↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|
"И хор в нашу честь не споёт" - хором скажут многие пары исторических сериалов (и не только исторических, но сериал, в принципе, не мой формат, поэтому сужу по суженному количеству примеров, однако и на них можно проследить некоторые тенденции) А тенденции таковы, что...
Что романтическая линия в сериале "развивается" по одному и тому же сценарию: поскольку заканчивается один сезон и остаётся надежда на следующий, главных героев не женим, а то смысл весь теряется (ничего, что снимают вообще-то детектив, а не Санта-Барбару)... Далеко не факт, что очередной сезон снимут, а если снимут, то снова будем надеется на продолжение... И эта музыка будет длиться вечно... Но вечно под этой луной ничего ведь не длится, правда? И в сотом сезоне, сгорбленные от ревматизма, на последнем вздохе, трясущимися руками влюблённые столетние старички надевают друг другу обручальные кольца... А там сразу на панихиду, что белому наряду почём зря пропадать... А почему так долго к этому шли?
Киноистория, как книга, живёт своей жизнью, и тот же Тарас Петрович не может прямым текстом в кадре сказать: "любезная Анастасия Андреевна, тут такое дело, 2 сезон может быть не последним, так что я пока погуляю по тропинкам недалеко от широкой просеки, дабы интерес зрителей не пропал, свадьбы не будет ещё n сезонов, но зато не скучно и не банально".
Или та же Анастасия Андреевна: "любезный Тарас Петрович, ну какая из меня жена? Вон ещё Коневский воскрес... Подождём ещё, накал сохраним, треугольник построим, чтоб зрителей не разочаровать и держать в напряжении, чем мы хуже других? Сколько ещё сезонов снимем, а вдруг не последний?.." Нет, "разлом 4 стены" — приём такой есть, на моей памяти он книжный, никак не киношный (может, я ошибаюсь, так как я кино редко смотрю, вдруг такое тоже было — всё-таки ошибаюсь, он был у Годара, наверное, для мирового кинематографа этот приём не такой уж и редкий, а это просто я мало кино смотрела...) А если у нас его не было, "вы будете первый человек, кто использовал этот приём в российском кино" (интонация Анастасии Андреевны), команду сценаристов, да и режиссёра такие лавры не прельстят (думается мне), поэтому...
Поэтому нужно обосновать матримониальную прокрастинацию в рамках сюжета. Как следствие, на сцену выходят скелеты из шкафов в виде тайных жён/любовниц/третьего лишнего/измены/дети в подоле и тому подобное. N'importe, что герои прошли большой путь друг к другу в предыдущем сезоне, n'importe, что они стали совершать поступки, отнюдь им не свойственные и вообще обнуляющие всю историю до... С точки зрения развития персонажа — провал, с точки зрения удержать милых дам у экрана с нюхательной солью — успех. Вот такой дьявольски дуальный мир.
Конечно, подобные кульбиты сценария и избегание официального брака, как Собачьей пещеры, происходят не из-за вредности создателей кино (хочу надеяться, а может, их в детстве запугали Проппом), зритель тоже играет важную роль. Мне трудно сказать, спрос ли здесь рождает предложение или предложение влияет на характер спроса, но зритель, увы, мыслит стереотипами (зритель как лицо коллективное, обобщённое, а так, конечно, мы все разные). Но согласитесь, определённые стереотипы впитаны большинством из нас с молоком матери, в частности, "брачный венец — всему конец".
А я очень не хочу, чтобы "Формула преступления" повторила судьбу "Анны-Детектива" с деструктивными отношениями двух людей, "скованных одной цепью" и мучающих друг друга эмоциональными качелями в стиле "то к сердцу прижмёт, то к чёрту пошлёт". Не являюсь поклонницей истории главных героев АД (вот уж красноречивая аббревиатура), но если 1 сезон почти полностью посмотрела с перемотками сцен вызывания духов (а по мне, так бесов) — актёры обаятельные — то 2 сезон вовсе бросила, потому что там даже обаяние актёров не спасает этот винегрет из штампов про поголовные измены, "хороший левак укрепляет брак", истерики и неземную-земную любовь с диапазоном от нежных поцелуев до звериного рыка героини "ненавижу", (простите, дорогие поклонники 2 сезона ада АД, это всем имхо имхо, у меня луна на стыке стрельца и козерога, такие страсти никак не по мне и вне возможностей моего восприятия жизни, прошу отнестись с понимаем и ко мне, и к моей луне:)).
Кто-то со мной, конечно, не согласится сейчас, но в АД, если честно, я другого хода развития событий и не ждала (уж больно мрачная, безрадостная стилистика у Колмогорова, да и тема взаимодействия с демонами окрашивает горизонт ожидания в безрадостные тона), но за героев было настолько обидно, что даже написала серию фанфиков с альтернативной концовкой, где героиня расстаётся со всем этим бесовским спиритизмом и обретает счастье (не реклама, если что). Почему не ждала ничего хорошего? Потому что такие вещи, как спиритизм и вообще погружение в магию/эзотерику ни к чему хорошему не приводят (опыт жизни, слава Богу не личный), поэтому Штольман с Анной для меня — два несчастных человека, скованных одной цепью Аниных демонов или демона, с которым девушка не хочет бороться (из неразумности ли, слепости ли, тщеславия ли) и который высасывает из неё витальную энергию и делает одержимой идеей быть с человеком, которому, по сути, это не особо и нужно. И счастливого конца с такой базой уж точно не будет...
В "Формуле преступления", слава Богу, никакой мистики нет (пока). Анастасия Андреевна — вполне земная, трезво мыслящая девушка (не без глубокой психологической детской травмы, но эта травма её повела в мозговую деятельность, а не спиритическую). Тарас Петрович — тоже вполне рассудительный земной человек. Двух людей из разных сословий сводит одно общее дело — криминалистика и... И детектив становится не только детективом...
Когда смотрела осенние серии ФП думала, "какой прекрасный у Тараса и Анастасии получился деловой тандем и как было бы жаль, если бы его разрушили так называемые "нежные чувства", переходящие по щелчку в "африканские страсти", Смолокурову в жизни, конечно, нужна баба попроще, типа Глаши-Параши, а Ардашниковой... А такие самородки живут одной работой."
Потом всё же любовная линия между бравым приставом и отчаянной сыщицей стала слишком очевидна. Если Настин образ в целом статичен, она гениальный сыщик с "нюхом, как у собаки, и глазом, как у орла", вся в расследованиях и упорных попытках разобраться в своём прошлом, внимательная и деликатная с близкими, порывистая, упорная и беспардонная в деле, то Тарас Петрович дал Маха с Авенариусом по части метаморфоз.
Жил себе пристав, служил, в перерывах между делами развлекался с Глашами-Парашами, но тут "жизни даль распахнув мне настежь (ему то есть), ты явилась, весны красивей, птицы в небе щебечут: "Настя", травы вторят: "Анастасия"", только вот не властью глаз, а властью ума Анастасии Тарас Петрович счастливо покорён ("турнюр" — приятное приложение). И если присмотреться к ним как к паре повнимательней, отбросив разницу в образовании, Тарас и Анастасия очень даже похожи друг на друга. Они оба люди далеко не семейные, карьеристы (не в плохом смысле)! "Я б тебе детишек нарожала" для Тараса Петровича вовсе не мотивация для создания семейного гнёздышка, из Архангельской губернии в Петербург он шагал отнюдь не для того, чтобы повесить себе на шею жену с кучей ребятишек, то есть создать семейный очаг — его это вообще не интересует! Вернее, он на официальный статус мужа смотрит с опаской... И вряд ли дети бы что-то изменили, если бы таковые появились на стороне... Отношения с тропинками у него, как в песне: Ничем не сможешь ты, мне, милая, помочь, /С тобою обречён, мечтаешь о любви,/А я-то тут причём? ("Тяни" Король и шут)
Уверена, он так бы и жил случайными, не обременяющими себя связями, как говорится, где сядешь на Тараса Смолокурова, там с него и слезешь. С Анастасией Андреевной поначалу у него была чисто командная работа, как пассию, а уж тем паче жену он её не рассматривает. Когда в серии "Грешница" Анастасия сама же его чуть не утопила (случайно) и сама же воскресила искусственным дыханием, Ухов, как истинный сын патриархального общества: "Тарас Петрович, после того, что случилось, Вам на Анастасии Андреевне надо жениться." И такое в ответ эмоциональное "Щас! Нет уж, лучше расследование!"
Нет, конечно, девушка его зацепила, сильно зацепила, вот и носится он с этой "дурью в голове", да ещё умная, отчаянная, да и заморские методы её оказались далеко не пустышкой, а спасательным кругом, одобрение начальства в первой серии сыграло большую роль во мнении Тараса Петровича относительно Настиных знаний (имхо) и его отношения к её участию в расследованиях. Пусть он иногда и встаёт в позу "не желаю участвовать в этом балагане", "вот как надо общаться с подозреваемыми, в Сорбонне Вас такому не учили", но это просто показать барышне, что он тоже не пальцем деланный. А от заманчивой перспективы пойти вверх семимильными шагами не откажется ни один карьерист, так что путь в полицейский участок №7 для Анастасии был открыт. "Опыт подсказывает, что с Вами лучше дружить" — это признание выгодного для него сотрудничества и что в Ардашниковой он видит прежде всего напарника, восполняющего те лакуны, которые он в силу недостатка образования не может восполнить сам. Взаимовыгодный тандем: Анастасия утоляет жажду своего ума, он получает преференции по службе (но и участников команды не забывает, в рапортах начальству он и Анастасию, и Ухова с Перетрухиным указывает).
Однако уже в зимних сериях, когда герои ближе узнают друг друга, между ними возникает притяжение с отнюдь не деловым окрасом уже не только на уровне языка жестов или мимолётных взглядов по ходу дела. И Тарас Петрович постепенно меняется, хотя не верю я в то, что гуляка может остепениться... Но это же кино! И допустим, здесь случилась эта безусловная любовь, когда чувства к девушке заставляют мужчину расти, добиваться, любить, осознавая при этом, что она в чём-то превзошла тебя, а для мужчины это довольно трудно. Но Тарас Петрович — это не Георгий Иванович, он же Гоша и далее по списку, он никогда не скажет "я буду решать сам на том основании, что я мужчина", нет, себя в обиду, конечно, он не даст и цену себе знает, но то, что спутница жизни в чём-то превосходит его, комплексов до запоя испытывать не будет! Георгий Иванович был мужчина не амбициозный, но с комплексами, Тарас Петрович — парень без серьёзных комплексов, мешающих жить, но с амбициями, и это прекрасное сочетание для человека, который готов к развитию. Тяга к знаниям у Смолокурова есть, останься он в окружении Глаш-Параш, он бы застыл в своём развитии, а знакомство с Анастасией Андреевной добавило, с одной стороны, перца в его жизнь, а с другой — дало возможность выйти на иной уровень развития.
С Глашами-Парашами-Эльжбеттой (уже приятно) Палкиной он бы на высокий уровень не вышел, и сам прекрасно это понимает. Также он понимает, что, конечно, эти женщины ему больше подходят, чем Анастасия, если бы он хотел именно домашнего очага, семейных отношений, прелести которых обрисовали ему Ухов с Перетрухиным, но тут уж кому что. "Что ж ты раньше мне не встретилась, Эльжбетта"... Эту фразу можно трактовать двояко: или "у нас бы с тобой что-то да получилось семейное, если бы не мой журавель из Парижа", "эх, погулял бы я с тобой, да вот из-за Анастасии Андреевны завязал" — я больше склоняюсь ко второй трактовке, если честно.
Тарас Петрович выбрал и выбрал осознанно подниматься в небо за журавлём. Конечно, Анастасия Андреевна его зацепила как женщина, но решающую роль в выборе играло не это (имхо). Ардашникова для него была ещё и напарником, с которым дела идут в гору. Это кстати поняли и Ухов с Перетрухиным, оттого так упорно с первой истории хотели свести их вместе. "Упускать такую нельзя" — во-первых, девушка отчаянная, оригинальная, головастая, во-вторых, с её методами и дела быстрее раскрываются, и начальство плюшки даёт и вверх пойдём все за Тарасом Петровичем. Я вовсе не хочу сказать, что герои сплошь расчётливы и меркантильны, они просто люди дела. И поначалу Тарас Петрович относится к Анастасии именно как к напарнику: "Вы сами что по этому поводу думаете?", "Заинтриговали", "Я с Вами? — Само собой".
"Где я, где она" — это не только осознание разницы сословий, к тому моменту уже пошли подвижки к постепенному сокращению расстояния, на мой взгляд, это ещё и подсознательная нерешительность переступить черту и отягчить их рабочий тандем ещё и общим бытом. Однако к концу сезона они оба уже дозревают, чтобы переступить эту черту... Но для этого оба прошли долгий путь и не один пуд соли съели. Тарас решился на признание, пусть не без батиного пендаля, а Анастасия, с одной стороны, хочет уехать в Париж, но уже не так уверенно, как она порывалась в первых сериях, когда поняла, что здесь ей места следователя не светит, а в Париже хоть частное агентство, ну и напарники везде найдутся... Нет, уже с тоской, с осознанием, что полюбила Тараса Смолокурова и с сомнением, а нужна ли она ему такая как жена, и вообще... Она ждала его признания, его решительного шага к ней как доказательства, что ему это вправду надо, что она не очередная тропинка в его лесу... И дождалась... Сохранят ли этот прогресс во 2 сезоне?
Думаю, к сожалению, самим зрителям как раз не нужен этот прогресс (не говорю за всех, но некоторые комментарии заставляют так думать) — зачем свадьба, пусть свадьба будет в самом конце, а так пусть живут раздельно (только вот сериалы — это бизнес, и там сезонов колупать можно до бесконечности, а актёры не молодеют, и, в итоге, будет ровно та ситуация, которую я описала выше)... Но если подумать, а что бы изменил брак, кроме привнесения определённой стабильности в отношения героев и того, что они будут больше времени проводить вместе? И почему свадьба должна перекрыть интерес к сериалу и к паре сыщиков, ведь главное здесь — детектив! Если бы Эркюль Пуаро решил жениться, никто же бы не забросил сериал? И семейный статус Мегре вовсе не умаляет его как персонажа и не делает историю безынтересной.
В этой паре Тарас и Анастасия оба люди дела и заниматься домашним очагом никто из них не будет, а если и будут, то весьма стихийно и по очереди. Их семейный очаг — это участок №7 Васильевского острова. И ребёночек, если вдруг случится, особо картину не изменит. Пока оба родителя будут бегать за очередным душителем-отравителем-бомбистом-маньяком, с мальцом будут сидеть заботливый Ухов и предприимчивый Перетрухин (нет, всё-таки Филимон Перетрухин настолько предприимчивый, что он быстро определит ребёночка в надёжные руки, того же Васи Ухова, так что Ухову придётся справляться одному))).
Пара Тараса и Анастасии меня привлекла тем, что я увидела взаимодействие двух самодостаточных личностей, которые не соперничают, а дополняют друг друга, которые принимают друг друга такими, какие они есть, без прикрас, африканских страстей, мыльных опер, сердец в клочья по Бестужеву-Марлинскому... А второй сезон, увы, не вселяет надежду, что нам покажут прочную семейную пару, увлечённую общим делом, а мексиканские страсти у меня с этой парой ну никак не котируются, их изюминка как раз была в отсутствии оных.
Имхо, показать семейную дружную пару, которая живёт одним делом, — было бы далеко не банальным сюжетным ходом, это довольно редкий и не заезженный ход, как в мировой литературе, так и в кинематографе. Серьёзно, оттого, что пан Володыёвский женился на пани Басе Озерковской в середине фильма, я не забросила просмотр экранизации Ежи Гоффмана, и роман нисколько не проиграл от этого. Однако, к сожалению, сложно выйти из прекрасной классической голливудской схемы ромкома и розовой водички дамских романов, где брачный венец — сказке конец, а дальше тяжёлая бабская доля... А ведь многие оригиналы известных сказок свадьбой как раз не заканчиваются, там начинается самое интересное!
Но, увы, у нас легче брать аудиторию бесконечными страстями... Помню, меня так огорошил один комментарий на отрицательную рецензию АД 2 в стиле "и хорошо, что всё так нелегко у героев, зачем эта свадьба и семейная жизнь, счастливые семейные пары никого не интересуют". Вот нехорошее чувство — зависть, но я комментаторше искренне позавидовала, ведь неинтересным может быть то, что ты видишь каждый день и то, на чём собаку съел... В моём окружении, увы, по большей части матери-одиночки с детьми, разведённые, вдовы, вдовцы, а если семейные пары и есть, то счастливой их жизнь я никак не назову (я б такой жизни не вынесла). Пара примеров благополучных союзов тоже есть, но это редкие исключения из достаточно большого круга, и, в основном, это люди с головой погружённые в свои профессии, поэтому хотя бы в кино хотелось бы увидеть, что прочный союз может быть основан мужчиной и женщиной, которые уважают и любят друг друга, и что отношения между мужчиной и женщиной — это не только вулкан непонятных страстей, но и что-то созидательное (глядишь, и зритель не будет с такой неприязнью смотреть на официальное заключение брака в историческом сериале).
Но, увы, это обыграть сложнее, даже если это пара детективов, там нужно брать другим, не вулканическими страстями, и у пары Анастасии и Тараса такая возможность есть, однако, уверена, сценаристы пошли по уже тысячу раз проторенному пути... Которым шли герои АД (но там особый вполне закономерный случай), Агаты и сыска, но, кстати, прокрастинация с женитьбой в течение 2 сезонов даже в "Агате..." вполне оправдана изначальным конфликтом, она — мошенница, он — сыщик, в конце 1 сезона он открывается ей и вроде между ними завязываются отношения (пока на удалёнке), но Агата вынуждена приехать в город, и там сталкивается с жертвами своего мошенничества, а Пушкин решает, что она снова встала на неверный путь. И между влюблёнными возникает ссора, которая волею других перипетий рассеивается, но в конце 2 сезона Агата делает выбор не клеймить репутацию Алексея связью с преступницей и уезжает как раз в тот момент, когда сыщик едет к ней делать предложение... Хороший задел для следующего сезона, который, кстати, отсняли, но неизвестно, когда он выйдет в сеть интернета, но Кассандрой быть не нужно: вот уверена и в конце 3 сезона герои разойдутся, как в море корабли, а это тоже уже перебор под названием "тянуть кота за все подробности", имхо. Хоть кто-то бы пожалел бы котиков, но там, где делают деньги, жалость — неведома зверушка.
Поэтому известия о 2 сезоне "Формулы преступления" я воспринимаю с опаской, учитывая мой зрительский опыт, с опаской именно из-за того, что боюсь за линию полюбившейся мне пары, не говоря уже о том, что продолжение, как ни крути, проигрывает первому сезону. Уметь вовремя остановиться — это большой талант, которым, увы, мало кто обладает. Помню, в одном из интервью Василий Ливанов сказал про советский сериал Шерлока Холмса, вернее, про "XX век начинается", (неточное цитирование, просто общий смысл), "мы уже сыграли знакомство, становление дружбы, потерю, обретение друга заново, совместный слаженный тандем, любовь, мы уже сыграли ключевые события в жизни героев к тому времени". (мне такой подход к делу ближе, если честно). Но в последней серии советского Холмса акцент делается на том, что XX век начинается, а это новый темп жизни, новые тенденции и правила.
Буду надеяться, что во 2 сезоне сделан акцент именно на этом (ведь без Анастасии Тарас бы так и остался в XIX веке), Санта с Барбарой пусть химичат в другом месте. А матримониальная прокрастинация может быть вызвана и чисто финансовыми причинами, а не всеми штампами из бразильского сериала вместе взятыми. В финансовой тоже ничего хорошего нет, но детектив в мыльную оперу, по крайней мере, не превратится, а герои не потеряют своё лицо. Но здесь уже всё зависит от замысла режиссёра и сценаристов, надеюсь, что господин Виноградов не поклонник мыльных опер, как и заказчики, и концовки Проспера Мериме не будет (даже если он любимый писатель наших кинодеятелей, сама люблю этого автора, и судя по всему создатели сериалов его любят тоже, но не Мериме же единым, тем более в стольких экземплярах и в такой протяжённости!) Посмотрим, умрёт ли эта надежда...
↓ Содержание ↓
↑ Свернуть ↑
|