↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Мануал. Как написать историю за 10 шагов? (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 141 384 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как написать художественное произведение за 10 шагов? Практическое пошаговое руководство без "воды".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Шаг 6. Вселенная

Не спешите пролистывать этот шаг после названия. Независимо от того, пишем ли мы фэнтези, фантастику или махровый реализм в рамках любовного романа, детектива и так далее, нам нужно проработать вселенную произведения. Причем проработать именно после того, как завершена работа с героями. Но обо всем по порядку…

Как бы мы ни старались, полностью повторить реальный мир — невозможно. Художественное произведение отражает нашу реальность, словно в зеркале. И объём искажения зависит только от нашего жанра. Если он не велик, то мы получим реалистичное произведение, если его увеличить — то напишем мистику или магический реализм, если еще увеличить — научную фантастику или фэнтези.

Поэтому создание вселенной касается всех пишущих, ведь отбор того, что необходимо показать или скрыть — наша постоянная задача. Даже в самой правдоподобной истории мы все равно не сможем нарисовать все многообразие мира. И это не нужно! Наша задача показать существующую или вымышленную реальность так, чтобы это отвечало нашим задачам (реализация замысла, доказательство идеи, нагнетание конфликта, раскрытие персонажей и так далее) и чтобы читателю хотелось погружаться в нее снова и снова.

Так какой же должна быть вселенная любой истории? Первое, о чем мы должны помнить, прорабатывая вселенную, так это о том, что она отражает наших персонажей, а не наоборот. Нельзя создавать вселенную в отрыве от персонажей (именно поэтому сначала я давала шаг о персонажах). Вселенная отражает всю систему персонажей, в первую очередь, конечно, главного героя, но и всех остальных тоже. Вселенная должна быть сложной, чтобы можно было органично вплести в неё всех персонажей, чтобы они смотрелись как часть мира, а не инородные тела. Вселенная должна подробно отражать воззрений персонажей, их ценности. Конфликт в сюжете стоит отображать визуальными конфликтами во вселенной повествования. Вселенная должна меняться вместе с эволюцией героя, отражать эту эволюцию. Вселенная — прекрасная среда для населения её символами, даже она сама может быть хорошим символом.

По Дж. Труби художественная вселенная состоит из четырех компонентов, каждый из которых может стать символом.

Земля и природа. Место действия может задать настроение истории и

систему символов. Например, пустыня (песчаная или арктическая) символизирует умирание

и уединение; а равнина — простор, свободу или посредственность. Другие символы

смотрите у автора. К этому же разделу относят погоду, которая может

символизировать внутренний мир героя, главное не использовать это слишком уж

шаблонно.

Города и другие рукотворные пространства как часть вселенной

повествования также полны символов. Стоит помнить, что все они изображают общество

и являются его уменьшенной моделью.

Техника и технология определяют достигнутый уровень прогресса и

взаимодействие персонажей со средой.

Время — один из самых важных факторов в истории. Перенесение повествования в прошлое или будущее, в вымышленный мир или в реальный — высвечивает проблемы сегодняшнего дня. Иначе, зачем оно? Стоит отметить на полях, что чувство времени в истории (когда бы она ни происходила) терять не стоит. Как это можно сделать? С помощью суточного и годового циклов, или умещение происходящего в истории в один день, или установление временного рубежа для событий, или ритуалов и праздников.

Теперь рассмотрим вопрос вымышленных миров. Если вы не фантаст, то можете пропустить окончание шага и уже сейчас начать проработку вселенной вашей истории. Если же вы пишите о будущем или создаете альтернативную реальность, то предлагаю вам советы Юрия Окунева (я не всегда и не во всем с ним согласна, но в этом вопросе наши мнения тождественны).

Во-первых, первична история. Бессмысленно писать энциклопедию

мира, если мы не знаем, какую историю рассказать. Сначала замысел, идея,

конфликт, персонажи. И только потом вселенная! Логичнее дополнять свое

представление о мире по ходу работы, а не изобретать историю под какой-то

заданный сеттинг.

Во-вторых, целостность истории. Даже в фэнтези, где можно задать

любые правила, не стоит нарушать без хорошего и качественного объяснения свои же

законы. Мир должен быть цельным, не противоречивым.

В-третьих, детали. Читатель должен чувствовать, что за нашим текстом скрывается нечто большее, за намёками и проходными деталями можно развернуть целую новую историю.

В-четвертых, многослойность истории. Вокруг сюжета и персонажей мир должен жить и меняться, а не только оживать на их глазах и замирать в статике в отсутствие взгляда.

К этому еще хочу добавить несколько основных моментов. Я не буду приводить огромную анкету вопросов для создания мира, поскольку она никогда не будет полной и достаточной. Под каждую новую историю нужны свои вопросы. Но есть некоторые основные моменты, мимо которых пройти нельзя.

Прежде, чем менять законы физики, химии или биологии их стоит узнать, потому что внутри себя вселенная должна быть логична, непротиворечива, целостна, это требует от нас определённых знаний.

Можно брать за основу историю реального мира (человеческую, геологическую, биологическую, климатическую и так далее). Даже меняя что-то в этих историях, подавая ситуацию под другим углом, мы оставляем себя на фундаменте логики.

Обратимся к проблемам реального мира (гомофобия, дискриминация, насилие и так далее), на новом фоне их можно иначе подсветить. Помните, что людей должна трогать идея? Она не должна быть оторвана от реальности нашего дня.

Постоянно задаем вопрос "почему?" Это не только спасёт логику повествования, но и подкинет интересные идеи для развития сюжета.

И не забываем прорабатывать климат и погоду, расы и народы с их физиологией и культурой, экономику и политику и так далее. Помните, что обо всем этом на примере нашей реальности написаны тома, и, ориентируясь на достижения науки, а не высасывая из пальца, вы сможете сделать свою вселенную глубже и правдоподобнее.

Еще раз подчеркну, что вселенная любой истории должна быть логична, внутренне не противоречива и работать на идею. Красивый мир, который не играет никакой сюжетной функции, бессмыслен. Если вы хотите изобразить вселенную гигантских грибов, то подумайте, что эти грибы могут символизировать, как они могут отразить главный конфликт истории, о чем они должны сказать читателю. Это намного интереснее и правильнее, чем описывать очередного эльфа или вампира.

Глава опубликована: 04.11.2021
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
12 комментариев
А кто такой Никитин? И читатель далеко не всегда отождествляет себя с героем. Читатель может даже иметь диаметрально противоположное мнение о всем в книге (я за Грейджоев, отец аз Старков, мать -за Станниса Баратеона.)
За упоминание важности описаний вам большой плюс, но вот - он сказал, она сказала - это жирный такой англицизм, у них дурным тоном считается писать эмоциональное определение речи вроде "завопил".
Clegane
Юрий Никитин - российский писатель фантаст, который помимо всего прочего написал книжку "как стать писателем".

Читатель может иметь диаметрально противоположные мнения и не любить героя, это верно, но если герой вам не понятен, не интересен, антипатичен в какой-то мере, читать о нем вы не будете. Если такой герой один среди десятка других - все ок. Если это единственный и главный герой, то вашу историю читать не будут.

Про свое отношение к "сказал/сказала" я в тексте отметила. Такой совет есть, на русском языке об этом тоже пишут, я не согласна, что все остальное надо убрать, но перебарщивать с вариациях вряд ли стоит, получатся рюши на броне.
Если герой мне антипатичен, я буду читать. Надо же узнать, как его убьют. И вот тут второй вопрос - почему вы думаете, что если герой антипатичен мне, то другой человек не будет читать мою историю и находить в нем что-то свое?
Clegane
Потому что мы рассматриваем каждого конкретного читателя. Каждый конкретный читатель должен найти что-то свое понятное и\или интересное, а если не найдет, то не будет читать. Очевидно, что любой герой найдет читателя, которому не понравится. Поэтому у каждого автора есть целевая аудитория, под которую вы пишите и которая будет так или иначе отождествлять себя с героем.
Но если вам нравится писать про тех, кто антипатичен вам и не вызовет отождествления, вам никто не сможет запретить
А вот тут вопрос, что автор понятия не имеет, кто его будет читать. Дети читают взрослые книги, а взрослые читают детские книги. И угодить каждому читателю невозможно.
И отождествление? Я ж не расстреливаю триста пленников за час на спор, хотя и читаю про такого человека.
Да и отношусь я к своим персонажам как к конструктору. Нужно такое для одного жанра - такие детали, нужно другое для другого жанра - вот эти детали.
Clegane
Сильно не все дети читают взрослые книги. Если мы пишем любовный роман, то скорее всего его будет читать женская аудитория лет от 15 и до бесконечности, и мы на них рассчитываем. Это не значит, что брутальный мужик не может прочитать любовный роман, может, но таких читателей будет не много. Мы опираемся на большинство.
В любом случае, я совершенно не понимаю, зачем вы пытаетесь со мной спорить. Я собрала советы по писательству. Это не догма и я не пророк. Если вас не устраивает какой-то из советов, то пройдите мимо него, кому-то он поможет. Отождествление прекрасный инструмент, которым можно пользоваться осознанно, но если вас он не устраивает, то вы хозяин своей истории. Я вам не указ.
Тетушка Сова
С двенадцати и до бесконечности - это возраст чтения любовных романов.
И я никоим образом не спорю, я пытаюсь дополнить. И вот мне как раз интересно - существует ли аудитория или это миф? Я пишу пиджи, для детей, - мне в комменты: какой суровый мир! Они что, едят собак? (люди там основаны на ацтеках и едят, потому что ацтеки ели. Таких маленьких лысеньких собачек, шоло порода называется. Есть и сейчас). Причем не дети. Я пишу кровь-кишки-сплаттерпанк - мне приходит в комменты явный школьник и удивляется, почему так мало кишок?
Clegane
Аудитория есть, ваш пример лишь показывает, что ваша аудитория выделяется не по возрастному критерию, а по каким-то другим. На кровь и кишки обычно приходят люди, которые не умеют справляться с чувствами и хотят слить негатив, люди, которые не могут реализовать темные стороны своей души в реальной деятельности, им нужно еще больше мрака, смотрите, какие "демоны" в современном мире не удается вплести в законопослушную жизнь и давайте в тексте. И люди будут в восторге.
Тетушка Сова
Простите, а где вы прочитали, что сплаттерпанк - это для людей, которые не умеют справляться с чувством или сливают негатив? Покажите мне этого человека, я в него плюну. Потому что я читаю и авторов, и их блоги, если есть возможность. Так - нормальные, эмоциональные люди.
Или оказаться в состоянии отсутствия вдохновения, ни в силах придумать, чем же продолжить.
А каким таким образом планирование нивелирует эту проблему? Этот затык может быть и на этапе подготовки же.

В начале: "Не буду философствовать".
Не отходя далеко от кассы: "Идея нужна и вот почему, а кто не согласен, тот днище и будет гнить в аду".
Ну что за поучительно-снисходительный тон, а?

Себя бы и слушали: "... не стоит превращаться в морализатора." :D

Посмею высказать свое мнение, это первый и возможно последний раз в мануале, когда я это делаю.
Да не. Вы делаете это куда больше, чем один раз.

А что значит "интересно", где оно водиться и как его ловить так и не объяснили. :(
lrkis
Отвечу на то, что представляет собой вопрос
Планирование позволяет продолжать писать, когда вдохновения нет, поскольку у вас уже есть четкое пошаговое понимание, что и как вам нужно написать, какие смыслы вложить
"Интересно" у всех разное, но если вы вложили достаточно смыслов, создали запоминающихся героев и проработали логичный и не стоящий на месте сюжет, то в к этому "интересно" максимально приблизились. Но всегда будут люди, которым никогда не интересно читать любовные романы, даже если там все прекрасно продумано и проработано, и вы никак их не убедите. Поэтому "интересно" совершенно индивидуально, но мы можем стремиться охватить как можно больше читателей за счет идеи, персонажей и сюжета
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх