Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |
Основа фан-мира — восточные представления, анимизм, отсылки к реальности.
Очередной фэндом, ставший популярным благодаря необычной идее произведения. Это западное, можно сказать, анимэ с восточным колоритом, довольно развито в сюжетном и поучительном плане для современных произведений. На данный момент я равнодушно к нему отношусь, но так как недавно по нему вышел сериал и началась очередная волна фанатской истерики, то упомяну и его.
Тема управления стихиями настолько заезжена, что кажется странным, почему подобные) фэндомы еще привлекают зрителей. Но объяснить это можно тем, что человека всегда привлекала идея покорения природы, стихий, достижения недостижимого, ну и просто тем, что подобные
вещи весьма облегчили бы жизнь, то есть банальной ленью; не всегда тема управления стихиями была связана с магией, иногда появляясь и в религиозных сюжетах. Да, управление природой было свойством Бога, богов или пророков, магов, то есть избранных, но обычные люди тоже пытались, для чего совершались различные действия в виде вызовов дождя всем племенем и тому подобное. Сложно сказать, хотели ли обычные люди, не всякие там шаманы и прочие, сделать себя равными сверхъественным силам, но из шкуры вон лезли в последние столетия, чтобы покорить природу, причем чаще это было связано не с нуждой, а с гордыней человека (царь ж природы, покорять — значит показывать свою силу над кем-то или чем-то, а дарвинизм только одобрял это (дарвинизм — это еще не сама теория Дарвина и даже не его книги, а особое философское представление научных кругов 19 века, не всегда согласуюющиеся с мнением Дарвина, точно так же как марксизм с мнением Маркса, сам Дарвин довольно уважительно относился к природе), с алчностью мировых компаний, мы можем увидеть, что человек сделал без всякой магии. На протяжении истории наука сделала своё в деле покорения природы, получив доступ и к технологиям, которые раньше считались бы волшебством, и теперь люди даже могут разгонять облака (всего то!). К сожалению, и в фантастике, и в реальности не задумываются, что выйдет собственно с природой при таком усердии человека, когда он реально сможет управлять стихиями. Но зато в произведении попытались вообразить, что выйдет с человеком в социальном плане и всё не очень-то радужно.
При этом нужно учитывать, что это не технологическая, а магическая антиутопия, полагаю, что при технологической было бы всё гораздо хуже.
Как известно, на каком-то этапе своего развития подобная цивилизация магических пантов начала разделяться по неозвученным причинам, но так как в этом мире существовала привязка типа магии к характеру носителя, мы видим, что менталитет у народов сильно отличается (были использованы западные философские и астрологические средневековые представления), то возможно они не ужились и по этой причине, всё же этого не достаточно, чтобы свалить друг от друга на такие расстояния (геологические процессы тоже могли съиграть роль). Магами могли быть не все люди из народа, а только избранные, к которым не только прислушивались, но и люди ожидали от них защиты от врагов. Каким образом они становились магами, не совсем понятно, но известно, что это могло передаваться по наследству (то есть тут далеко ходить опять же не стали, ссылаясь опять же на древность, где главой племени обычно становился жрец или шаман).
Пока все жили на своей территории, всё шло более-менее хорошо, но тут, как и бывает в реальной жизни, кому-то взбрело в голову, что его магия, не без причин, самая крутая, и начались имперские и фашисткие действия по отношению к другим.
Примечательно, что создатели канона, использовали отсылки к реальным странам и истории, видимо чтоб лишь раз подчеркнуть опасность имперских наклонностей. Это анимэ вообще примечательно, что для создания его мироустройства просто взяли по чуть-чуть от реальных представлений, мифов или истории, проработав хорошо сам сюжет.
Если в племени северном воды мы можем сразу же узнаем народы севера, таких как инуиты, с южным, более развитым, не совсем понятно, чисто ли это выдумка создателя произведения (кроме ледяных строений, тут отсылка опять же к инуитам), или, различающиеся и по менталитету племя отсылается к легендам о Гиперборее — северной развитой стране, населенную якобы магами, где-то на территории современной России (не смотря на то, что она упоминается в исторических источниках, наука сомневается в её реальном существовании).
Другие, сразу узнаваемые в этом анимэ страны со своим менталитетом — Япония и Тибет. Не удивительно, что интеллектуально развитый, трудолюбивый и упрямый народ стал обладателем магии земли. Но это был самый слабый народ, о том плане что он не знал как противостоять огню, и здесь сослались на историю Японии: пока продажное правительство и аристократия жирели под имперским началом (в следствии чего освобождение народа было ему не выгодно), крестьяне, итак, собственно, рабы превратились в рабов империалистов и их положение было очень незавидное, на сопротивление их сподвигли люди со стороны. Тибет же, прообраз страны воздуха, не раз подвергался нападкам империалистов, но выстоял благодаря своей труднодоступности (тем не менее его добил Китай).
Не трудно догадаться, кто стал отсылкой, не смотря на довольно восточный вид, на имперский, более технически развитый Запад, пока другие либо не помышляли о технологиях, либо они у них были в зачаточном состоянии, Запад уже имел паровые машины, собственно, благодаря тому, что Запад давно был развитее других, они и совершили успешную имперскую политику. Методы, правда, страны огня, уже стали отдавать фашизмом, в плане стремления не просто подчинить, а истребить всех, кто может оказать сопротивление, но до третьего Рейха её низводить всё же не стали. Отсылки к Западу становятся ещё более очевидны в "Легенде о Коре", где мы видим уже практически Америку начала прошлого века даже в плане менталитета. В других местах тоже можно увидеть отсылки к реальности: затерянная библиотека, пустынные маги похожи не бедуинов с их склонностью к разбою, мир духов напоминает леса Амазонки, по поверьям местных индейцев населенные духами, но им выделено мало времени. Конечно, карта магического мира, не смотря на отсылки резко отличается от реального.
Как и бывает, когда наступает какой-то писец, люди начинают искать спасение в сверхъественном, даже в выдуманном магическом мире, но тут обычно полагаются на избранных, которые сильнее всех прочих магов (традиция ещё до поттерианы). И тут на первый план выплывает местный Мальчик-который-выжил, начиная трагедию уже другого, личностного плана, которая легко может возникнуть в обществе с магическим мышлением. В отличии от Гарри Поттера, на него сразу же наваливают, против его воли, груз избранности, не давая времени на осознание. Не сложно заметить отсылку на Гарри в том плане, что его так же сопровождают и ведут "на заклание" (пацана реально могли убить и не раз пытались) пара малолеток, лишь на года три старше его, вынужденные шататься по свету. Это при том, что у него начисто отсутствует память и ему практически всему надо учиться сначала. При этом они постоянно умничают, давят, но в конечном итоге мальчику двенадцати лет, у которого самого детство в голове, приходится быть взрослее их, и по-сути всех остальных окружающих, не потому, что он умнее, а потому, что жизнь заставляет его взрослеть — итого, куча психологических травм и истерики под конец истории, но мальчика таки вынудили обстоятельства спасать мир, а ведь мог и сбежать (а кто бы ему дал, ведь выбора-то у него с самого начата как бы не было?), на его же проблемы и психику всем по-сути плевать, потому что всем от него Надо и всем он Должен. Его взрослая жизнь не известна кроме того, что Аватар психанул, забил на обет безбрачия аватаров и женился, сделав этим, можно сказать, доброе дело, ведь теперь племя воздуха, хоть и полукровки, имеют шанс на востановление. Но как и следует ожидать все его психотравмы перекочевали в его следущее женское воплощение с вопросом "ну почему я?!", поэтому Кора такая неуправляемая и психонутая, пыталась сбежать от своей миссии, это при том, что у ней опять же начисто отсутствует память (полагаю все остальные аватары получили знания уже в осознанном возрасте). А кто, собственно, Аватар? В реальности это одна из восточный религиозных идей. Из индуисткой концепции следует, воплощения какого-то бога, одним из этих воплощений является в последствии Будда, это очень непонятно для не восточного человека кроме того, что не является кармической реинкарнацией обычного человека. В Тибете и Монголии постоянно ожидают Далай-Ламу как воплощение очень развитой души, аватары милосердия, сотни мальчиков воспитывают в монастырях, чтобы из них выбрать одного вот такого якобы аватара по определенным качествам и вырастить из него Далай-Ламу;это приобрело, как и папское наместничество, политический теократический характер, правда духовность лидера для народа тут была неоспоримой (сами Ламы не всегда были такие уж белые и пушистые, могли, например, вводить сумасбродные налоги), при таком положении дел Далай-Ламы часто вовлекались в чью-то закулисную игру, то есть малолетний лидер мог быть просто удобной ширмой регента, его могли отравить, часто превышалась власть монахов. Смехотворно заявление современного Китая о том, что реинкарнация тибецкого лидера должна подчиняться законам Китая, то есть Китай будет решать, где и в кого ему переродиться. В истории Азии есть примеры даже самопровозглашения себя богом, как эры делали Конфуций, Ким Чем Ир, Пол Пот, даже если народ прекрасно осознавал со временем, что перед ними никакой не бог, азиаты не склонны сопротивляться начальству (или попросту не было возможности), так что почему такая форма власти прижилась именно в Азии, а не в какой-нибудь другой стране вполне понятно, ламаизм — это конечно не про самопровозглашение и возможно лидеры сами верят в своё предназначение (может даже те, кто их выбирает), что вызывает больше доверия у населения, но политический авторитет так же был неприкасаем до недавнего времени. С точки зрения политологии ламаизм интересен как весьма эффективный способ управления страной, подходящий именно для азиатского менталитета, конечно не без недостатков, сейчас в массовой культуре ламаизм подают как чисто религиозное течение. Концепцию Аватары впихнули в анимэ по той причине, что Мальчик оказался не бесмертным в отличии от своей миссии, поэтому ему надо как-то оживать, а науки в их мире практически нет, с той лишь разницей, что он легко мог стать женщиной. Но понятно, что в анимэ это вряд ли бог или святой по причине того, что к нему относятся без должного уважения, почти как к пушечному мясу, которое всех может победить и потому ценно, которое вечно всем должно (параллель с Поттером очевидна, и так же, как и жизнь Поттера жизнь Аватара по настоящему ценна, пожалуй, только для близких — конечно не плагиат, но..), к тем же духам почтения проявляли больше. При этом ни в анимэ, ни в фильмах так и не раскрыли, кто такой Аватар и чем он заслужил свою избранность. Взять буддийское объяснение создатели не могли по этическим соображениям чтобы не оскорбить чувства верующих, в том числе самих буддистов, и правильно сделали. В анимэ слово "душа" как человеческая субстанция упоминается, кажется, раза два, при том, что мир держится на гармоничном существовании с духами природы (правда народу огня на это сильно плевать и они даже убивают ради победы одного духа, из-за чего весь мир катится в тартарары), то есть тут придерживаются анимистичных представлений, но в основном в племени воды, остальные живут и думают по своим способностям, со своими тараканами, в мир духов особо не вдаваясь; но никакого религиозного наполнения в анимэ нет, в нем нет слова Бог и даже буддийского понимания некоего абсолюта, нет никакой религии, кармической реинкарнации у обычных людей и магов (иначе бы это тоже как-то обсуждалось хоть раз хотя бы на бытовом уровне), внешне буддийский монастырь становится здесь просто цитаделью магов воздуха, у которых мышление достаточно оригинальное, но опять же вряд ли религиозное. Кто он такой в своей сущности и почему должен оживать именно таким способом при возможности других и их большем удобстве, осталось как бы за кадром (то есть он Аватар просто потому, что создатели поленились придумать что-то своё и взяли готовую идею, не приспособив её как следует под фантастический мир), но зато мы увидели прекрасную магическую антиутопию (хотя если так посмотреть, произведение вполне отражает нынешние потребительские отношения).
Предыдущая глава |
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
| Следующая глава |