Нервный отсвет свечи отразится в окне,
На стекле, что покрыто слезами дождя.
Мы с тобою не рядом, я здесь, ты — вовне,
Торопливо сбегаешь, тоску уводя.
Что предскажет нам наша слепая судьба?
Расстаемся навеки иль встретимся вновь?
Мне останутся карты, вино, ворожба,
А тебе — стылый шепот чужих голосов.
Но душа не зависит от смертных дорог.
Ей неведома горечь извечных разлук.
Я найду, оберну тебя крыльями снов,
Стану верным щитом, мой единственный друг.
Примечания:
На второй день появилось дополнительное условие: стихотворение-пентет. Пентет — твердая поэтическая форма поэзии, состоящая из пяти строк.
Нам Минздрав о вреде говорит без конца,
То вредно для дыхания, то — для цвета лица.
Один мудрый поэт нам оставил совет:
Может, будет здоровье, но радости — нет.
Чем беречься, бери все свое до конца.
Примечания:
На третий день дополнительное условие: акростих. Акростих — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу.
Дождь внезапно загремел,
Волнами укрылся.
А кораблик мой взлетел,
Парус распустился.
Атакует флот небес,
Разрезает тучи,
Убегает строго вверх,
С молнией в созвучье.
Алый парус как огонь,
И горит, и пляшет.
Громом надвое делен
Одой фюзеляжу.
Рассекает небеса крохотной горою,
А гроза уходит вдаль темной пеленою.
«Никогда» — очень долгое слово,
Никогда ты не знал иного,
Никогда не скорбел о чести,
Никогда не чурался лести.
Никогда не желал сверх меры,
Никогда — сомневался в вере,
Никогда не искал былого,
Никогда не мечтал о новом.
Никогда не ходил за рамки,
Никогда не повысил планки,
Никогда не встречал похожих,
Никогда, но… чуть-чуть, быть может.
Черное и красное, ставки, господа!
Выбирайте фишку, молодость не ждет.
Победа или проигрыш — ставка велика,
А не угадаете, ждет вас эшафот.
Красное, кровавое манит нас сукно,
Бунт, мятеж, восстание, как ни назови,
Если дело выгорит, будет все равно,
Скольких мы утопим в собственной крови.
Черное — как плаха, черное — как смерть,
Равновероятный предрешен итог.
Есть один лишь шанс, чтобы умереть.
И один — победе даровал нам бог.
Крутится рулетка, вертится ядро,
Черное и красное — наш извечный счет.
Черное и красное… Я хочу — зеро.
Чем наш черт не шутит, может, повезет.
Примечания:
На шестой день дополнительное условие: закатник. Закатник — твердая поэтическая форма, состоящая из произвольного количества строф (но больше двух), каждая последующая из которых на одну строку меньше, чем предыдущая.
Не бывает спокойной осени.
То луна вдруг меня позовет,
То листва золотая бросится,
Обовьет октябрем, напросится,
Уведет в свой круговорот.
А на улице солнце кружится
Янтарем и слезами вокруг.
Растекается город лужицей,
И таксист подмигнет мне вдруг.
Журавли прокричат сонетами,
Улетают куда-то вдаль.
Спросишь: «Это ли не печаль?»
И ответишь: «Конечно. Светлая,
Та, что душу возносит к небу,
Чистому как хрусталь».
Стулья стояли. И лыбились. И провожали взглядом
Отважных искателей тещиного наследства.
Как буржуйские десять негритят, целым отрядом
В стороны разбегались, чураясь такого соседства.
Четверо сплавились по реке с настоящим театром,
Двое спрятались у дикарки и в инженерских буднях.
Так и сказать бы отцу Федору: «Падре,
Шли бы не стулья, а скулы искать на том блюде студня».
По одному разбежались оставшиеся претенденты.
Один в богадельню, один у вдовы постылой.
На что вы готовы? Да были бы прецеденты,
И даже мечта поэта станет женою милой.
Трое без сговора, но единой бандой
Отправились покорять вершины литературы.
И разделились: главарь осел у редактора,
А остальные — к писателям, напитываться культурой.
Последний, но по значению — первый, верьте,
Не то идолом стал, то не то богом целым.
Крови требовал, поклонения, жертвы,
Но обманул. Как и всякий идол, на самом деле.
Стулья стояли. И Киса над ними смеялся.
Но над собой даже больше, чего уж скрывать-то.
Бродяжничал и обманывал, убивал и клялся,
Ради призрачного наследства и призрачных бриллиантов.
Посвящается Екатерине Гопенко, лидеру группы «Немного Нервно»
Кто-то шепчет слова молитв,
А я — тексты песен.
Инквизитор неумолим,
Но пред музыкой — неуместен.
Завтра кто-то меня отведет
На костер, пылающий алым.
Завтра в пламени кто-то умрет,
А я, может, восстану.
Небо хмурое над головой
Плачет сизым.
Никогда не прощайтесь со мной,
Смерть — только вызов.
Кругом крутится колесо,
И сменяются жизни.
Ржавым выстрелом будто в висок
Отзывается тризна.
Я вернусь, ведь иначе никак,
И обрадуюсь встрече.
Музыку мира не спрячешь в кулак,
Ведь музыка вечна.
Кто-то шепчет слова молитв,
А я — тексты песен.
Может, завтра я буду убит,
Или, может, воскресну.
Звук замирает в тумане,
Я бреду, словно путник заблудший,
Среди правды или обмана,
Забирающих наши души.
Все слова точно сеть соткались,
Оплели паутиной серой.
Я понять их уж не пыталась…
Не хотела я правды этой,
И лжи уже не касалась…
Я просто читала газеты.
Примечания:
На десятый день дополнительное условие: рондель с кодой. Рондель с кодой — твердая поэтическая двурифменная форма, разновидность классического ронделя, превращающая его в сонет с помощью добавления одной строчки в конце (коды).
В хрустальном шаре бушует вьюга,
Гадалка смотрит на мир внутри.
И, словно ласковый блеск зари,
Слова приходят из ниоткуда.
Гадалка видит: тот мир напуган.
И загораются фонари.
Она смеется, шар вертит кругом,
Стеклянным блеском мелькнут огни.
Снежинки зимние уж повсюду,
Гадалка шепчет: «Вставай, иди»,
И, подчиняясь ей, там, внутри,
Встает из снега герой, натуго
Закован в латы, и конь с подпругой.
А ветер свищет: «Умри, умри».
Лежит предо мной песок,
Солнце съедает жизнь.
Почти не чувствуя ног,
Бреду по барханам вниз.
Ожоги сковали лицо,
Платок потерял вчера.
Но мне уже все равно,
Мне не дожить до утра.
Вчера я видел мираж,
Далеких деревьев тень.
Манила обманом блажь,
Обещая доступ к воде.
Теперь предо мной песок,
Солнце съедает жизнь.
Почти не чувствуя ног,
Бреду по барханам вниз.
Бескрайние галактики пред взором,
Подмигивают звезды на приборах под рукой.
Мелькнет планета синим метеором,
Нас приглашая в космос за собой.
Мы словно древности герои снова,
Мы открываем человечеству пути.
Плывем мы среди звезд, как среди моря,
Стремясь полезное и новое найти.
И каждый раз планете машем: «Скоро,
Мы скоро возвратимся все домой».
Мы помним и тому первопроходцу вторим,
Что сообщил: «Поехали!» и вдаль махнул рукой.
Ты смотришь в глаза, говоришь: «Да, конечно».
А в мыслях думаешь, хохоча:
«Ох, эта верность, ах, эта нежность,
Проверим ласками палача».
Я знаю это — крыло меж нами:
Ты светлый ангел, а я лишь бес.
Но вечность чувствую я губами,
Я будто умер. Или воскрес.
Целую кожу, как нежный бархат,
Ласкаю руки, как вечный свет.
Но ты уходишь, ты с небесами,
Ты словно святость, а я как грех.
Меня ты балуешь кандалами,
От тьмы спасти обещаешь мне.
Не веришь, тянешься за словами,
Но «Да, конечно» лишь мой ответ.
Определение бесконечности
Непостижно реальности,
Все безумие вечности
Отдается нам пряностью.
Легкий холод незнания
Обожжет зимней свежестью,
Сладкий привкус страдания
И лимонность от нежности.
Жаркий вкус испытания
Благородностью страстности,
Может быть, по незнанию
Мы бросаем опасности.
Может быть, от небрежности
Или, может, от жадности
Мы уходим от свежести
Ясноутренней радости.
Парадигма желания,
Тонкий вкус искушения…
Нам приснится признание,
Нам позволят творение…
Шелестит песок, сбегает в песочный часах.
Течет золотистой клепсидрой свет.
Умывается поутру прибрежная полоса,
Оставляя следы на мягком белесом песке.
Йодистиый запах мешается с ароматом цветов,
Утренний бриз не коснется морской волны.
И трели пернатых не смогут разбить тишины.
Все замирает, предвещая близкий восход.
А ты собирался, едва опадет роса,
Проститься с домом, сбежать — прямо в море,
На корабле.
А ты собирался, но ждал, не в силах сказать:
«Прощай!». Сердце — в море, но душа, она здесь,
На земле.
Примечания:
На пятнадцатый день дополнительное условие: триолет. Триоле́т — стихотворение (твёрдая форма) из восьми строк на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке.
У меня вышло два триолета.
Изумрудный город
Дорогой желтых кирпичей мы рано выйдем в путь,
Чтоб в Изумрудный город быстрее всех попасть.
Чтобы найти, что ищем, забрать и отдохнуть,
Дорогой желтых кирпичей мы рано выйдем в путь.
Ума и храбрости найти хотим мы хоть чуть-чуть.
И любящее сердце, и путь домой заклясть.
Дорогой желтых кирпичей мы рано выйдем в путь,
Чтоб в Изумрудный город быстрее всех попасть.
________________________________________
Tábula smarágdina(1)
Истинно, без всякой лжи и достоверно скажу:
То, что внизу, аналогично тому, что вверху.
Я отражение мудрости, и ей я служу.
Истинно, без всякой лжи и достоверно скажу.
Солнце её отец, Луна её мать, так я пишу.
Вещь эта совершенна, неподвластна греху.
Истинно, без всякой лжи и достоверно скажу:
То, что внизу, аналогично тому, что вверху.
1) Изумрудная скрижаль — важнейший памятник герметизма, получивший широкое распространение в латинском переводе.
Тоска в глазах и грусть на языке.
Туман застил мне взгляд и разговоры.
И только черные тончайшие узоры
Еще сплетают чьи-то тени налегке.
Душа ворочается словно бегемот.
И вроде хочется для ветра вскинуть крылья,
Прорвать завесу серой грустной пыли,
Да только намертво захлопнут нынче рот.
Ходить по кругу словно в колесе,
И чувствовать себя плененной серой белкой…
Быть может, кулаком разбить тарелку?
Авось поможет. Может, даже мне.
Тоска сливается по тонким длинным пальцам,
Как кровь, текущая из свежих сильных ран.
Кто знает, доживем ли до утра?
Иль словно Спящая царевна возле пяльцев…
Разбить бы мне порочный серый круг,
И солнце с ветром вновь впустить в жилище.
Да только вот все медленней и тише
Уж бьется сердце… Тормозит… К утру…
Примечания:
Снова два стихотворения.
Пятнадцать. Запущен обратный отсчет.
Четырнадцать. А ты ждешь чего-то еще?
Тринадцать. Пропустим как несчастливое время.
Двенадцать. Вавилонской математики бремя.
Одиннадцать. Говорят — барабанные палочки.
Десять. А теперь начинаем считалочку.
Девять. По Данте — кругов ада.
Восемь. Равновесие — нам больше не надо.
Семь. Столько в Талмуде святых небес.
Шесть. С числом Зверя молимся наперевес.
Пять. Что за чушь мне в голову лезет?
Четыре. Немного осталось песен.
Три. Ожидание до добра не доводит.
Два. Пью пустырник и думаю, вроде.
Один. Четверть часа метаньем отмечена.
Время вышло. Без страха шагаем в вечность!
___________________________________________
Жемчужное небо отрывисто светится,
А где-то летает мороз.
И золото осени по полу стелется,
И холод уже не всерьез.
Отрывистый ветер легко поднимается,
Бросая мне в душу листву.
Зима далеко, осень лишь начинается,
Дождями рождая тоску.
И пряные запахи осени тянутся,
Волненье рождая в душе,
В путь, словно птица, душа собирается,
И ветер мой манит уже.
И в парке, осеннем, горящем, играющем,
Простишься ты с миром родным.
И запах поманит тебя одуряюще,
А осень растает как дым.
И четверти часа не хватит для радости,
Мечтаешь не миром одним.
Горишь, и играешь, осеннею странностью
Ветру ты душу вручи.
Тучи, расступаясь, открывали солнце,
Жрец читал молитву, ветер свиристел.
И костер горячий, алчный, несносный,
Обнимал поленья, пламенем алел.
И смотрели люди, как темнеет кожа,
Ждали, как сорвется с губ трещащих крик.
И не знали люди: тяжелеет ноша,
Если прикоснешься к ней ты хоть на миг.
Я была прекрасна, а теперь лишь пепел,
Пахла я цветами, а теперь — золой.
Молода была я, небу петь хотела,
Но за мной явился страшный жребий мой.
Догорало пламя и ярился ветер,
Тучи уходили, обещая зной.
Мир жесток с такими, не прощает смерти,
Не помогут больше и слова с мольбой.
В день, когда вернусь я, все переменится.
Дождь опять польется по земле сухой.
Ветер пожелает петь и веселиться.
А жреца не будет. Миру он чужой.
Все, что не убивает, делает тебя сильней.
Сотни ярдов дорог, что исхожены вместе,
Сблизили нас. Сделали — ну почти что — друзей.
Доказали, что мы вылеплены из схожего теста.
Волны морские не раз хотели нас развести.
Звездная бездна закладывала в душу сомненье.
Но мы только смеялись, сменяя сраженье сраженьем;
Волки ночью выли о нас, и гадко лаяли псы.
Только луна смотрела за нами, ожидая конца.
Кралась следом, мерцала, торопилась смотреть.
И не сказать, в ком из нас поселилась гнильца…
Просто умер один, а второй, что был поумней,
Бросил тракт. Выучился на писца.
Все, что не убивает, делает тебя светлей.
Примечания:
Дополнительным заданием была форма — телестих. Телестих — особая стихотворная форма, в которой последние буквы каждого стиха, при чтении сверху вниз, образуют какое-либо слово, фразу или имя. Доп.задание у меня определенно получилось, хотелось бы надеется, что качество при этом не сильно пострадало.
Подростковый бунт
Почему идти я должен в школу хоть потоП?
Отчего обязан? Взрослым все равнО!
Чего ради там сидеть? Мог бы гонять мяЧ,
Если солнце светит… да и при дождЕ.
Мы с друзьями больше в школу не пойдеМ!
Ух, как сильно хочется прогулять, угУ!
И играть во что-нибудь, хоть бы и в мячИ,
Заказать домой тайком лакомый арбуЗ.
А потом придет из школы старшая сестрА,
Что расскажет матери… Не поможет плаЧ.
Ей бы только кляузы… Ну, она как всЕ.
Может, и хорошая. Но старшая — совсеМ.
Примечания:
Снова два вышло.
Город сладко пах пряной осенью.
Листья бегали с тихим шепотом.
Кто-то спросит нас — а не бросим ли
Мы летать во сне, словно шорохи…
Отпадут к зиме крылья вешние,
Тихим холодом унесет от нас…
Небеса все те, что безбрежные,
Скроет зазимьем с наших зорких глаз…
Мы умрем-уснем, словно призраки,
Может быть, оживем, когда
Запоют про нас светло-чистые,
Словно наша слеза, ветра…
______________________________
В пламенном шорохе
Ветреным доводом
Медленно пляшет свеча.
Взрывчатым порохом,
Встреченным поводом
Нам никогда не начать.
Вьется из племени
Как преступление,
Холод стучится в окно.
Синевой времени,
Тенью, капелями,
Солнцу найтись не дано.
Серостью облака,
Дымностью холода
В город приходит зима.
Клубом заснеженным
Зазимью нежною
Скроет дела и слова.
Последний луч солнца спрятался,
Мир отдавая сумраку.
Три лика богини явятся,
Едва взойдет ночь безлунная.
Дорога под ноги стелется,
Ведет за туманом сказочным.
Шафранного цвета безделица
Услугой вернется оказанной.
Там, впереди, священные
Дорог перекрестки сходятся.
Осталось всего мгновение,
Пред шагом навстречу космосу.
Приходит полно́чь бессветная,
Лишь факел во тьме забрежится.
Ключом открываю двери я,
Кинжалом ломаю вечности.
Порог преступлю без ужаса,
И тайны познаю первая.
Тебя посмею ослушаться,
Геката, ключница Вселенной.
Ты говорила — словами песен.
Стоны звучали — музыкой сладкой.
Рядом с тобой и мертвый воскреснет…
Обнажена, но осталась загадкой.
Кожа как бархарт, под пальцами тает,
Прикосновенье — словно молитва.
Волосы — шелк, обнимают и манят,
В страстных объятиях реальность забыта.
Губами веду пунктир поцелуев,
Кончиком пальцев коснусь совершества.
Жар уничтожит робость былую,
Нас вознося на вершины блаженства.
Шелк простыней, струящийся, смятый,
Миром покажется нам безграничным.
И поцелуй — последний, украдкой, —
Сладкий, напевный, почти символичный.
Звон по небу плывет колокольный,
Мягко трепещут свечи.
И догорает пожар заоконный,
Словно так будет легче.
Лики задумчивы, позы печальны,
Святые Твои каноничны.
Но сам Ты, о Господи… Правда — прощаешь?
Дела мои… мозаичны.
Я был императором, был и солдатом,
И кровь проливал без учета.
Тогда я не думал, не был виноватым.
И жил от утра до похода.
Я песни горланил, брагой напившись,
Я богохульствовал, Боже.
И женщин менял, никогда не любивший,
Глупее я был и моложе.
Сейчас я стою пред тобой на коленях,
Впервые молюсь пред иконой.
Я знаю, не заслужил я прощенья.
Молюсь о пути обретенном.
Не дай мне запутаться, Высший Владыка,
Позволь завершить покаянье.
Душа моя, прежде слепая, открыта,
Очищена испытаньем.
Примечания:
Дополнительное задание — квартон. Квартон — это стихотворение, состоящее из четырех четверостиший (катренов), с движущимся рефреном, который некоторые почему-то еще называют «ключом». Этот рефрен непременно присутствует в каждом катрене, но всегда вписан по-разному. На каком месте ему стоять — зависит от порядкового номера строфы.
И гаснут свечи… Мне легче
Во тьме неземной одной.
Так было до встречи… Тьма лечит,
И дарит покой.
Все небо укрыто — обидой? — грозой.
И гаснут свечи… Мне легче
Без них за спиной. Свет неземной
От молний белесых, вечных.
Ты смерчем пронесся, певчий,
И выпил мой смех и боль.
И гаснут свечи… Мне легче
Остаться одной.
Вино и вина смешались. Долой!
Во тьме буду пить, ведь терпче
Нет алкоголя, певчий.
И гаснут свечи… Мне легче.
Дорога в ночь бредет неслышными шагами,
И оглянуться не успеешь, как рассвет.
И даже если сон ты подменял богами,
Прощения тебе за промедленье нет.
День принесет тебе очередной рубеж сознанья,
Успеть еще ты мог бы и вчера:
Учить, не уповая на воспоминанья,
Учить билеты с ночи до утра.
Но ты, как и всегда, откладывал до срока,
И занимался чем-то не таким.
Но срок пришел. Да, жизнь твоя жестока.
Мы на экзамене, студент, не пощадим.
Последний раз кусаю шоколад,
Последним взглядом булку провожаю.
Вздохну и твердо я себе пообещаю,
Что вскоре я вернусь… но вот когда?
Нет, я не на север все же уезжаю,
Не в тундру, не на полюс… никуда.
Не изменяю я места и города.
Я силу воли отыскать пытаюсь.
Прощайте, булки, пиццы, шоколад.
После шести я больше не питаюсь.
Но вот беда: как ночь, так прибегаю
Я к холодильнику. Хоть и себя ругаю,
Но сила воли засыпает без труда.
Корявый серый день сменился яркой ночью,
Любовь там или смерть — все, если ты захочешь,
С расцветкою вина и вкусом шоколада,
Горчит или пьянит, но так наверно надо.
Тяжелые слова и запахи сирени,
И музыка ведет, сливаясь с рваной тенью,
Горящая луна заменит канделябр,
И тысячи огней замрут под нашим взглядом,
И легкий танец в нас замрет прикосновеньем,
Растаяв словно тень иль старое виденье…
И легкий вздох для нас проснется страшным криком,
И длинный ровный вальс сменится редким мигом,
Рука в руке сейчас и с привкусом дыханья
Я позабуду грусть и горечь расставанья.
Уютно. Тепло. И в миске — сметана,
И теплый ковер под мякотью лап.
Хозяйка любимая очень устала,
Из крана тихонько: кап, кап…
В камине огонь, трещит, завывает,
За окнами — холод, мороз…
Я тихо глаза свои прикрываю:
Зима далеко, не всерьёз…
И вечером ждут меня на кровати
Хозяйка, подушка и плед.
Как и вчера, так же будет и завтра —
Ведь снега у нас дома нет.
За стенами вьются и вьюга, мороз,
И снег, и ветра, и ненастье.
Не верьте в зиму, дорогие, всерьёз,
А верьте в кошачее счастье.
Примечания:
Дополнительное задание — Тайный стих. Тайный стих — это такой способ написания стихотворения, при котором, разделив его построчно на два (или больше) столбца, из получившихся частей — читая по отдельности и целиком — можно получить новые стихотворения.
Определение неопределяемого, Показатель творения,
Склонение несклоняемого, Наша цель и видение —
Вероятность невероятного, Как предел невозможного,
И безумства бесплатно. Их достигнуть так сложно.
Любовь к нелюбимому, Отрицание честности,
Общение с нелюдимыми, Испытанье известностью —
Число в отношении, Как процент адекватности
Ошибка в решении. Незаслуженной радости.
И ненависть близости, Результат испытания
И страх одиночества, Нам покажет возможности:
Неприятие низости Боль его отрицания
Высочайшего общества. И его ненадежности.
Приятного неприятие, И мат перекурами,
Любимых объятия, И жертва фигурами,
Любви отвержение И стихи под подушкою,
И о ней же прошение. Вероятно, ловушкою.
Примечания:
Самое ужасное дополнительное задание. Сложнее еще ничего не было :(
Примечания:
Первая и немного кривая попытка написать вису ?
«Встать из-за стола» тут есть, но зашифровано кеннингом.
И второе стихотворение уже с большим попаданием в тему.
Внемли́те мне смело,
Братья оружия,
Доблести дети,
Что храбро сражаются
В буре мечей
У Людей Повелителя
В ожидании
Сумерек силы.
Время для пляски
Кровавых червей
Под взором дев Одина
Проходит отныне,
Жемчужина неба уже
Укатилась за Череп Имира.
Сехримнир опален
Питателем жизни.
Податели пива полны,
Так пора нам восславить
Отца победных сражений,
Что правит Чертогом павших
Восседая на троне Хлидскьяльве.
Придем к полю пира
И вкусим мед Одина,
Черный плащ неба приняв.
________________________
Последний росчерк пера,
Последняя капля чернил —
Я месяц этот прожил
Стихом от утра до утра.
Назад оглянуть пора
И бережно строки сложить.
В них мед поэзии жив,
В них дремлет живая душа.
Но время сжигает дотла
И мне велит засыпать,
И для начала — хоть встать,
Хоть выйти из-за стола.
Но время — всего лишь тлен.
В поэзии бьется душа.
Примечания:
На этом марафон окончен. Спасибо за интерес :)