↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

Пять косяков героестроения (джен)



Переводчик:
Оригинал:
Показать / Show link to original work
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Статья
Размер:
Мини | 9 Кб
Статус:
Закончен
 
Проверено на грамотность
Опи­сание пер­со­нажа — неп­ростая за­дача. Да­же ког­да ав­тор «раз­жё­выва­ет» всю би­ог­ра­фию ге­роя и ри­су­ет пси­холо­гичес­кий пор­трет, чи­татель мо­жет про­честь пре­дос­тавлен­ную ин­форма­цию по-сво­ему. В этой статье опи­саны на­ибо­лее рас­простра­нен­ные гру­бые прос­че­ты, по­рож­да­ющие не­пони­мание ав­тор­ско­го за­мыс­ла.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Описание персонажа — непростая задача. Даже когда автор «разжёвывает» всю биографию героя и рисует психологический портрет, читатель может прочесть предоставленную информацию по-своему. Непонимание между автором и читателем — следствие типичных проблем, которые мы наблюдаем раз за разом даже у профессиональных писателей и сценаристов. В этой статье описаны наиболее распространенные грубые просчеты, порождающие непонимание авторского замысла.

1. «Дутый» авторитет

Чем больше вы рассказываете читателю, что думаете о своем герое, тем более фальшивым это выглядит!

Возьмем в качестве примера Бо, главную героиню сериала «Зов крови» (Lost Girl). То, насколько она привлекательна, с первой же серии наперебой демонстрируют все персонажи. Неудивительно: Бо — суккуб, и авторам хочется сделать ее как можно более притягательной. Однако актриса, которая играет якобы выдающуюся Бо, в жизни не более красива, чем большинство ее коллег. В одной из сцен герой-врач, который сам по себе ничуть не уступает Бо внешними данными, разглядывает девушку со спины, пораженный ее красотой. Для многих зрителей это — очевидный «ляп» сценария, выставляющий автора дураком и уменьшающий симпатию к персонажу, который при такой откровенной рекламе становится «надутым».

Вы должны показать, как ваши герои проявляют те черты, которыми они по вашему замыслу обладают, а не заявить прямым текстом, что такие черты у них есть. Второстепенные персонажи могут быть очарованы вашим героем, но пусть это станет их искренним порывом, а не поголовной «обязаловкой»! Просто добавьте нюансов и избавьтесь от безоговорочных заявлений. Например, не повторяйте тот ужасно неуклюжий диалог из сериала «Светлячок» (Firefly), где Инара и Бук обсуждают капитана Мэла:

Инара: Почему ты так восхищаешься им?

Бук: Потому что он такой… загадочный. А ты почему?

Инара: Потому что таких мужчин мало.

Здесь зрителям предписывают, что нужно думать о капитане. Лучше посмотрите другой эпизод, там Инара говорит Мэлу:

— Только хорошенько подумав, я могу понять тебя.

Вот как надо делать, народ! Зритель сам способен сообразить, действительно ли Мэл загадочен, или это только Инара так думает, или же происходит еще что-то.

2. Одномерные статисты

Сценаристы сериала «Тёмная материя» скатали своего Маркуса с Джейна из «Светлячка». Но, как и большинство подделок, Маркус представляет собой лишь слабое подобие оригинала. Он, как и Джейн, дает имена своему оружию, плюёт на товарищей по экипажу и вообще является безжалостным убийцей. Но Джейн — больше, чем перечисленные характеристики. Он любит свою маму и носит то, что она связала; он боится смерти; ему стыдно перед теми, кого он предал. Все эти черты компенсировали клеймо убийцы и превратили его в любимого публикой персонажа. А Маркус рядом с ним просто ничтожество.

«Плоские» приятели главного героя — явление частое. У автора нет времени, чтобы развивать каждого из них так же глубоко, как протагониста. Зачастую второстепенные персонажи должны обеспечивать комический эффект, а это требует специфического поведения, и сценаристы так стараются сделать персонажа понятным, что напрочь забывают про оттенки и нюансы.

Создавая персонажа с одной ярко выраженной чертой, автор кладет все яйца в одну корзину. Есть риск, что аудитория «считает» замысел не так, как вы ожидаете, или просто утомится вашим картонным персонажем и возненавидит его. В лучшем случае одномерные герои со временем потеряют свою новизну, будут висеть мертвым грузом и тупо надоедать читателю.

3. Злодей — значит глупый

Ваша целевая аудитория — дети младшего возраста? Или вы пишете легкую комедию? Тогда смело делайте отрицательных героев поглупее. Во всех остальных случаях понятия «антагонист» и «смешно» должны быть взаимоисключающими.

Это правило нарушено в пресловутом шестом сезоне «Баффи». За команду плохишей там играет Трио — троица старшеклассников. Из серии в серию они не только проваливают все попытки справиться с Баффи, но и попутно подтверждают все существующие стереотипы о социально неадаптированных гиках. Сценаристы, похоже, разрешили это себе, ведь ребята — не Главный Злодей Сезона, значит, и так сойдет. Но если подход «злодей — значит глупый» и работает, то максимум одну серию. После того как персонаж поскользнулся на достаточном количестве банановых шкурок, он, как и «плоский приятель», надоедает публике и ничуть не представляет угрозы.

Допустим, сценаристы «Баффи» ввели карикатурных героев нарочно. Но многие авторы делают это по ошибке. Они заблуждаются, думая, что стоит наделить антагониста классическими атрибутами злодея — развевающийся плащ и злорадный смех — как он сразу станет страшным. Но эти избитые клише давно потеряли эффект: злодей, чье «злодейство» состоит исключительно в них, будет скорее смешон, чем страшен. Не лучше ли продемонстрировать, чем опасен ваш антагонист, чем ставить ему на лоб штамп: «Этот — плохой»?

Качественный злодей — это полноправный герой произведения, достоверный и представляющий настоящую угрозу. И он смешон лишь тогда, когда сам этого хочет.

4. Домогательства вместо ухаживаний

Изображая героя, очень важно показать, какой он классный. Но поскольку все читатели считают классным разное, то без компромиссов здесь не обойтись. И есть один признак, точно не делающий чести вашему персонажу, — насильственное поведение. Просто удивительно, как много авторов выдают за «любовную линию» главного героя, или за второстепенного персонажа, а то и пытаются подсунуть в качестве самого героя какого-то озабоченного извращугу.

Возьмем Олив из отличного сериала «Мёртвые до востребования» (Pushing Daises). Абсолютно очевидно, что Неду не нравятся ее заигрывания, но, нарушая его границы, она продолжает лезть к нему, надеясь, что его «нет» на самом деле означает «да». Авторы, похоже, решили, что если подобным занимается женщина, то все окей. Это выглядит как порождение культуры, где женщин не принимают всерьез и отрицают насилие по отношению к мужчинам. К сожалению для таких, времена меняются.

Для сравнения посмотрите «Охотники за привидениями» 1984 года выпуска. Дана переживает ужасное преследование и зовет на помощь охотников, а Питер (положительный герой!) получает от своего коллеги разрешение сходить к ней домой и попробовать подкатить. Пока его интересует лишь одно, героиня пытается доказать, что она не сумасшедшая. Когда фильм вышел, еще можно было ожидать, что зритель станет смеяться над выходкой Питера, но сегодня большинство считает такое поведение отвратительным.

Посмотрите, как ваши персонажи проявляют свои чувства. Если поменять местами мужчин и женщин, то будет такое же поведение выглядеть естественным? Могли бы ваши герои так же вести себя в реальности? Вы хотите, чтобы так же обращались лично с вами? Если хотя бы на один из трех вопросов вы ответили «нет», то смело выбрасывайте эту линию из своего произведения и пусть вместо этого персонажи ведут себя как нормальные люди — например, как ваши друзья. Если, конечно, вы хотите, чтобы ваша история оставила культуру в чуть лучшем состоянии, чем было до нее, ваши читатели научились воспринимать разрешение поухаживать, у людей, переживших насилие, не было причин содрогаться от неприятных воспоминаний, и вообще — хотите оставить в веках хорошую работу.

5. Прогиб под сюжет

Да, сложно достичь полного взаимопонимания с читателем, но если вы добиваетесь этого, банально заставляя героев поступать предписанным вами образом, то немедленно прекратите.

Если вы пускаетесь в длинные запутанные объяснения, почему персонаж сделал так, а не иначе, то вспомните хотя бы эпик фейл Энакина (Дарта Вейдера) в приквеле. Лукас просто не дал самому себе времени, чтобы показать развитие героя. Едва присягнув Лорду ситхов, Энакин идет и спокойно режет целую толпу детишек, не показывая ни малейшего колебания. И это зло, куда большее, чем предательство одного джедая (да еще и ради спасения жены), совершается между делом.

Часто авторы «натягивают» поведение героев на сюжет, чтобы скрыть что-либо от читателя/зрителя. Допустим, ваш герой — абсолютно безобидный отшельник, но вы зачем-то хотите показать его страшным. В этом случае трижды убедитесь, что вы не заставляете его действовать вопреки его воле и реальной мотивации и что не «затыкаете» его неожиданным поступком какие-то сюжетные дыры.

Сообщая решение персонажа читателю, забудьте о сложных многословных объяснениях и покажите четкий, убедительный мотив! Он должен быть доступен пониманию читателя. Это не значит, что выбор персонажа обязательно будет рациональным — герои, как и живые люди, имеют право на необдуманные поступки и на порывы чувств. Но учтите, что нелогичные поступки требуют еще более правдивого обоснования, а читатели еще долго будут ждать, когда же герой одумается.

Если сомневаетесь, какое впечатление производят ваши персонажи, то постарайтесь получить обратную связь. Поговорите о своих героях с людьми другого поколения, другой культуры, с людьми, которые обладают принципиально иным жизненным опытом. Выслушайте ответы, не возражая. Если вы категорически несогласны с тем, как человек увидел вашего персонажа, то ваша задача — написать так, чтобы разногласия разрешились.

Глава опубликована: 13.12.2021
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх