Было бы очень просто предположить, как это делают многие люди, знакомящиеся с моими статьями, почему я так сильно не люблю Ривер Сонг, а особенно пейринг Доктора с ней. Если уж я РТДшница, да ещё и розофеечка, то тогда не стоит удивляться моей нелюбви к Ривер. Всё дело ведь в банальной шипперской ревности и субъективных предпочтениях, не правда ли? Будь это правдой, и мне бы жилось намного проще, вот только мои претензии к героине не упираются в одну только шипперскую ревность, даже если она, чего греха таить, имеет место. Уж не знаю, какими дурами предстают в глазах «нормальных» хувиан шипперы Доктора и Роуз, но мы не такие идиотки, как принято считать в фандоме. И самым упёртым РТДшникам понятно, что «Доктор Кто» — это продолжительное шоу, ограниченное всевозможными рамками, эпоха Рассела Т. Дейвиса — лишь малая часть огромной хувианской вселенной, а Роуз, какой бы важной для Девятого и Десятого она ни была, всё же «один из» любовных интересов главного героя, а уж точно не избранная спутница или, упаси Рассилон, идеальная, единственная, вечная и настоящая любовь Доктора. Как я замечала и ранее, в обе стороны, если говорить о двух главных ньюскульных романтических интересах Доктора, такой подход не работает. За шесть лет фандомной жизни я успела много раз убедиться в том, что со сменой шоураннера изменилось отношение команды «Доктора Кто» к любовным интересам главного героя.
Роуз Тайлер так и осталась внутри своей эры, и, кажется, вырваться оттуда ей просто не суждено, несмотря на то, что потенциальная возможность перенести этого персонажа в олдскул у людей, расширяющих хувианскую вселенную, есть. Ривер получила особые привилегии, несмотря на то, что Моффат изначально поставил ограничения в её встречах с Доктором. Обесценивание Роуз и принижение её роли в жизни Доктора дошло до настоящего абсурда. Ладно там аудиопьесы, книги и комиксы. Роуз не нашлось места даже на обложке книги, посвящённой женским персонажам сериала [1]. Действительно, зачем на обложке вообще нужна первая ньюскульная спутница, а по совместительству «любовь всей жизни Доктора», как когда-то называли её представители сериала, и героиня, получившая по результатам одного из масштабных опросов звание лучшего спутника? Вот без Осгуд — третьестепенной пародической героини, через которую Моффатом высмеивалась женская часть фандома и которая появилась в парочке эпизодов, обойтись никак нельзя! Разумеется, этот персонаж важнее Роуз и Марты! Зато «риверофеечки» так и купаются в шоколаде, ведь для них в этом фандоме делается всё. Ривер уже давно возведена в центр хувианской Вселенной, официально сунута во все дыры жизни Доктора, возвеличена на фоне остальных спутников и наименована как избранная даже-не-спутница, идеальный романтический интерес главного героя, его вечная и настоящая любовь и единственная женщина, заслуживающая того, чтобы вокруг неё водили хороводы все инкарнации Доктора. Интересно, что даже лицемерные олдскульщики, вроде как ратующие за Доктора-асексуала, продолжают вполне благосклонно относиться к моффатскому пейрингу, а если и возмущаются очередным нововведениям, касающимся Ривер и активно сыплющимся нам на головы, то как-то вяло и довольно тихо.
Сейчас мне забавно думать о том, что, при всей своей избирательности и любви к первым сезонам ньюскула, в своё время я искренне хотела принять новейшую эпоху «Доктора Кто». Прекрасно зная о том, как в этом фандоме относятся к эпохам Моффата и РТД, ещё в начале своего фанатства, и близко к сердцу принимая явную несправедливость, я всё равно хотела принять Одиннадцатого Доктора, его спутниц, новый подход к прописыванию шоу и любовный интерес главного героя в лице Ривер. Сложно спорить с тем, что быть верным кому-то одному на протяжении долгих сотен, а благодаря Моффату уже тысяч (миллиардов?) лет должно быть очень сложно. Кроме того, я не нахожу Доктора аромантиком и однолюбом, поэтому к романтическим линиям с ним, а теперь ей, будь они хоть ньюскульными, хоть олдскульными, хоть «пьесовыми», отношусь спокойно, если они адекватно и правдоподобно прописываются. Будем честными, в таком же направлении мыслят далеко не все. В реальности многие шипперы не просто предпочитают какой-то пейринг всем остальным, а настаивают на том, что только один любовный интерес Доктора стоит воспринимать всерьёз. В то время как над фанатами Роуз в фандоме снисходительно посмеиваются — на эту спутницу забили ещё в четвёртом сезоне, да и сомнительно, любил ли Доктор Роуз, если смотреть на них предвзятым взглядом, фанаты Ривер и здесь имеют сплошные преимущества. Во-первых, история их любимой героини простирается на всю жизнь Доктора, в то время как с Роуз герой провёл крайне мало времени даже по человеческим меркам. Во-вторых, зачастую хувианы описывают пейринги следующим образом: отношение Доктора к Ривер они называют любовью, да ещё и любовью последней, а значит, всё ещё сильной и имеющей место, а отношение Доктора к Роуз — всего лишь его жалкой «первой» влюблённостью, то есть временной, несерьёзной и проходящей симпатией, от которой в сериале давно не осталось следа. Разумеется, на такое восприятие сериала влияет то, что именно Ривер Сонг долгие годы настойчиво проталкивают в качестве исключительного романтического интереса главного героя и особенного для Доктора человека, в расширенной вселенной в том числе.
Вы могли заметить, что я слишком часто употребляю для описания Ривер такие определения, как «особенная», «исключительная» и «необычная». Дело не в том, что мне так хочется характеризовать Ривер подобными прилагательными, и я, уж тем более, не нахожу эту женщину самой важной в жизни Доктора. Дело в том, что Ривер описывают подобным образом. Дело в том, что она выделяется на фоне других романтических интересов Доктора. Можно ли при таком подходе говорить о том, что Ривер Сонг — яркий пример нарицательного архетипа «Мэри Сью»? Хоть до Клары Освальд из «Имени Доктора» Ривер далеко, но и она вполне себе обладает сразу несколькими признаками «Мэри Сью». Начнём с малого — внешности героини и её необычных красивых имён. Здесь мне сразу хочется уточнить, что мы не рассматриваем внешность Алекс Кингстон. Мы рассматриваем то, как создатели сериала начали изображать героиню с пятого сезона, а в моффатских сезонах чаще всего Ривер показывалась в сексуализированной одежде. Платья с декольте, облегающие джинсы, лабутены каблуки и яркая помада с того времени, когда пост шоураннера занял Стивен Моффат, превратились в обычный арсенал спутницы, и это несмотря на то, что формально Ривер всегда прописывалась прежде всего как боевая героиня, задорная любительница приключений и интеллигентная женщина, а уж точно не сексуальная красотка, при взгляде на которую у всех зрителей и героев должны течь слюни. Перейдём к такой интересной части, как имя героини. Хотя её имя, а вернее, имена, что уже указывает на необычность персонажа, Моффат, отдадим ему должное, обыграл очень интересно и оригинально, как ни крути, «необычное, красивое, мелодичное имя», которое у Ривер ещё и не одно, — это всё-таки признак, присущий Мэри Сью, о чём вы можете узнать из любой статьи, посвящённой этой теме.
И ведь наша героиня не ограничена всего лишь поверхностными чертами, которые мы могли бы не принимать всерьёз или считать насмешкой Моффата над сюжетными клише. Ривер умна и сильна, а её судьба таинственна и драматична. Она приковала к себе всеобщее внимание с первого появления в сериале и трагично погибла в первой же арке, пожертвовав собой во имя всех героев, хотя в данном случае во имя своих отношений с главным персонажем, и тем самым расположив к себе аудиторию сериала. Ещё раз хочу подчеркнуть, что Ривер — не просто любовный интерес Одиннадцатого и Двенадцатого, как Роуз — романтический интерес исключительно Девятого и Десятого, а единственная женщина в жизни Доктора, которая встретила все инкарнации главного героя. Ривер — это героиня, которой позволяется открыто флиртовать и состоять в романтических отношениях даже с олдскульными Докторами. Можете ли вы представить себе, какой в фандоме поднимется шум, если создатели расширенной вселенной когда-нибудь всё-таки снизойдут до того, чтобы столкнуть с «чужими» Докторами не только Ривер, но и Роуз, что прекрасно впишется в канон и не будет ему противоречить, и подарить расселовской героине нормальный спин-офф, не упирающийся в два подпейринга, — Десятый/Роуз и ТенТу/Роуз? Показательно, что роль в жизни Доктора Роуз не расширяют в принципе и героиня так и ограничивается своей эрой, в то время как в олдскул отправили уже даже Джека Харкнесса. Примечательно, что всё то, что шипперы Доктора и Ривер давным-давно имеют в качестве канона, шипперы Доктора и Роуз должны искать исключительно в фанфиках.
Как по мне, то, что призрак Ривер витает возле Доктора в те времена, когда его связывали близкие отношения с другими людьми, может только раздражать, ведь теперь по канону у нас нет ни одного Доктора, который бы не был повязан с Ривер. Почему олдскульщиков, которые больше всех должны беситься из-за такого расклада, всё вполне устраивает? Наверное, потому, что русскоязычные хувианы любят не столько «Доктора Кто», сколько Стивена Моффата и его персонажей. Если вы в этом ещё сомневаетесь, то зайдите на Wiki — один из главных информационных источников о сериале, и сравните размер и содержательность статей о Ривер, других спутниках и самом Докторе, особенно олдскульных инкарнациях. Тогда вам станет понятно, какие у этого фандома приоритеты и насколько «тру хувианы», являющиеся представителями всего русскоязычного сообщества, на самом деле предвзяты и избирательны (сами они, разумеется, выставляют такими только фанатов Роуз Тайлер). Ну а мы вернёмся к Ривер. Так как речь идёт о персонаже Стивена Моффата, то к секретам героини (её прошлое), многочисленным загадкам, связанным с ней (её личность, значение в жизни Доктора, роль в сериале, связь с другими героями), и предназначениям («женщина, которая должна убить Доктора или выйти за него замуж») прибавились запутанный таймлайн, любимые аудиторией тайми-вайми-сюжеты, вот-это-повороты, связь с ТАРДИС и особая природа, приближающая Ривер к Доктору больше других спутниц, потому что она не совсем человек, а наполовину Тайм Лорд, то есть представитель «высшей касты». Если любые другие спутницы, не считая только Клары, особенными были сами по себе, как люди, а звёздный час получали только к концу своего сезона и ненадолго, то Ривер Сонг заблистала с самого появления в сериале и осталась исключительной героиней до самой смерти (и после неё тоже).
Чего уж там, Ривер осталась важным персонажем и после своего выведения из сериала, если оно, разумеется, было окончательным, в чём я очень сильно сомневаюсь, и является первым кандидатом на бесконечные дальнейшие возвращения в сериал и расширенную вселенную и столкновения с будущими Докторами, а также неоднократные встречи с прошлыми. Только Ривер позволяется быть настолько уникальной, чтобы считаться ровней главному герою и не просто, по мнению хувиан, получать, а заслуживать его внимание и любовь. Кроме того, у неё есть несколько научных степеней, и мадам Сонг обладает всевозможными навыками и суперспособностями. Следует уточнить, что проблема персонажа не в том, что Ривер очень умна, закончила за кадром кучу университетов, всегда была полезна Доктору и, цитируя его самого, никогда в нём не нуждалась, — всё это плюсы, присущие героине, за которые фанаты должны быть благодарны не столько Моффату, сколько людям, пишущим сценарии для аудиопьес. Проблема в неуместной гиперболизации роли персонажа и присущих ему черт. В четвёртом сезоне Ривер появилась из ниоткуда и заставила Доктора, а через него и нас, поверить в то, что она станет самым важным человеком в жизни главного героя, что именно ей Доктор будет доверять больше всех и что именно её он полюбит, да настолько сильно, что женится на героине. Не могу не повторить, что в то время действующая романтическая линия — Доктор/Роуз — даже не была закрыта. И что же сделал Моффат, известный своей нелюбовью к Роуз Тайлер и ещё с первого сезона старательно обесценивающий её отношения с Доктором? В очередной раз задвинул героиню на задний план, и если во втором сезоне интрижку Доктора на стороне ещё как-то можно было оправдать, то расстановка Стивеном приоритетов в четвёртом сезоне только подчеркнула неслучайность приписывания Моффатом Доктору любовных линий с любыми женскими персонажами, кроме Роуз.
Кстати о других любовных интересах Доктора. Если Роуз прописывалась как особенная спутница, но только для Девятого и Десятого, да ещё и совсем не исключительная, а, напротив, самая что ни на есть обычная героиня, а Ренетт прописывалась как исключительная личность, но едва ли особенный для Доктора человек, то Ривер сразу показали как женщину и особенную, и исключительную, и именно по этой причине она обошла все романтические интересы Доктора. Роуз за два сезона не заслужила той роли, которую Ривер заслужила всего за две серии. Нам ещё в середине четвёртого сезона прямо сообщили, что в скором времени только пробивающуюся в родную Вселенную Роуз выведут из сериала и благополучно заменят другой героиней. Любопытно, что Моффат не создал интриги из тайн своего персонажа, хотя мог это сделать прекрасно. Он изначально сделал всё для того, чтобы мы поняли: Ривер Сонг — это будущая жена Доктора. Она прислала ему письмо с поцелуйчиками, у неё была его звуковая отвёртка, она знала настоящее имя Доктора, она кокетничала и прямо намекала на то, что симпатична Доктору как женщина, а чтобы всем непонятливым стало совершенно очевидно, кто же такая профессор Сонг, третьестепенный персонаж сравнил Доктора и Ривер со «старыми супругами», когда они всего лишь спорили друг с другом, что является совсем уж толстым и навязчивым намёком на характер отношений героев. Встретив героиню в пятом сезоне, мы увидели её всего во второй раз, а потому всё ещё толком Ривер не знали. Для нас это был подозрительный персонаж, особенно учитывая всплывший факт о совершённом ею убийстве «самого лучшего человека, которого она знала» (здесь мы снова имеем дело с прямыми указаниями на очевидные вещи), и относительно новая спутница. Мы понятия не имели об её связи с ТАРДИС и о том, что Ривер, — наполовину Тайм Леди. И всё же Моффат уже в то время поставил Ривер на пьедестал, поэтому, только «залетев» в консольную, она принялась хвалиться, жеманничать и учить Доктора водить его собственную ТАРДИС.
Ривер во второй своей арке выставила главного героя сериала дураком. Да чего уж там, выставила дураками она всех Тайм Лордов вместе взятых, потому что в пятом ньюскульном сезоне внезапно выяснилось, что все, кроме Ривер, пятьдесят лет существования сериала водили ТАРДИС неправильно. И ведь этого Моффату тоже было мало, чтобы подчеркнуть, насколько его героиня особенна и исключительна, поэтому идиотами он выставил ещё и далеков — одних из самых кровожадных и страшных злодеев «Доктора Кто». Если раньше далеки кого-то и боялись, то только главного героя, что понятно и вполне оправданно. Но куда там Доктору до Ривер, если именно при её виде далеки стали молить о пощаде? Раз уж речь зашла о преступных наклонностях героини, не могу не отметить, что, при неоднозначности и противоречивости персонажа (в «Мужьях Ривер Сонг» героиня была представлена как своя в преступных кругах, и ранее она совершенно спокойно и ради своего удовольствия совершала геноциды), зрителям мадам Сонг преподносят так, что они её должны если не любить, то уважать. Уважать мы её должны с просмотра библиотечной арки, и если кому-то захочется вслух задаться вопросом, какого чёрта нам навязывают симпатию к столь сомнительной персоне, как Ривер Сонг, то такого человека хувианы тут же обвинят в бессердечности. Ну а мне, такой глупой и упрямой зрительнице, непонятно, почему я должна любить бесцеремонную, наглую и эгоистичную мадам, которая при первой же встрече с Доктором начала ему навязываться, спокойно ему нагрубила, назвав незаконченным, недоделанным и неправильным ещё-не-Доктором, возвеличила свою роль в его жизни и разбросалась неуместными спойлерами направо и налево. Почему я должна с уважением относиться к женщине, откровенно вешающейся Доктору на шею и лезущей ему в трусы?
Насколько пошлость, вульгарность и неуместное поведение нормализованы в нашем обществе, что они не критикуются, точно так же, как не критикуются романтизированный абьюз, токсичные отношения, нездоровое поведение, игнорирование концепта согласия и сексуальные домогательства, которые в шуточной форме показывали абсолютно в каждом эпизоде с участием Ривер [2]? Я вижу слишком уж много недостатков, присущих персонажу, и они не позволяют мне нейтрально относиться к Ривер, прощать ей все её минусы и ставить в приоритет достоинства героини. Ривер — воровка, лгунья и убийца, а далеко не добрая и святая женщина, на свою беду попавшая к злым людям. Да, так уж вышло, что Мелоди Понд была похищена неадекватными людьми и была воспитана в токсичной среде, вынужденная стать объектом для промывки мозгов, вот только у Ривер Сонг был выбор: измениться в лучшую сторону или так и продолжать крутиться всю жизнь в преступных кругах, раз ей привили именно такие ценности; вырасти до героини или так и оставаться до конца жизни аморальной убийцей; относиться к любимому человеку с уважением или думать только о себе — бедной, несчастной, неудовлетворённой и не получившей того, чего ей хотелось, мадам (ох уж эти высокие запросы Ривер — мало ей было и встреч со всеми Докторами, и любви с несколькими инкарнациями, и долгих лет супружеской жизни с Двенадцатым, что она набросилась на Десятого, словно он ей ещё что-то был должен). Ривер свой выбор сделала. Ривер не была «плохой» только в обличии Мэлс и не стала «хорошей» в эпизоде "Let`s Kill Hitler". Ривер не перестала быть жестоким человеком, всегда вела себя бесцеремонно, слишком многого для себя требовала и попросту давила на Доктора.
Для меня Ривер Сонг — героиня сомнительных моральных качеств, и я не вижу повода для хорошего отношения к преступнице, в которую такой человек, как Доктор, со всеми его принципами, не то что не должен был влюбляться, а который не должен был хотеть с ней иметь дела. К сожалению, большинство хувиан прощает Ривер абсолютно все её недостатки: эгоизм, наглость, жестокость и самолюбие, но что намного грустнее, зрители прощают Ривер любой свойственный ей недостаток только потому, что Ривер крута и уникальна. Потому что она не какой-то там обычный человек, а значит, заслуживает Доктора, не то что всякие, цитируя Стивена Моффата и непредвзятых хувиан, прилипчивые, надоедливые, беспомощные и глупые девочки-чав, «растворившиеся в своей любви к Доктору». Вы можете называть меня слепой и невнимательной зрительницей, но я не увидела ни одной серии с Ривер, в которой она бы не просто озвучивалась как потрясающий и сильный женский персонаж, важнее которого нет во всей Вселенной, а показывалась таковой. У Стивена Моффата огромные проблемы с прописыванием женских персонажей, и на Ривер они отразились особенно. Многие критики не без причин обвиняют шоураннера пятого — десятого сезонов в сексизме и мизогинии, и наисильнейшую и наимудрейшую женщину «Доктора Кто» они коснулись в первую очередь [2]. Один тот факт, что вся жизнь Ривер крутилась вокруг Доктора, является для меня доказательством и того, что этот персонаж является сильным и независимым лишь на словах, и того, что Ривер Сонг потерялась и растворилась в своей любви точно так же, как Роуз Тайлер.
Отличие двух ньюскульных пейрингов состоит в том, что если без Роуз Доктору приходилось довольно тяжко, на чём в сериале постоянно делался акцент, то с Ривер герой мог не встречаться долгие сотни и тысячи лет и прекрасно без неё обходиться. Если расставание с Роуз Доктор переживал так тяжело, что сразу после прощания с ней чуть не покончил жизнь самоубийством, играл со смертью весь третий сезон и дошёл до «Тайм Лорда Викториуса» после второй её потери (а также потери Донны), то «расставания» с Ривер Доктор переживал тяжело лишь на словах, но не на деле. На деле он, судя по намёкам, спокойно вступал в интимные отношения с другими женщинами и довольно скоро с Ривер переключился на Клару. Если не только Доктор влиял на Роуз, но и она очень сильно влияла на Доктора на протяжении всех четырёх РТДшных сезонов, с чем спорить сложно и бессмысленно, даже если вы ненавидите эту спутницу, то моффатский Доктор как персонаж был вполне независим от своей супруги, в то время как Ривер без Доктора не работала никогда, — весь её таймлайн вращается вокруг него. Если у Роуз до встречи с Доктором была своя жизнь, то у Ривер с Доктором было связано абсолютно всё, что только можно: её зачатие, рождение, похищение, воспитание, «изменение в лучшую сторону» и дальнейшее формирование характера, выбор профессии, каждая фиксированная точка, то бишь встречи Ривер и Доктора, являющиеся важным составляющим сюжетной линии Ривер, свадьба героев, в которой участвовала одна Ривер, но не участвовал Доктор, спрятавшийся за Теселектой, и, наконец, смерть и последующее посмертие героини. Одним словом, всё упирается во фразу, однажды сказанную самой Ривер: «Я живу ради встреч с ним». Очевидно, что для Ривер Доктор — цель всей её жизни, которую он с ней не разделял и значительную часть которой она провела в тюрьме буквально ни за что.
Не могу не заметить, как же смешно и грустно, что благородный Доктор, якобы любящий Ривер до умопомрачения, как он никого никогда не любил, не торопился вызволить супругу из тюрьмы, хотя она не была виновата в том, за что старательно сидела, и лишь временами к ней наведывался, чтобы провести с ней очередную ночь, получить от Ривер то, что ему нужно, и снова закинуть жёнушку обратно в Стормкейдж. И такие отношения показывают детям в качестве примера идеального брака и настоящей любви? Как бы нам ни навязывалась любовная линия с Ривер, и как бы красиво об их отношениях с Доктором ни говорили все вокруг, я этой самой любви за все сезоны так и не увидела. Если я увидела привязанность и жертвенность, то лишь с одной, угадайте какой, стороны. Если я увидела обоготворение партнёра, то касалось оно, опять-таки, только одного из состоящих в отношениях людей. Рискну написать, что у Алекс, при всех стараниях актёров играть «в любовь», ещё и не возникло ни с кем химии: ни с Дэвидом, ни с Мэттом, ни даже с Питером. В сценах взаимодействия их героев не было адекватных и красивых романтических моментов: объятий, держаний за руки, нежных взглядов друг на друга, — всего того, что особенно выделяет пейринг Доктор/Роуз, а в случае с Ривер добавили только в последней на данный момент серии. Всё, что было у Доктора с мадам Сонг в большинстве случаев, — это бесконечный флирт, постоянные перекидывания пошлостями и отдельные выбивающиеся сцены, то есть многочисленные последние прощания Доктора и Ривер, которые Моффат вставлял, чтобы давить на жалость одним зрителям и затыкать других — недовольных критиков. И действительно, зачем задумываться о том, как бы правдоподобно показать развитие отношений, когда многое можно только озвучивать, а отношения героев менять резко?
Иногда отношения между персонажами умудрялись меняться в пределах одной серии. Например, в начале эпизода "Let`s Kill Hitler" Ривер хотела убить Доктора, но в конце по какой-то неведомой причине пожалела о сделанном, пожертвовала собой и полюбила Доктора так, что побежала поступать на археолога, начала его преследовать и позволила себе, толком его не знающей, во время одной из следующих встреч сказать: «Ты никем во Вселенной не любим так, как мной». Весь эпизод "The Wedding of River Song" Доктор подкалывал Ривер, насмехался над её чувствами и упирался до последнего, не желая жениться, но уже через парочку минут экранного времени для него почему-то стало в радость упомянуть последующее за свадьбой исполнение супружеских обязанностей. Да чего уж там, зачем вообще убеждать зрителей в любви персонажей через последовательное развитие отношений героев, когда можно просто-напросто зафиксировать во времени и пространстве свадьбу — «святое таинство», каким бы фиктивным брак Доктора и Ривер при этом ни был, показать много страстных поцелуев — главное доказательство любви для большинства аудитории, зачем-то приписать парочке долгие годы совместной жизни, когда никто этого не ждал и такой «финал» не напрашивался, и впихнуть Ривер во все эпохи сериала? Учитывая, что примитивные ходы Моффата всегда работали на ура, я не буду вспоминать и перечислять все совместные сцены Доктора и Ривер, являющиеся примером неуважительного отношения героев друг к другу, презрения Доктором своей «наречённой» и поощряющихся Моффатом абьюзивных отношений [2]. Зачем, если для большинства хувиан более значимыми являются куча поцелуев, пафосные признания, намёки на сексуальные отношения героев, один их пресловутый брак и двадцать четыре года супружеской жизни?
Меня очень сильно раздражает то, что очень многое из жизни Ривер и её отношений с Доктором Стивен Моффат благополучно оставил за кадром, чем он своими фанатами ещё и постоянно оправдывается. Мне неприятно и то, что таймлайн Ривер в теории можно расширять до бесконечности, даже если многочисленные побочные встречи героини с Доктором противоречат моффатскому канону и являются одной большой сюжетной дырой. Что же до главной сюжетной дыры, то так как она несколько лет мозолила всем, кроме шипперов и моффатстана, глаза, Стивену пришлось что-то с ней всё-таки сделать. Так и случилось, что спустя несколько лет после выхода юбилея Моффат в очередной раз переписал все события, и после выхода новеллизации «Дня Доктора» вдруг выяснилось, что зрители, считающие, что Ривер должна была встречать Десятого ещё до библиотеки, оказались правы. Как я уже писала в одной из глав, дошло до того, что Моффат не просто столкнул героев ещё раз где-то за кадром, что было бы не так обидно, а приписал им сближение и любовь. Мало нам было олдскула, давно порабощённого Моффатом, так теперь бог хувианской вселенной недвусмысленно намекнул на то, что уже и РТДшный Доктор не принадлежит своему живому создателю и является собственностью Стивена. Моффат считает себя настолько особенным, что полагает, будто имеет право на серьёзное переписывание таймлайна любой инкарнации Доктора, какую он только захочет взять и проООСить. Ни у одного сценариста за все те годы, что существует «Доктор Кто», не было такого влияния на сериальную вселенную и канон, как у Моффата. Стивену до сих пор, даже после того, как он покинул место шоураннера, позволяется пихать своих героинь во все места: в прошлое сериала, будущее сериала и самое его зарождение.
Авторы расширенной вселенной, старающиеся подлизываться к «королю» хуфандома и его верным фанатам, также не утихомириваются и активно продолжают пихать свою любимицу, приносящую Биг Финиш огромные деньги, во все щели. «Дневник Ривер Сонг» дошёл до той стадии, что после встреч героини почти со всеми (пока) Докторами и Мастерами, она встретилась с первыми спутниками Доктора — Йеном и Барбарой, а также его внучкой Сьюзен. Осталось только дождаться, когда Ривер официально сделают «бабушкой Сьюзен» и первой женой Доктора, ведь ещё с 2009 года именно к этому всё, по всей видимости, и идёт. Чего уж там, нам постоянно напоминают, как замечательна Ривер, как интересна её сюжетная линия и как она заслуживает всего, что получает, в то время как в самом сериале, по сути, не было показано и половины того, что Моффат наобещал в четвёртом сезоне. Жаль, но, при всём потенциале Алекс Кингстон, её героини и сюжетной линии Ривер и Доктора, которые могли угодить всем и тронуть каждого хувиана, всё, что мы в итоге получили, — это откровенную подделку. А где же, боюсь спросить, красивая романтическая история, про которую хувианы-вселюбители говорят с удивительным трепетом? Где та вечная и настоящая любовь, рядом с которой не может стоять ни один канонный пейринг с Доктором, в первую очередь жалкие недоотношения Доктора и Роуз? Почему всё, что нам показали, — это опороченную ненавистью и не вполне являющуюся романтической сюжетную линию двух не уважающих друг друга людей? Где адекватные и здоровые отношения между супругами? Почему всё только началось с драмы, а закончилось сплошными сантиментами, существующими для того, чтобы закрывать собой сюжетные дыры и перекрывать неоднозначные моменты и недосказанности?
Любопытен и ещё один момент: если свободные отношения героев, о которых они, судя по всему, не договаривались, и их гостевой брак являются нормой, то почему нам только говорили о многочисленных связях Ривер с другими людьми и её активных любовных похождениях, но показали всего одного побочного супруга? Почему Доктор обижался на то, что Ривер ему изменяла, хотя сам же ей спокойно изменял? Почему Ривер Сонг назвали ЛГБТ-персонажем, если на экране показывали как женщину, состоящую в отношениях исключительно с мужчинами, причём в девяноста девяти процентах случаев с главным героем сериала? Почему всё, что связано с Ривер, — это сплошные слова да обещания? Почему в расширенной вселенной, если верить на слово знакомящимся с ней людям, Ривер прописана лучше, чем в сериале, который является базой для оценивания персонажа? Наконец, почему только этой героине позволяется получать всё то, что ей до сих пор продолжают давать создатели расширенной вселенной «Доктора Кто»? Когда «Доктор Кто» успел превратиться в собственность Стивена Моффата, и с какой стати его второстепенная героиня так возвеличивается на фоне всех остальных спутниц, а некоторые из них, давайте не будем об этом забывать, являются точно такими же романтическими интересами Доктора — не менее важными для героя и значимыми для канона? Наверное, я никогда не узнаю ответов на все интересующие меня вопросы, никогда не приму то, как сильно Стивен Моффат повлиял на всю хувианскую вселенную, и никогда не смирюсь с тем, что этому шоураннеру, в отличие от остальных, всё позволяется.
Примечание к части
[1] https://www.doctorwho.tv/news/?article=the-women-who-lived-amazing-tales-for-future-time-lords
[2] Повторю то, что за годы хувианской жизни я написала несколько статей про Ривер, поэтому многое из того, о чём я только заикнулась, но что не стала разъяснять, вы можете найти в других моих работах:
https://ficbook.net/readfic/3010056: в этой статье вы можете найти детальную критику 5-7 сезонов и отношений Одиннадцатого Доктора со спутницами, в том числе и Ривер;
https://ficbook.net/readfic/7237690: в этой статье я критикую 9 сезон, в том числе и любовную линию Двенадцатого Доктора с Ривер;
https://ficbook.net/readfic/4346399/11245452; https://ficbook.net/readfic/6459378/18007743; https://ficbook.net/readfic/6459378/28051019: здесь я критикую сексизм в прописывании Ривер-Мелоди;
https://ficbook.net/readfic/6459378/16516622: а здесь можно прочитать мои рассуждения о продвигающемся через сюжетную линию с Ривер классизме.