↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Marlagram
11 декабря 2017
Aa Aa
Немножко разрозненных заметок про заклёпки для консолей, аркадных автоматов и домашних компьютеров 1979-1991. Ещё чуть-чуть 9.

В ИТ всегда хватало холиваров. Но в интересующий период выделялось несколько конкретных вариантов.

1. Процессорный. Что лучше - 6502 или Z80? Ответ сильно зависел от географии. В США безусловно лидировал 6502, в Японии имел место паритет, в Британии на коне был Z80. А за третье место боролись 6809 и 68000 - хотя со стороны бизнеса всё больше поджимал x86.

PS Z80 x 6502 raw performance

2. Что лучше - гибкость и универсализм или же жестко ограниченный, но глубоко отработанный и ускоренный набор фиксированных функций? Вопрос куда более сложный, чем кажется на первый взгляд. Особенно когда нужно считать каждый такт времени, каждый транзистор в чипе и каждый байт ОЗУ. Тем более учитывая нюансы возможностей разработчиков - их квалификации, доступных им данных и специального железа. Атари со своими консолями 2600/7800 показала, что решение Нинтендо в NES, с жёстко зафиксированным функционалом спрайто-тайловой машины выигрывает у гибкости динамических дисплейных листов. С другой стороны, битмапы домашних компьютеров по сравнению с движками консолей...
Всё упирается в цену памяти (причём в самом широком смысле) и нюансы общего быстродействия в сочетании со стоимостью решений.

3. Где должна быть видеопамять в 8-битном компьютере - на одной шине с процессором или полностью отдельно? Или же какой-то компромиссный вариант? В данном случае сразу вспоминается легендарный британский холивар MSX против Спектрума. Обе крайности имеют свои преимущества, все компромиссы в эту эпоху решительно дороже крайностей.

7800 compared to the NES - вполне интересная точка зрения на странице и весьма любопытный сайт в целом.
Вообще влияние стандарта NTSC нельзя недооценивать. Люди хотели цвета для игровых приставок и домашних компьютеров. У массовых цветных телевизоров, единственных доступных средств отображения, был только антенный вход. Ч/б телевизоры вполне уверенно работали с достаточно высокими разрешениями с вполне приличным (по тем временам) качеством картинки - 512 и даже 720 пикселей на строку было вполне реально.
Однако цветные телевизоры, из-за нюансов механизма кодирования цвета в NTSC, отвратительно отображали контрастные картинки высокого разрешения. По большому счёту, без ухищрений качественная ч/б картинка на цветном телевизоре, показываемая через антенный вход, могла иметь не больше 256 пикселов - а иначе артефакты цвета. Собственно, поэтому например у Commodore 64 стандартные цвета текста в Бейсике - голубой и белый. Зато 320 пикселов на строку.
Позже производители телевизоров встроят довольно много хитрой электроники - фильтров, усилителей (и даже цифровых в второй половине 90-х), но в первой половине 80-х всё очень, очень печально.
...
If each of the three signals is sent separately (ignoring the sync since it happens outside of the active picture) then it's a component connection. This also means that each of the three signals have virtually unlimitted bandwidth and horizontal resolution. An NTSC DVD uses 13.5MHz sampling (6.75MHz bandwidth) producing 858 samples per line of which 720 are encoded (which includes some horizontal blank). (Actually, the chroma bandwidth is 3.375MHz, half of the luma bandwidth, due to downsampling before encoding.) Component is also the only time when the resolution of modern displays could be exceeded by the source material.

Next is S-Video which combines the two chroma signals into one using a 3.579546MHz carrier, which therefore limits the chroma signal to 3.579546MHz or 455 samples per line (378 active). The luma signal is not limitted, but is typically less than 7.159091MHz, or 2x the chroma carrier, for 910 samples per line (756 active).

The next step is to combine everything into a single composite signal (which can then be modulated to a given RF frequency for broadcast). This is also where color aliasing comes into play. Ideally the chroma bandwidth is limitted to less than 1.3MHz (137 active per line out of 165 samples) and luma bandwidth to less than 2.27MHz (240 active per line out of 288 samples) to prevent overlap (luma bandwidth + chroma bandwidth < chroma carrier). Okay, what happens if they do overlap? That's when aliasing occurs - instead of detail you get colors.
...

А заставить потребителей покупать ещё и дисплеи - увы, бюджеты... SCART в этом смысле, как уже было сказано, даёт очень сильный бонус - у него есть RGB.

CRASH 8 - DESIGN DESIGN - к вопросу о британских игроделах.
Самописный софт для разработки, от ассемблера и отладчика начиная - суровая правда жизни. В отличии от нонешних времён, да. Самодельные компьютеры, где например ULA Спекки заменялась на химеру из рассыпухи, в которую встраивались аппаратные средства отладки - чтобы сделать стоп и посмотреть всё что только есть в машине в любой момент исполнения игры...
Отдельная беда у разработчиков софта была с компиляцией, встраиванием ресурсов (графики, звука, текста) и главное - с версионированным хранением всего этого хозяйства. Богатые работали на супермини и даже мейнфреймах, к которым подключали полусамодельные системы разработки из переделанных приставок и игровых компьютеров. Но например DEC VAX (суперминикомпьютер формата "несколько шкафов-стоек") с комплектом жёстких дисков, терминалов (включая графические), софта (включая быстрые и удобные кросс-компиляторы и линковщики) и специально модифицированных Commodore 64, Famicom и Спектрумов - это сотни тысяч долларов вложений. А софт писали, по большей части (и исключая большие студии, работающие с аркадными автоматами) мелкие компании из 3-5 вчерашних студентов...

И да, векторная (т.н "проволочная") графика с ранним 3D против спрайто-тайловых плоских игр с пиксельартом - это тоже холивар. И существенная разница в необходимых технических решениях.

PS

There were. A couple of examples are the Motorola MC6845 and the MC6847. These chips were flexible and allowed various resolutions and colors depending on how they were implemented.

The MC6845 was used in the Acorn BBC Micro, the Amstrad CPC and the IBM PC MDA and CGA video adapters.

The MC6847 was used in the Tandy TRS-80 [Model 1], the Acorn Atom, the Tandy Color Computer, the Dragon 32, and the V-Tech Laser 200.

Some companies made their own custom video chips and didn't allow anyone else use them. Examples would be Atari (TIA, ANTIC/GTIA, MARIA, Shifter), Commodore (VIC, VIC-II, TED, Agnus/Denise), Apple (with the IIgs), and Tandy (with the GIME in the CoCo3).

Other companies made video chips with fixed abilities, usually more powerful than the Motorola chips but with fixed resolutions, colors, and sprites, and sold them for other companies to use in their own systems.

Examples are General Instruments' AY-3-8900-1 (used in the Mattel Intellivision), Texas Instruments' TMS9918 (used in the MSX, TI-99/4(A), Coleco ADAM, and ColecoVision), and Yamaha's V9938 (used in various MSX2 systems), V9958 (used in various MSX2+ systems), and the V9990 (not sure where it was used).

---
In 1980? Ouch. That timeframe is pretty limiting for a 'workstation' using commodity chips stuff. If you eschew the custom chip route, and you didn't do something like license someone else's design (in 1980? E&S if you have the $$$. PERQ, maybe? Apollo?), I think about all you have are:

* MC6845 (and numerous derivatives and second sources): CGA resolution, limited color graphics
* TMS9918: CGA-ish resolution, limited color graphics
* Dumb frame buffer: a la the Mac...some (v)ram and a video shift register (maybe something fun like the Fujitsu MB14241). Not that many chips, but without some pretty sophisticated tricks somewhere you won't get many color planes before you crushed a 68000 (1 almost did in the original Mac), so this is more in the realm of idle speculation.
* Smart frame buffer: As above, but use another processor to handle most of the drawing tasks (bitblt, mouse, etc.). Trade hardware for software. Could be another 68000, or one of the 8-bitters (the 6809 was introduced in 1978). More chips, but much less risk than rolling your own silicon.

N.B. - the MC6847 was around before 1980, but as I recall it was intended to drive a TV and have very limited resolution, so isn't really a workstation graphics chip.

Now, if you could wait just another two years or so, the whole world changes. In particular:

- 1982: NEC uPD7220, Up to 1k x 1k, 4-planes, fast and cascadeable for more colors. Second sourced by Intel and evolved into uPD72120 and uPD72220.
- 1982: Thomson EF936x, described above, chips in the series from 512 x 256 to 512 x 1024 with lots of extras. Nice chips.
- 1982: Various V-series derivatives of the TMS9918.
- 1982: faster 68000s & 68010 for better frame buffers (and better performance in general).
- 1983: the TI32010 DSP came out, which people did some very interesting graphics stuff with, but I don't think this really meets the OP's requirements :-)
- 1984: the HD63484 chipset, awesome 4k x 4k and up to 16-bit color
- 1984: the mc68020, frame buffers, again

Then in 1985 some folks started a company called ATI and things in the graphics world started to really change.
см

#ретрокомпьютеры
11 декабря 2017
6 комментариев
дорогой и уважаемый Marlagram, будьте любезны ставить теги в начале своих простыней:)))
Генри Пушель Просветленный
Ладно, ежели не забуду в следующий раз.
Marlagram
благодарствую, добрый господин! :))))
пааждзыте. А РГБ подать прямо на видеоусилители низзя? Окончательное матрицирование в советских ранних тв происходило на трубе, но и просто подавать сигнал на видеоусилитель типа 6Ж9П или кто там ещё был -- норм.
DragonNur
Телевизор разобрать и залезть так глубоко в условиях "загнивающего капитализма" Штатов начала 80-х мог далеко не каждый. Потому что гарантия и прорва разнообразных конструкций собственно телевизоров - в отличии от конечного набора более-менее стандартных схем в СССР. Богатство элементной базы иногда бывает неудобно конечному пользователю, да.
У нас уже самые первые попытки использовать цветной телевизор для дисплейных фокусов, ещё чуть ли не в конце 70-х, вызвал то самое - прямую подачу РГБ вглубь схемы, мимо СЕКАМовских потрохов. И это было даже достаточно просто для самодельщиков, сумевших уже собрать что-нибудь на клоне i8080.
Но вот "Денди" и поздние массовые Спекки показали всю глубину проблемы - дети (за редким исключением) не лезли сами в родительские телевизоры. А родители жлобились на вызов мастера для модификации конструкции - потому что стоимость работы на дому с деталями была сравнима со стоимостью собственно игровой приставки или домашнего компа. И это ещё не касаясь того, что большая часть NES-клонов, продававшихся на территории (экс)СССР, не умела даже S-Video, а RGB в принципе был невозможен из-за самого механизма формирования цвета в консоли.
А вот стандарт бы приняли вместе с СЕКАМом - RGB, Vsync, Hsync, ground и всё на колокольчиках (а не DIN круглый с наводками в кабеле без экранирования) с самого начала - было бы просто замечательно...
Показать полностью
Боюсь, это из разряда "несоветского СССР". "Экономика должна быть экономной" и прочий бред, тем более, что один дин стоил что-то около 90 копеек в розницу, а тюльпанчики разве только типа советских антенных гнёзд можно, они по 20 копеек папа и по 10 -- мама (и у них херово с контактом). И по хорошему нужен тонкий кабель не просто экранированный, а коаксиальный, хотя бы три кусочка на R G B унутря потрохов и ещё три -- "наружу" на комплексный шланг-соединитель.
Хотя микро-альтернатива просто ми-ми-ми ^___^ просто планочка и на ней пять разъёмчиков. H & V можно вместе, синхросмесь же, а один тогда -- на звук.

Загнивающие капиталисты очень даже активно лазили, когда хотели -- радиолюбительские журналы, конференции и прочее на бахатом заокраинном западе были очень популярны.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть