↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Размер шрифта
14px
Ширина текста
100%
Выравнивание
     
Цвет текста
Цвет фона

Показывать иллюстрации
  • Большие
  • Маленькие
  • Без иллюстраций

F pvp F (джен)



Автор:
Фандом:
Рейтинг:
General
Жанр:
Научная фантастика, Фэнтези, Статья
Размер:
Мини | 20 958 знаков
Статус:
Закончен
 
Не проверялось на грамотность
Статья, или точнее писательский дневник заметок по жанрам. В основном посвящена проблеме определений "научная фантастика" и "фэнтези", но возможно приложатся и другие жанры и даже популярные сегодня штампы.
QRCode
↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑

Проблемы терминологий

Если покопаться в определениях великой и всезнающей Википедии, порыть по литературоведческим справочникам и вынудить у литературных критиков ответ под пытками (в частности в спецуправлении правил русского языка), то можно вынести только одно:

Фантастика, а фентези является её частью — это жанр литературы, в котором описываемая реальность отличается от нашей какими-то принципиальными моментами. В этих книгах могут действовать неизвестные физические законы, существовать общество, которое невозможно понять нашей логикой, реальны механизмы, которые не существуют в нашем мире, или не имели аналогов в реальности, когда писалось произведение.

Главное же отличие научной фантастики (sci-fi на Западе имеет некоторые отличия от нашей НФ) от фэнтези состоит в том, что в НФ, законы, необычные приспособления, странное общество в основном имеет своё объяснение — почему именно так или как это работает. В фэнтези реальность даётся такой какой она есть и из объяснений, если они присутствует, как оно работает, но не объясняется откуда оно (артефакты, магия, устройства) собственно возникло и почему именно такое.

Сейчас такое осмысление разделения встречается довольно нечасто, поэтому НФ можно представить как литературу о научно-технических достижениях, путешествиях во времени и космосе, контакте с внеземными цивилизациями. Но в любом случае необычные моменты имеют своё объяснение.

Фэнтези более вольно обращается с реальностью. В нём присутствует магия, нечеловеческие расы, божества. у самой реальности часто нет обоснования.

Большая просьба к авторам: перед тем как ставить какой-то жанр, сначала надо твёрдо понимать где от какого жанра что взято. Вампиры в классическом понимании или как раса, ведущая свой род от падших ангелов — это всё же больше фэнтези, но если вампиризм это болезнь вызванная искусственным нановирусом, то это уже ближе к НФ.

Высшим пилотажем всегда было вкрапление небольших, но действительно важных элементов необычного. Две луны и чёрная дыра вместо солнца? Довольно глобально, но как показывает практика, сельская местность и город, или города двух разных реальных стран больше отличаются чем наш мир с такой приукрашенной картинкой.

Не стоит и создавать чересчур сложные магические школы или нравы инопланетных жителей и устройства их кораблей, если это не будет задействовано.

Необычное в обыденности, которое заставляет действительно перечитывать текст, не из-за ошибок, а из-за чувства, что мир книги чем-то отличается от нашего, и что это что-то действительно влияет на этот мир, это можно назвать целью фантаста.

Очень популярно сегодня смешивать жанры НФ и фэнтези, но не стоит этого делать если нет понятия специфики обоих жанров. В звёздных войнах таинственная сила джедаев похожа на магию, но за её исключением это чистая космоопера. Иногда магия существует в мире похожем на наш, где уже есть высокоразвитая технология (все Дозоры), но события там крутятся большей частью вокруг её, которая не может быть принципиально объяснена с помощью науки, а современный антураж, антуражем и остаётся — это фэнтези.

Конечно, есть тексты где жанры сплелись настолько тесно, что их не разделишь. Там можно рассудить просто по предпочтению читателя или заявлению автора.

К примеру, "Профессиональный оборотень" (и продолжения) Белянина. Большей частью серию можно было бы назвать фэнтези, но небольшие научно-фантастические (если учитывать только антураж!) мешают выделить настолько чистый жанр. Для подобного есть очень хорошее название — технофэнтези (разновидность мирного сосуществования) или же для большей солидности и, наверно, реалистичности — научное фэнтези (где есть какое-то наукообразное объяснение магии и сосуществование технологии с ней).

P.S. Не стоит мешать все жанры в одну кучу — они этого не любят. Да и кому понравится, если вас обзовут чужим именем?

Небольшое примечание для любителей аниме и манги: фантастика — это если есть научное объяснение происходящего или хотя бы высокие технологии, звездолёты и киберпространство; фэнтези — если есть магия или похожие на неё силы и разнообразные расы, начиная от ультрамодных нек, вампиров, эльфов и кончая гламурными демоно-ангелами.

Глава опубликована: 22.09.2024

Научная фантастика aka Sci-fi

В этой главе пойдёт речь о основных делениях научной фантастики Ведь фантастика делится не только на "звездолёты и роботы" (НФ) и "меч и магию" (фэнтези), но и они стремительно делятся на множество бурных потоков непохожих друг на друга тем.

Начнём-с с разновидностей НФ (кратко):

Твёрдая(словно батон советского производства) НФ — множество описаний научных достижений, непонятных терминов, длинющих лекций по принципу работы всего, что хоть чуть-чуть обогнало на момент написания реальный мир. Посвящается любителям технической литературы. Для остальных может быть суховата.

(НФ даже не в квадрате, а в кубе. Именно в ней больше всего объяснений о том, как мир докатился до такого).

Мягкая (якобы) НФ — фантастика социальной направленности. Иногда возникает чувство, что читаешь учебник философии, политологии, этики и т. д. одновременно. Но ведь интересно увидеть общество и психологию людей другого времени, мира или вообще нелюдей?

(Также именуется социальной, как оно уже понятно. От твёрдой отличается не только большим вниманием к социуму, чем технике, но и тем, что к объяснению мира относится более вольно).

Альтернативная история. Эх уж этот вопрос: " а что было бы, если?.." Иногда, а сейчас и вовсе повсеместно связана с хронофантастикой и попаданством.

Хронофантастика. Машина времени — это вещь, можно даже исправить неверный выбор в жизни или изучить жизнь древних людей воочию, но бойтесь наступить на бабочку!

Апокалипсис и постапокалипсис. Ничего про них особо и не скажешь. Люди любят пофантазировать про большой "Кирдык", и что будет после него.

(Тема тоже очень пополярная сегодня благодаря компьютерным играм и календарю Майя).

Утопии — истории о мире, каким он должен быть. Антиутопии — то бишь наоборот.

(Подробней к Мору, Компанелло, Брегбери, Оруэллу и прочим великим).

Киберпанк — фактически наше время или недалёкое будущее. Интернет, нейросети и восстание машин прилагаются.

Стимпанк — вперёд! В прошлое! Когда технологии были похожи на магию и люди были добрее. Добро пожаловать в 19 век.

Космоопера — моё любимое. Далёкие и безграничные космические просторы, таинственные планеты и артефакты древних цивилизаций, диковинные жители иных миров, высокие технологии и световые мечи.

(Ну и империя, повстанцы, космические пираты, таинственные древние и мастер Йода прилагаются).

Глава опубликована: 22.09.2024

Фэнтези или безобразие имени Профессора

Теперь мы добрались до разновидностей повального современного увлечения, а именно историй "меча и магии" — фэнтези.

если отойти от длинной истории жанра, в прародителях которого что только не указывалось: и мифы, и легенды, и сказки, и даже произведения классиков серьёзной литературы (интересно, что на это ответили бы Гоголь с Пушкиным, если бы услышали, что они писали фэнтезятину?)

Про основные особенности жанра тоже сильно упоминать не стоит: противостояние добра и зла, куча рас, наличие магии (не всегда, но в основном), и какое-нибудь задание, которое необходимо выполнить главному герою, за что жанр так любим разработчиками РПГ.

Вернёмся всё же к разновидностям жанра:

Героическое фэнтези — самая старая разновидность жанра. Известнейшим пример: бессмертная и бесконечная серия про Конана-варвара, начатая Говардом и продолженная всеми, кому было делать нечего.(иногда можно встретить шутливое название серии — Конина).

Герой часто расправляется со всеми напастями в одиночку и решает личные проблемы, хоть иногда и умудряется попутно спасти мир или хотя бы большую его часть.

Эпическое фэнтези (иногда называется просто — эпик). Отцом, матерью и прочими родственниками жанра является как известно Толкиен, хотя про Льюиса с его "Хрониками Нарнии" всё же не стоит забывать.

Вот здесь есть где развернуться герою. Тут и огромный мир, и противоборство хунь и хряня (инь-яня, добра и зла, света и тьмы, и т. д.)

Часто выливается в серии из толстых многостраничных томов.

Тёмное фэнтези (ака Дарк). Отчасти отцами-основателями можно назвать того же Говарда и Лафкравта. Отличается тем, что мир проиграл борьбу со злом и оно является нормой.

Некромант гадает по внутренностям выпотрошенного младенца? Да все уважающие себя маги так делают! Колдунья принимает ванну из крови юных девственниц? Зато как сохранилась, ей уже 600 с гаком стукнуло, а больше 150 не дашь! В соседней лавке покупки заворачивают в человеческую кожу? Так незачем шляться по секонд-хэндам, в шикарном бутике ваше приобретение упакуют в выделанную бисером эльфийскую шкурку...

Городское фэнтези. Часто все события фэнтези происходят в мире близком к средневековью, но если события развиваются в наше время, в мире, похожем на современность это и есть городское фэнтези.

Но что бывает когда жанры переплетаются, технология сливается с магией? На это ответят научное фэнтези и технофэнтези.

Игровое фэнтези. с этим всё понятно. Есть компьютерная игра с фэнтезийным уклоном и на её основе пишутся подобные трактаты.

Тут главное не забыть, что не все читатели играли в оригинал, и что в книге таблицы параметров и сетов всё же неуместны.

Мифологическое фэнтези. Берём любую известную мифологию и пляшем от неё. Главное, не использовать мифологию городов (это прерогатива городского фэнтези) и не придумывать своей уникальной мифологической реальности.

несколько особняком стоит славянское фэнтези, всё же наше, родное.

Особенные черты: основано на славянской, лучше всего языческой мифологии и культуре, написано славянским автором и наполнено поделёнными с классиками философией и психологизмом.

Магический реализм. Не знаю кому оно надо, но ведь тоже каким-то боком замешано. Классический представитель: Г. Г. Маркес "Сто лет одиночества". Да и вообще эти бразильцы странные... Можно сказать о нём только что это реалистичная литература с переплетениями с нереальной, магической реальностью, описанной вполне реально. В общем, объяснит сложно. Это надо читать.

Глава опубликована: 22.09.2024

Сборная солянка жанров

Боевик."Крутые" тесты в детективе и космооперах я встречала, но как это выглядит в фэнтези я не знаю... Разве что если боевиком считать популярные аниме и мангу о боевых искусствах и тексты по ним. Много экшна, битв, крови. Сплошная динамика и герои, от которых у Швацнегера мурашки по коже и Валуев скромно предлагает Терминатору отойти в сторонку и закурить. (как аналог в том же фэнтези может быть героическое фэнтези).

Детектив. Первое, что идёт на ум это детектив Гаррет и комиссар Милодар. Ну ещё "Тайный сыск царя Гороха" и если покопаться некоторые НФшки. Есть преступник, есть преступление, есть детектив. А как оно совершалось и расследуется: дедукцией, магией, паранормальными способностями или сверхнавороченной техникой — дело десятое.

Женский роман.Чисто любовная история с вкраплениями фантастики и фэнтези для расширения круга читателей. НФ любовного направления лично я не встречала. А женским фэнтези довольно часто является крайне популярное сейчас ЖЮФ.

Детское фэнтези и фантастика.Наверно самая забавная разновидность. В НФ это чаще всего путешествия школьников по галактике, иногда путешествия во времени, в особо сложных случаях — киберпространство. В фэнтези спектр шире. Это и магические школы, и миссии по спасению других и/или своего миров, и семейные тайны (к примеру, кто-то из родителей божество, и из-за этого у потомка крупные проблемы, или сам потомок будущий властелин Мордора).

Юмор и пародии.Просто всеобъемлющий жанр, но действительно юмористических текстов немного. Пародии тоже популярны, но проема в том, чтобы не скатиться в плагиат, ведь изначальный текст не должен быть переписан со вставками хохм. Идеальные пародии — тексты не похожие на оригинал, но когда оригинал угадывается по ним и раскрывается по-новому.

Автор не так часто встречала юмористическое НФ, всё больше фэнтези. А юмористическое фэнтези у нас к тому же делится по половому признаку автора. Часто МЮФ (мужское юмористическое фэнтези) воспринимается как более качественное, а ЖЮФ (женское юмористическое фэнтези) как более низкое и примитивное. Возможно потому что значительная част текстов ЖЮФ является мало того ещё очень жирной лав стори, называемой фэнтези из-за острых ушей кандидата в мужья и юмористическим, потому что главная героиня отчаянно косит под стерву и своего в доску парня. Про то, что часто эти тексты построены по классическому шаблону жанра и из книги странствуют ехидные рыжие ведьмы и плотоядные чёрные кони даже не стоит упоминать тем, кто читал хоть несколько книг жанра. (не всегда ведьмы и кони присутствуют в явном виде)

Ну и конечно самым роскошным считается салат оливье из всех жанров.

Глава опубликована: 22.09.2024

Фугу в мундире*

Данная часть статьи основана на личном опыте и соображениям автора, так как научных материалов и диспутов по теме не было обнаружено. В общем, исследование в самом разгаре и поправки вполне возможны. и всё написаное ниже всего лишь личное мнение автора, которое не претендует ни на йоту истинности.

Пункт цвай**. Восточный антураж. Наверно самый безвинный и обоснованный авторский ход, если конечно в мир произведения он вписывается органично. Как вариант использование японских имён или мифологических персонажей. Но студентка бегающая по средней полосе России зимой в кимоно и с катаной во времена Киевского княжества... Хотя попаданцев-ролевиков с перепоя никто не отменял.

Примеры:"Мастер ветров и вод", "Космическая опера", "Священная книга оборотня" и др.

Пункт намба тво. А знаете откуда пошли все эти Машки в бронелифчике и мечом в два собственных роста? Нет? Да неужели? Немедленно смотреть аниме про девочек-волшебниц! Впрочем и другое можно. Про очаровательную внешность из конструкторского набора Франкенштейна и сложную геномную карту прискорбно промолчим...

Примеры: многие аниме в жанре махо-сёдзе, часть сенен, и значительная часть современного юмористического фэнтези.

Пункт колм. Ещё есть одно забавное повальное поветрие. Нет, не это. А всего лишь обязательные милые зверюшки. Хоть дело с плотоядной и ехидной чёрной лошадью всё ещё открыто у кого этот штамп был стырен всё же: у охотника Ди или у Громыко. Но милые зверьки присуствуют сейчас не в одной и не в двух книгах, иногда являясь собственно не особо везучим протоганистом, хотя... оборотничество ведь никто не отменял.

Примеры: "Дневник кота мага", "Год крысы Путница/Видунья".

Пункт тэсера. Опять-таки повальное множество грозных мстителей, гениальных крошек, и стремительный рост числа квадратных психопатов на метр из той же японской анимации. Даже бывает весёлая парочка: брат хороший, брат плохой. Ну или сестры, или две стороны одной личности, (хотя тут навожу напраслину доктор Джекил и мистер Хайд были намного раньше первой анимешки). Но всё же что-то многовато шизоидных личностей, даже для России, где и так испокон веков логика и здравый смысл были вещами загадочными и таинственными.

Примеров опять-таки масса и с каждым днём всё больше и больше.

Пункт квин. Стандартные ходы, так любимые при описании попаданства. То есть на героя или героиню вполне может случайно свалиться предмет вожжелений и потянуть бедняку в дыру от канализационного люка. При попадании в иной мир персонажи мгновенно крутеют до неописуемого уровня (хотя это наверно не столько анимешный штамп, скорее последствие ролевых игр). Ну тот милейший момент, что главные герой и героиня изначально друг друга терпеть не могут, но потом всё же несмотря ни на что вместе, по-моему мнению действительно взят из аниме.

Примеры: опять-таки куча фэнтезятины, исходящей от наших юмористических авторш.

Пункт сикс. Добрались и до того, что сейчас так популярно, и большей часть подтверждает переход качества в количество. А именно: почти повальное присутствие переодеваний\превращений персонажей одного пола в другой, подозрительные отношения между героями одного пола, компания героев состоит в экзотических пропорциях главный герой и несколько его спутниц, иногда бывает героиня в компании героев, но тогда подозрительных отношений и смены пола не миновать. Компания чисто из девушек (пока в литературе не встречалось, но видимо не за горами) или из одних парней (тут у авторш начинает подозрительно шевелиться фантазия).

В общем всё всем ясно с этим пунктом.

Примеры: "Космическая опера" (начальница не в счёт), "Дневник кота мага", цикл о Тине Хэдис (есть там пара персонажей...) и др.

Также условно можно отнести и "Цветок камалейника", хотя Громыко там спохватилась и наскоро всунула абсолютно бесполезную невесту бога, только вот зачем, наоборот, такой ход заставляет мысли идти в определённом направлении.

-

*Взят заголовок рассказа Лукъяненко о том, как Россия стала префектурой Японии.

**В качестве заглавий пунктов использована русская транскрипция названий чисел на разных языках.

Глава опубликована: 22.09.2024

Попадос, амигос!

На данный момент последняя глава в статье, так как разбирать каждое направление признанных жанров — дело неблагодарное и крайне долгое, а относительно фикбуковских — и так много написано.

Данный раздел посвящён одной из наилюбимейших в современной фантастической литературе тематике (или сборке штампов, клише, шаблонов — это уже кому как), а именно — книгам о попаданцах.

Попаданец — это такой персонаж, который изначально случайно, (по крайней мере для себя) оказывается совершенно не в том мире или времени, а то и то, и другое. В особо сложных случаях, ещё оказывается и в чужом теле — другого возраста / пола / национальности / расы.

Обычные задачи героя — понять, где он очутился и что происходит, накостылять мировому злу, вернуться в свой мир (последнее не обязательно).

Способы попадания в иной мир:

1.Скопытиться в своём.

2.Заснуть с перепою или просто заснуть.

3.Заблудиться и выйти из леса / метро / дворов / канализации в ином мире.

4.Столкнуться с жителями иного мира в своём, а после или подкупиться их обещаниями, или наоборот, удрать от них и попасть в другой мир.

5.Просто засунуть свой нос в чужие дела, или от интереса пройти сквозь портал или воспользоваться заклинанием...

6.Иногда ломается сложная аппаратура, да и магические силы капризничают, потому и профессионал по перемещению во времени-пространстве может стать попаданцем, оказавшись не там, где планировалось.

Сами попаданцы обычно являются либо офисными работниками, либо студентами, изредка сотрудниками МВД или армейскими. Очень популярны попаданцы-программисты и просто гламурные лапочки. Также для их интеграции в жизнь параллельного мира желательно, чтобы бедняга, оказавшийся в другом мире увлекался компьютерными или ролевыми играми, иногда аниме. При попадании в другую эпоху — в почёте школьные или институтские знания с уроков истории.

В том мире герой вполне может оказаться потомком какой-нибудь крупной шишки, утерянным давным-давно, или оказаться в ином мире, потому что было какое-нибудь пророчество, о котором, он или она ни сном ни духом. Прочем, вариантов намного больше.

Отличительными особенностями среднего попаданца является:

1. Мгновенное знание языка другого мира (хотя тут придираться не стоит, кто знает, может это естественный закон перемещений между измерениями).

2. Знание ситуации... Тут страннее... хотя, если мир куда попал герой схож с хорошо известным ему временным периодом или страной, или книгой, игрой, сериалом, то всё может быть, но с поправкой, что всё же не всё идентично.

3. Необычные способности и знания, быстрое обучение им. Способности могут быть также приобретены при переходе, но как ими пользоваться... метод научного тыка, но это дело длительное и опасное.

4.Знания — из своего мира для необычные местных если, то понятно. Знания попаданца о чём-то, что мало известно даже местным... Если мир схож с какой-то выдуманной и любимой для героя реальностью, то тоже вполне может быть, но опять-таки — неидентично!

5.Быстрое обучение... Очень быстрое... увы, клинический случай, хотя гении всё же встречаются, да и если мир волшебный, то магия может быть в этом замешана.

Забавно когда за одним героем-героиней увяжется толпа местных. Да, диковинная зверюшка, но почему ей надо постоянно восхищаться? Скорее уж конфликт разных мировоззрений должен быть, да и на первых порах бедняге всё же не стоит слишком уж светить своей иномирностью — инквизиция не дремлет.

В итоге, победив сотни монстров и указав вселенскому злу его справедливое место в маленькой сельской постройке с сердечком вырезанным на двери, наш герой предстаёт перед выбором: вернуться в свой мир или остаться в этом.

В итоге у нас:

— попаданец всё же возвращается домой и больше ни во что не ввязывается (мне в природе не встречалось);

— остаётся в этом мире и продолжает нести возмездие во имя... чего-нибудь, но чаще всего, бутербродика;

— возвращается в свой мир, но по любому зову готов вернуться обратно;

— отправляется в турне по осчастливливанию других миров своей лучезарной героической персоной.

А так, такой поджанр или стилистический ход вовсе не плох, если есть желание показать читателю какой-нибудь необычный мир, ведь получается, что герой знакомится с миром и читатель вместе с ним тоже.

-

P.S. На этом я завершаю статью (может быть на время) и желаю всем интересных и неожиданных текстов, в которых если и будут шаблоны, то под вкусным соусом грамотности, оригинальности, реалистичности и профессионализма.

Глава опубликована: 22.09.2024
КОНЕЦ
Отключить рекламу

Фанфик еще никто не комментировал
Чтобы написать комментарий, войдите

Если вы не зарегистрированы, зарегистрируйтесь

↓ Содержание ↓

↑ Свернуть ↑
Закрыть
Закрыть
Закрыть
↑ Вверх