↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Дары Смерти... Думается, о них наслышаны все, кто знаком с миром поттерианы. Бузинная палочка, Воскрешающий камень и Мантия-невидимка.
Но на мой взгляд, помимо философско-моральной составляющей, в сказке о трех братьях можно отыскать те самые психологические и поведенческие черты, что присущи людям, которым суждено через некоторый промежуток времени перейти в иной мир за грань бытия.
Предлагаю вам для начала прочитать текст сказки о трёх братьях (он есть в свободном доступе в Интернете) — а после уже по порядку разберем этот вопрос.
Бузинная палочка и ее хозяин Антиох Певерелл. Что известно об этой палочке? Чудо-палочка. Волшебная палочка невероятной мощи. Непобедима в бою. Опасное оружие в руках недостойного владельца.
Давайте зададимся вопросом: что можно подметить в поведении людей, которые явно или неявно предчувствуют свой скорый уход? Если же обратиться к наблюдениям, то у такого человека можно заметить следующие черты:
— исчезновение страха перед смертью. Порой в поведении возможны моменты, что человек заигрывает со своей выживаемостью в опасных и критических ситуациях;
— проявление резкой агрессии или же, наоборот, неожиданной уступчивости. Особенно следует обратить на это внимание, если подобные вещи не свойственны поведению человека ранее;
— попытки избавления от груза прошлого. К примеру, он может внезапно выйти на связь с людьми из прошлого или же вспоминает их, переживая свой опыт взаимодействия с ними.
Говоря терминами психологии, здесь имеет место быть целый комплекс явлений:
— отключение рационального мышления;
— агрессивная или защитная тактика поведения;
— регрессия*.
То есть налицо признаки Танатоса**.
Те же самые симптомы Танатоса можно отыскать и у старшего брата Антиоха Певерелла из сказки. Регрессия (отыскал он там волшебника, с которым был в ссоре), агрессия (вышел у них поединок), выключение рациональности (пошел на постоялый двор и там давай хвастаться). Как нам известно, все закончилось смертью волшебника.
Удивительно, верно? Человек, владеющий первым Даром, не похож на себя самого. Так ведь и Бузинная палочка не зря носит титул самой могущественной: ее магии подвластны многие чудеса, на которые не способны обычные палочки. И недаром ее путь в истории волшебного мира отмечен кровавыми следами…
Первый Дар небезопасен для жизни: бойтесь данайцев, дары приносящих!
*Регрессия - в теории психоанализа так называется состояние, когда индивид обращается к ранним периодам жизни
**Танатос - в теории психоанализа так называется влечение к смерти или инстинкт смерти. Противопоставляется Эросу как влечению к жизни, инстинкту самосохранения
Воскрешающий камень. Второй из легендарных артефактов, принадлежащий второму брату по имени Кадм Певерелл. Что нам известно о нем из книг Джоан Роулинг? Достаточно взять камешек в руку, подумать об умершем и трижды повернуть артефакт в руке. Появившийся человек не будет ни призраком, ни зомби, но и полностью живым его назвать будет сложно.
Здесь мы можем беспристрастным взглядом психоанализа отметить следующие моменты, которые характерны для умирающих и тех, кому суждено скоро уйти:
— возврат к прошлому, попытки снова его пережить — регрессия, о которой упоминалось в обсуждении Бузинной палочки;
— эмоциональные холодность и отстраненность. Порой о ком-то можно услышать выражение: «На его/ее лице смертная печать». Или же заметить, что у живого человека — пока что живого! — глаза как бы мертвые и пустые (говоря метафорически — без огня жизни). Формально такой человек физически присутствует в нашем мире, он доступен для физического взаимодействия, с ним можно поговорить, обнять — но его душевный отклик или очень слабый, или полностью отсутствует;
— негативный характер мыслей вкупе с суицидальными тенденциями.
Таким образом, в случае со вторым Даром наличествует следующая симптоматика Танатоса:
— регрессия;
— эмоциональная депривация*;
— депрессия.
Обращаясь к тексту, давайте подчеркнем вышеупомянутые симптомы: регрессия (стоит перед ним девушка, на которой он мечтал жениться), эмоциональная депривация (но была она печальна и холодна, словно какая-то занавесь отделяла ее от брата) и депрессия (средний брат сошел с ума от безнадежной тоски). И жизненный путь Кадма тоже закончился уходом из мира.
И не стоит обманываться красивым названием камня — Воскрешающий. Роулинг словами Альбуса Дамблдора говорит: «Никакие заклинания не могут оживить умерших»**. Через призму Воскрешающего камня можно увидеть у человека проявление признаков нового рождения — недаром в христианской традиции есть целых три дня рождения: физическое, духовное (в крещении) и день смерти (рождение в вечности).
Совет: увидите на своей дороге такой камешек — не поднимайте и обходите его стороной как можно дальше!
*Эмоциональная депривация — разновидность психического подавления индивида, заключающаяся в недостаточности, бедности или полном отсутствии эмоциональных контактов с людьми
**«Гарри Поттер и Кубок огня», Дж.К. Роулинг
Мантия невидимости, третий и последний из Даров. Ее владелец, младший из тройки братьев Игнотус Певерелл, в сказке назван самым мудрым. Что же касается самого артефакта — его отличительное свойство от остальных аналогичных мантий заключается в том, что его магия не слабеет со временем (этакий perpetuum mobile*, дающий вечную невидимость).
В случае с Игнотусом сложнее проводить анализ, поскольку объем информации о нем значительно — в разы! — меньше, чем о двух старших братьях. На основе допущений можно предположить, что тут имеет место быть:
— сознательное избегание общества людей. Человек, предчувствующий свой уход, может замыкаться в себе, уходить в себя и избегать социальных контактов с окружающими людьми;
— принятие смерти как неизбежной данности. Человек мысленно уже прошел все стадии из модели Кюблер-Росс** и смиряется с фактом конечности своей жизни.
Иными словами, здесь определяются следующие сигналы грядущего ухода:
— социальная изоляция;
— смирение с фактом смерти.
Посмотрим же в финальные строчки: «Третьего же брата искала Смерть много лет, да так и не нашла. А когда младший брат состарился, то сам снял мантию-невидимку и отдал ее своему сыну. Встретил он Смерть как давнего друга и своей охотой с нею пошел, и как равные ушли они из этого мира».
Обратите внимание на очередность действий:
состарился — снял мантию — отдал сыну — встретил смерть.
Из этой очередности неявно следует, что старый волшебник всю жизнь был вне зрения социума и избегал многочисленных социальных контактов. А последнее предложение свидетельствует о принятии и приятии Игнотусом смерти как данности.
Мантия-невидимка... Артефакты подобного действия встречаются и в других литературных произведениях, например: шапка-невидимка («Незнайка в Солнечном городе», Н.Н. Носов), мазь для тела («Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков), кольцо Всевластия («Властелин колец», Дж.Р.Р. Толкин) и др. — но, пожалуй, ни один из них не используется в столь явной и прямой взаимосвязи со смертью.
А хотели ли бы вы владеть такой мантией?
*Perpetuum mobile (лат.) — вечный двигатель
**Модель Кюблер-Росс (пять стадий горя; пять стадий принятия смерти) — описание эмоционального состояния неизлечимо больных людей или людей, потерявших своих близких. Включает в себя пять этапов: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. Предложена в XX веке психологом Элизабет Кюблер-Росс
Несмотря на то, что общая тема статьи вышла не самая веселая, хотелось бы закончить исследование на более позитивной ноте.
В мире Роулинг считается, что волшебник, собравший воедино все три артефакта, сможет победить саму Смерть. Но что это значит?
Гарри Поттер и его наставник Альбус Дамблдор — в свое время владели каждым из трех Даров смерти. И они же встречаются в вечности на вокзале Кинг-Кросс. В один момент Альбус говорит своему ученику:
…истинный повелитель не стремится избежать Смерти. Он принимает то, что должен умереть, и осознает, что существуют гораздо, гораздо более худшие вещи, чем смерть*.
И нам остается в очередной раз удивиться мастерству Джоан Роулинг и многослойности сказки о трех братьях!
*«Гарри Поттер и Дары смерти», Дж.К. Роулинг
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|