же, наносит воздействие на шею (впрочем не стоит думать, что раньше не было понятий о гуманизме, просто некоторые на него чихать хотели). В фильмах о боевых искусствах, переведенных на русский язык, используют слово "чакра", скорее всего это ошибка переводчиков, если учесть, что еще ранее китайские, например, фильмы были переведены на английский, то всё становится понятно, Запад так же далек от понимания восточной культуры, как и постсоветское пространство, путая чакры с меридианами. В принципе воздействие на Ки (японское Ци) было частью тай-дзюцу. В анимэ мы всего этого не видим, мы видим вместо чисто физического издевательства над нервной системой противника какую-то галиматью. Что выглядит тоже довольно страшно.

В отличии от реальной философии нинзя анимэ учит помимо достижения своей мечты (слишком настойчивого, пожалуй для западного человека, дело в том, что тут играет роль всё тот же японский культ стыда), так же и смирению (хокаге главный герой так и не стал, но не особо переживает по этому поводу, у него, можно так сказать, сменились жизненные ценности, зато другой персонаж стал мастером даже на инвалидной коляске, тут уже и ему и окружающим пришлось пересмотреть другие ценности), дружбе, жертвенности и взаимовыручке, что очень характерно для культуры анимэ; к сожалению, в реальном мире этих вещей крайне не хватает.

Глава опубликована: 16.09.2024
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
2 комментария
Прочитал статью по Марвел и DC
Это очень интересные рассуждения и мысли. Благодарю за приложенный труд.
Статья по аниме «Наруто» получилась интересной.
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх