↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой части мы рассмотрим самые основные понятия, чтобы определиться, что же мы всё-таки изучаем и на основе этого уже составлять рекомендации по составлению заклинаний. На основе этого списка «определений» можно составить некоторую классификацию магических искусств.
Магия — это особое восприятие человеком или другим существом мира, при котором он уверен, что реальность можно изменить с помощью обращения к высшим силам или выражения своей воли с помощью определённого языка. Это практика воздействия на мир необычным способом, нарушающим порой законы физики, химии, биологии, но при этом подчиняющаяся своим, порой крайне запутанным и таинственным правилам.
Вербальная магия — магические практики, где основным активным проявлением становятся слова, произношение заклинаний.
Заклинание — определённая последовательность слов (или звуков), которой приписывается некая магическая сила и определённое изменение реальности. Заклинание предназначено для принудительного исполнения желания.
Молитва — определённый текст на каком-либо языке, в котором идёт обращение к высшим силам посодействовать или свершить что-то. В отличие от заклинаний, которые вынуждают природу к изменению — молитва как бы просит реальность измениться.
Заговоры — магические словесные конструкции, которые бывают с обрядами или без, отличаются достаточно сложной конструкцией и всегда обладают определёнными целями. Сочетают в себе свойства заклинаний и молитв, так как в них может встречаться одновременно и просьба с благодарностью к высшим силам и приказ исполнения желаемого.
Проклятия — вербальные магические формулировки, которые должны негативно воздействовать на того, на кого насылаются.
Невербальная магия — магические практики, в которых полностью отсутствует словесная часть.
Руны — графически изображённые магические формулировки. Также могут использоваться в качестве букв. Помимо этого к рунической категории магии можно отнесли всевозможные пентакли, гексаграммы, октограммы и другие.
Алхимия — естественнонаучная отрасль магического знания, близкая по сути к физике и химии. Часто использует астрологические (не путать с астрономическими, хотя разница порой небольшая) символы. Чаще всего результатами алхимиков становятся магические зелья и артефакты.
Зелье — созданное из различных ингредиентов и при определённых условиях жидкое или твёрдое вещество, которое необходимо выпить, съесть или ещё как—то использовать, чтобы добиться желаемого магического результата.
Артефакт — предмет, который насыщен магической силой, которая используется определённым образом при выполнении специальных действий с артефактом (стукнуть жезлом по полу, разорвать договор о купле/продаже душ, починить примус, чтобы зажечь свет…).
Дар — магическая способность, которая не требует дополнительных условий, кроме как воли своего обладателя.
Магия призыва и шаманская магия — магические практики, где магическое воздействие со стороны волшебника направлено на вызов, удержание и контроль духа, который должен будет выполнить какое-то поручение.
Джинны (собственно джинны, ифриты, и прочие того же рода) — сущности, практически полностью состоящие из свободной магии, и олицетворяющие её. Часто эксплуатируются волшебниками на рабовладельческой основе. При формулировании желания необходимо следить за его формулировкой, чтобы не оставлять лазейку существу, желающему вашей мучительной смерти…
Элементали — духи стихийных проявлений. Не универсальны, но обладают огромным могуществом в своей стихии. Порой могут быть не вызваны, а созданы магами (Это не состыковывается с той классификацией, где элементалями земли выступают гномы).
Духи предков — довольно странная категория инфернальных сущностей, однако порой и о них неплохо знать. Чаще всего они помогают магам по своей воле или же за определённое подношение.
Демоны — самая пакостная разновидность инфернальных сущностей. Крайне самостоятельны и зловредны. Могущественны. Жестоки. Владеют тёмными проявлениями магии, и чаще всего они выполняют пожелания магов, не потому, что маги приказали так им, как своим слугам, а в качестве оплаты за то, что сами маги станут слугами демонических сущностей.
Светлая магия — магические практики, в которых отсутствуют негуманные ритуалы, а боевые заклинания, плетения жестов, руны направлены на защиту и восстановление вместо разрушения.
Тёмная магия — магические практики, в которых широко распространены разрушительные заклятия, ритуалы с жертвоприношением. Существует немало её разновидностей:
— Вуду — воздействие на образ и частицу организма противника (как наиболее яркий пример контактной магии и магии подобия — воздействие на кого-то или что-то с помощью связанной с ним вещи, частички его тела или же просто подобного до заклинаемого объекта);
— некромантия — оживление мёртвых, использование магической энергии смерти живых существ;
— демоническая магия.
Серая магия — магические практики, в которых смешаны и светлые, и тёмные приёмы. К оной можно отнести магию крови — воздействие на организмы с помощью обладания их кровью (тёмный аспект), излечение другого собственной кровью, единение с ним при смешении крови (светлый).
Стихийная магия — магические практики, основанные на делении всего сущего на несколько элементарных основополагающих элементов. В каждой из отдельных таких практик владение силой стихии может достигать крайних высот. Обычно выделяют четыре таких стихии: огонь, воздух, вода, земля. Но могут быть и другие варианты.
Техномагия — в определённом смысле можно дать два определения, Одно из них:
— это довольно высоко развитые технологии в магическом мире, которые большей частью населения воспринимаются как отдельная разновидность магии, а не техника и наука.
Другое:
— это тесное переплетение сложнейших технических и магических явлений, которые невозможно разделить и рассматривать по отдельности.
Существует ещё множество различных определений в волшебной науке и классификаций магии:
— Практическая и теоретическая;
— Боевая, лекарская, бытовая;
— и др.
Но на этом наверно не стоит заострять внимания.
Вот вводная глава, где хоть как-то раскрыта терминология, и закончена. Многие термины не раскрыты, большая часть тех, что присутствуют в главе, не получит в дальнейшем расширения в виде параграфа, но это всё должно помочь понять дальнейший материал.
Здравствуйте. Сегодня у нас на повестке дня разновидности заклинаний и их построение. Заклинания бывают разные, и это правда. Существует великое множество их. А также их классификаций. Так давайте же рассмотрим, на какие виды можно разделить заклинания, и что делать с этим разнообразием.
Но перед тем, как начать разбор этих единиц вербальной магии, давайте определимся, нужна ли она вам вообще? Итак…
1. Может ли ваш фэнтези-мир спокойно обойтись без волшебства, всех его проявлений?
Если может, а наличие волшебства создаст дисбаланс в произведении, то вполне можно обойтись и без него. Почему эльфы, гномы, феи, вампиры, оборотни не могут существовать и в прагматичном техническом мире?
2. Магия в вашем фэнтези-мире действительно нужная вещь, или же просто пункт для галочки (антуражу — нужна для атмосферы, но всё же не настолько важный элемент)?
Если просто для атмосферы, то заклинания действительно могут быть почти любые. Только стоит учитывать общую атмосферу текста. Если же на особенностях построения заклинаний базируется часть сюжета, то возможно придётся создать целую магическую теорию для отдельно взятого фентезийного мира.
Да, два вопроса, но сначала нужно ответить на них, перед тем как приступать к созданию заклинаний. А вдруг будет лучше вообще без магии? А вдруг получится интереснее обыграть в тексте другое магическое направление? А вдруг магия и не важна, хоть и без неё будет худо?
Итак, коль вы дочитали до этого места, то, значит, определились, что волшебство нужно и именно такого типа. И вы готовы потратить своё время на создание своей неповторимой системы заклинаний. Начнём, пожалуй, с наиболее примитивнейшей их разновидности.
Проклятия. Простейшие по своей сути и структуре вербальные магические действия. Так как они направлены на разрушение, то они состоят из пожелания неприятностей, возможных условий их осуществления или сроков (бывает, что без условий) и адресата, на кого насылается проклятие. Порой бывает и четвёртый элемент — условие отмены.
Особых языковых предпочтений нет. Может составляться как высоким штилем (стилем), так и разговорной, порой бранной речью. В отдельных случаях можно составить на иностранном языке (о да, латынь — язык колдунов) или же на выдуманном, но тогда с некоторыми пояснениями, что же имелось в виду.
Молитва. Состоит из обращения к высшим силам (бывает обязательное указание, к кому взывают), кто взывает и для кого (бывает иногда и такое, молитва же, альтруизм…), по какому поводу и что желательно сделать (конечно, бывают и абстрактные просьбы навроде счастья для всех), часты слова благодарности высшей сущности, которая прислушалась к просящему (аванс или взятка?) и обязательное завершение-утверждение «да будет так» (которое также подразумевается и в прочих формах вербальных заклинательных формах, хоть часто и опускается).
Заговоры. Их структура: «Задел», во время произнесения которого оператор входит в состояние изменённого сознания и деперсонализации; открытие заговора, то есть формулы типа: «Встану я (имя), благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток»; выражения желания — иногда пространно, иногда кратко; уподобления символа, то есть сравнения желаемого явления с каким-либо явлением в природе, обращения к стихиям с просьбой о помощи; закрепление заговора или «ключ», пример: «будьте слова моя крепки и лепки до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа…»; благодарность (спасибо Википедии).
Заклинания. Вербально в них может звучать только то, что необходимо осуществить и с кем или чем. Однако и в них на неявном уровне присутствует заклинатель и условия исполнения заклинания. Довольно часто небольшое несложное заклинание само по себе по произнесению становится активирующим ключом, но бывает и так, что маг вплетает условие, при котором заклинание должно сработать, что касается сложных, громоздких заклинаний, особенно когда на их создание с начала до конца нет времени.
Как же ещё можно классифицировать заклинания, если считать, что они не требуют больше никаких действий? Можно их делить по самой их структуре.
Возьмём любое отдельное слово, которое обозначает объект, действие или явление. Чтобы заклинание сработало, надо знать либо имя каждого отдельного проявления известного единства (вот заворот… в смысле названия), либо же обладать общим родовым понятием и воздействовать через него на отдельный частным случай. Выражаясь проще — заклинания состоят из сущностей, которые называют. Сказав «стул, лети» на языке сущностей и сильно этого пожелав, маг заставит стул летать. Такие заклинания удобно составлять на понятном языке или точными благозвучными соответствиями в других языках. Можно придумать и собственный первоязык, уместный в отдельно взятом тексте.
Схоже создание и мантра-языка (термин только что придуман автором). Это язык-шифровка, в котором даётся определённое значение отдельным словам (не обязательно осмысленным). В таком языке каждый звук, каждый слог имеет свой смысл. И хоть заклинания на таком языке выглядят крайне неуклюже (если, конечно, не подобрать благозвучные сочетания звуков), но зато такой конструктор помогает бесконечно наращивать «эффектность и убойную мощь» заклинаний.
Заклинаниями также могут быть и стихи — собственного сочинения для данного текста или же даже тексты популярных песен, в зависимости от целей написания и того, как это вливается в текст. Только стоит заметить, что не следует делать стихотворную магию рекламой своих стихов и тем более полностью копировать рифмованные песенные строки или классиков поэзии. Пользуйтесь рифмой с умом и вписывайте только те тексты и строки, которые действительно имеют отношение к тому, что же они должны вызвать как заклинание, и при этом не разрушат атмосферу произведения.
Заклинаниями могут быть также искажённые выражения, слова. О смысле их вполне можно догадаться, хоть они и звучат непривычно, по-волшебному. Близки к искажённым словам-фразам и заклинания, являющиеся полной бессмыслицей (как автору взбрело в голову на клавиатуре полежать). Тут, наверно, неплохо хотя бы запомнить, какое «заклинание» использовалось в каком случае, чтобы не случилось так, что у одного и того же текста несколько эффектов применения, или же, что не столь критично, что несколько заклинаний вызывают один и тот же результат.
Вариантов создания системы заклинаний в действительности очень-очень много, главное помнить про то, из чего состоят заклинания и уместность выбранной их формы в произведении.
Разобравшись со структурой и видами вербальной магии, можно приступать к вписыванию заклинаний в произведение. Тут стоит отметить два момента:
— заклинания разных стран (или разумных рас);
— заклинания различных профессий (социальных слоёв).
Странно будет взывать к славянскому духу с помощью китайских заклятий, или североамериканскому аборигену вызывать дождь, варя лягушачий бульон. Вор вряд ли будет знаком с заклинаниями, помогающими придворным дамам выглядеть прелестно, а королевскому архимагу и дела нет до того, какими заклятиями лекари в глубинке лечат застарелые мозоли. Об этой забавной градации заклинаний и будет эта часть.
Довольно легко можно выделить несколько основных направлений магии, и собственно заклинаний. Это:
1. Боевые
1.1. Атакующие
1.2. Защитные
1.3. Маскировочные
1.4. Охранные
1.5. Пленяющие
2. Бытовые
2.1. Уборочные
2.2. Транспортные
2.3. Исполнительные (поесть приготовить, стены покрасить и т. д.)
2.4. Заклинания связи
3. Лечебные
4. Развлекательные
5. Теоретические
6. Специализированные (для вызова духов, трансфигурации и т. д.)
Это основные типы заклинаний по назначению, хотя могут быть и другие. Воинам необходимы короткие, без особых специальных условий, или же обладающие «ключами» заклинания, которые можно выговорить на одном дыхании, не запинаясь о труднопроизносимый текст. Зато маг-теоретик со спокойной совестью может сочинять по сути бессмысленные, пусть и интересные по своему звучанию и предполагаемому воздействию заклинания. Завлекающие заклинания ворожбы будут звучать мягко и многообещающе, гипнотизируя жертву даже одним своим произношением, а детские заклинания, среди которых много шалостей, будут напоминать весёлую скороговорку или стишок.
Комические четверостишия больше подходят к заклинаниям детских забав, а точные, юридически выверенные пафосные фразы на латыни — для вызова духов (особенно демонов). Длинное речитативное заклинание с упоминанием природных сил — скорее ближе к знахарству. Прагматичные заклятия, которые буквально скроены из стандартных магических формулировок, что только остаётся контролировать не всё заклинание, а только его настраиваемую часть — для торговцев, горожан.
Универсальным советом для создания заклинаний разных стран и магов разных профессий и социального положения будет проговаривание заклятия вслух. Естественно ли оно звучит у того персонажа, у кого должно. Также совсем необязательно настолько переворачивать язык, что непонятно, откуда заклинание, и что оно делает. Скорее то, что в заклинании будет хоть смутно, но проглядываться его смысл, стоит видеть как плюс.
Не зазорно превратить в заклинания профессиональные термины. Можно создать программистскую техномагию, где классическая команда «format C:\\» станет серьёзнейшим разрушительным заклинанием, или болезни будут лечиться несколько искаженными своими названиями по латыни.
Заклинания разных стран или рас создаются подобным же способом. Если волшебством наделяется реально существующее государство, неплохо хотя бы вскользь ознакомиться с мифологией и языком страны, хотя бы на уровне Википедии и двуязычного словаря. Поверьте, найдёте немало интересного, и отчасти вопрос благозвучия и соответствия заклинаний отпадёт сам собой.
Можно даже придать особый акцент заклинаниям, по которому легко будет определить из какой же страны маг. К примеру — длинные, витиеватые заклятья (не обязательно даже сочинять другой язык, можно только в подходящем месте вставить арабское слово) — и вот вам маг из Эмиратов. Или же заклинание-слово длиной с советскую продуктовую очередь, в котором с немецкой педантичностью уточняется точная длительность заклинания, расход магии и даже искр обязательного волшебного эффекта. А вот и тягучие, похожие на песню в тайге, замедленные заклятия Эстонии — ничего абстрактного, только конкретика. Или, наоборот, торопливые, страстные заклинания Испании или Рима, какие произносятся скороговоркой с задиристым ритмом. Русские заклинания, среди которых как длительное неразборчивое бормотание или лозунговые короткие заклятья перемежаются с по-восточному цветистыми, но грубыми по форме заклятиями обсценной лексики.
Относительно фэнтези рас заклинания приобретут свой колорит, если эльфийские будут звучать на квенья или синдарине, орочьи приобретут оттенки шаманского бормотания и некоторой нецензурности (но в меру, и если это действительно необходимо), для магов-чернокнижников и демонов — латынь это всё, светлые сущности могут попробовать колдовать на древнегреческом… А что мешает придать общине свободных лесных ведьм лёгкий украинский говор даже в магии?
Необходимо дерзать и пробовать. А вдруг кто-то составит магию на основе астрологических символов или учения о гармонии цифр? Или же составит регистр заклинаний с их кодовыми обозначениями (сто двадцать три фп дробь шесть тире три — сто двадцать третье заклинание в общедоступном разделе регистра (фп) шестого уровня силы третьего круга посвящения — огненная волна)?
Существует множество вариаций для создания неповторимых заклинаний, которые добавят остроты и атмосферы тексту, так что дерзайте.
Заклинания — вещь хорошая, конечно, однако помимо них есть немало и других магических методик. К примеру: заклинательно-ритуально-рунная магия вызова, руническая магия, магия алхимии, магия жестов и, конечно же, магия сознания, ведь в основе любого волшебства лежит воля, и не важно, как она проявляется внешне. При написании текста с магией разума важно помнить, что внешне она может себя ничем не проявить, а в сознании волшебника «произнестись» десятки заклинательных формул, когда вслух он бы произнёс всего одно заклинание. Если вы не готовы описывать весь процесс творения магического действа в сознании мага, лучше ограничиться общими фразами, не заглядывая «под череп». Иначе же придётся описывать мысленное построение волшебного воздействия, так похожего на заклинание или, что точнее, инструкцию по выполнению, в соответствии с которой маг и направит свою силу для достижения определённой цели.
Примерами такой магии «сознания» может служить окклюменция из «Гарри Поттера» и стихийное волшебство из «Не время для драконов» Лукъяненко и Перумова.
Также к «магии сознания» с определёнными оговорками можно отнести врождённые магические дары (способности). Часто такие маги довольно специфично описывают свои магические действия, или же и вовсе не способны как-то их осознать и описать словами. Если для них это естественно, способность не мешает, то чародей будет только изредка упоминать о её существовании, и что он делает, чтобы её осуществить. Или же, наоборот, долго и подробно, с углублением в психоанализ станут описываться способности, которые мешают персонажу.
Алхимическая же магия основывается на создании артефактов и зелий, и является самой вещественной из всех. Когда магия сосредоточена в таких более вещественных явлениях, неплохо описать внешний вид предметов и процесс их изготовления, почему так, а не иначе, и затем перенести акценты уже на само магическое действие, если оно эффектно.
Руническая магия по сути своей представляет графический аналог заклинательной магии. В зависимости от значения отдельно взятых рун и их комбинации, от шрифта, цвета, а также порой и размещения (где и на чём) возникают разные заклинательные формы.
Если существование рун важно, то они подробно расписываются в тексте, однако бывает и так, что это описание только намечается, также в рунической магии частенько присутствуют заклинания или руны — «ключи».
Магия жестов. Как заклинания, так и руны представляют собой некий язык управления вселенной. Частенько жестами сопровождаются заклинания, но бывает и так, что жесты работают и сами по себе. Расправляющийся кулак — фаерболл, две раскрытых ладони или ладонь лодочкой — световой шар, жест защиты с локтем впереди или распахнутой ладонью — магический щит, хотя та же раскрытая рука может вызвать и магический клинок. Главная задача автора тут — придумать на заклинания жесты красиво и реалистично описать их.
Вот немного пробежались по другим разновидностям магии, которые при желании и наличии материала вполне можно продолжить.
Разобравшись с определениями, видами магии и процессом составления заклинаний, давайте разберём ограничивающие рамки, которые необходимы персонажам, чтобы не превратиться в сами знаете что.
Собственно разновидностей ограничений не так уж много. Это ограничения резерва магии (объём, сколько магической энергии необходимо для данного магического действа, как быстро она восстанавливается), времени длительности заклинания и времени отклика (сколько заклинание будет длиться и как быстро начнёт работать), ограничение в числе заклинаний различной сложности, вне зависимости от объёма резерва магии, время или условия, более предпочтительные к колдовству, собственно небольшим спектром заклинаний и др.
Вот в общем-то и всё. Хотелось бы услышать ваше мнение о проделанной работе и что следовало больше раскрыть (Суть заявки не состояла в полном раскрытии всех магических проявлений, а только заклинаний, да и по многому довольно сложно найти такой уж рекомендательный материал для описаний).
Надеюсь, что эта работа была хоть кому-то чем-то полезна.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|