↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Мануал. Как написать историю за 10 шагов? (джен)



Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 141 384 знака
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Как написать художественное произведение за 10 шагов? Практическое пошаговое руководство без "воды".
QRCode
Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава

Шаг 7. Сюжет

Если предыдущие шесть шагов проработаны, то мы готовы приступить к сюжету. Прошу вас, никогда не начинайте с него. Возможно, с потока мыслеобразов, но никогда не продумывайте сюжет до всех предыдущих деталей. Представьте, что вы покупаете себе набор разных полочек и ящичков в шкаф, чтобы организовать систему хранения. С чего надо начать? С полочек, чтобы потом их заполнять? Или сначала разобраться, что вы будете держать в этом шкафу, и лишь потом под конкретные вещи организовывать максимально удобные полочки? Логичнее идти по второму пути. Сюжет — это каркас, но прежде, чем его строить, нужно четко понимать, под какие нужды он будет задействован. Иначе получится пустой скелет, без всего того интересного, что притягивает нас к хорошему произведению снова и снова. Или же, как у многих начинающих, скелет будет обтянут мышцами и кожей неравномерно, где-то пусто, где-то густо — получится уродец.

Именно поэтому сюжет — это финальная стадия планирования. Когда вы уже четко знаете о чем, для чего, о ком, и в каких декорациях будет происходить ваша история. Только после этого можно создавать план сюжета.

Но давайте сначала отвлечемся немного на важную теорию, чтобы потом к ней не возвращаться, нам и так предстоит тьма работы. Прежде, чем говорить собственно о сюжете, нужно развести два важных понятия: собственно сюжет и фабула. И то, и другое означает последовательное изложение событий. Тогда в чем же разница? Фабула — это изложение событий последовательное с точки зрения времени. То есть от самого раннего к самому позднему, и никак иначе. Сюжет — это изложение событий в последовательности художественной истории. Сюжет может совпадать с фабулой, а может и не совпадать. Например, в классической детективной истории обстоятельства преступления мы узнаем в самом конце произведения, хотя хронологически оно произошло в самом начале, до расследования.

Это понимание сюжета открывает нам определённые перспективы. Какие? Мы

понимаем, что располагать события в сюжет можно по-разному, не только исходя из

их временной последовательности. Главное понимать, какой идее это служит и

какой замысел реализует. Для чего нам нужно сначала продумать идею и замысел и

только потом переходить к сюжету. Вдруг придется тасовать события, как колоду

карт?

Сюжет — это не только, в какой последовательности мы показываем события, но и каким образом мы их показываем (с какой точки зрения, в каком эмоциональном окрасе и так далее). Одни и те же события можно подать под очень разными углами. Чаще всего это зависит от того, через точку зрения какого персонажа мы смотрим на ситуацию. А для этого нам надо иметь проработанный характер героя.

В сюжете важно не только то, что мы показали, но и то, что мы скрыли, то, что осталось за кадром, но чувствуется в поведении персонажей. Этой "закадровой ситуацией" очень интересно играть и ею же можно сделать вселенную произведения более глубокой и достоверной. Если вы не совсем понимаете, о чем это, почитайте «Большую игру Альбуса Дамблдора» о вселенной Гарри Поттера, подробно разобранный пример виртуозной демонстрации очень сложного мира глазами ребенка с кучей установок самого разного толка, и вселенная за пределами призмы понимания главного героя живет, дышит и вполне прослеживается, делая историю необыкновенно глубокой (с точки зрения вселенной) и многоплановой. Нам с вами стоит стремится к тому же.

Как вы понимаете, ученые-литературоведы уже исследовали сюжеты тысячи книг и выделили ряд классификаций сюжетов. Я дам вам самую распространенную. Зачем? Как всегда, чтобы можно было изучить работы мэтров и не наступать на грабли, которые другие уже давно обнесли колючей проволокой.

Сюжет-путешествие. Главный герой отправляется в путешествие и меняется в

пути. В конце он обнаруживает, что то, что он искал в дороге, всегда было в нем

самом или в его доме. Однако данный сюжет имеет два существенных

"подводных камня". Во-первых, сложно органично сводить главного героя

с одними и теми же персонажами в разные моменты повествования, поэтому

приходится либо множить участников процесса, либо придумывать объяснения новых

столкновений. Во-вторых, сюжет-путешествие рискует перестать быть цельным и

распасться на отдельные эпизоды-события, получится цепь рассказов, связанных

только дорогой и главным героем. Это не позволит сюжету быть плавным и

органичным, поэтому связки нужно продумывать. Однако именно с подобных сюжетов

начинались художественные сюжеты в принципе.

Сюжет единства времени, места и действия. События в данном сюжете

происходят в одном месте и в короткий промежуток времени (чаще всего сутки).

Такой сюжет довольно прост, у него будет только одна сюжетная линия (о них

позже). Однако эволюция персонажей в данном контексте тоже ограничена,

поскольку невозможно стать совершенно другим человеком в короткий временной

промежуток.

Сюжет-открытие. Это истории-загадки. На протяжении почти всего

произведения главный герой не знает своих противников, которые умны и хитры.

Только в конце он осознает, что происходило с ним на самом деле.

Анти-сюжет. Здесь, по сути, нет чётко выстроенной цепи событий, нет

сюжета в общепринятом понимании этого слова. Есть беспорядочность, мозаичность

сцен, исследование глубин внутреннего мира персонажей, устройства мироздания и

так далее. Такой сюжет произведения будет органичен только если позволит

создать максимально объёмный образ главного героя.

Жанровый сюжет. Сюжет, который легко можно отнести к определённому

жанру, предсказуем и заведомо не уникален. Всё персонажи, символы, вселенная

уже заданы жанром. Однако такая рамка уже проверена опытом других авторов, она

точно будет интересна читателям

Многолинейный сюжет. Представлен большим количеством непересекающихся или

несущественно пересекающихся сюжетных линий, каждая из которых представляет

собой отдельную вариацию общей главной идеи произведения.

Мы с вами, в большинстве своём, говорим о жанровый сюжетах, потому что прежде чем отправиться в творческий полет на просторы многолинейного сюжета или анти-сюжета, нужно освоить азы на чем-то более простом и каноничном. Ведь если вы решили выстроить в своем творчестве что-то совершенно нетрадиционное, то вряд ли вы возьметесь читать чьи-то советы.

Давайте вспомним, что сюжет — это определённая последовательность событий, показанная определённым образом. Однако, если некоторые события, о которых мы хотим рассказать, у нас уже есть, то связать их в единый сюжет мы можем совершенно по-разному.

Линия. Все события связываются последовательно в один сюжет и

фокусируются на одном главном герое. У таких сюжетов может быть историческое

или естественно-природное объяснение.

Взрыв. Всё события происходят одновременно, в одной или в разных

точках. Такая связка предполагает много параллельных сюжетных линий. Так можно

лучше показать мир и контраст разных частей целого, но сложнее показать

эволюцию персонажей.

Извилистая линия. События одной или нескольких сюжетных линий движутся

по неопределённому временному маршруту без заранее определённой конечной точки.

Спираль. Главный герой каждый раз возвращается к одному и тому же

событию и с каждым разом осмысляет его на более глубоком уровне.

Ветвящаяся история. Это сложные истории со множеством разнонаправленных

сюжетных линий, которые могут быть связаны между собой только вселенной

повествования. Так пишутся масштабные романы-эпопеи, где каждая сюжетная линия

может представлять определённый виток развития общества.

Теперь, прежде чем поговорить о том, как, собственно, выстраивать хороший сюжет, давайте отвлечемся на более прозаическую вещь, на план. Вы прекрасно понимаете, что сейчас я буду долго и старательно рассказывать вам о том, какими способами можно писать план сюжета. Сначала вопрос: зачем его писать?

Во-первых, почти все мы работаем или учимся, редко кому удается писать каждый день. Да и то, в жизни происходит столько событий, что полагаться на память — не лучшее решение. Лучше записать план сюжета так же, как и все предыдущие этапы планирования. Чтобы не забыть. Не беда, если по ходу написания что-то изменится. Главное, у вас будет готовый материал.

Во-вторых, когда перед вами план сюжета, вы видите все его повороты,

ключевые моменты, точки закручивания интриги и так далее. Это позволяет оценить

сюжет в целом. Расплывчатое представление в голове всегда кажется гениальным, и

очень обидно, написав целиком, понимать, что сюжет местами безнадежно провален.

В-третьих, если у вас есть все подготовительные материалы, в том

числе и план сюжета, то написание истории становится делом более механическим.

Не нужно ждать вдохновения, чтобы организовать очередной сюжетный поворот или

лучше раскрыть персонажа. Все уже обдумано, спланировано и поправлено. Остается

просто писать.

Какие бывают планы сюжета?

По ключевым точкам. Вы расписываете только самые важные, поворотные

моменты, которые двигают историю. Путь от одной такой точки до другой вы

придумываете на ходу. Так и потеряться сложно, и элемент творчества остается

довольно большой.

По главам. Это более подробный план, где вы расписываете события

каждой главы. Можно останавливаться и начинать с любого места, ведь все уже

прописано.

По эпизодам. Самый подробный план. Вы прописываете не просто все главы,

но и все сцены-эпизоды в главах, что дает вам возможность вообще не думать о

сюжете во время написания.

Чем более подробный план вы сделаете, тем быстрее и легче будет писать саму историю. Но окончательно все регламентировать тоже не стоит, иначе творческий изначально процесс скатиться до рутины. Каждому стоит найти золотую середину для себя.

Теперь обратимся к характеристикам хорошего сюжета, на которые можно ориентироваться в работе.

Во-первых, никакие события не должны происходить и никакие действия не должны совершаться только потому, что так захотел автор. Всё должно подчиняться внутренней логике и вытекать одно из другого.

Во-вторых, в сюжете должны быть задействованы персонажи. С одной стороны, в принципе мыслящие существа, подробное описание роста дерева на художественное произведение вряд ли потянет. С другой стороны, это должны быть не шаблоны, не эпизодические личности. Как их создавать я подробно рассказывала в пятом шаге. Если вы его как следует не проработали, то вернитесь к нему.

В-третьих, персонажи должны бороться с трудностями. Другими словами, в сюжете должен быть конфликт. Если конфликта нет, то ничего не происходит, и читать об этом будет очень скучно. А как выстраивать хорошие, разноплановые конфликты мы говорили с вами в четвертом шаге. Если у вас еще нет «четырехстороннего противопоставления» или хотя бы линейного главного конфликта, то вернитесь назад и доработайте.

В-четвертых, в основе сюжета лежат потребности персонажей. Причём чем ниже они по пирамиде Маслоу (семь ступеней потребностей человека, от самых простых, поддерживающих жизнедеятельность организма, до самореализации), тем большему количеству людей они будут понятны и большее эмоциональное сопереживание вызовут. Когда главный герой умирает — это трогает, а когда он ищет себя и не может найти — большинство людей считают, что он с жиру бесится и не сочувствуют ему.

Так как же выстроить сюжет, чтобы его читали, чтобы он был интересен, увлекал с первых страниц? Самая простая и банальная структура — трехактная. Её ещё ребятам в школе объясняют, когда учат писать сочинение-повествование классе в шестом. Вы все о ней точно слышали!

Всего 3 акта: завязка, кульминация и развязка. Между завязкой и кульминацией может встать ещё развитие действия. Просто же, правда? Мы с вами ещё поговорим о каждом из трех актов в отдельности, но сначала другой вопрос: а нужна ли она вообще? Джон Труби и некоторые другие авторы считает, что трехактное членение искусственно, оно не позволяет создать плавный органичный сюжет, поэтому он предлагает вовсе от неё отказаться и взамен использовать структуры 7 или 21 шага (обе разберем далее). Блейк Снайдер и некоторые другие авторы склонны признавать трехактную структуру как основу, но дополнять её разным количеством промежуточных этапов (структуру сюжета по Снайдеру, которую применяю я, разберем в самом конце шага).

Посмею высказать свое мнение, это первый и возможно последний раз в мануале, когда я это делаю. Нужна ли трехактная структура? Если вы умеете создавать сюжет или творите в нежанровой форме, то можете ею не пользоваться. Она — костыли, которые мы подставляем истории, чтобы она не развалилась. Если вы не мастер и работаете в одном из жанров, то трехактная структура позволяет создать более-менее устойчивый сюжет. Огромное число работ на фикбуке и фанфиксе не содержат трехактной структуры и потому похожи на болото, в них обычно есть какая-никакая завязка, но дальше это бесконечный бессюжетный сериал без кульминации, и концовка в таких случаях всегда наступает неожиданно и ничего не раскрывает. Использование хотя бы трехактной, если не более детальной структуры, позволит спасти произведение от превращения в бессистемный набор сцен.

Независимо от того, как мы относимся к трехактной структуре, мы все равно начинаем наше произведение. И наша задача заинтересовать, зацепить читателя.

Так какой же должна быть завязка? Яркой (сначала яркая, интересная сцена и только потом плавное введение в сюжет), цепляющей (наша история с самой завязки должна зацепить читателя, не дать ему отвлечься от нашего произведения), загадочной (завязка должна оставлять загадку, которую читателю захочется разгадать).

Другой вопрос, с чего нельзя начинать?

Во-первых, с длинного описания. Читателю не хочется погружаться в атмосферу нашей истории столь глубоко, пока он не оценил — интересно ему или нет. Описания природы или обстановки в самом начале на несколько страниц простительно классикам, но мы ещё не классики.

Во-вторых, с диалога. Это спорно. Но чаще всего диалог вызывает о читателя чувство непонимания ситуации. Кто говорит? О чем они? Что имеют в виду? Чувство непонимания — не лучший наш союзник.

В-третьих, с длинных философских размышлений. Мы ещё не заслужили доверия читателя, чтобы он захотел прислушаться к нашей философии, поэтому длинные рассуждения вызовут только скуку.

Повторюсь, хорошая завязка — это яркая эмоциональная динамичная сцена, которая сможет зацепить читателя.

Теперь переберемся к следующему этапу трехактной структуры. Кульминация — это самый яркий, самый напряжённый момент нашего произведения. Момент наивысшего накала основного конфликта истории.

У многих начинающих писателей, публикующихся в интернете, кульминации в историях не оказывается вообще. Это делает, во-первых, идею не раскрытой (если нет кульминации, значит конфликт не решён, а, следовательно, идея не доказана и не раскрыта), во-вторых, концовку неожиданной, что оставляет неприятное послевкусие.

Если мы сумели зацепить читателя своей завязкой, то стоит не разочаровать их нашей кульминацией. Какая она должна быть?

Именно в кульминационный момент должен разрешиться ключевой конфликт. Нельзя оставить этот вопрос под сомнением. Если кульминация и решение конфликта оказалось неожиданным для читателя — это "+" нам. В кульминационный момент должен быть и пик сопереживания читателя главному герою. И об этом нам стоит подумать.

Очень хорошо, когда в кульминации достигается некая художественная справедливость, когда "хорошие парни" торжествуют, а "плохие парни" наказаны. И это не обязательно должна быть «победа добра над злом» и «happy end», это может быть моральное торжество поверженного противника над победителем.

Интересно, когда в кульминационный момент проявляются новые черты характера у персонажа, но не забываем, что эти черты должны быть логически подготовлены предыдущим развитием сюжета и персонажа.

И как итог: не забываем о цельности. Кульминация не должна восприниматься, как искусственное внедрение в тело истории. Она логически подготавливается, выстраивается, мотивируется всем ходом истории. Как все уступы горы сходятся в вершину, так весь сюжет должен сходиться к кульминации. Она должна логически завершать развитие героя, сюжета и произведения в целом.

Но каждое, даже самое интересное, произведение когда-нибудь заканчивается (а если не заканчивается, то перестаёт быть интересным). Концовка должна быть такой, чтобы история оставила приятное послевкусие, её хотелось перечитать, да и новая история от того же автора вызывала интерес.

Какая же должна быть развязка? Если читатель ещё в начале догадался, чем все закончится, то это наш авторский провал. Аудитории неинтересно, если уже все понятно. Развязка должна вытекать из всего предыдущего развития сюжета, она должна оставлять у читателя ощущение, что будь он внимательнее, сам бы обо всем догадался. Все побочные сюжетные линии должны быть завершены прежде, чем основная, до кульминации, во время или после, но все же до главной линии. Подытоживание основного конфликта — это самый-самый конец.

И, напоследок, есть простое правило: можно использовать случайность для создания персонажу дополнительных проблем, но нельзя использовать случайность для вытаскивания его из этих проблем.

Высший пилотаж, когда мы с помощью какого-то символа в самом конце, в последних строках заставляете читателя по-новому посмотреть на всю нашу историю

Теперь вспомним о том, что в истории может быть не одна сюжетная линия, а две или даже больше. Побочная сюжетная линия — это сюжетная линия, идущая параллельно с главной и раскрывающая другой аспект идеи (подчеркните себе последнее! Раскрывающая другой аспект идеи, а не просто прилепленная к основному сюжету для красоты). В жанровых произведения всегда есть главный сюжет и несколько побочных, менее важных, значительных и раскрытых. В нежанровых сюжета может быть что-угодно.

Не стоит забывать, что все побочные сюжеты должны пересекаться с главным в критический момент. Все побочные сюжеты должны завершаться раньше главного.

Побочные сюжеты замедляют темп повествования. Чем больше линий, тем медленнее оно течёт, и тем большая вероятность, что читателю станет скучно.

Как справится с замедленным темпом? Вырезать все сюжетные линии, без которых можно обойтись и все равно раскрыть идею! А если сократить количество сюжетных линий нельзя? Постоянно пересекать сюжетные линии, превратить их словно в один сюжет, скрученный как канат. Ограничить время истории. Сделать героя из одной сюжетной линии противником героя из другой сюжетной линии.

И помните, что все сюжетные линии в любом типе сюжета связаны единой идеей, иначе история просто рассыплется на несколько несвязанных частей. Все сюжетные линии как карусель вокруг центрального шеста крутятся вокруг идеи. Никогда об этом не забываем!

Ну все, теперь перебираемся к структурам сюжета, на основании которых уже можно создавать свои планы. Хоть по главным точкам, хоть по эпизодные.

С древних времен люди рассказывали друг другу сказки. Сказки нашего народа засели у нас на подкорке мозга, стали частью психологических установок, частью менталитета. Поэтому не удивительно, что пользоваться мудростью сказок можно и нужно. Как построено подавляющее большинство сказок? Берем эти этапы для своих историй!

"Жили-были...". Демонстрация персонажей, изначального их положения во вселенной истории.

"Каждый день...". Демонстрация условий, при которых началась история.

"Но однажды...". Событие, побуждающее начало истории.

"Из-за этого...". Первое противоречие на пути персонажа.

"Из-за этого...". Реакция главного героя на первое противоречие.

Далее расписываются основные конфликты и их обострение в сюжете.

"Момент конфликта наступает когда...". Кульминация, о которой мы уже говорили выше.

"Пока наконец...". Развязка, о которой мы тоже уже говорили..

"И с тех пор...". Новый статус-ко, изменившийся после истории.

"Мораль такова... ". Декларация идеи произведения

Джозеф Кемпбелл — один из самых известных литературоведов в мире, специалист по мифологии. Он отметил, что мифы всех народов строятся по схожим сюжетам, и расписал усредненную модель сюжета, традиционного для всех народов. Называется это "чудо" — путешествие героя. Какова структура?

Знакомство с героем и его окружением. Призыв к приключениям. Наставление для героя от "мудрого старца". Герой переходит к границу мира приключений и погружается полностью в незнакомый мир. Первые испытания и появление помощников. Ухудшение ситуации и усиление напряжения. Герой доходит до последней грани, до самого тяжёлого испытания. Герой добирается до цели. Дорога назад и новые трудности. Возвращение героя в его привычный мир, но изменившимся.

Думаю, некоторое сходство со сказкой увидели все. Обе эти структуры не противоречат друг другу. Берите ту, что удобна вам.

Джон Труби выделил семь сюжетных шагов. Их можно выделить крупно в любой истории, даже коротком рассказе. В более мелком масштабе их же можно найти в любой отдельной сцене, если она хорошо выстроена. Какие же это семь шагов?

Слабость / нужда. Герой подвержен одной или нескольким слабостям. Эти

слабости определяют всю его жизнь. Чтобы жить лучше герой должен эти слабости

исправить. При этом проблема (нужда/слабость) должна быть простой и конкретной.

И герой в начале должен не осознавать свой недостаток. При этом если вы хотите

сделать произведение более глубоким, то к психологической слабости стоит

добавить моральную, которая исходит из психологической и выражается в причинении

вреда другим персонажам.

Стремление. Стремление героя тесно связано с его нуждой. Стремление

предполагает цель героя в данной конкретной истории, не обязательно это главная

цель его жизни.

Появление противника. Противник не только противостоит герою, мешает ему в

достижении цели, но и стремится к той же цели, что и он. Противником героя не

может быть он сам.

План. Это выработка набора техник, с помощью которого герой

достигнет цели и устранит противника.

Схватка. Финальное столкновение героя и его противника, которое

решает, кто одержит победу.

Прозрение. Герой в ходе схватки понимает что-то новое о себе,

сбрасывает маску и смотрит на себя по-новому. Герой не обязан озвучивать свое

прозрение во всеуслышание.

Новое равновесие. Состояние нового баланса, стремление достигнуто или

надежда потеряна. История завершилась, конфликт решен.

Эти семь шагов есть в хорошей истории любого объёма, даже в отдельной сцене. Но обычно длинное произведение можно разбить на большее их количество. Это более гибкая система, часть этих шагов может быть отброшена в определённой ситуации. Но мы рассмотрим полную систему, чтобы иметь возможность её модифицировать под свои нужды.

Слабость / нужда, призрак (событие из прошлого, которое преследует главного героя) и вселенная повествования,  побуждающее событие (подталкивает начало действия), стремление, союзник, противник и загадка, противник и ложный союзник, первое открытие и первое решение (открытие — это получение героем новой информации, каждое последующее открытие в сюжете должно быть более значимым, чем предыдущее), план главного героя, план противника и контрудар, движение, неодобрение союзника, мнимое поражение (трудностей у героя может быть много, но глобальный провал, после которого, кажется, уже не подняться — только один), второе открытие и новое решение, прозрение аудитории (читатели узнают важную информацию, пока недоступную герою), третье открытие и новое решение, полоса препятствий и "встреча со смертью" (глубокое эмоциональное переживание героя), сражение (оно же кульминация), прозрение (герой осознает о себе что-то важное; техника двойного прозрения предполагает прозрение не только главного героя, но и его противника), нравственный выбор (герой решает свою моральную проблему), новое равновесие (концовка).

Помните, что это структура условна, это ориентир, а не жёсткая рамка нашего творчества. Открытий, решений и препятствий может быть намного больше или меньше, в зависимости от длины и масштабов произведения.

Блейк Снайдер — голливудский сценарист, это накладывает определённый отпечаток на его представление о сюжете. Сценарист фильма всегда ограничен в объёме истории. Мы с вами, пишущие художественные тексты, в них не ограничены. Но пользоваться структурой Снайдера очень удобно — проверено.

Схема основана на трехактной структуре, которую можно использовать и саму по себе. Какова же эта структура?

Первая сцена (задаёт первое впечатление о героях и вселенной истории, о её масштабах, представляет героев до начала повествования).

Постановка темы (устами одного из второстепенным персонажей высказывается идея истории (обратите внимания, что Труби не советует высказывать идею до самого конца истории, а лучше вообще не высказывать, а Снайдер предлагает ставить идею в самом начале — решение за вами).

Положение дел (демонстрация ситуации до начала сюжета).

Катализатор (побуждающее событие, которое подталкивает начало основной ветки сюжета, случай, которое ставит героя в положение, после которого все не может быть как раньше).

Дебаты (герой обдумывает возможности и проблемы, которые поставил перед ним катализатор).

Переход ко второму акту (герой принимает решение и включается в "приключение").

Второй акт (чаще всего перенос взгляда на второстепенную сюжетную линию, снижение напряжения после эмоциональности катализатора и дебатов).

"Играй и веселись" — развитие действия (это основная часть истории, путь нашего главного героя к цели).

Ключевой момент (событие, после которого резко меняется темп повествования, повествование начинает стремиться к кульминации).

"Плохие парни наступают" (особенно активная "атака" противника).

"Всё потеряно" (мнимое поражение героя, когда надежды нет).

"Тёмная сторона души" (торг героя с собой, его старание справится с подавленностью, пораженческим настроением).

Переход к третьему акту (герой находит план, принимает решение и готов побороться за свой успех).

Финал (кульминация, решающая схватка с противником).

Заключительная картина (окончательная развязка, разрешение всех конфликтов, демонстрация ситуации после истории).

Я думаю, самые внимательные нашли сходства между всеми системами сюжета. Потому что все мастера слов приходили к очень похожим схемам в процессе своей работы. Поэтому совершенно не важно, какую из систем вы изберете, или найдете середину, или выработаете свою. Итог хорошей работы все равно будет где-то рядом со всеми этими структурами. Так зачем изобретать велосипед, тратя на это жизнь и творческие силы? Все перед нами, можно пользоваться!

Глава опубликована: 04.11.2021
Отключить рекламу

Предыдущая главаСледующая глава
12 комментариев
А кто такой Никитин? И читатель далеко не всегда отождествляет себя с героем. Читатель может даже иметь диаметрально противоположное мнение о всем в книге (я за Грейджоев, отец аз Старков, мать -за Станниса Баратеона.)
За упоминание важности описаний вам большой плюс, но вот - он сказал, она сказала - это жирный такой англицизм, у них дурным тоном считается писать эмоциональное определение речи вроде "завопил".
Clegane
Юрий Никитин - российский писатель фантаст, который помимо всего прочего написал книжку "как стать писателем".

Читатель может иметь диаметрально противоположные мнения и не любить героя, это верно, но если герой вам не понятен, не интересен, антипатичен в какой-то мере, читать о нем вы не будете. Если такой герой один среди десятка других - все ок. Если это единственный и главный герой, то вашу историю читать не будут.

Про свое отношение к "сказал/сказала" я в тексте отметила. Такой совет есть, на русском языке об этом тоже пишут, я не согласна, что все остальное надо убрать, но перебарщивать с вариациях вряд ли стоит, получатся рюши на броне.
Если герой мне антипатичен, я буду читать. Надо же узнать, как его убьют. И вот тут второй вопрос - почему вы думаете, что если герой антипатичен мне, то другой человек не будет читать мою историю и находить в нем что-то свое?
Clegane
Потому что мы рассматриваем каждого конкретного читателя. Каждый конкретный читатель должен найти что-то свое понятное и\или интересное, а если не найдет, то не будет читать. Очевидно, что любой герой найдет читателя, которому не понравится. Поэтому у каждого автора есть целевая аудитория, под которую вы пишите и которая будет так или иначе отождествлять себя с героем.
Но если вам нравится писать про тех, кто антипатичен вам и не вызовет отождествления, вам никто не сможет запретить
А вот тут вопрос, что автор понятия не имеет, кто его будет читать. Дети читают взрослые книги, а взрослые читают детские книги. И угодить каждому читателю невозможно.
И отождествление? Я ж не расстреливаю триста пленников за час на спор, хотя и читаю про такого человека.
Да и отношусь я к своим персонажам как к конструктору. Нужно такое для одного жанра - такие детали, нужно другое для другого жанра - вот эти детали.
Clegane
Сильно не все дети читают взрослые книги. Если мы пишем любовный роман, то скорее всего его будет читать женская аудитория лет от 15 и до бесконечности, и мы на них рассчитываем. Это не значит, что брутальный мужик не может прочитать любовный роман, может, но таких читателей будет не много. Мы опираемся на большинство.
В любом случае, я совершенно не понимаю, зачем вы пытаетесь со мной спорить. Я собрала советы по писательству. Это не догма и я не пророк. Если вас не устраивает какой-то из советов, то пройдите мимо него, кому-то он поможет. Отождествление прекрасный инструмент, которым можно пользоваться осознанно, но если вас он не устраивает, то вы хозяин своей истории. Я вам не указ.
Тетушка Сова
С двенадцати и до бесконечности - это возраст чтения любовных романов.
И я никоим образом не спорю, я пытаюсь дополнить. И вот мне как раз интересно - существует ли аудитория или это миф? Я пишу пиджи, для детей, - мне в комменты: какой суровый мир! Они что, едят собак? (люди там основаны на ацтеках и едят, потому что ацтеки ели. Таких маленьких лысеньких собачек, шоло порода называется. Есть и сейчас). Причем не дети. Я пишу кровь-кишки-сплаттерпанк - мне приходит в комменты явный школьник и удивляется, почему так мало кишок?
Clegane
Аудитория есть, ваш пример лишь показывает, что ваша аудитория выделяется не по возрастному критерию, а по каким-то другим. На кровь и кишки обычно приходят люди, которые не умеют справляться с чувствами и хотят слить негатив, люди, которые не могут реализовать темные стороны своей души в реальной деятельности, им нужно еще больше мрака, смотрите, какие "демоны" в современном мире не удается вплести в законопослушную жизнь и давайте в тексте. И люди будут в восторге.
Тетушка Сова
Простите, а где вы прочитали, что сплаттерпанк - это для людей, которые не умеют справляться с чувством или сливают негатив? Покажите мне этого человека, я в него плюну. Потому что я читаю и авторов, и их блоги, если есть возможность. Так - нормальные, эмоциональные люди.
Или оказаться в состоянии отсутствия вдохновения, ни в силах придумать, чем же продолжить.
А каким таким образом планирование нивелирует эту проблему? Этот затык может быть и на этапе подготовки же.

В начале: "Не буду философствовать".
Не отходя далеко от кассы: "Идея нужна и вот почему, а кто не согласен, тот днище и будет гнить в аду".
Ну что за поучительно-снисходительный тон, а?

Себя бы и слушали: "... не стоит превращаться в морализатора." :D

Посмею высказать свое мнение, это первый и возможно последний раз в мануале, когда я это делаю.
Да не. Вы делаете это куда больше, чем один раз.

А что значит "интересно", где оно водиться и как его ловить так и не объяснили. :(
lrkis
Отвечу на то, что представляет собой вопрос
Планирование позволяет продолжать писать, когда вдохновения нет, поскольку у вас уже есть четкое пошаговое понимание, что и как вам нужно написать, какие смыслы вложить
"Интересно" у всех разное, но если вы вложили достаточно смыслов, создали запоминающихся героев и проработали логичный и не стоящий на месте сюжет, то в к этому "интересно" максимально приблизились. Но всегда будут люди, которым никогда не интересно читать любовные романы, даже если там все прекрасно продумано и проработано, и вы никак их не убедите. Поэтому "интересно" совершенно индивидуально, но мы можем стремиться охватить как можно больше читателей за счет идеи, персонажей и сюжета
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

Предыдущая глава  
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
  Следующая глава
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх