↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
Многим из нас известно имя Александр Дюма. Кто не слышал о таких его произведениях, как «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго» или «Жозеф Бальзамо»? Романы и повести Дюма — одни из самых экранизируемых книг в мире и интерес к ним не угасает уже много лет.
Однако, за популярностью приключенческо-исторических романов, отчего-то оказался спрятан целый пласт творчества знаменитого писателя, который является не менее интересным, а порой и превосходит по накалу страстей приключения всем известных персонажей. И мы постараемся познакомить любопытного читателя с произведениями, оказавшимися в тени других книг. Может быть, кто-то уже и догадался, что речь пойдет о пьесах Александра Дюма-отца.
Следует упомянуть, что интересоваться пьесами молодой Дюма начал гораздо раньше, чем писать романы о благородных героях и коварных злодеях. Еще в родном Вилле-Котре вместе со своим другом виконтом по имени Адольф Риббинг де Левен, он устраивает домашний театр. В нем играют очаровательные девушки родного городка и его хорошие знакомые, а репертуар составлен из пьес восемнадцатилетних Александра и Адольфа: патриотический водевиль «Майор из Страсбура», водевиль «Дружеский ужин», драма «Абесерраги».
И именно их Дюма берет с собой, когда в 1823 году отправляется покорять Париж. Вместе с прежним соавтором он продолжает сочинять пьесы, впрочем, уже без прежнего рвения и удовольствия. При этом Александр начинает работать переписчиком в Секретариате герцога Орлеанского. В свободное время он читает книги, ходит в театры, посещает выставки знакомых художников и ухаживает за дамами. Одна из них 27 июля 1824 года родит ему сына, который до восьми лет будет носить имя своей матери.
В 1825 году Адольф де Левен, Александр Дюма и Джемс Руссо, популярный автор того времени, в соавторстве пишут пьесу «Любовь и охота», которую отказались ставить в театре «Жимназ», но согласились принять в театре «Амбигю-Комик». Премьера пьесы, рассказывающей о приключениях близорукого парижанина в провинции, прошла 22 сентября 1825 года и имела большой успех. Для того чтобы не привлекать к себе особого внимания со стороны работодателя, которым являлся брат короля, на афише фамилии Дюма нет, зато красовалась фамилия Дави, которую молодой человек позаимствовал у своего деда.
Между тем, Александр вместе с заместителем начальника Секретариата Эсперансом Ипполитом Лассанем и автором по фамилии Вюльпен, в тайне, начинает работать над новым водевилем, получившим название «Свадьба и погребение». В основе сюжета лежала одна из сказок «Тысячи и одной ночи», а главным героем должен был стать знаменитый Синдбад-Мореход. Однако о работе над новой пьесы узнает высшее начальство, и работа прекращается, поскольку сам герцог Орлеанский считал «занятие литературой» неподобающим для нижних чинов своего Секретариата. В ответ на явную несправедливость Александр начинает писать стихи и свои первые исторические новеллы. Правда, о драматургии на некоторое время Дюма пришлось позабыть.
Но совсем ненадолго, ведь уже в 1826 году дописанный соавторами водевиль «Свадьба и погребение» был принят к постановке в театр «Порт Сен-Мартен». В то же время Александр с Адольфом, выкупив у некоего господина Марля подписчиков его обанкротившегося журнала, создали свой ежемесячный журнал, получивший название «Психея». В этом издании отныне печатаются стихотворные и иные произведения двух друзей, а чуть позже и многих других авторов, в том числе драматурга Шарля Нодье и писателей Франсуа Шатобриана и Виктора Гюго.
Издательская деятельность приносит свои плоды — имя Александра Дюма, не только, как поэта, становится все известнее. Сам Дюма начинает размышлять о написании новой пьесы, главную роль в которой он хотел предложить Тальма. С прославленным актером Адольф познакомил его по приезду в Париж. Но сделать этого Александр не успеет, поскольку вскоре после встречи с ним Тальма, накануне нового театрального сезона, артист скончался.
Между тем 26 ноября 1826 года состоялась премьера водевиля «Свадьба и погребение». Александр не столько смотрит пьесу, сколько следит за действиями актеров, подмечая малейшие детали их игры и размышляя о новых сюжетах.
Следующей попыткой написать произведение для театра стала соавторская работа Дюма и Сулье над романом Вальтера Скотта «Пуритане» («Oldmortality»). В процессе работы над адаптацией соавторы бесконечно ссорятся, спорят и в итоге, даже не составив плана пьесы, прекращают работать вместе.
Вскоре после неудавшейся попытки сотрудничества Александр в одиночестве пишет пьесу, получившую название «Гракхи». Сюжетом для нее послужила история братьев Тиберия и Кая Гракхов, которые пытались провести в Риме практически революционные законы о земельной собственности и ценах на хлеб, но пали от рук убийц. Друзья, после того, как Александр прочел им пьесу, заявили, что ни один театр не возьмет драму с подобным сюжетом, тем более есть самая настоящая опасность и для автора угодить в тюрьму, поскольку в «Гракхах» могут усмотреть аллюзию на современную жизнь. В конце концов, пьеса была сожжена в камине.
Очередным произведением, привлекшим внимание Александра, стал «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, действие которого происходит в Италии в XVI веке. Между тем Дюма переходит в отдел пособий, и таким образом начинается его знакомство с миром, отличным от того, что он знал до этого. Весь день у него расписан по минутам и только благодаря отличному здоровью Александр выдерживает поистине бешеный темп собственной жизни, не забывая посещать театры и многочисленные литературные салоны и художественные выставки Парижа, а также оставаясь бессменным редактором «Психеи». Он не следит за политическими новостями, редко заходит к матери, еще реже навещает сына, но по-прежнему читает Шекспира, Мольера, Корнеля и других авторов.
Узнав, что еще один автор пишет пьесу на сюжет «Заговора Фиеско в Генуе», Александр все чаще задумывается о том, чтобы создать оригинальную драму, а не адаптацию чужого произведения. И находит сюжет: история мести шведской королевы Христины неверному любовнику Мональдески и ее дальнейшая жизнь, полная угрызений совести. Работа над новой пьесой продвигается очень быстро, хотя отношения с новыми коллегами уже из другого отдела ухудшаются на глазах, а интриги злопыхателей начинают приносить свои плоды. В ответ Александр заявляет о забастовке, возвращается домой и продолжает работать над пьесой. Благодаря бывшему начальству ситуация разрешается в пользу Александра Дюма, но тот даже не особо этого замечает, поскольку занят только попытками пристроить уже дописанную «Христину» в «Театр Франсе».
После неудачной первой читки пьесы, Александр вносит исправления, обращается ко всем своим друзьям за мнениями о сюжете, добивается второй попытки и на этот раз «Христину» принимают к постановке единогласно. Однако премьеры так и не состоялось. Во время репетиций произошла ссора между ведущей актрисой и автором, закончившейся фактически «заморозкой» репетиций на неопределенный срок. Это был тяжелый удар для Александра, сделавшего невероятно много для того, чтобы поставить «Христину», которая поначалу также не прошла цензуру, и только после вмешательства лично герцога Орлеанского и министра внутренних дел Мартиньяка все разрешилось в пользу постановки пьесы в театре.
Но Александр не унывает. Он нашел еще один сюжет, который ему кажется невероятно удачным, а пьеса обещает стать более чем успешной. На этот раз Дюма не стал обращаться к истории чужих стран, а просто внимательнее пригляделся к родной Франции. И в 1828 году Александр Дюма начинает работать над пьесой «Генрих III и его двор». В основе сюжета лежит история любви герцогини де Гиз и одного из миньонов короля Генриха III графа де Сен-Мегрена, закончившаяся гибелью фаворита короля от рук наемных убийц, нанятых герцогом де Гизом. Эта пьеса представляет собой первую французскую романтическую драму, написанную прозой, и состоит из пяти актов, действие которых происходит поочередно в Лувре и в доме герцога де Гиза. Характер каждого персонажа выстроен очень четко и живо. Зритель без труда мог проникнуть в мысли героев. Главным для Сен-Мегрена является любовь и возможность преодолеть все опасности, в которые может вовлечь его судьба и собственная воля. Для Генриха III— жизнь его друзей и избавление от настойчивого вмешательства матери в дела управления государством, в то время как для Екатерины Медичи — возвращение под свое влияние сына, который больше прислушивается к своему фавориту Сен-Мегрену, чем к ней, да и герцог де Гиз по-прежнему остается врагом. Герцогиня де Гиз также борется со своей судьбой, влюбившись во врага собственного мужа, и готова скорее выпить яд, нежели призвать Сен-Мегрена письмом на верную гибель. Помимо главных персонажей не забыты и другие: перед глазами зрителя проходят Руджиери, фавориты короля, что еще потом появятся на страницах произведений Александра Дюма, как и Бюсси, что ненадолго также оказывается на сцене, пажи, прекрасные дамы, ревнивые мужья и наемные убийцы. И впервые именно в этой пьесе можно увидеть иллюстрацию игры будущего романиста с историей: исторический канон словно расцветает подробностями, созданными воображением Александра. Он вносит в развитие сюжета что-то исключительно свое, такое же магическое, как и талисман от огня и железа, который дарит Генрих III своему фавориту, чтобы спасти его от смерти, противопоставляя свои надежды и желания неумолимой судьбе.
Первая читка пьесы в одном из литературных салонов Парижа вызывает смятение и неприятие. Никто не знает, как к ней относиться, ведь она совершенно не похожа ни на одну пьесу, поставленную во французском театре ранее. Второе публичное чтение Александр устраивает среди журналистов газет «Figaro» и «Le Sylphe». На этот раз — мнение полностью противоположное: пьеса вызывает восторг. Присутствующий на чтении актер Фирмен в восторге от предлагавшейся ему роли Сен-Мегрена и называет имена тех, кто обязательно захочет сыграть в этой пьесе.
17 сентября 1828 года происходит читка пьесы перед комиссией «Комеди Франсез», после которой «Генрих III и его двор» единогласно принят к постановке. С начала репетиций вокруг пьесы не утихают споры, сплетни и скандалы: сторонники Александра говорят о революции, которую совершит пьеса во французском театре, враги призывали запретить ее, поскольку уже ее сюжет безнравственен и призывает к бунту. Сам Александр вынужден взять отпуск без содержания, поскольку не может одновременно работать и следить за постановкой пьесы. Шьются костюмы, готовятся декорации, на сцене кропотливо воссоздается историческая действительность того времени. 9 февраля 1829 года Александр неожиданно приходит без предварительного соглашения к герцогу Орлеанскому и просит его прибыть на премьеру, а заодно и прощупывает почву для возвращения на службу. Герцог Орлеанский соглашается появиться в театре как бы случайно, дабы не вызвать подозрений у Карла X, с которым отношения у герцога были похожи на своеобразные качели. 10 февраля зал переполнен как именитыми аристократами, так и обитателями мансард без франка за душой. С каждым актом аплодисменты раздаются все чаще и громче, а сам Александр мечется между театром и домом, где после очередного инсульта почти в забытьи лежит его мать. Премьера завершается оглушительным успехом. Поздравительные письма Александру текут рекой, рукопись пьесы продана за немыслимую для Дюма в тот период сумму — шесть тысяч франков, которой с лихвой хватило, чтобы расплатиться со всеми долгами.
Однако вскоре после премьеры пьеса была запрещена. Александр добивается аудиенции у Мартиньяка, и с небольшими изменениями пьесу разрешают вновь. Успех у публики необычаен, а в газетах и салонах не прекращается полемика между тем, кто принял пьесу, и их противниками, между сторонниками классики и романтизма. Начинаются нападки и на самого Дюма, закончившиеся дуэлью, во время которой Александр отстрелил журналисту, посмевшему его оскорбить, два пальца на правой руке. Пьеса же продолжает с неизменным успехом идти в «Комеди Франсез».
В театрах Парижа идут веселые пародии на «Генриха III и его двор», что является еще одним признаком признания пьесы. Вместе с Адольфом Александр также пишет водевиль на собственное произведение: «Король Дагобер и его двор», но после вмешательства цензурного комитета название изменили на «Двор короля Пето». Александр пытается также вернуться на службу, но на должность библиотекаря, хотя ему со всех сторон рекомендуют просто уволиться. Дюма пишет мало, однако по-прежнему посещает салоны своих многочисленных друзей, особенно часто бывал он у драматурга Шарля Нодье.
На некоторое время Александр покидает Париж, в его голове рождается сюжет для новой пьесы. После небольшого приключения Дюма возвращается на службу и отныне он заместитель библиотекаря, при этом потеряв почти треть своего заработка. Пьеса между тем дописана и называется «Юдифь с распущенными волосами», но она не имеет успеха при читке в театрах. Попытка переделать позже эту пьесу в другую, получившей название «Екатерина Говард» также ни к чему не привела. Дюма возвращается к «Христине», убирая старые детали и добавляя новые и относит пьесу «Христина, или Стокгольм, Фонтенбло, Рим» в «Театр Франсе», где она была принята к постановке. Однако «Христину» запрещают и пьеса вновь попадает к цензорам, но в конце концов ее премьера все же состоялась в театре «Одеон» 30 марта 1830 года. И вновь успех и аплодисменты зрителей.
После успеха «Христины» Александр заканчивает работать над своей новой пьесой, получившей название «Антони». Сюжет ее строится вокруг страсти незаконнорожденного Антони, мизантропа и атеиста, к девушке по имени Адель, вынужденной выйти замуж за другого. История из драмы к финалу превращалась в трагедию, поскольку Антони, не желая делить свою любовь ни с кем, убивает Адель. Но актеры «Комеди Франсез» еще не успели толком приступить к репетициям, как пьесу запретили.
Между тем в Париже и его окрестностях происходят события, которые позже историки окрестят Революцией 1830 года. Карл X подписал четыре указа, прямо нарушающих Конституцию и в итоге проигрывает престол. А через некоторое время на нем под именем Луи-Филиппа воцаряется брат Карла X герцог Орлеанский.
Репетиции «Антони» возобновляются, а сам Александр увольняется окончательно со службы и начинает работать над драмой «Наполеон, или Тридцать лет истории Франции», премьера которой состоялась 10 января 1830 года в театре «Одеон».
В «Комеди Франсез» между тем не прекращаются раздоры между автором и актерами, уверенными, что «Антони» обречена на провал. В самом театре меняются труппа и директора, но ситуация с пьесой остается прежней. В конце концов, Александр относит «Антони» в театр «Порт Сен-Мартен», в котором и состоялась премьера 3 мая 1831 года, закончившаяся овациями и бесконечными вызовами автора.
Постепенно, помимо пьес, Александр начинает писать краткие новеллы для журнала «Revue de deux mondes», являющиеся предтечей его последующих романов. Еще он путешествует и пишет пьесу о Карле VII, но даже его друзья предупреждают о том, что она обречена на неуспех. Однако в театре «Одеон» драма принята и ее начинают репетировать. Александр же вместе с двумя соавторами начинает работать над пьесой «Ричард Дарлингтон», сюжет которой вращается вокруг бастарда, добившегося всего при помощи первого брака, но на пути к настоящему богатству и званию пэра жена становится помехой и Ричард выбрасывает ее с балкона. Стиль, в котором написана драма, позже сам Александр назовет «Историческими сценами».
20 октября 1831 года состоялась премьера «Карла VII», но закончилась она фактически провалом. Примерно в это же время начинаются репетиции «Ричарда Дарлингтона» в театре «Порт Сен-Мартен», премьера состоялась 10 декабря, и на этот раз драму ждал оглушительный успех. Дюма приступает к работе над очередной пьесой под названием «Тереза». Это была скорее трагическая почти опера, к которой сам Александр относился как к одной из худших пьес из тех, что были им написаны. Несмотря на подобное отношение автора «Тереза» имела успех.
В Париже вспыхивает эпидемия холеры, в городе безумие, со всех сторон слышатся обвинения в отравлении людей то республиканцами, то самим правительством, а Александр заканчивает «Мужа вдовы». Эта пьеса его первая комедия положений о гуляке, ухаживающем одновременно и за якобы вдовой, и за ее племянницей. 4 апреля премьера прошла в театре «Порт Сен-Мартен» и присутствовало не более 500 человек.
29 мая 1832 года в этом же театре состоялась премьера «Нельской башни», сюжет которой крутится вокруг любовных приключений Маргариты Наваррской и ее сестер, убивавших после свиданий своих любовников и сбрасывавших их с Нельской башни в Сену. Пьеса была написана в соавторстве с неким Гайарде, но фактически принадлежала перу Александра, который тем не менее решил не указывать свою фамилию на афише. «Нельская башня» имела успех у публики, хотя во время работы у соавторов то и дело возникало недопонимание. Но настоящий скандал с привлечением прессы разразился уже после премьеры 29 мая 1832 года: Дюма и Гайарде обменивались колкими высказываниями через газеты, и весь Париж узнал, кто же был знаменитым соавтором Гайарде. Два автора встретятся еще раз на дуэли, состоявшейся 17 октября 1834 года.
После этого Александр написал три акта пьесы «Сын эмигранта», остальные акты были написаны в соавторстве с Анисе Буржуа. Сюжет вращается вокруг двух сводных братьев, ставших преступниками и встретившихся в тюрьме накануне казни одного из них. Сама пьеса никогда не была издана, а премьера закончилась оглушительным провалом, в котором, впрочем, Дюма и не сомневался изначально.
В 1833 году Александр вновь в соавторстве с Буржуа пишет пьесу «Анжела», реалистичную драму о карьеристе, который использует благосклонность женщин для собственного продвижения вверх. Премьера состоялась в театре «Порт Сен-Мартен» 28 декабря 1833 года и имела огромный успех.
В 1835 году Александр вместе с Корделье-Делану начинает работать над пьесой «Кромвель и Карл I» для театра «Порт Сен-Мартен», а 30 апреля проваливается его пьеса «Дон Жуан де Манара, или Падение ангела», которую Александр называл современной мистерией. Написана она была под впечатлением от новеллы Проспера Мериме. Вскоре после этого была создана пьеса «Кин, или Гений и беспутство». 31 августа 1836 года состоялась ее премьера в театре «Варьете». Пьеса, помимо основного сюжета, включала в себя сатиру на критиков, которые не так давно отметились в травле «Дона Жуана».
В том же году Александр заканчивает пьесу про Калигулу. Премьера последней состоялась 26 декабря в «Комеди Франсез». Критики и общество поделились на два лагеря, а после двадцати представлений пьеса была снята с репертуара.
В 1838 году в театре «Пантеон» выдержала шестьдесят представлений пьеса «Пол Джонс», написанная в 1835 году, и в том же 1838 году переработанная Александром в роман «Капитан Поль».
В апреле 1839 года в Париже одна за одной шли премьеры пьес Александра: «Мадемуазель де Бель-Иль» в «Комеди Франсез», «Алхимик» в театре «Ренессанс», «Лео Буркхарт» в «Порт Сен-Мартен». Наибольший успех имела первая из них, — комедия положений с остроумными репликами и хорошо продуманными неожиданностями, действие которой происходит в правление Людовика XV.
Осенью 1840 года Александр начинает работать над пьесой-комедией «Брак при Людовике XV», премьера состоялась 1 июня 1841 года с «умеренным успехом». Летом того же года Александр перерабатывает драму Эжени Буржуа «Жаник, бретоник», а в ноябре ее сыграли в театре «Порт Сен-Мартен», однако без упоминания об авторстве Дюма. Александр отказался подписать правленую рукопись.
Вскоре после премьеры «Жаника» Дюма начинает писать пьесу «Лорензаччо», в основе которой лежит эпизод из «Флорентийских хроник» Бенедетто Варши о молодом человеке, который стал наперсником Алессандро Медичи, чтобы иметь возможность его убить. Пьеса выдержала всего семь постановок в 1841 году.
А в 1842 году Дюма сыграл шутку с итальянскими цензорами, для которых одно только его имя являлось причиной для отказа в постановке его пьес, ведь все они считались аморальными. Александр, вместе с руководителем французской труппы в Италии, отправляется к знакомому издателю и просит его изменить названия на обложках пьес, только что вернувшихся с отказом из цензуры. В итоге «Ричард Дарлингтон» превращается в «Честолюбца, или Сына палача», «Анжела» приобретает свое первоначальное название «Лестница из женщин», «Антони» становится «Убийцей из любви», а «Нельская башня» — «Наказанным адюльтером». Автором же всех этих пьес объявляется Эжен Скриб. Пьесы поставлены, во Флоренции они имеют оглушительный успех, а ничего не подозревающий автор «Стакана воды» неожиданно получает командорский крест Святого Иосифа. Все благополучно разрешается, когда правда становится известна.
В 1843 году Александр вместе со своим другом юности Адольфом Левеном начинает работу над комедией «Воспитанницы Сен-Сирского дома». Премьера была сыграна 25 июля 1843 года и имела зрительский успех. В прессе между тем разгорается «война» между Александром и критиком Жаненом, закончившаяся появлением секундантов с вызовом от Дюма.
Летом 1845 года Александр вместе с Маке адаптируют для театральной сцены роман «Двадцать лет спустя». Премьера состоялась 27 октября в театре «Амбигю-Комик» и закончилась настоящим триумфом. 20 февраля 1847 года в созданном в Париже при непосредственном участии Александра Историческом театре состоялась премьера «Королевы Марго». Очередь за билетами не уменьшалась даже ночью, сама же пьеса началась в шесть часов вечера, а завершилась в три часа ночи и состояла из 15 картин с прологом и эпилогом.
В 1849 году закончена работа над пьесой «Граф Герман», а также перерабатываются для сцены романы «Шевалье д’Арманталь» и «Война женщин». «Граф Герман» был поставлен в Историческом театре 22 ноября. В 1850 году создается пьеса-фантасмагория «Вампир».
В 1853 году Александр «возвращается» в «Комеди Франсез» с пьесой «Молодость Людовика XIV», о любви последнего к Марии Манчини, племяннице кардинала Мазарини. Но из-за внутренних дрязг в театре при распределении ролей рукопись была конфискована, а пьеса запрещена в связи с аллюзиями на современность. В 1854 году пьеса будет поставлена в Брюсселе и пройдет с огромным успехом. Во Франции же запрещается новая пьеса Александра — комедия «Молодость Людовика XV», в которой рассказывается о любви Людовика и Марии Лещинской. Лишь в 1854 году в «Комеди Франсез» был все же поставлен его «Ромул». В 1857 году Дюма написал одноактную пьесу «Приглашение к вальсу». В 1860 году поставлена драма «Госпожа де Монсоро», написанная за два года до этого, а также еще несколько пьес, написанных в соавторстве.
В 1865 году в «Гран-театре» ставится народная драма «Лесники», впервые сыгранная семь лет назад в Марселе. Но после оглушительного успеха у труппы была похищена вся выручка. Чтобы хоть как-то покрыть расходы организуются гастроли по провинции. Именно тогда Александр вновь ненадолго вернулся в город, где он устроил свой первый театр.
В 1866 году, выдержав всего 23 представления, из репертуара театра «Амбигю-Комик» убрана «Габриэла Ламбера». Весной 1868 года проваливается пьеса по мотивам романа «Мадам де Шамблей» Александра, однако уже осенью она вновь поставлена и имеет большой успех. После этого Дюма больше не напишет ни одного произведения для театра.
5 декабря 1870 года Александр Дюма скончается на вилле своего сына в Пюи в десять часов вечера, оставив после себя не только романы и повести полные приключений и путешествий, но и захватывающие воображение пьесы, о которых мы постарались рассказать, не слишком утомив читателя. И надеемся, что нам это удалось.
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|