↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Существует достаточно распространенное, но глубоко ошибочное мнение, что подвиги Геракла заключались в том, чтобы уничтожать различных враждебных человеку хтонических существ и вообще — помогать людям.
Да, возможно, поначалу так оно и было, но через некоторое время подвиги начали уходить куда-то в совсем противоположную сторону. К тому же герой, которому обычно в процессе продвижения по сюжету полагается "расти над собой", тут скорее движется в обратную сторону — то есть, деградирует...
Вспомним, как проходили подвиги.
Убийство Немейского льва, Лернейской гидры (оба — дети Тифона, древнего врага олимпийцев), истребление Стимфалийских птиц (а птичек выкормил бог войны Арес) — это несомненно именно уничтожение опасных монстров, охотящихся на людей, и вообще общественно полезные деяния.
Дальше, однако, все становится уже не так однозначно.
Киринейская лань — была прекрасным созданием, не знающим усталости, посланным Артемидой в наказание жителям Аркадии. Да, она опустошала их поля (не могу не отметить при этом — это сколько же одна лань должна ЖРАТЬ, чтобы опустошить поля целого города?! Или может быть, имелось в виду, что она просто вытаптывала поля? Тогда да, быстрая, вечно энергичная, не спящая, не останавливающаяся лань, постоянно скача по полям, может сельское хозяйство небольшого городка изрядно подорвать), но делала-то это именно по воле богов! Чтобы наказать провинившихся местных жителей!
Так что, выходит, Геракл, поймав лань, пошел против богов, против Закона, хоть и извинился перед Артемидой за это, да и Эврисфей, кажется, послал его на этот подвиг не ради помощи людям, ему просто захотелось себе такую диковинку заполучить или хотя бы посмотреть на нее — не даром он велел Гераклу не убить общественно опасную лань, а живой доставить к нему.
Эриманфский вепрь тоже опустошал поля, но уже без приказа богов, тут все, вроде бы, ясно, явная угроза людям (и если вы думаете, что выражение "опытная в боях свинья" звучит смешно — то попробуйте встретиться с матерой дикой свиньей в дикой природе — один на один и без ружья — вам станет совсем не смешно!), хотя и тут причиной, скорее, являлось желание Эврисфея пощекотать себе нервы — он ведь опять-таки велел притащить кабана живым, просто поручать убить монстра ему, видимо, было уже не интересно.
Но все-таки, это тоже было общественно полезное деяние.
А вот с критским бешенным быком, посланным Посейдоном, произошла довольно странная история — хотя тот был бешенный и носился, уничтожая все на своем пути (явная угроза людям), Геракл его почему-то не убил, поймав, а только продемонстрировал Эврисфею (опять тому интересно было живьем на чудишшу посмотреть!) — и... отпустил, да еще в своей родной Греции, где бычара, конечно же, снова взялся за старое. Пришлось потом Тесею за Гераклом хвосты подчищать и самому прикончить этого быка...
Странно начинает вести себя Геракл — уже не убивает опасных монстров, а отпускает на волю...
Расчистка авгиевых конюшен — ну, это, безусловно, общественно полезное дело. Тут то ли Эврисфею хотелось работу, если не поопасней (опасности-то никакой), то погрязнее подобрать для брата, то ли ему самому вонь от соседа надоела.
В действительности расчистить за один день несколько тонн навоза — может быть и посложнее, чем просто придушить какого-то там огромного льва. Тут уже не силушка, а работоспособность роль играет...
Кстати, Геракл в этом подвиге, в отличие от прочих, еще и решил малость подхалтурить — хотя был в любом случае ОБЯЗАН выполнить эту работу, раз приказ Эврисфея таков, но он еще и плату от Авгия попросил за уборку. Коей платы не получил, да еще и подвиг из-за этого был не засчитан, так что позже пришлось возвращаться и Авгия убивать и грабить. Но это уже другая история...
Итак, первые семь подвигов вполне можно считать общественно полезными деяниями, направленными на помощь людям, хотя в последних двух из них герой уже начинает проявлять подозрительные склонности. Но вот из следующих пяти — четыре подвига начинаются со слова "Похищение", что намекает на не слишком этичные поступки "героя".
Сначала похищение коней Диомеда. Ну что же, убийство тирана Диомеда, скармливающего чужеземцев коням, и уничтожение самих его коней-людоедов — это да, уничтожение опасных монстров, охотящихся на людей (хотя тут главный монстр был, собственно, Диомед, кони же — лишь орудие в его руках). Однако при ближайшем рассмотрении подвиг уже начинает слегка попахивать.
Во-первых, Диомед, конечно, был мерзавец, а кони — людоеды, но кони-то все-таки были его законным имуществом!
Во-вторых, сначала Геракл не собирался убивать Диомеда (с чего стоило бы начать, если бы целью действительно была именно помощь людям), он просто украл коней, и только когда хозяин кинулся за ним в погоню — пришил собственно Диомеда.
Опять же, дальше странности продолжаются: показав Эврисфею коней, он их почему-то не убил, а выпустил людоедов на волю. К счастью, звери сами их скушали прежде, чем еще кто-то пострадал бы...
Так что Эврисфей тут уже стал посылать Геракла на банальное воровство и грабеж. Но — в этом подвиге пока еще хотя бы прикрытый пользой для общества. Пока...
Похищение пояса Ипполиты — это уже ничем не прикрытое грязное ограбление. Амазонки ведь не трогали греков (ну, до этого хотя бы), это Геракл к ним, на их далекую землю приперся. Эврисфею захотелось вот пояс царицы амазонок получить в подарок дочке, вот он и послал своего главного банди... хм, героя — на разбой.
Возможно, весь "подвиг" ограничился бы запугиванием царицы, которая уже добровольно готова была отдать поясок, но Гера подсуетилась и спровоцировала сражение с амазонками — а иначе в чем подвиг был бы вообще, спрашивается? Пришел, напугал женщину, забрал вещичку и ушел? Так неинтересно будет, так что надо сначала с женщинами хотя бы подраться.
Похищение коров Гериона. Опять банальная кража с грабежом и убийством хозяев, пытавшихся помешать этому... Да, Герион был великан и монстр. Но разве это он пришел в Грецию и там бесчинствовал?! Нет, жил себе спокойно на таком далеком острове, до которого и добраться-то было маловозможно, разводил себе коровок...
Так нет, Геракл добрался и к нему домой и стал угонять скот.
Герион, как и всякий нормальный крестьянин, попытался остановить вора — а тот и его убил заодно. Вместе с пастухом и собакой.
Это что там по современному Уголовному Кодексу для Геракла выходит уже?..
Укрощение Цербера. Да, Цербер тоже монстр. Но он монстр на службе у богов! Геракл, уведя его, оставил подземное царство без сторожа. А если за это время оттуда невесть чьи души разбежались бы?!
Тут Эврисфей уже окончательно обнаглел, решив и богов обворовать, правда, на время, и опять-таки живьем на самого Цербера посмотреть. Явно, он был из любителей пощекотать себе нервы всякими ужасами...
Правда, на этот раз у Аида Геракл все-таки хотя бы спросил разрешение "одолжить" песика, понимал, что слишком далеко зашел.
Похищение яблок Гесперид, наконец — ну что ж, обокрав богов, осталось только обворовать и титанов. Правда, и тут пришлось-таки Гераклу в итоге просить разрешения забрать яблочки.
Так что мы видим в итоге? Герой, начинающий свою карьеру именно как герой, помогающий людям, затем все больше "скатывается": сперва избавляет провинившихся от наказания, потом плюет на окружающих, отпуская пойманных опасных монстров на волю, требует себе дополнительную плату за свой подвиг, и наконец, просто обворовывает и грабит тех, на кого ему укажут...
Деградация героя тут налицо.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|