↓
 ↑

Индийская мифология

По мифологическим системам Индии

Сурья

Surya
0    2    0

(санскр. सूर्य)

Вахана — колесница, запряженная семеркой белых коней или семиглавым конем.

Атрибут — лотос, колесо, золото.

Эпитет — Вишвакарман ("творец всего"), Савитри ("кормилец"), Вивасват ("блестящий"), Бхаскара ("создатель света"), Динакара ("создатель дня"), Архапати ("правитель дня"), Лока Чакшух ("глаз мира"), Кармасуши ("свидетель дел людей"), Габхастиман ("обладатель лучей"), Сахасра Кирана ("имеющий тысячи лучей").

Олицетворение солнца, встречающегося уже в Ригведе, где оно занимает более видное место, чем в позднейшей индийской мифологии. Его прославлению посвящено десять отдельных гимнов Ригведы.

Сурья, в ведийской и индуистской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Согласно мифам, он — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд. Он рожден на Востоке, приветствуемый певцами; бог выходил из небесных врат и в течение дня обходил землю и небо, ограничивая день и ночь. Сурья двигался по небу без коней, хотя некоторые мифы упоминают семерку его скакунов.

Основное действие Сурьи — изливание света; им он озарял мир и разгонял тьму, уничтожал болезни, врагов. Путь Сурьи указан адитьями, юными солнечными богами, которые соотносились с двенадцатью месяцами.

Отец Сурьи — Дьяус, воплощение неба, мать — прародительница богов Адити. Ушас, божество утренней зари, упоминается как его жена. Со временем Сурья превратился в одного из локапал и стал хранителем мира на юго-востоке. Так как имя Сурья всегда означает самый огненный шар солнца, то он является наиболее конкретным из всех солнечных божеств индийской мифологии и связь его со светилом никогда не теряется. Божественный свет Сурья на небе сравнивается с лицом великого Агни, бога огня. Часто говорится об оке Сурьи; затем сам Сурья называется оком богов Митры, Варуны, Агни или богов вообще (рассвет приводит с собой око богов); сурья называется также оком всех тварей, смотрящим сквозь небо, землю, воды, владыкой глаз, к которому уходят очи усопшего. Сурья принадлежит всем людям и встает как их пробудитель; отсюда он — душа и страж всего движущегося и далее неподвижного. Он имеет колесницу, влекомую одним конем, или вообще конями, или кобылицами, иногда семью лошадьми, получающими также эпитет быстрых.

Путь Сурье приготовляют светлые адитья — Митра, Варуна, Арьяман; Пушан является его послом; заря открывает или производит Сурью; она же является его супругой. Сурья, как сын Адити, получает также имя Адитья или Адитея. Его отец — небо, Дьяуш; он рожден богами. Боги подняли его из океана, где он был скрыт; они же поместили его на небе, как одну из форм Агни. Многие отдельные боги являются как его родители или создатели. Индра-Вишну родил его; Индра-Сома поднял его вместе со светом; Индра-Варуна или Митра-Варуна подняли его на небо; Сома породил его и поместил в нем свет. В такой же роли является и Агни. Творец Дхатр сделал солнце, как и луну и т. д. Нередко Сурья изображается в виде летящей птицы красного цвета, сравнивается с летящим орлом и даже прямо отождествляется с ним. Живительная сила солнца ведет к олицетворению Сурьи в виде быка, иногда пестрого, иногда белого. Лошади Сурьи изображают его лучи (числом семь).

Иногда Сурья изображается в виде неодушевленного предмета: он — драгоценный камень, перл неба, пестрый камень, помещенный в середине неба, колесо, колесница, блестящее оружие, которое Митра-Варуна закрывает тучами и дождем. Сурья торжествует над мрачными демонами и ведьмами, измеряет дни, продолжает время жизни, прогоняет хворь, заразу и дурные сны. Жить — значит видеть, как поднимается солнце. Все твари зависят от Сурьи, и небо поддерживается им. Эпитет Вишвакарман — творец всего — также прилагается к Сурье. Он — божественный жрец богов. Единственный встречающийся в ведах миф о Сурье рассказывает, что Индра победил Сурью и похитил его колесо. В этом мифе можно видеть изображение грозы, затмевающей солнце. Родственный Сурье образ находим в Авесте, где солнце обладает быстрыми лошадьми и называется оком Агурамазды.

В позднейшей индийской мифологии Сурья становится бледным второстепенным божеством, с которым связываются малохарактерные легенды: он является отцом близнецов Ашвинов, рожденных им от нимфы Ашвини. В Рамаяне и Пуранах Сурья является сыном мудреца Кашьяпы и Адити. В Рамаяне он называется также сыном Брахмы. Его блеск был так силен, что жена его Санджня дала ему Чхаю (Тень) в услужницы и сама удалилась в лес, чтобы отдаться благочестивым упражнениям. Когда Сурья привел ее домой, ее отец, Вишвакарма, положил светило на свой токарный станок и отрезал восьмую часть его блеска. Обрезки солнца упали кометами на землю; из них Вишвакарма сделал диск Вишну, трезубец Шивы и оружие прочих богов. В Махабхарате сын Сурьи, Ману Вайвасвата, является отцом Икхшваку, от которого ведет начало Сурьяванша — солнечная династия. В Вишну-Пуране рассказывается, что Сатраджит видел Сурью в его собственном образе, "низкого роста, с лицом, как полированная красная медь и красноватыми глазами".

Лишь немногие из этих позднейших мифов имеют связь с образом ведийского Сурьи; все они представляют полный упадок фантазии и мифологического творчества в сравнении с яркими и поэтическими чертами ведийского мифа. Эпитеты, прилагаемые Сурье, весьма многочисленны, особенно в позднейших источниках. Культ Сурьи до сих пор еще соблюдается в штате Орисса. Сурье посвящены многие храмы, замечательнейший из которых — в Канараке, на берегу моря, в 16 милях к северо-западу от Джаганнатха. Изображения Сурьи в современных индийских храмах рисуют его с головой, окруженной лучами, иногда с 4 руками, иногда с двумя; в одной он держит лотос, в другой свое колесо, сидя на пьедестале из лотоса или на блестящей одноколке, влекомой семиголовой лошадью изумрудного цвета или семью зелеными лошадьми. Иногда перед ним стоит красивая женская фигура — Прабха (Блеск), его подруга, а также возница Аруна и разные оруженосцы.

Узнать больше (ссылка на внешнюю энциклопедию)


Пока еще никто не добавлял в любимые персонажи

Фанфики с этим персонажем - 2



Индрадэв Лиламрита (джен)

622    48    29    6    14.01.2019    1   
На конкурс "Редкая птица", номинация "Внеконкурс".

Индусы и примкнувшие страшно любят бросаться во всё подряд слово "ведический", но нынешние их верования от Вед бесконечно далеки.
Новые боги не требуют всесожжений, им не приносят кровавых жертв (да и старым богам, заодно, тоже). Даже разводя священный огонь, люди бросают туда цветы и льют топлёное масло, пищу предлагая лишь св...>>
   Автор: Lados
Фандом: Индийская мифология
Персонажи: Индра/Шачи, Агни, Сурья, Шани, Брихаспати (Брахманаспати), Шукра, Сома
Рейтинг: PG-13
Жанры: Comedy/Drama/Fairy-tale
Размер: Мини | 28 Кб
Статус: Закончен
Предупреждения: AU
События: Боги крупным планом
3

Боги как люди (джен)

612    74    14    1    14.02.2019    2   
Глючная и странная история о том, как становятся настоящими царями (подсказка: не сразу), как умеют обманывать синие пастухи и кому в небесах жить хорошо (никому).    Автор: Lados
Фандом: Индийская мифология
Персонажи: Индра/Шачи, Адити, Сурья, Брихаспати (Брахманаспати)/Сарасвати, Кришна/Радха
Рейтинг: PG-13
Жанры: Fairy-tale/Drama/AU/Humor
Размер: Макси | 86 Кб
Статус: В процессе
Предупреждения: AU, UST, Гет
События: Боги крупным планом, Философские размышления
3
Имя:
Пароль:
 
Войти при помощи:

ПОИСК
ФАНФИКОВ


Активные конкурсы








Поддержи проект рублёмЧтобы Фанфикс рос большим

бесплатный фотохостинг создан специально для пользователей Fanfics.me

Книги жанра ЛитРПГ
Опубликуй свою книгу!

Следи за любыми произведениями с СИ в автоматическом режиме и удобном дизайне

О-о-о-очень длинные истории про Марти Сью и их подружек!

Старейший в рунете архив фанфиков





Закрыть
Закрыть
Закрыть